В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Программа развития Назад
Программа развития
Разработка программы развития Особой экономической зоны в Магаданской области (далее именуется `Программа`) предусмотрена статьей 2 Федерального закона `Об Особой экономической зоне в Магаданской области` (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, No 23, ст. 2807). Требования Федерального закона обусловлены необходимостью решения социально-экономических проблем Магаданской области для обеспечения ее целостности и экономической безопасности с учетом геополитических интересов Российской Федерации.

Программа подготовлена с использованием материалов проекта федеральной целевой Программы стабилизации социально-экономического развития и перехода к устойчивому развитию Магаданской области на 1998-2005 гг., конкретизирует ее и направлена на укрепление экономики, повышение уровня жизни населения и достижение социально-политической стабильности в регионе (статья 3 Областного закона `Об Особой экономической зоне в Магаданской области` от 29.06.99г. No 75-ОЗ).

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Магаданская область расположена на северо-востоке России. Ее площадь составляет 462,4 тыс. км2, численность населения - 227,2 тыс. чел., средняя плотность - 0,6 чел./км2.

Среднегодовая температура на всей территории отрицательная. Повсеместно (кроме побережья Охотского моря) распространены многолетнемерзлые породы.

Административный центр области - г. Магадан (7,1 тыс. км от Москвы) с населением 128,8 тыс. чел. Расположен на берегу бухты Нагаево, в зоне повышенной сейсмичности (6-7 баллов).

В городе находятся крупнейший на северо-востоке России морской порт, аэропорт, здесь же начинается основная транспортная артерия северо-востока России - федеральная дорога Якутск-Магадан `Колыма`.

Область не имеет железнодорожного сообщения с регионами-соседями. Для осуществления перевозок применяются воздушный и морской виды транспорта.

Основой хозяйственного комплекса области является цветная металлургия. Области принадлежит существенная роль в формировании золотовалютных запасов России.

По оценкам запасы золота в области составляют более 2000 тонн. Ежегодно предприятия области способны добывать 12-15 тонн россыпного, 15-18 тонн рудного золота и несколько сотен тонн серебра. В период 1986-1991 гг. среднегодовой темп снижения производства отрасли составлял 1,9%, в 1991-1995 гг. - 9,3%. Прирост объемов добычи впервые получен в 1997 г. за счет ввода в эксплуатацию рудного месторождения золота `Кубака`.

Ввод в эксплуатацию `Колымского аффинажного завода` позволяет перерабатывать весь объем добываемого в области золота и попутного серебра в слитки и тем самым дает возможность замкнуть финансовые потоки от оборота драгоценных металлов на территории.

Одна из важнейших отраслей экономики области - электроэнергетика. В состав центрального энергоузла (ЦЭУ) области входят Колымская ГЭС, Магаданская ТЭЦ, Аркагалинская ГРЭС, строится Усть-Среднеканская ГЭС, системообразующие и распределительные сети. Электрические нагрузки покрываются в основном Колымской ГЭС

и частично Магаданской ТЭЦ; тепловые по областному центру - Магаданской ТЭЦ, а в районах - муниципальными котельными, работающими на твердом или жидком топливе.

Кроме того, в структуре промышленности области существенна роль рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей, топливной, машиностроительной, лесной и деревообрабатывающей, промышленных стройматериалов, легкой и пищевой отраслей.

В последнее десятилетие практически во всех сферах хозяйственной деятельности наблюдался спад производства. В целом снижение объемов промышленного продукции в 1998 г. по сравнению с 1990 г. составило 67,5%. Большинство предприятий не располагают необходимыми средствами для замены изношенного оборудования, обеспечения производственной деятельности.

До 52% объема производства пищевой продукции составляет продукция рыбной отрасли. По данным ТИНРО, оптимально допустимый годовой улов на площадях базовых районов рыбодобычи в Магаданской области (Северо-Охотская и Западно-Беринговоморская зоны) составляет более 1 млн. т., а при условии соблюдения щадящего режима вылова - 350 тыс. т.

Из-за суровых климатических условий Магаданская область является зоной рискованного земледелия. Ведущие отрасли сельского хозяйства - растениеводство, молочное животноводство и птицеводство. В течение последних лет в условиях общего спада производства в аграрном секторе также нарастали кризисные явления. За последние годы численность поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств снизилась на 75%, свиней - на 92%, оленей - на 72%, птицы - на 90%. Обеспеченность хозяйств основными видами сельхозтехники составляет 40-70%.

