В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обсуждение экономической программы Назад
Обсуждение экономической программы
Из выступления Главы Республики Коми
Юрия Спиридонова
на заседании Правительства РК при обсуждении
Экономической программы
Правительства Коми на 2001-2005 годы
(20 февраля 2001 года)

`...Жители республики должны знать, что будет в перспективе, чтобы определить планы на свою жизнь. Правительство республики - это исполнительный орган власти. Поэтому свое видение перспектив развития региона мы должны представить не только населению, но и законодательной власти. От текущего двухлетнего или двухгодичного планирования нашей социально-экономической политики мы с вами переходим к перспективной программе на пятилетие.

Об этом мы заявили год назад на сессии нашего Государственного совета, это вызвано необходимостью смены тактики выживания и стабилизации на стратегию реального развития и роста экономики нашей республики. Мы решаем задачи по улучшению жизни всех граждан республики. Естественно, что переход на пятилетку нам, правительству, добавит забот и проблем. Будем прямо говорить, за 10 лет мы растеряли все навыки, весь профессионализм формирования таких пятилетних планов.

Те, что были разработаны когда-то в Советском Союзе, дублировались в союзных и автономных республиках, устанавливались для областей, утрачены. Да и в принципе устарели потому, что очень многое изменилось в нашей действительности. Начинать, по сути дела, надо с нуля. Сегодня абсолютно другие правила игры, другое общество, которое строит Россия, новые кадры. Есть свежие идеи, мысли, а главное - у нас с вами есть стратегия развития нашей республики в рамках Российской Федерации.

Ситуация осложняется еще и тем, что в России, кроме Концепции развития на ближайшее десятилетие, которую мы рассмотрели на одном из заседаний Госсовета при Президенте РФ, кроме среднесрочных программ, ничего больше нет. Но не зря же в свое время умные люди определили необходимость планирования не на два-три года, а на пятилетку. Пятилетку, которая ежегодно уточнялась, корректировалась.

Может быть и так, что мы примем пятилетнюю программу, а нам опять скажут, что в России нет таких программ, таких законов нет, и поэтому это не соответствует правовым нормам или разрушает федеральное устройство нашей России. Мы с вами - новаторы в разработке пятилетки, а иные чиновники новаций не любят. И все же пятилетка и для нас, и для населения, и для тех, кто руководит сегодня предприятиями - это привычная формула видения перспектив развития.

Правительство республики вступает в новый век с новой пятилеткой, с желанием сказать людям, что их ждет через пять лет, а не только через год, через два. Это очень важно, потому что новый век, мы надеемся, будет веком той самой России, ради которой мы реформируем экономику и социальную сферу последние десять лет.

Планировать работу, как мы с вами раньше, на год-два, значит, жить без будущего. К великому сожалению, даже это все планируется под вождей, под личностей, а не под Россию. Как быть? Что будет завтра? Вот мы и решили взять на себя такую ответственность: рассказать людям о перспективе. Мы не просто шли к этому, мы создавали определенную базу долгосрочного планирования. 1999 год для Правительства Коми стал годом, когда из нашего лексикона исчез термин `темп падения`, в экономике наметился рост. Нужно было подтвердить, что это не случайность, а тенденция. И в 2000 году подтвердилось все то, что мы обещали людям, о чем докладывали депутатам Государственного Совета РК. Мы ожидали более скромных результатов потому, что осторожны в оптимистических экономических прогнозах, но они оправдались. Подтвердилась и необходимость структурных изменений, которые проведены в отраслях промышленности, оправданы затраты республиканского бюджета на поддержку отраслей, из которых, казалось бы, не извлечем уже дополнительного дохода: аграрной, лесной, транспортной... Окупились и вложения государственных средств в крупные инфраструктурные проекты: `Белкомур` и другие.

Результат таков, что прошедший год закрепил все то, что было достигнуто в 1999 году. Мы уверены сейчас, что это - тенденция развития экономики нашей республики. И Правительство готово и знает, что делать для того, чтобы закрепить эти результаты, поэтому мы и подготовили программу пятилетнего планирования.

В этом документе говорится не о концепциях и теориях, а о практических результатах предстоящих пяти лет. Жители каждого города и района, труженики предприятий и их собственники должны знать, что их ждет впереди в республике. Это нужно для того, чтобы каждый себя чувствовал здесь уютно, чтобы каждый знал, кто войдет вместе с нами в процесс развития нашей республики. Сегодня мы обсуждаем этот вопрос на заседании Правительства для того, чтобы в марте представить Экономическую программу Правительства республики на 2001-2005 годы депутатам Государственного Совета РК.

Мы не питаем иллюзий, что жить станет легче. Хотя в республике резко, больше, чем втрое, по сравнению с 1999 годом, возрос объем промышленного производства, валовой региональный продукт, почти вдвое увеличились инвестиции (сегодня почти полбюджета республики - это инвестиции). А в 2001 году суммы инвестиций в развитие производства, промышленности, равны годовому бюджету республики. И нас радует, что более 90 процентов из них - это отечественные инвестиции, средства наших компаний и предприятий.

