ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ Лебедев Алексей Рассказы АВТОБИОГРАФИЯ Интервью ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЗОВ САЛАМАНДРЫ СУДЬБА КАЛИФОРНИИ ПРОВАЛ ОДЕРЖИМЫЙ ФЭНТЕЗИ (МИР ФУРБЛОВ) Товарищ фурбл ЧУЖИЕ РУКИ 1-3 УРАГАН ПОСЛЕДНИЙ ЛЕГИОН МИССИЯ КТО СЛЕДУЮЩИЙ? ПОСЛЕДНИЙ ФИЛОСОФ ТОЧКА ОТСЧЕТА НЕОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РИТУАЛЫ РО ТЕНИ АСГАРДА МОЛЧАНИЕ БЕЛОГО ТИГРА СИМБИ ИСТОЧНИК ТОМАС ПИСАТЕЛЬ ГОДА БОГИ СИНТЕОСА НЕВИННАЯ ЖЕРТВА ГОЛОСА-2 БЕГСТВО ОТ ДЕМОНОВ
Автобиография
Я, Лебедев Алексей Викторович, родился в 1971 году в г.Москве. В 1988 году закончил среднюю школу N 1121 г.Москвы с серебряной медалью. В 1988-89 годах работал в Научно-Исследовательском Вычислительном Центре МГУ. В 1989 году поступил на механико-математический факультет МГУ (отделение математики) и в 1994 окончил его с красным дипломом. В 1994 году поступил в аспирантуру (кафедра теории вероятностей), где и учусь в настоящее время. В 1995-96 годах параллельно преподавал в Московском Институте-Интернате для инвалидов. Фантастику люблю с детства. Писать начал в младших классах, потом сделал перерыв. Снова начал в выпускных. Рассылал свои творения в разные журналы, но безрезультатно. В 1992 году мы с друзьями-писателями основали Ассоциацию Молодых Писателей `Румата`. С тех пор выпустили несколько сборников нашего творчества (за свой счет, тиражами в 100-200 экземпляров). В силу нерыночного вида большинство из них пылится у меня дома. ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСЕЕМ ЛЕБЕДЕВЫМ --- Алексей, наши читатели знают тебя и как главного редактора Ассоциации `Румата`, и как писателя. Я бы хотел разделить интервью на две части и поговорить с тобой сначала о твоем творчестве. Поэтому задам первый вопрос: когда ты начал писать, и почему? --- Можно сказать, что я начал писать еще в дошкольном возрасте. Это было нечто вроде комиксов. До сих пор сохранились альбомы с рисунками, в основном на фантастические темы. Где-то во втором--третьем классе я стал писать свои первые произведения, сопровождая их иллюстрациями. Конечно, все это было очень примитивно, но, как я теперь понимаю, это был необходимый этап в развитии моего творчества. А достаточно серьезные, с моей нынешней точки зрения, произведения я начал писать позже, уже после школы. --- А с чем связано твое увлечение именно фантастикой? --- Нравится мне она с детства. Это трудный вопрос. Так уж, наверное, мозги устроены. --- Что ты хочешь выразить своими произведениями? --- Большинство моих произведений проблемные и нерадостные. Лучшие мне удаются, когда я пребываю в состоянии депрессии или разочарования. Они имеют в себе зерно катарсиса, чтобы вызвать у читателя какое-то движение в душе. Проблемы раскрываются в довольно мрачных тонах. Это направление гиперболизации действительности и попытки ее осмысления в таком виде. --- Маленькая деталь: большая часть твоих произведений затрагивает политику. --- Политика задевает какие-то струны в моей душе, входит в воспринимаемый мною мир существенной деталью и является постоянным источником напряжения, какой-то боли духовной, и это проявляется в моих рассказах. Основную роль играет страх перед государством, перед политикой. --- Тогда что для тебя идеальное государство? --- Это очень сложный вопрос. Не знаю, осуществим ли идеальный общественный строй. Утопий никогда не писал и не собираюсь. Просто есть такая древняя народная мудрость: не в силе Бог, а в правде. Вот этой правды очень не хватает нашему государству и до сих пор. Очень много лжи, не то что бы изощренной, но настолько всеобъемлющей, совершенно абсурдной и очевидной, и тем не менее существующей на государственном уровне. Я думаю, что нужно больше правды, больше честности в политике, какого-то благородства, духовности, может быть. Политика может и должна быть нравственной, а иначе это ни к чему хорошему привести не может. По-моему, лозунг `Цель оправдывает средства` неправильный --- есть средства, которые дескредитируют любую цель. --- Тогда, раз уж мы затронули политическую тему, хочу поинтересоваться: есть ли у тебя среди политиков свои кумиры? --- Пожалуй, что и нет. --- Ну, а среди поэтов, писателей? Есть такие великие люди, мнение которых важно для тебя? --- Я думаю, Стругацкие. И как писатели, и как люди. Духовно они все равно присутствуют как часть культуры. Ну, а из классиков могу назвать Достоевского, Гоголя... --- Борис Стругацкий в свое время писал, что фантастическое произведение написано хорошо, если выполнены два условия: а) оно достаточно правдоподобно, и б) если реальность скрашена долей фантастики. --- Мне кажется, что мои произведения в чем-то