В условиях экономического и финансового кризиса ухудшается социально-демографическая обстановка в регионе. С начала 90-х гг. численность населения сократилась почти на 37% и на начало 2001 г. составила 227,2 тыс. чел. Регион катастрофически быстро теряет население и трудовые ресурсы, среди выехавших более 60% составляют лица трудоспособного возраста.

В настоящее время в органах социальной защиты населения официально зарегистрировано около 40 тыс. граждан различных категорий, нуждающихся в социальной помощи.

Важнейшей задачей социальной сферы области является обеспечение населения медицинской помощью. В настоящее время катастрофически не хватает квалифицированных специалистов-медиков, медицинские учреждения плохо оснащены современным оборудованием и лекарственными препаратами, в том числе витаминами, особенно необходимыми в условиях Крайнего Севера.

Образовательная система является одним из определяющих факторов социально-экономического развития области. Однако в последние годы происходит сокращение числа школ и численности обучающихся. Многие учебные заведения требуют капитального ремонта.

Немаловажным вопросом социальной сферы области является сохранение и развитие культурного наследия, повышение уровня эстетического и духовного воспитания населения.

Важное место в сфере культуры занимает кинематограф, как вид искусства, играющий особую роль в эпоху развития аудиовизуальных коммуникаций и являющийся важным средством проведения свободного от учебы времени школьников.

Большинство населенных пунктов на территории Магаданской области формировались на местах добычи драгоценных металлов. Однако в связи с завершением эксплуатации месторождений ряд населенных пунктов потерял экономическую значимость, возникли сложности с жизнеобеспечением и трудоустройством населения.

Экологическая ситуация в области напряженная. На ее территории интенсивно развиваются экологически грязные производства (горнодобывающая промышленность, цветная металлургия). Уже сейчас по многим водотокам среднегодовые концентрации нефтепродуктов, фенолов, азота аммонийного, тяжелых металлов превышают ПДК. Все это влечет за собой изменение микроклимата и условий жизнедеятельности в регионе, что особенно значимо для коренных малочисленных народов.

Глубина и многоаспектность социально-экономического кризиса в области создают реальную опасность необратимых последствий для национальной экономики и безопасности России и, в частности, Крайнего Севера; приводят к выводу о том, что инерционное развитие региона с опорой на действующие организационно-экономические механизмы не может вывести область на путь устойчивого развития. Поэтому было признано целесообразным прибегнуть к созданию на части территории области Особой экономической зоны, что нашло отражение во вступивших в силу в 1999 году Федеральном и Областном законах `Об Особой экономической зоне в Магаданской области`. Режим Особой экономической зоны через налоговые и таможенные льготы позволит смягчить кризисные явления и послужит средством улучшения делового климата в регионе.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ,
СРОКИ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Областная целевая программа развития Особой экономической зоны в Магаданской области направлена на решение проблем экономики, повышение уровня жизни населения, достижение социально-политической стабильности в регионе как субъекте Российской Федерации.

Основными целями Программы являются:


восстановление и развитие базовых отраслей хозяйства региона: горнодобывающей, топливно-энергетической, рыбной;
вывод аграрного сектора экономики из кризисного состояния, обеспечение продовольственной безопасности региона;
реформирование социальной сферы области;
сохранение природной среды, создание условий для воспроизводства экосферы;
поддержка правоохранительной деятельности и деятельности по обеспечению безопасности государства.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:

В сфере горнодобывающего производства:
- поддержание россыпной золотодобычи и вовлечение в эксплуатацию новых россыпных и коренных месторождений благородных и редких металлов;

- техническое перевооружение предприятий золотодобывающей отрасли;

- создание полного производственного горно-металлургического цикла: добыча металла - аффинаж - производство готовой продукции.

В сфере топливно-энергетического комплекса:
- повышение самообеспеченности территории топливно-энергетическими ресурсами.

В сфере рыбопромышленного комплекса:
- обновление рыбопромыслового флота;

- развитие перерабатывающих производств с внедрением технологий глубокой переработки;

- повышение эффективности использования рыбных ресурсов;

- обеспечение воспроизводства и охраны рыбных запасов.

