В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Назад
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Большинство местных ведущих, наиболее читаемых печатных изданий находится в той или иной мере под контролем местной администрации. Это, в первую очередь, выражается в том, что в число учредителей таких ежедневников, как `Красноярский рабочий`, `Красноярский комсомолец` и ряда других изданий, входит региональная исполнительная власть. Это в свою очередь в значительной степени влияет на характер и содержание публикуемых в них материалов. Однако, несмотря на то, что другие ведущие издания формально и являются независимыми, их положение, с точки зрения финансовых возможностей, крайне тяжело.
С одной стороны, крайне ограниченная подписка на печатную продукцию. Так, в одном из еженедельников, учредителем которого является мэрия города Красноярска, зарегистрирован своеобразный рекорд в подписке на первое полугодие 1995 года. На данное издание своевременно изъявили желание оформить подписку 9 подписчиков. Характерно, что несмотря на такой результат, данное издание не прекратило своего существования (мэр Красноярска крайне заинтересован иметь под своим крылом `свою газету` ведь выборы впереди и в предвыборной борьбе любые лишние полиграфические мощности не будут лишними).
Кроме подписки, незначителен и потенциал ежедневных продаж печатных СМИ в регионе, что стало следствием общего снижения в последние годы жизненного уровня населения. В попытках решить данную проблему местные органы власти вынуждены выделять ежегодно значительные дотации на существование прессы. Так, стоимость одного, добротно сделанного номера любой из ведущих газет, выходящих в краевом центре, колеблется в среднем (на середину мая 1995 года) от 100 до 200 рублей за номер. Естественно, что остальные расходы берет на себя бюджет, который и так сейчас находится на грани выживания.
Кроме уже отмеченных проблем значительным подспорьем в борьбе против свободы слова в регионе стали активно появляющиеся в последние месяцы процессы о защите чести и достоинства, которые инициируются чиновниками и бизнесменами. Такие процессы в буквальном смысле вынудили региональных газетчиков не касаться ни одной из так называемых `щекотливых тем`. Ведь даже 50 или 70 миллионов рублей, к выплате которых любую из газет сможет обязать судебное решение, поставит печатный орган в безвыходную ситуацию.
В Краевом центре функционируют пять местных телевизионных программ, большинство из которых принимаются в наиболее густонаселенных частях города. Данные программы не уступают по уровню своей популярности общефедеральным программам ( Красноярск принимает ОРТ, РТР).
Кроме того, в трансляции общефедеральных телевизионных программ на территории Красноярского края существует и другая серьезнейшая проблема: значительная задолженность перед работниками связи, обеспечивающими работу ретрансляторов. В соседней с Красноярским краем Иркутской области аналогичная проблема стимулировала остановку показа общефедеральных программ.
Количественная и общая характеристика красноярских краевых СМИ. На 1 января 1998 г. в крае зарегистрировано 492 средства массовой информации. Среди них прессу представляют 293 газеты и 38 журналов. Электронные СМИ насчитывают 114 телепрограмм и 47 радиопрограмм. 17 процентов всех краевых СМИ имеют статус государственных, 16 процентов - муниципальных, 67 - частных (коллективных, общественных). За 6 лет после принятия закона о СМИ, отменившего цензуру и упростившего процедуру регистрации, количество СМИ в крае увеличилось в 2,5 раза. Причем до 1997 г. приращение было стабильное и составляло от 50 до 60 единиц в год. Казалось бы, что информационный рынок должен насытиться до предела. Но этого не произошло. Более того, 1997 г. дал существенный взрыв - 79 новых СМИ.
Это можно объяснить тремя обстоятельствами:
Во-первых, в условиях жесткого экономического прессинга со стороны связистов, производителей бумаги и полиграфистов редакции вынуждены снижать тиражи своих изданий. `Сброс` по различным изданиям колеблется от 5 до 20 процентов в год. Естественно, что информационный рынок в целях своей стабилизации вынужден привлекать все новых и новых `агентов`.
Во-вторых, некоторое стимулирующее воздействие на рост СМИ оказал федеральный закон о господдержке и книгоиздания. Он, как известно, был принят в конце 1995 г., но, учитывая инерционность нашей государственной машины, проявил себя лишь в 1997 г., освободив редакции от налогов на прибыль и добавленную стоимость в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
В-третьих, в минувшем году наблюдался бурный рост муниципальных СМИ. В 19-ти городах и районах края появились новые газеты, теле- и радиопрограммы, учредителями которых выступили местные администрации. Оценку этому явлению давать еще рано. Возможно, таким своеобразным образом начинает материализоваться идея развития местного самоуправления, возможно - а это вероятнее - в этом проявляется недовольство местной элиты информацией, исходящей из краевых и центральных СМИ, и желание создавать и контролировать свое информационное поле.
Темпы экономического роста здесь за послевоенные годы в 1,5 раза превышали союзные. В этих условиях большинство СМИ давно уже поделено между властными структурами, политическими и промышленно-финансовыми группировками. Сегодня благополучие редакций вряд ли можно связывать с информационным интересом читателей, зрителей и слушателей. Оно зависит прежде всего от финансовой поддержки извне. Те, кто не смог найти себе состоятельного `спонсора`, выходят 2 - 3 раза в год или совсем `сходят с дистанции`. В число таких неудачников вошли, например, такие издания как `7 дней`, `Попутчик`, `Наша газета`, `Частная жизнь`, `Семья и дети`, `Ветры странствий`, `Лукоморье`, `Инь - ян`, телепрограммы `Мана`, `СЭТУР` и многие другие. В их число можно занести чуть ли не половину из полутысячи зарегистрированных в крае. В результате на территории нет ни одной детской и спортивной газеты, жалкое существование влачит ведомственная и заводская печать.



Док. 140840
Опублик.: 08.04.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``