удовлетворяют этим двум условиям. Если объективно посмотреть, то выяснится, что я мало что придумываю. Дело в тех ситуациях, которые возникают в моих произведениях, в тех проблемах, которые решают мои герои, а они никогда не бывают абстрактными, высосанными из пальца. Отечественный читатель вполне может увидеть в моих рассказах некие параллели с действительностью. Можно провести такую аналогию: некую записку разрывают на две части, одна часть находится у одного человека, а другая --- у другого, и только соединив половинки, они могут ее прочитать. Я всегда пишу одну половинку, а вторая находится в сознании читателя. --- А если твои произведения прочтут через сто лет? Сможет ли тогда читатель понять их без долгого копания в справочниках? --- Не знаю, может быть, и нет. Я пишу для современников, живущих в моей стране, которые знают то же, что и я, видят то же, что и я. Может, в этом я и не прав, и какие-то моменты надо описывать подробнее, но я не люблю разжевывать. --- Ты задумывался о том, что будешь известен и после смерти? --- Нет. Время покажет. Я о таком величии как-то не думал. --- Тогда давай перейдем непосредственно к твоим произведениям. Начнем с серии рассказов о Льве Ивине. Кто он для тебя? --- Лев Ивин --- это образ, который реализует определенные качества, которыми не обладаю я. Он более умный, чем я, более смелый, чем я, более практичный, чем я. Кроме того, в чисто литературном смысле это герой, который не только видит проблему, и эта проблема вызывает у него некую духовную боль, но он еще и способен определенные проблемы решать. И в этом смысле он также реализует качества, которыми не обладаю я. --- Но какое-то сходство между вами существует? --- Я не думаю, что наделял его специально какими-то собственными личностными качествами. Когда я пишу что-то от его имени, то я пишу это и от себя. Но нельзя сказать, что Лев Ивин --- это я. Это герой достаточно идеальный и, может быть, несколько абстрактный. --- Видишь ли ты в нем прообраз того героя, который должен разрешить проблемы нашего сегодняшнего общества? --- Я не думаю, что Лев Ивин один в состоянии разрешить все проблемы. Он же не супермен! --- В твоих детективах всегда прослеживается политическая подоплека происходящего. Да обычно и сам сюжет не является чисто детективным. --- Да, конечно. Для меня писать детективы как нечто самодостаточное несвойственно. Следует говорить о детективной форме изложения материала. --- Тогда почему именно детектив? --- Детектив реализует в современной литературе очень древний архетип борьбы Добра и Зла --- этим он мне близок. --- Еще один интересный аспект твоих произведений: многие герои в них имеют русские фамилии. С чем это связано? --- Может быть, это связано с моей подсознательной верой в то, что со временем русский человек займет подобающее ему место в реальности будущего. Все народы должны, как ни банально это звучит, мирно сосуществовать, и каждый сможет занять свое место. На Земле должен установиться мир, в котором каждый вносит свой вклад в общее дело. --- Хорошо. Мы поговорили об одной твоей ипостаси --- писательской, а теперь, я думаю, надо поговорить о тебе как об издателе сборника Ассоциации `Румата`. Как в тебе родилась идея опубликоваться? --- Это давняя мечта. В школьные годы я еще достаточно стереотипно мыслил и занимался рассылкой своих произведений в разные журналы типа `Юный техник`, `Техника-молодежи`... У меня сохранилась достаточно забавная переписка, точнее, их ответы. Она длилась в течение нескольких лет. В это время я оттачивал свой стиль, а они присылали разгромные рецензии. --- Как у тебя появилась идея создать свой журнал? --- В конце 91 года я послал в `Комсомолку` письмо, где пригласил переписываться со мной молодых и непризнанных писателей-фантастов. С чего мне это пришло в голову, сейчас я не могу уже точно сказать, но, думаю, это было связано с моим ощущением одиночества в этом качестве. С другой стороны, у меня был интерес узнать, что же пишут такие, как я. --- И что же? --- Пришло много ответов со всей страны. В Москве тоже нашлось несколько человек, которые ответили на письмо. В их числе был Михаил Марченко, который предложил создать свою писательскую организацию, при ней журнал, и выпускать его чуть ли не ежемесячно. Я тогда довольно скептически отнесся к этой идее, но суть мне понравилась. В январе 92 года москвичи собрались у меня: пришли Марченко, Екатерина Корнюхина и еще две девушки, которые потом отошли от дел. Тогда мы действительно были полны решимости создать такую организацию, я даже написал ее устав, который впоследствии никогда не исполнялся. Тогда же на собрании меня выбрали главным редактором, а Корнюхину - президентом