В сфере транспорта и связи:
- обновление парка грузового и пассажирского автотранспорта;

- повышение эффективности внутриобластных грузоперевозок, а также обеспечение потребности в транспортном обслуживании населения;

- повышение безопасности полетов;

- замена устаревшего и физически изношенного оборудования АТС;

- повышение качества услуг связи.

В сфере агропромышленного комплекса:
- создание комбикормового и мукомольного производства;

- строительство завода по производству спирта и алкогольной продукции;

- развитие производства продуктов питания, расширение ассортимента выпускаемой продукции;

- наращивание ресурсного потенциала агропромышленного комплекса за счет увеличения плодородия земель, внедрения прогрессивных технологий землепользования;

- становление племенного животноводства и семеноводства;

- продолжение земельной и аграрной реформ.

В сфере экологической безопасности:
- защита окружающей среды, восстановление техногенных ландшафтов;

- разработка стратегии рационального природопользования и природоохранной деятельности.

В сфере социальных отношений:
- повышение уровня жизни населения области;

- обеспечение социальной защиты, гарантий и льгот населению области;

- обновление материально-технической базы учреждений культуры, здравоохранения и образования.

В сфере правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства:
- развитие производства уголовно-исполнительной системы, повышение эффективности трудоиспользования осужденных.

Разработанная Программа должна быть выполнена в течение 2001-2005 годов. В 2001 г. предусмотрена реализация проектов и мероприятий, направленных на достижение социально-экономической стабилизации и формирующих новую структуру экономики. На данном этапе планируется развитие малозатратных и быстро окупаемых инвестиционных проектов, не требующих значительных капиталовложений.

В 2002-2005 гг. будет продолжена реализация инвестиционных проектов, социальных мероприятий и переход к сбыту своей продукции на внешнем рынке, закрепляющих новые

экономические отношения и создающих условия для последующего роста социально-экономического потенциала Магаданской области и перехода области к устойчивому развитию. Источниками финансирования на этом этапе будут являться собственные средства предприятий, средства, поступающие от участников ОЭЗ в качестве регистрационных сборов.

3. КОМПЛЕКС ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Решение перечисленных выше задач потребует реализации комплекса мер правового, финансово-экономического и организационного характера на федеральном и региональном уровнях. Одной из основных предпосылок успешной реализации Программы и подъема экономики области является создание соответствующих правовых условий, способствующих возникновению в регионе благоприятного делового климата.

3.1. Приоритетные отрасли и объекты экономического роста

Для преодоления длительного кризиса и перехода к устойчивому развитию территории предполагается совершенствование структуры экономики Магаданской области с акцентом на преодоление ее сырьевой направленности. Решение проблемы в перспективе - в ускоренном создании на территории области комплексной производственной структуры, ориентированной на добычу сырья и получение готового продукта экспортной направленности, для чего потребуется создание высокотехнологичных производств и современных средств коммуникаций.

Удаленность Магаданской области от основных районов страны, резкое удорожание перевозок грузов определяют необходимость развития потребительского сектора в структуре экономики области, обеспечивающего население в полном объеме теми видами продовольствия и товаров повседневного спроса, производство которых возможно и рентабельно.

С позиций перспектив развития, источников финансирования и рынков сбыта продукции среди отраслей промышленности Магаданской области выделяются три группы.

К первой группе относятся отрасли добывающего комплекса (добыча благородных и цветных металлов, угля, морских биоресурсов), а также некоторые производства первичных циклов переработки сырья (обогащение). Они имеют возможности развития за счет собственных или привлекаемых на коммерческой основе финансовых ресурсов. Развитие этих производств ограничивается в настоящее время их высокой капиталоемкостью, технологической отсталостью производственных мощностей.

Вторая группа включает производства с глубокой переработкой сырья - конечные стадии металлургического цикла, рыбопереработку, переработку зерна. Ожидаемая высокая эффективность развития данных производств обусловлена наличием в регионе мощной топливно-энергетической, минерально-сырьевой и научно-технической базы. В качестве ограничений развития выступают малые производственные мощности, недостаточная конкурентоспособность, высокие транспортные расходы.

Третью группу составляют производства, ориентированные главным образом на внутриобластной потребительский спрос. Важными условиями увеличения производства товаров потребительского назначения являются рост реальных доходов населения, повышение качества продукции. Большинство таких производств являются весьма привлекательными для потенциальных инвесторов, поскольку не требуют больших капиталовложений и обеспечивают быструю окупаемость.