Поэтому главная цель пятилетки и главное, чего мы добились за десять лет - это то, что Правительство, органы местного самоуправления, руководители крупных компаний, малые и средние бизнесмены не потеряли ответственности перед населением республики за ее развитие. Из этого мы и исходили, разрабатывая пятилетний план.

В области развития регионов принята концепция выравнивания социально-экономического положения всех субъектов РФ. Исходя из такого понимания развития регионов в составе Федерации, мы определили наиболее принципиально важные установки, планы, намерения правительства республики. Принципы взаимодействия правительства и рыночных структур, хозяйствующих субъектов основаны на убеждении, что необходимо сохранить и, более того, даже усилить государственное влияние во всех сферах экономической деятельности, не вмешиваясь при этом в хозяйственную деятельность предприятий, организаций. Основным инструментом реализации поставленных в Экономической программе на 2001-2005 годы целей и задач, как и прежде, остается разработка и реализация ежегодного комплексного плана мероприятий Правительства республики.

Прежде, чем говорить об основных положениях Программы, хочу остановиться на некоторых итогах 2000 года. Как мы и ожидали, год стал серьезным испытанием для всех нас, важным этапом в процессе экономических преобразований. В начале его мы принимали основные направления социально-экономической политики правительства на два года. Определяли главные задачи 2000 года: сохранение темпов развития, усиление сложившейся позитивной тенденции в социально-экономической сфере, концентрацию усилий на решение важнейших социальных вопросов.

Приоритетом в течение всего года оставалось содействие стабилизации и росту производства всех основных отраслей экономики республики, прежде всего, материального производства. В числе наиболее значимых положительных результатов социально-экономического развития в 2000 году можно отметить рост валового регионального продукта на 8 процентов. Основной вклад в формирование валового регионального продукта и обеспечение его роста внесли промышленность, транспорт, торговля. Среди регионов Северо-Западного федерального округа в 2000 году в расчете на душу населения республика занимала по объему инвестиций в основной капитал первое место, по производству промышленной продукции - третье место. Столь значительный прирост общего объема промышленного производства достигнут впервые не только с начала экономических преобразований, но и за последние 25 лет.

Положительная динамика объемов производства сложилась в большинстве отраслей промышленности, за исключением промышленности строительных материалов, угольной отрасли, электроэнергетики и машиностроения. Главными факторами роста промышленного производства на предприятиях стали улучшение использования производственных мощностей, резкое увеличение капиталовложений и инвестиций, и просто элементарное наведение порядка на производстве. Значительный прирост объема производства в течение последних лет достигнут в лесопромышленном комплексе, положительные тенденции сохраняются во всех отраслях этого комплекса, включая лесозаготовку, деревообработку и целлюлозно-бумажную промышленность. Повышение эффективности производственной деятельности в нефтяной отрасли и продолжающийся рост цен на нефть позволили получить хороший финансовый результат по итогам года.

Сбалансированная бюджетная политика, активизация жилищного строительства, эффективная социальная и кадровая политика, стабилизация демографической ситуации тоже сыграли немалую роль. Основные принципы, на которых и впредь будет строиться работа Правительства - принятие реально выполнимых государственных обязательств, поддержка хозяйствующих субъектов с учетом их роли и значимости в экономическом развитии республики. Адресный характер социальной защиты населения сохраним и в перспективе.

Теперь - подробнее об отдельных блоках Экономической пятилетней программы. Главное внимание в работе Правительства и всей инфраструктуры экономики должно быть направлено на повышение роста объемов производства. Это одно из главных условий позитивного социально-экономического развития республики. Мы готовы и умеем использовать огромный природно-ресурсный потенциал республики. Осваивая богатейшие природные ресурсы, республика может добиться значительного повышения уровня социально-экономического развития и благосостояния жителей Коми.

В стратегии Правительства главный принцип - максимальное вовлечение в хозяйственный оборот земли, недр, лесных массивов и всех других видов природных ресурсов, объектов недвижимости. Однако сложившийся уровень загруженности производственных мощностей, высокая степень износа основных фондов при существующих темпах их обновления, неудовлетворительное состояние большинства предприятий представляют серьезную угрозу, и требует принятия новых серьезных решений. На большинстве предприятий загрузка производственных мощностей не превышает 60-70 процентов, за исключением Сыктывкарского ЛПК, где заявленная мощность используется полностью. Износ основных фондов в целом по экономике оценивается в 40 процентов, в том числе в промышленности - 55 процентов.