Ассоциации. Журнал мы издали, конечно, позже, когда первоначальные планы пошли прахом, поскольку зарегистрировать организацию не удалось. Формально это был даже не журнал, а полиграфическая услуга. --- И тем не менее он выдержал четыре издания за три года. --- Думаю, тут сыграло роль мое упрямство, нежелание сдаваться и мой принцип --- не залетать мыслью слишком высоко, а делать то, что возможно. --- Кроме `Руматы` ты где-нибудь еще печатался? --- Да, в `Зеленоградской газете` и в газете клуба `Полином` были опубликованы два моих маленьких рассказика. В дальнейшем эта практика не продолжилась из-за закрытия обеих газет. Но есть надежда, что меня в будущем будут печатать. --- Вообще говоря, для тебя `Румата` значит чрезвычайно много. --- Да это жизнь моя, если так можно сказать! --- Но кроме нее ты еще чем-то занимаешься? --- Конечно. В настоящее время я учусь в аспирантуре механико-математического факультета МГУ и работаю в НИВЦ МГУ. Это не приносит мне большого дохода, то делает довольно насыщенной мою жизнь. --- Чем ты занимаешься в свободное время, кроме писательства? --- Кроме писательства? Читательством, разумеется. Мои увлечения относятся к духовной сфере. Я пытаюсь не только прочитать, но и осмыслить, может, с чем-то поспорить, выработать свою точку зрения. Конечно, я не служу примером здорового образа жизни. Когда человек посреди лета и прекрасной погоды сидит дома, читает книжки и смотрит телевизор... но вот есть это у меня. Вообще, я домосед. --- Какое у тебя отношение к руматовцам? --- Если человек может написать что-то такое, чтобы брало за душу, чтобы это можно было читать и проникнуться, --- вот это всегда я ощущаю как великую тайну, как что-то мистическое, причем мистически прекрасное. --- А по отношению к себе? --- Само событие, когда в голову приходит некая идея, есть нечто сокровенное. Она постепенно обрастает какими-то подробностями, другими моментами. Иногда вдруг работа заходит в тупик, и нужно следующее озарение. --- Как ты пишешь? Вот тебя озарило... --- Я ношу идею некоторое время в голове. Она должна взрасти, оформиться в нечто целостное. Не со всеми идеями это бывает, иногда я в них разочаровываюсь. Но рассказ обязательно должен созреть, и только после этого я переношу его на бумагу. Если речь идет о достаточно большом произведении, то для него нужны другие второстепенные идеи или образы, и работа над ним продолжается от озарения к озарению. После написания следует редактирование, то есть подбор более подходящих слов, предложений, или исключение лишних деталей. Но это гораздо менее одухотворенная работа. --- Ты пишешь свои рассказы сначала от руки, а затем печатаешь, или... --- Нет, я сперва все пишу от руки, и прежде чем они дойдут до машинки, они могут претерпевать значительные изменения, а некоторые так и остаются в черновиках. --- А почему так? --- Наверное, все дело в чувстве ответственности. Когда я печатаю на машинке, то возникает ощущение официоза. Может быть, это связано вообще с моим почтением к печатному слову. --- Есть ли у тебя `недоношенные` произведения, которые тебе нравятся, но ты никак не можешь воплотить их в жизнь? --- Конечно, есть. Например, я не могу придумать для них нужных подробностей. Это может быть связано с ограниченностью моего жизненного опыта... --- Что ж, будем надеяться на лучшее, а сейчас я заканчиваю интервью с Алексеем Лебедевым. Беседу вел К.Воронцов 1995 Р.S. Что изменилось с тех пор? Немногое. Нормальных публикаций так и нет - если не считать рассказ `Последний легион`, опубликованный в альманахе `Космический век` не только с сокращениями (на что я давал согласие), но и с совершенно бездарными добавлениями, а редактура местами изменила смысл на противоположный :-< Так что если хотите знать, как все было на самом деле, спросите лучше у меня. По поводу моих рассказов в журнале `Если` было заявлено, что у меня отсутствует писательский талант даже в зачаточном состоянии :-D Кому повезло, так это Катерине Корнюхиной - у нее в 1996-ом вышло четыре книжки в издательстве `Армада`. Как только это началось, она самоустранилась от дел `Руматы`, а недавно уехала с семьей в Америку. Так что президентом теперь я :-/ Еще я до некоторой степени освоил компьютер (благодаря чему вы читаете эти строки и, я надеюсь, прочтете все остальное), и новые произведения набиваю сразу на клавиатуре, без черновиков. Это гораздо приятней, чем на пишущей машинке :-) Из старых произведений я еще далеко не все перевел в файлы (честно говоря, это довольно скучное занятие), но со временем, наверное, сделаю. То же предстоит сделать и в отношении архивов `Руматы`. Очень надеюсь, что за этой порцией текстов последуют новые. Так что проверяйте время от времени, договорились? Всем привет! Алексей Лебедев 17.04.97