Основным принципом при группировке всех инвестиционных проектов и мероприятий Программы служит их проблемно-отраслевая направленность:

горнодобывающий комплекс (раздел 3.2);
топливно-энергетический комплекс (раздел 3.3);
рыбопромышленный комплекс (раздел 3.4);
транспорт и связь (раздел 3.5);
агропромышленный комплекс (раздел 3.6);
экологическая безопасность (раздел 3.7);
сфера социальных отношений (раздел 3.8);
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (раздел 3.9).
Перечень проектов и мероприятий Программы, показатели их эффективности и источники финансирования приведены в приложениях 1,2,3.

3.2. Горнодобывающий комплекс

Недра области характеризуются значительными прогнозными ресурсами золота, серебра, железа, полиметаллов, молибдена, меди, бурого и каменного угля. Высоко оценены перспективы территории на углеводородное сырье, большая часть которого сосредоточена на Примагаданском шельфе Охотского моря.

Магаданская область является одним из ведущих золотодобывающих регионов страны. На ее территории сосредоточено более 11% запасов разведанного россыпного золота, 15% рудного золота и около 50% серебра от общих объемов разведанных запасов этих металлов в России. Прогнозные ресурсы благородных металлов в 3-6 раз превышают разведанные запасы. Только по золоту, выступающему сегодня основой горнодобывающего сектора и экономики области в целом, ресурсы оцениваются в 2000 тонн рудного и 180 тонн россыпного золота.

Около 80% прогнозируемых ресурсов россыпного золота сосредоточено в районах Центральной Колымы: Сусуманском, Ягоднинском, Тенькинском и Среднеканском. Почти 60% россыпей с предпочтительными качественными характеристиками располагаются в Ягоднинском и Сусуманском районах.

Из рудных объектов представляет интерес месторождение `Наталка`, где только разведанные запасы золота составляют более 250 тонн.

В целом предприятия области способны добывать 12-15 тонн россыпного, 15-18 тонн рудного золота и сотни тонн серебра в год.

В связи с ухудшением качественных характеристик россыпей основной задачей их эксплуатации и освоения является снижение себестоимости получения металла. Этому будет способствовать использование на вскрышных работах продукции завода по производству эмульсионных взрывчатых веществ, который планируется запустить в марте 2001 года.

Значительную экономию затрат горнодобывающим предприятиям позволит обеспечить создание при ОАО `Магаданский механический завод` оптового склада материалов.

Задача освоения рудных месторождений состоит в привлечении крупных инвестиций на их разработку.

В 2001-2003 гг. планируется завершить строительство горнодобывающих комплексов на месторождениях `Лунное`, `Дукат`, `Джульетта`, `Ветренское`, `Арылах`, `Тидид`, `Гольцовое`, которые должны обеспечить прирост добычи драгоценного металла в пересчете на золото до 19,5 тонн.

В связи с этим, одна из главных задач в горнодобывающей промышленности - создание в области полностью законченного комплекса по производству серебра. Для этого требуется ввести линию по аффинажу серебра, обеспечивающую переработку всего объема серебра, добываемого на территории. В настоящее время уже действует опытно-промышленная линия серебра. В ближайшей перспективе - завершение строительства второй очереди производства, где будет перерабатываться до 600 тонн серебра, а также линии по производству мерных слитков.

Геологоразведочные работы позволяют ежегодно восполнять запасы россыпных месторождений. Геологами выявлен ряд перспективных площадей. В 2000 г. открыто рудопроявление `Биркачан` вблизи Кубакинского месторождения, которое позволит продолжить его разработку с использованием уже налаженных технологий.

Перспективы территории связаны с выявлением новых коренных месторождений золота и серебра, оценкой техногенных месторождений россыпного золота, выявлением промышленных залежей меди, молибдена, олова и вольфрама, разведкой и освоением примагаданского нефтегазоносного шельфа.

Суммарные извлекаемые запасы Северо-Охотского шельфа, непосредственно примыкающего к берегам Магаданской области, составляют 1,4-2,5 млрд. тонн нефти, 2,7-4,5 тол. кубометров газоконденсата. Выявление и разработка нефтяных месторождений позволит значительно повысить уровень социально-экономического развития области.

