В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Культура народа Назад
Культура народа
За многие века сформировалась самобытная и удивительная культура народа республики Тувы. До сих пор её земля и скалы хранят свидетельства жизни и культуры людей. Здесь находятся более 10 интересных памятников наскального искусства с сотнями рисунков. Это расположенные близ Кызыла Малый Баян-Кол, Сыын-Чурек, Ортаа-Саргол, Бижиктиг-Хая, петроглифы Чиргаки в долине реки Хемчик, Сарыг-Даш и правого берега реки Енисей. Народ Тувы по роду занятия делится на две основные части: охотники-оленеводы горной тайги (восточные тувинцы) и горно-степные скотоводы (западные тувинцы), для которых жильем служат юрты, чумы, каркасные и срубные постройки. Среди населения Тувы распространены три религии: православная церковь, шаманизм и буддизм в форме ламаизма. Духовным лидером буддизма в настоящее время является Его святейшество Далай-Лама XIV. 17 буддийских дуганов (молитвенных домов) и один хурэ (буддийский монастырь) были построены на средства верующих. В них служат 44 буддийских лам и послушников. На прошедшем в 1997 году учредительном съезде буддистов Тувы было решено создать своеобразный координационный центр развития Тувинского буддизма - управление Камбо-ламы Тувы. Шаманство распространено, в основном, среди кочевников-скотоводов и охотников. Оно является неотъемлемой частью духовной и культурной жизни тувинского народа. В недалеком прошлом оно было широко распространено в Тыве и изучалось этнографами вплоть до самого последнего времени. В основе шаманизма лежит вера в возможность общения с духами Земли и Неба.
Есть у народа Тувы удивительная особенность -хоректээр (горловое пение), популярное сейчас во всем мире. Оно интересно традиционными приемами исполнения. Одним из приемов исполнения является пение одного лица сразу двумя и тремя голосами. Способы исполнения горлового пения являются основой музыкальной культуры и интонационного слуха. Они связаны с подражанием животным и владение этими звукоподражаниями является ключом к искусству хоректээр. Горловое пение разделяется на пять стилей: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр. Хоректээр сопровождается игрой на смычковых и щипковых музыкальных инструментах различного вида. Изучением горлового пения занимались известные исследователи: П. Островских, Е.К. Яковлев, Г.Е. Грумм-Гржимайло, А.В. Анохин, Е.В. Гиппиус, А.Н. Аксенов, С.И. Ванштейн. Искусство горлового пения представляет ансамбль `Тыва`, образованный в 1988 году в г. Кызыле музыковедом-фольклористом З.К. Кыргыс. Ансамбль несет в себе все жанры тувинского музыкального фольклора, сформированного в ранние периоды жизни кочевников Центральной Азии. В нем участвуют лучшие исполнители уникального искусства тувинцев-хоректээр. Репертуар ансамбля составляют сотни песен, собранные со всех районов Республики Тува. Ансамбль `Тыва` выступал в Монголии, Тайване, Голландии, Бельгии, Швеции, Германии, Норвегии, США, Японии, и многих других городах и странах. В целях сохранения и развития традиционной культуры пения хоректээр и исследования вопросов по этнографии, шаманизма и философии Правительством республики Тыва был создан в январе 1993 года Международный Научный Центр (МНЦ) `Хоомей`. Центр занимается созданием архива записей этого пения и их анализом, обучением и прослушиванием юных исполнителей, участием в международных конкурсах музыкальной культуры народов мира и организует международные симпозиумы и фестивали.

Док. 141277
Опублик.: 19.04.02
Число обращений: 54


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``