Алексей Лебедев ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО - Это было, пожалуй, одно из самых странных моих дел, - говорил Лев Ивин, странствующий детектив. Его слушали капитан Шторм и техник Хилл. Их маленький звездолет дрейфовал в просторах Галактики. - Оно заставило меня вспомнить одну древнюю поговорку... Но об этом после. А началось все на космической станции `Эпсилон-2`, вращающейся вокруг таинственной планеты Муг. - Я категорически возражаю против присутствия постороннего на станции! Вы меня весьма удивили, госпожа Вэй. Я немедленно поставлю руководство в известность о вашем безответственном поведении... - и первый секретарь посланника Содружества господин Клавдиус Файлер вылетел из отсека, захлопнув за собой люк. Госпожа Дайана Вэй, второй секретарь посланника Содружества, проводила коллегу невозмутимым взглядом, а затем перевела свой жгучий взор на Ивина: - Не обращайте внимания. В последнее время мы все на нервах. - Что тут у вас произошло? - Пойдемте, покажу... За прозрачной перегородкой под белой простыней лежал немолодой человек, опутанный проводами и трубками. Над ним с тихим жужжанием колдовали роботы. Это был сам посланник Содружества. Звали его Альфред Кениг. - Уже двое суток он в коме, - сказала Вэй. - И состояние его не меняется. Переговоры практически сорваны. - Как это случилось? - Никто не знает. Кенига нашли в таком состоянии в его же спальном отсеке. Никаких следов насилия или отравления. - Но вы подозреваете покушение на убийство? - Да. Женская интуиция. - Вы введете меня в курс дела? Они прошли в кабинет-отсек второго секретаря. На взгляд Ивина там было довольно уютно, хоть и тесновато. Дайана одела очки и уткнулась в свои записи. Ивин расположился в кресле. - Как вы, наверное, знаете, планета Муг была открыта пять лет назад автоматическим зондом-разведчиком. Потом здесь работала группа наблюдателей на станции `Эпсилон-1`. Отзыв о здешней цивилизации они дали относительно благоприятный, что и способствовало переходу контакта во вторую фазу - дипломатическую. Галактическое Содружество представляли мы, а империю Муг - Его Сиятельство князь Тар Афого. - Возникли какие-нибудь осложнения при переговорах? - О, нет! Альфред, Клавдиус и Тар - эта троица прекрасно спелась. Все шло прекрасно. - А вы? - А я оказалась за кадром. Его Сиятельство возражал против участия самки в переговорах. - Вы были этим оскорблены? - Не слишком. В конце концов, он продукт своей культуры. А вот то, что наши мужчины приняли его требование как вполне разумное - это меня действительно разозлило. - Поэтому вы и обратились ко мне через голову Файлера? Хотели отомстить? - Вы догадливы. Но я не настолько мелочна. Просто решила совместить приятное с полезным. - Чего я действительно не могу понять, так это почему болезнь Кенига ведет к срыву переговоров. Я, конечно, не в курсе всех дипломатических тонкостей, но по-моему в данном случае все полномочия переходят к первому секретарю. - Так оно и есть. Вот уже два дня Клавдиус шлет радиограммы и уговаривает мугиан не останавливаться на достигнутом. Безрезультатно. Оттого он и нервничает. - Неужели им так полюбился Кениг, что они не хотят говорить ни с кем другим? - Они этого не утверждают. Более того, полномочия Файлера официально признаны. Но что толку? Дело-то стоит. Тар Афого не появляется. Ответы с Муга поступают уклончивые. Ждем неизвестно чего. Лев Ивин нахмурился. - Послушайте, - сказал он. - Не хотите ли вы сказать, что мугиане подозревают здесь покушение на убийство, поэтому и не идут на контакт? - Вот видите, вам тоже пришла в голову эта мысль. На лице сыщика отразилось раздумье. - Однако, - возразил он, - мы все же люди, а не мугиане. Думать за них рискованно: у них может быть совсем иная логика. - Знаете, я тоже не зря получила диплом ксенопсихолога. На уровне здравого смысла гуманоиды мало отличаются друг от друга. - Но кто, по-вашему, мог устроить покушение? - А это уж вы разберитесь, кто. Я, со своей стороны, готова предоставить вам все имеющиеся у меня факты. - Скажите честно: вы подозреваете Файлера? Может быть, он только хотел вывести Кенига из строя, чтобы самому пожать лавры дипломатических успехов? - Звучит логично, не правда ли? Но тогда он здорово просчитался. И, честно говоря, для подобной акции надо быть порядочным авантюристом, а за Клавдиусом я такого не замечала. Он бюрократ. - А не думаете ли вы, что здесь замешаны сами мугиане? Может, в последнее время обсуждались какие-нибудь щекотливые вопросы? - Вовсе нет. Я же вам говорю - они прекрасно спелись. Почти все уже было решено, и встречи приобрели