Программой работ по освоению шельфа предусматривается организация проведения открытого конкурса на право поисков, разведки и добычи нефти на шельфе Магаданской области.

Кроме традиционных золотых, золото-серебряных и серебряных месторождений, в Магаданской области известны перспективные рудопроявления и месторождения меди, полиметаллов, молибдена, вольфрама, сурьмы, ртути, редких металлов.

Большие перспективы связаны с разработкой медно-молибденового рудопроявления Лора. Прогнозные ресурсы здесь составляют 850 млн. тонн руды, 4 млн. тонн меди, 200 тыс. тонн молибдена, 1,8 тонн серебра. Для проведения геологоразведочных работ здесь необходимы инвестиции в размере 3 млн. долл. США. Исходя из прогнозных ресурсов, возможно строительство горнообогатительного комплекса с годовым объемом добычи и переработки 15 млн. тонн руды. Общие капитальные вложения в строительство оцениваются в 500 млн. долларов.

Широко представлены на территории области неметаллические полезные ископаемые. Оценены прогнозные ресурсы кварца высокой химической и минеральной чистоты, баритового сырья, плавикового шпата, высококачественного цеолитового сырья, самородной серы. В качестве агропромышленного сырья оценены ресурсы фосфоритов Омолонского и Сугойского фосфоритовых бассейнов.

Новым, нетрадиционным для области направлением, выступает разведка и разработка месторождений, содержащих элементы тантало-ниобиевой группы. Перспективным представляется месторождение `Приискатель`, расположенное в районе пп. Оротукан и Спорное. Месторождение требует детальной разведки как коренных источников, так и россыпей.

3.3. Топливно-энергетический комплекс

Энергетическая система Магаданской области является локальной и не входит в единую энергосистему России. На территории области сформировался центральный энергоузел (ЦЭУ) располагаемой мощностью 797 МВт, обеспечивающий энергоснабжение всех потребителей области за исключением Северо-Эвенского района. Более 50% производимой электроэнергии потребляется населением по тарифам ниже себестоимости ее выработки и передачи. Разницу в тарифах покрывают промышленные предприятия, что усугубляет их сложное финансовое положение. Отсутствие средств вынуждает предприятия эксплуатировать энергосистему при предельном износе основных фондов и оборудования. Работы по подготовке к осенне-зимнему сезону выполняются в минимальных объемах.

С целью решения проблемы топливообеспечения в область завозится сахалинский уголь. Привозные нефтепродукты составляют около 25% объема потребления энергоносителей в целом. Фактический спрос на нефтепродукты находится на уровне 600 тыс. тонн в год, в то время как потребление ограничено поставками в объеме 300-400 тыс. тонн в год.

Традиционно поставки нефтепродуктов в Магаданскую область осуществлялись нефтеперерабатывающими заводами Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Омска, Ачинска и Ангарской нефтехимической компанией.

Поставки нефтепродуктов целиком осуществляются морским путем через порты Находка и Владивосток. Прямые поставки нефтепродуктов в Магаданскую область по материку автомобильным транспортом практически отсутствуют.

На территории Магаданской области добыча угля ведется предприятиями: ОАО `Колымская угольная компания`, Сусуманский ГОК (ТОО `Ассоциация делового сотрудничества`), ЗАО `Серебро Дукат` и ЗАО `Уголь Чайбухи`. Обеспеченность промышленными запасами угля составляет 30 лет. Около 600 тыс. тонн угля завозится из Хабаровского края и Кузбасса.

За 1992-1997 гг. добыча угля снизилась с 1294 до 842 тыс. тонн в связи с общим спадом промышленного производства и, как следствие, со снижением спроса на уголь.

С целью сокращения транспортных затрат при обеспечении твердым топливом отдаленных районов Магаданской области предусматривается строительство в них `малых угольных разрезов`.

В Сусуманском районе намечается организовать добычу угля на Нижне-Аркагалинском месторождении, разрез `Кадыкчанский`. С учетом добываемого угля из разреза Тал-Юрях таким образом будет удовлетворена потребность в твердом топливе Сусуманского, Ягоднинского, Тенькинского районов (500 тыс. тонн).

Предусматривается начать разработку бурых углей Лево-Эльгенского месторождения в Среднеканском районе для снабжения углем п. Сеймчан (30 тыс. тонн).