На фоне общего улучшения финансового положения в отраслях не сокращается удельный вес убыточных предприятий, сегодня это почти половина предприятий. При этих условиях мы можем сохранить набранные темпы только примерно год-два, но дальнейший рост станет невозможным, если мы не проведем реальное реформирование предприятий, не примем мер по изменению структуры производства. Эти мероприятия проводились и в прошлом году. Однако не все воспользовались предоставленной Правительством республики беспрецедентной реструктуризацией. Предложенные условия реструктуризации использовали в 2000 году только 218 предприятий. Правительство в соответствии с утвержденными критериями отбора создает базу предприятий, которым будет предложено провести реформирование.

Предприятия, включившиеся в процесс реформирования, могут рассчитывать на получение ощутимой государственной поддержки в различных формах, в том числе при проведении налоговых платежей, подготовки кадров и так далее. Нам необходима структурная перестройка экономики и замена неэффективных собственников. Самое серьезное значение мы придаем решению общих для всех отраслей задач по восстановлению сбытовой, снабженческой, транспортной, информационной инфраструктуры. Полагаем, что значительно увеличится добыча нефти на месторождениях, разрабатываемых на условиях соглашения о разделе продукции.

Серьезная программа реструктуризации будет реализована на Ухтинском нефтеперерабатывающем и Сосногорском газоперерабатывающем заводах. В лесном комплексе реформирование заключается, прежде всего, в масштабной модернизации и техническом перевооружении действующих и вводе новых лесопильных, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных предприятий и производств. Приоритет отдаем расширению глубокой переработки древесины с целью максимального вовлечения в переработку низкосортной и мелкотоварной древесины.

В республике достаточно сложная структура отраслей. Она представлена практически всеми видами хозяйственной деятельности. Однако в последние годы значительно увеличивается доля нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли. В условиях высоких мировых цен на нефть это - положительный фактор, а если ситуация на нефтяном рынке изменится? Чтобы не зависеть от его конъюнктуры, при определении стратегии мы должны не только поддержать развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, но и ускоренными темпами развивать другие перспективные отрасли: горнорудную, энергетическую, строительство.

Развитие горнорудной промышленности - одно из самых перспективных направлений экономического подъема республики. Этот комплекс - одна из гарантий стабильности экономики республики. Потому, что резко возросла роль рудных и нерудных ресурсов Коми в российском балансе сырьевых запасов. Стратегия правительства направлена на ускоренное вовлечение в разработку месторождений горнорудного сырья и развитие перерабатывающих производств.

Определяя приоритетные отрасли, мы выделяем развитие электроэнергетики, которое основываем на имеющихся в регионе огромных запасах угля и высокой потребностью государства в электроэнергии. Этот товар будет востребован всегда. Определяя важнейшую социально-экономическую задачу, то самое звено, за которую можно вытащить всю цепь, мы предлагаем ускоренное строительство жилья для жителей республики. Во-первых, это - большая социальная проблема, решение ее положительно повлияет на решение многих других проблем: снижение преступности, наркомании, заболеваемости и так далее. Во-вторых, потребность в жилье остается очень высокой и в связи с обветшанием старого жилфонда. Спрос северян на квартиры будет постоянно расти, а сегодня средства на их покупку попросту лежат у людей `в чулках`.

Перед Правительством Коми стоит задача обеспечить рост инвестиций в развитие не отдельных, а всех ключевых отраслей экономики. Для этого необходимо упорядочить, скоординировать инвестиционную политику, условия для этого есть. Наше законодательство позволяет применять полный набор инструментов стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Создана полноценная инфраструктура, позволяющая реализовать инвестиционный проект от идеи до производства.

Повседневная работа по формированию привлекательного инвестиционного имиджа республики в самых различных формах постепенно дает свои результаты. Республики присвоен международный кредитный рейтинг, равный уровню наиболее экономически развитых регионов России, да и самой России. Это дает определенные преимущества привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов в экономику. Мы считаем, что доля бюджетных ассигнований в структуре источников инвестиций будет снижаться. В то же время в перечне основных инструментов стимулирования инвестиционной деятельности предприятий, используемых Правительством, остается государственная финансовая поддержка.

Формы этой поддержки будут в большей мере ориентированы на широкое использование схемы инвестиционно-налогового кредита, предоставление государственных гарантий инвесторам, внесение бюджетных инвестиций в капитал предприятий, ограниченное предоставление прямых налоговых льгот. Мы готовы пойти на беспрецедентные меры господдержки стимулирования капитальных вложений предприятий для создания новых производств. Суть их в том, что предприятия, вновь начинающие строительство, на период окупаемости проекта будут полностью освобождены от уплаты налогов в республиканский бюджет в пределах сумм инвестиций. Цель - заинтересовать инвесторов вкладывать средства в создание новых перерабатывающих производств на основе комплексного освоения местного сырья. Значительную роль в инвестирования экономики должен сыграть банковский капитал...`



Док. 141315
Опублик.: 19.04.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``