почти неофициальный характер. На последней Альфред научил князя играть в шахматы, а тот подарил ему записи великих композиторов Муга. - Интересно было бы послушать... А чем закончилась игра в шахматы? - Афого проиграл четыре партии. Кениг дал ему учебник. - Неужели князь решил отомстить? - перебил рассказчика Хилл. Капитан Шторм фыркнул от возмущения. Лев Ивин улыбнулся: - Это была одна из множества безумных идей, которые тогда вертелись у меня в голове. В подозреваемых и мотивах недостатка не было, однако возможные причины казались несоразмерны последствиям. Дело могло обернуться войной... - Я связался с руководством, - заявил Клавдиус Файлер, - и меня заверили, что на вас можно положиться. Они не возражают против вашего присутствия на станции и надеются на ваше содействие благоприятному исходу переговоров. - Я тоже надеюсь, - кивнул Ивин. - Однако меня пригласили сюда для расследования инцидента с вашим непосредственным начальником. Что вы можете сказать по этому поводу? - Прежде всего, никакого инцидента нет и не было. Госпожа Вэй совершенно неверно истолковала факты. В принципе, можно только одобрить ее преданность делу, однако в данном случае она действовала сгоряча. Да, господин посланник болен, но это не повод для нелепых подозрений и поиска врагов. - И все же в этом есть нечто странное, вы не находите? Господин Кениг заболел, его полномочия переходят к вам, а Муг вдруг идет на попятный. - Поверьте, меня это задевает куда больше, чем вас. Однако в дипломатической практике бывает и не такое. Если вы действительно хотите знать мое мнение, то приостановка контактов, вероятнее всего, связана с событиями на Муге, а не здесь. Ивину такая мысль не приходила в голову. - Вы полагаете, там произошел дворцовый переворот или что-нибудь в этом роде? - Никаких видимых признаков не наблюдается, однако подобный вариант не исключен. Речь, конечно, идет не о насильственных действиях, а об изменении в соотношении политических сил. Всегда необходимо учитывать, что есть сторонники и есть противники контакта. - Что вы вообще можете рассказать о мугианах? - Это весьма перспективная раса. У них богатые традиции и высоко развитое чувство собственного достоинства. Мы убедились, что их не прельщает материальное изобилие, которое сулят им современные технологии Содружества. Элита империи ориентирована на духовные ценности... - Например, шахматы. - Вижу, госпожа Вэй уже просветила вас на этот счет. - Да, но я предпочел бы получить информацию из первых рук. Ведь вы лично присутствовали на встречах. Скажите, при каких обстоятельствах Тар Афого сделал свой подарок - по собственной инициативе или по просьбе посланника? - Видите ли, после обсуждения вопросов политики, экономики, науки и техники разговор зашел об искусстве. Оказалось, что в этой сфере у наших цивилизаций много общего. У них также существуют литература, живопись, музыка... Поскольку социальная структура их общества довольно жесткая, то имеется четкая граница между массовой культурой и искусством элиты - Высоким Искусством. Похоже, последнее имеет некую мистическую окраску. Вполне естественно, что господин посланник решил ознакомиться с шедеврами искусства Муга, и князь Афого пошел ему навстречу. В дальнейшем мы планировали продолжить культурный обмен. - Как вы думаете, господин Кениг успел прослушать записи? Клавдиус Файлер задумался. - Когда мы вошли в его отсек, огонек проигрывателя горел, - сказал он наконец. - Альфред забыл его выключить. После беседы с Файлером Ивин отправился в медицинский отсек, чтобы поговорить с врачом. Необходимо было проверить некоторые догадки. - Скажите, может ли состояние больного быть следствием отравления или какого-либо иного воздействия? - Вы хотите сказать: есть ли здесь состав преступления? Не думаю. Судя по всему, причина комы - чисто психологическая. Грубо говоря, будучи не в силах перенести некоторое душевное переживание, мозг полностью отгораживается от реальности. - Можете не объяснять. Но разве это не лечится? - Лечится, и довольно просто, путем электромагнитного стимулирования. Однако в данном случае есть риск для здоровья больного, обусловленный его возрастом. Поэтому лучше положиться на естественный ход событий. Уверяю вас, господину Кенигу ничто не угрожает. - Сколько он еще пробудет в коме - дни, месяцы, годы? - Трудно сказать. Возможно, следует вызвать специалиста из Центра. Я предлагал это господину Файлеру. - Но он этого не сделал. Почему, как вы думаете? - Может быть, он боится скандала? Или сложившаяся ситуация его устраивает больше? - Нет, уже не устраивает. Вы знаете, что мугиане отказываются идти на контакт? - Слышал. - Вы не думаете, что они каким-то образом