Замена привозных углей местным из разреза Лево-Эльгенского даст дополнительные налоговые платежи в местный бюджет более 10 млн. рублей в год и обеспечит организацию дополнительных рабочих мест.

Снабжение г. Магадана и его окрестностей в радиусе 200 км экономически целесообразно привозными ургальскими и кузбасскими углями (600 тыс. тонн).

Завершение строительства Усть-Среднеканской ГЭС позволит существенно увеличить (примерно в 1,5 раза) зимнюю энергоотдачу Колымской ГЭС.

3.4. Рыбопромышленный комплекс

Одной из наиболее важных отраслей экономики Магаданской области является рыбное хозяйство, продукция которого поставляется не только на внутренний рынок, но и экспортируется.

Промысловые суда рыбодобывающих предприятий Магаданской области работают в основном в экономической зоне России: в Охотском и Беринговом морях. Часть улова приходится на промысел в прибрежных водах.

Наибольший удельный вес в уловах занимает минтай, сельдь, лососевые. Из нерыбных объектами промысла являются крабы, креветки, трубач. Базовыми районами промысла для рыбного хозяйства Магаданской области являются: Северо-Охотоморская, Западно-Беринговоморская и Западно-Камчатская подзоны, потенциальные запасы которых определяются в объеме более 1 млн. тонн.

За период 1990-1998 гг. в области произошло снижение уловов и выпуска продукции - с 127,4 до 56,9 тыс. тонн. Освоение промышленных квот составляло около 45%.

Рыбохозяйственный комплекс представлен флотом, береговыми предприятиями и объектами производственной инфраструктуры. В работоспособном состоянии находятся 80 единиц флота, судовладельцами которых являются 30 предприятий и организаций.

Предприятия рыбохозяйственного комплекса Магаданской области способны производить до 70 тыс. тонн пищевой рыбной продукции, включая консервы, а также до 2 тыс. тонн непищевой продукции (кормовая рыбопродукция и рыбная мука).

На внутренний рынок направляется соленая и мороженая рыбопродукция, продукция спецразделки, частично филе, копченая и рыбная кулинария. Экспорт составляет минтай и наиболее ценная пищевая продукция из ракообразных и моллюсков.

Предприятия и организации рыбного хозяйства обеспечивают постоянным источником дохода около 15% населения области и свыше 20% населения города Магадана.

Рыбопромышленный комплекс в настоящее время требует особенно серьезного внимания к себе. Более 30% эксплуатируемого рыбопромышленными предприятиями области на текущий момент флота нуждается в замене уже сегодня. Проблема замены флота будет решаться предприятиями-собственниками различными способами: продлением срока службы судов путем проведения реклассификационных ремонтов, приобретением новых судов и др.

Значительный резерв развития отрасли заложен в возможностях прибрежного промысла. Предстоит создать систему освоения биоресурсов прибрежной зоны, продолжить создание береговых баз и инфраструктуры по глубокой и комплексной переработке рыбы и морепродуктов (приложения 1,2,3).

3.5. Транспорт и связь

Транспорт

Транспортные связи Магаданской области с другими регионами осуществляются морским, воздушным и ограниченно автомобильным транспортом (с Якутией).

Главные транспортные ворота области - Магаданский морской торговый порт, через который поступает основной поток грузов, мощность которого существенно недоиспользуется.

Аэропорт `Магадан` является единственным в области аэропортом, осуществляющим перевозки по линиям федерального и международного значения, и находится в узле пересечения кратчайших трасс, соединяющих Америку с востоком Азии и Австралией.

По протяженности автодорог общего пользования с твердым покрытием (2,7 тыс. км) область занимает 65 место среди субъектов Федерации. За период с 1990 по 1998 гг. протяженность дорог с твердым покрытием осталась неизменной. Пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования в 1998 г. составил 218,3 млн. пасс-км. Неудовлетворительное техническое состояние подвижного состава, финансовые трудности автобусных парков негативно отразились на качестве предоставляемых автотранспортными предприятиями услуг.

Областной целевой Программой развития ОЭЗ предусматривается финансирование мероприятий по приобретению грузового автотранспорта, а также замена изношенного общественного пассажирского транспорта в целях обеспечения потребности города и области в транспортном обслуживании.