причастны к тяжелому психологическому состоянию посланника? - Разве что косвенно. Хотя это маловероятно... Не знаю. - Хорошо, я спрошу более определенно: могла ли их музыка оказать такое воздействие? Врач усмехнулся и покачал головой: - Не слышал ни о чем подобном. А вы слушали их музыку? - Я - нет. И, возможно, благодаря этому не лежу в коме, а разговариваю здесь с вами. - Конечно, интересно было бы проверить, - задумчиво пробормотал врач, - с медицинской точки зрения... Но кто будет добровольцем? - И вы пошли на это? - восхищенно спросил Ивина Хилл. - Должен разочаровать вас: нет. Мы удовольствовались грубой вычислительной моделью человеческого мозга, которую с трудом удалось впихнуть в бортовой компьютер. Когда мы ввели последовательность сигналов, соответствующих музыкальному произведению, которое прослушал Кениг, то на выходе получили жуткую депрессию. - Значит, все-таки Афого покушался на посланника? - Все не так просто. Позже, когда мы потребовали от мугиан объяснений - в довольно жесткой форме - и они вынуждены были возобновить переговоры, все разъяснилось. Однако истина оказалась весьма причудливой. Можете ли вы представить, что музыка на Муге когда-то была оружием? Ведь Высокое Искусство - это боевое искусство! С тех пор многое изменилось, остались лишь ритуальные поединки. Это одно из самых любимых и уважаемых занятий представителей элиты. Задача в том, чтобы создавать все более убийственные мелодии, и в том, чтобы силой воли противостоять внушению. В общем, как говорится, искусство требует жертв - эту поговорку я и имел в виду. Мугиане понимают ее буквально. - А много ли там желающих умирать? Или их не спрашивают? - Желающих более чем достаточно, поэтому существуют специальные законы, ограничивающие поединки. Они охотно идут на риск ради славы. К счастью, мы, люди, не столь привержены духовным ценностям. Так же, как и рядовые мугиане. - Но почему Тар Афого не предупредил Кенига об опасности? - Ему это и в голову не пришло. Он полагал, что под Высоким Искусством они имеют в виду одно и то же. Идущий на дуэль не должен удивляться, если его пристрелят. - Неужели Кениг погиб? - Нет, для него все кончилась хорошо. Он поправился и вновь приступил к работе. У него оказалась достаточно устойчивая психика. Мугиане гораздо более чувствительны... - А почему они временно прервали переговоры? - Ну, их тоже можно понять, - усмехнулся Лев Ивин. - Видите ли, наш посланник был в каком-то смысле отомщен, хоть мы и не сразу узнали об этом. Дело в том, что Его Сиятельство князь Тар Афого сошел с ума, пытаясь решить шахматную задачу. Алексей Лебедев ЗОВ САЛАМАНДРЫ
За мной следили уже неделю. И это было не столько страшно, сколько странно и непонятно. Конечно, будь я гангстером или детективом, шпионом или секретным агентом, в этом не было бы ничего удивительного - возможно, я принял бы это как должное. Но в моем случае я не видел решительно никакого повода. Забавно, но только это странное все продолжающееся приключение заставило меня задуматься, какое же я ничтожество. Стоит ли говорить, что я никогда не имел отношения ни к каким важным секретам и тайнам; коммерческие наши тайны я сюда не отношу - по большому счету, это такая чепуха... Наша фирма пока не разорилась, хотя уже перешагнула срок жизни, отпущенный ей статистикой, но и не процветает, а скорее держится на плаву. Мелкие радости, мелкие неприятности - это своего рода игра, имеющая значение только для тебя и еще нескольких человек. Средний класс - фундамент стабильности и благосостояния (кажется, из речи Президента). Есть еще вариант - фатальный. Конечно, много лет прошло с тех пор, как пал режим Нилтаса, и правительство у нас самое демократическое, и страшные полумистические органы давно расформированы, переформированы и реформированы в цивилизованные структуры, откуда можно даже потребовать свое досье; ну а вдруг снова? По привычке начинаешь думать, что, когда, кому и где сказал - и холодная лихорадка страха ползет по телу, потому что да, говорил всякое; учили нас демократии - и выучили, что же теперь делать? Так каждого можно брать, не только меня. И последний вариант - не было ничего. Ну что удивительного в том, что кто-то едет тем же маршрутом, что и ты? Или что человек идет той же дорогой позади тебя? И действительно ли это один и тот же человек? Я мог и обознаться по близорукости. Память предательски подсовывает сегодняшний эпизод в кафе: я ловлю на себе пристальный взгляд человека в сером плаще. Он хитро улыбается и кивает. Меня охватывает озноб, я медленно отворачиваюсь и ухожу... Может, его вообще не было? Наверное, это безумие, мания преследования, и мне надо обратиться к психиатру - и меня вылечат. Но, может быть, тогда я больше не увижу Ее? Так я размышлял, пока машина везла меня из шумного мигающего разноцветными огнями центра на окраину, в район, справедливо именуемый спальным. Улица была пуста. Ночь вступила в свои права, мертвенный свет фонарей и оранжевые квадраты окон были только иллюзией человеческой власти. В который раз я почувствовал себя словно в подводной лодке - окруженным невидимой, но враждебной средой. Воды я боялся с детства - с тех пор, как чуть не утонул в море, когда мама зазевалась. Почему нашим поведением управляют такие мелочи? Жалкие мы существа... Машина остановилась и загудела, уведомляя меня о завершении программы. Это было не совсем верно, потому что припарковалась она метрах в двадцати от дома, но сколько я не нажимал кнопку выполнения, машина только гудела и с места не двигалась. Очевидно, в ее электронных мозгах произошел какой-то заскок, но разбираться в этом сейчас не было ни времени, ни сил. Переборов инстинктивный страх, я открыл дверцу и вылез из машины. Идти мне было всего ничего, но влияние ночи сразу обрушилось на меня. Стояла удивительная тишина, слышны были только мои шаги. Около дома я увидел неровные сполохи света - горел костер, вокруг него копошился маленький человечек; он лепетал что-то и подбрасывал в огонь подобранный на улице мусор. Это был Арсен, безвредный дурачок, живущий в нашем доме в каморке под лестницей. Я подошел поближе - языки пламени завораживали меня, обещали встречу с Той, единственной... Человечек обернулся, и вновь меня передернуло: на мгновение мне показалось, что я вижу лицо человека из кафе, моего преследователя, его хитрую усмешку. Я зажмурил глаза, а когда вновь открыл их, передо мной был Арсен - он неловко, по-китайски, кланялся - это была его обычная форма приветствия. Я кивнул ему и вошел в дом. Поднявшись на второй этаж и открыв дверь ключом, я щелкнул выключателем, надеясь включить свет в прихожей. Света почему-то не было. Конечно, лампочка могла перегореть. Я закрыл за собой дверь и прошел в комнату, чтобы включить свет там. Этого не произошло. Я стоял посреди пустой квартиры, и это больше не была моя территория - это были владения тьмы. В какое-то мгновение меня объял жуткий, панический страх, несравнимый по силе с прежним, и тогда я выхватил из кармана спичечный коробок, дрожащими пальцами взял сразу несколько спичек и резко чиркнул ими, словно вспоров себе вены. Огонь вспыхнул неожиданно ярко, на сетчатке запечатлелся огненный шар, а потом я увидел Ее. Она являлась мне за пеленой огня, но с каждым разом я видел Ее все лучше. Ее обнаженное тело было блестящим, словно жидкая ртуть, а ярко-рыжие густые волосы словно составляли единое целое с ласкающими их языками пламени. Она стояла, опустив голову, но я знал - когда-нибудь Она покажет мне свое лицо, посмотрит мне прямо в глаза и тогда... Что произойдет тогда? Должно быть, я окончательно сойду с ума. Я очнулся лежащим на полу. Видимо, я упал; хорошо, что у меня такой мягкий ковер. Весь свет горел. Я поднялся с пола, умылся и, прежде чем лечь спать, принял несколько таблеток успокоительного. Мне снился какой-то вязкий кошмар, а когда я наконец выкарабкался из него, в нос ударил резкий запах гари. Я сел на кровати и увидел, как горят мои любимые занавески. Огонь охватил уже половину комнаты. `Черт! Этот урод все-таки поджег дом`, - подумал я и бросился действовать. Вернее, попытался, потому что все движения мои были заторможены, а в голове шумело. Телефон стоял рядом с кроватью, я поднял трубку и услышал тишину. Тогда я отбросил ее и стал спасать то, что казалось мне самым важным. Схватив все в охапку и накинув плащ, я бросился к двери. Замок не открывался. Завыв от беспомощности, я подергал ручку и понял, что остается только окно. Выпрыгнув, я ударился и довольно больно - удивительно, что вообще остался цел. Потом я каким-то образом оказался в машине, где, наконец, смог собраться с мыслями. Конечно, здесь же я мог и переночевать, но мне хотелось комфорта и человеческого участия. Поэтому я набрал адрес одного моего друга, совсем не задумываясь о последствиях. Он открыл не сразу, потом появился, запахнувшись в халат с драконами и сонно хлопая глазами. - Ты? Что случилось? - Извини... - Ты знаешь, который час?! - Не знаю, - я действительно не знал. - Погорел я... - На чем? - в деловитости ему было не отказать. - Да ни на чем! Пожар у меня, дом сгорел... - Ну, проходи. Я прошел в комнату и сел на диван. Он встал в дверях и некоторое время смотрел на меня. Его звали Филипп Вронски, или просто Фил. Мы когда-то учились вместе. - Да, Джек, ну и видок у тебя, - сказал он наконец. - А ты думал! - вскинулся я. - Хорошо, хорошо. Барахло