С в я з ь

Телефонно-телеграфную связь на территории области в основном осуществляет предприятие связи и информатики ОАО `Магадансвязьинформ`, на обслуживании которого находятся средства связи г. Магадана и восьми районов области.

В г. Магадане и Магаданской области эксплуатируются декадно-шаговые, координатные и квазиэлектронные автоматические телефонные станции общей монтированной емкостью 73670 номеров, в том числе в г. Магадане 38800 номеров.

Учитывая нахождение в сети связи физически изношенного и морально устаревшего оборудования АТС, не отвечающего современным требованиям по качеству и не обеспечивающего предоставления полного современного спектра услуг связи, ОАО `Магадансвязьинформ` планирует на период с 2001 г. по 2006 г. проведение мероприятий по замене устаревших типов АТС на современное оборудование в г. Магадане.

Замена аналогового коммутационного оборудования на цифровое потребует задействование на внутризоновой сети цифровой каналообразующей аппаратуры, работающей по радиорелейным (РРЛ), кабельным (КЛС) и волоконно-оптическим (ВОЛС) линиям связи.

В настоящее время ОАО `Магадансвязьинформ` проводит подготовительные работы по развертыванию в г. Магадане и пригородной зоне системы сотовой связи, что позволит предложить жителям областного центра широкий спектр современных услуг связи.

Замена координатных АТС в районных центрах п. Сеймчан, п. Омсукчан, п. Палатка, п. Ола планируется на период после 2006 года.

3.6. Агропромышленный комплекс

В области производства и потребления продукции агропромышленного комплекса региональная политика будет направлена на более полное обеспечение населения молочными продуктами, яйцом, картофелем, овощами собственного производства; улучшение качества продуктов питания и их конкурентоспособности.

Улучшение продовольственного снабжения населения области будет обеспечено решением комплекса проблем, связанных с производством, хранением, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.

Стабилизация и возобновление экономического роста сельского хозяйства в период до 2005 года будет осуществляться на основе внедрения ресурсосберегающих технологий и прогрессивных форм производства.

В целях надежного обеспечения спроса населения на продовольственные товары необходимо к 2005 году производить картофеля 26 тыс. тонн, овощей - 9 тыс. тонн, мяса скота и птицы - 3 тыс. тонн в живой массе, молока - 160 тыс. тонн, яиц - 40 млн. штук.

Важнейшим направлением в растениеводстве является перевод отрасли на эффективные, низкозатратные технологии.

Укрепление животноводства предусматривается на базе применения ресурсосберегающих технологий по содержанию животных и птицы; увеличения производства полноценных грубых и сочных кормов; обеспечения своевременного завоза и накопления комбикормов и премиксов; строительства с этой целью зерноперерабатывающего комплекса. Развитие молочного скотоводства будет осуществляться на основе увеличения поголовья высокопродуктивных молочных пород и осуществления комплекса мер по повышению продуктивности коров. Мясо крупного рогатого скота будет производиться в области как побочный продукт воспроизводства молочного стада.

В птицеводстве необходимо более полно использовать имеющиеся мощности птицефабрики яичного направления.

Оленеводство, как традиционная отрасль жизнеобеспечения малочисленных народов Севера, сохраняет свою важность и предполагает определенную поддержку государства.

С целью создания условий для увеличения объемов производства продуктов питания местного производства; расширения ассортимента и повышения качества продукции, в том числе спиртосодержащей; увеличения выпуска продовольственных товаров в мелкой расфасовке; улучшения использования сельскохозяйственного сырья за счет более глубокой и полной его переработки необходимо осуществить экономические меры по техническому перевооружению действующих пищевых и перерабатывающих предприятий и созданию новых гибких мобильных производств малой мощности.

Аграрная реформа в области направлена на комплексное переустройство сельскохозяйственного производства на основе многообразия форм хозяйствования и различных форм землепользования, создание конкурентной среды в агропромышленном комплексе, развитие аграрного рынка. Государство должно содействовать структурной перестройке агропромышленного комплекса через федеральные и региональные целевые программы.

В связи с экономическим развитием региона и расширением производства промышленных и сельскохозяйственных продуктов область нуждается в насыщении внутреннего рынка комбикормами, необходимыми для развития животноводства и птицеводства области. Предусматривается завершение строительства и развитие комбикормового и мукомольного производства ООО `Агропродсервис` г. Магадан. Реализация данного проекта позволит создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления в областной бюджет, будет способствовать вытеснению с рынка ввозимых и дорогостоящих комбикормов.