свое можешь положить на стол, - он подошел к бару и налил в бокал что-то шипучее: - На-ка, выпей. - Это что, пепси-кола? А покрепче ничего нет? - Ты и так как пьяный, тебе надо прочистить мозги. Я выпил шипучую освежающую жидкость, и через несколько минут почувствовал себя гораздо лучше: вернулось нормальное ощущение действительности. Я сидел на мягком диване, обутый в шлепанцы, в плаще, накинутом на пижаму. Слева от меня в кресле сидел Фил. На стене, напротив меня, висела картина - без очков я не видел, что на ней изображено, только оранжевый цвет. Мне вдруг стало стыдно. - Ну, рассказывай, - произнес Фил, затягиваясь сигарой. Не зная , как отделить реальность от фантазии, я стал рассказывать все подряд, словно пересказывая длинный страшный сон. Только закончив, я поднял глаза. Фил смотрел на меня как-то странно. - Думаешь, я сумасшедший? - Нет. Я думаю совсем о другом, - он нервно погасил сигару. - Послушай, ведь ты с детства боялся двух вещей: воды и темноты. - Да. - А огонь всегда любил. И до того, как начались видения. - Да. Есть в нем что-то... - ...созвучное твоей душе. Но почему же ты бежал от него? - Как? - я удивленно воззрился на приятеля. - Почему ты бежал от огня? - Ну, мне не хотелось сгореть заживо. - Ты запросто мог сломать шею, выпрыгивая из окна. Мог попасть в аварию. И в ванне можно утонуть. Я, должно быть, не совсем еще пришел в себя, потому что никак не мог понять Фила, но чувствовал, что какая-то логика в его словах была. - Огонь - это прекрасно, - сказал он, мечтательно глядя вдаль. - Но тебе все-таки надо отдохнуть. Снимай свой дурацкий плащ и ложись на диван. Укроешься пледом. Я лег и закрыл глаза. Мне было хорошо, очень хорошо. Пожалуй, такую безмятежность я испытывал только в раннем детстве. Сквозь сон я слышал, как Фил чем-то шуршит в соседней комнате, потом раздался мелодичный сигнал телефона. - Да, - сказал Фил. - Да, он здесь. Спит. Да. Уже начал. Не надо? Хорошо. Приезжайте. Я улыбнулся, ничего не поняв. Мысль текла медленно-медленно, прошла целая вечность, прежде чем она достигла нужного уровня сознания и опалила мозг: Фил был с ними заодно! Они хотят меня убить! Я вскочил с дивана - от резкого движения перед глазами поплыли радужные круги, в ушах зашумело. Я помотал головой и услышал, как открывается дверь в квартиру. Послышались голоса - о чем они говорили, я не разобрал. Потом раздались шаги, и в комнату вошел человек в сером плаще. Он посмотрел на меня, и на лице его появилась знакомая усмешка. - Здравствуй, брат, - сказал он. Видимо, напиток, данный мне Филом, прояснил не только мозги, но и все остальное. А может, сработала ассоциация со шпионскими боевиками. Только я вскочил и быстрым движением ударил его, так что он врезался головой в косяк и застонал, сползая; дорогу мне преградил Фил, я отшвырнул его и ринулся к двери. Я набрал код ближайшего полицейского отделения и поставил скорость на максимум. Перед самыми дверями машину занесло. За мной с интересом наблюдала жующая физиономия дежурного. Должно быть, я был колоритной фигурой. - Эй, чего тебе? - Меня зовут Джек Браун. Я должен дать показания. Меня преследуют. - А! - выражение его лица изменилось. Я зашел и сел в кресло для посетителей. При ярком свете, сидя в пижаме, я чувствовал себя идиотом. Полицейский говорил что-то в телефонную трубку, потом повесил ее и обернулся ко мне: - Сейчас вами займутся. - Кто? - Оттуда, - он показал пальцем в потолок. Мне стало вдруг холодно, но в то же время пришла какая-то успокоенность и покорность судьбе. - Кофе хотите? - дружелюбно спросил полицейский. Я пил кофе и ел бутерброды, когда стеклянная дверь открылась и перед нами появился человек в штатском. Его холодный взгляд скользнул по мне, на губах промелькнула улыбка вежливости. - Ключи, - бросил он поднявшемуся при виде него дежурному. - Пойдемте, - сказал он мне, и мы прошли вглубь здания. Ключами он открыл кабинет - явно не свой, смахнул со стола бумаги. - Садитесь, - указал мне на кресло, а сам уселся за стол и, словно спохватившись, показал мне красную книжечку. Я кивнул. - Рассказывайте. Я рассказал все факты. Лицо его оставалось непроницаемым, разве что на последнем эпизоде моего бегства по нему прошла тень удивления. Выслушав меня, он положил на стол кейс, пошуровал в нем и вытащил несколько фотографий. - Вы знаете этих людей? Я взглянул, и меня пробрал озноб: это были все действующие лица моего детектива. Здесь был мой преследователь, человек из кафе, здесь был Фил, здесь был даже Арсен. Кроме того, здесь было несколько незнакомых мне людей. Я сказал. Он кивнул и ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ
Док. 113775 Опублик.: 19.12.01 Число обращений: 6
|