Одна из важных задач, выполняемых ОЭЗ, состоит в замещении импорта за счет развития собственного производства. Его объемы должны определяться исходя из требований экономической безопасности региона. На стартовом этапе задача выполнима защитными, протекционистскими мерами (квотами и пошлинами) по адресному, утверждаемому на федеральном уровне, перечню конкретных товаров, в том числе и сельскохозяйственного производства.

Кроме того, объемы сельскохозяйственного производства в перспективе будут оцениваться не только с точки зрения повышения насыщенности местного рынка товарами собственного производства, но и с учетом продовольственной безопасности. Такой подход к развитию АПК может изменить отраслевые приоритеты в расходовании ресурсов ОЭЗ и послужить основанием для привлечения средств федерального бюджета

3.7. Экологическая безопасность

Экосистема Магаданской области, как и в целом районов Севера, обладает малой мощностью биологически активного слоя, низкой продуктивностью, замедленностью процессов обмена веществ и высокой неустойчивостью. Короткий вегетационный период, небольшое количество солнечных дней в году, а также низкая способность растений вырабатывать зимой кислород замедляют очистку воздуха и повышают его загрязненность промышленными выбросами.

Одним из главных факторов, способных ухудшить экологическую обстановку в области, являются активно развивающиеся на ее территории экологически грязные производства электроэнергетики, горнодобывающей промышленности, цветной металлургии.

Уникальную роль в природной среде области играют поймы рек, в которых сосредоточены богатые земельные, рыбные и рекреационные ресурсы. Пойменные воды сквозных и надмерзлотных таликов, занимающие всего около 10-15% площади области, являются основным источником водоснабжения. Они не защищены от поверхностного загрязнения, и их качество находится в прямой зависимости от качества поверхностных вод. Однако, именно здесь, в долинах рек, в связи с расположением основных населенных пунктов, образуются свалки, организуются хвостохранилища. Здесь же осуществляется отработка россыпей дражным, гидравлическим и открытым способами, что сопровождается рядом негативных последствий - уничтожением почвенно-растительного слоя, уменьшением мощности водоносного горизонта, увеличением содержания мелких фракций в грунтах вследствие удаления более крупных в отвалы. Уже сейчас во многих водотоках среднегодовые концентрации нефтепродуктов, фенолов и тяжелых металлов превышают ПДК.

В результате нерационального использования лесных ресурсов (сплошные рубки), лесных пожаров, уничтожения зарослей кедрового стланика, нарушения значительных площадей земель в речных долинах, где находится основная кормовая база животных, несоблюдения норм отстрела ежегодно снижается численность охотничье-промысловых видов животных.

С целью частичного решения природоохранных проблем предусматривается оказание помощи в реализации проекта по строительству мусороперерабатывающего завода.

3.8. Сфера социальных отношений

Здравоохранение

За последние 5 лет в области отмечен рост заболеваемости по всем основным видам болезней, в том числе органов дыхания - на 25%, эндокринных и нарушения обмена веществ - на 9%, онкологических заболеваний - на 5%.

Одной из причин сложившегося эпидемиологического неблагополучия является ухудшение социально-экономического положения населения области.

Благоприятным фоном для развития различных заболеваний является также снижение на 30-35% иммунитета населения, прожившего на территории области более 5 лет.

Согласно данным медицинской статистики, средняя продолжительность жизни коренных народов Севера в Магаданской области составляет 32 года. Крайне высоким является уровень заболеваемости среди детей малочисленных народов и этнических групп Севера в возрасте до 14 лет.

Интенсивная миграция населения Магаданской области способствует росту числа венерических заболеваний, распространению наркомании и ВИЧ-инфекции.

В настоящее время деятельность санитарной авиации практически прекращена, что приводит к невозможности оказания специализированной плановой и экстренной медицинской помощи населению отдаленных поселков. В последние годы почти полностью прекращены также полеты пассажирских самолетов по местным авиалиниям, в результате чего вывоз больных в лечебные учреждения края становится практически невозможным.

В течение последних четырех лет крайне обострилось положение с транспортным обеспечением учреждений здравоохранения области. С 1995 г. санитарный транспорт централизованно не закупался. В учреждениях здравоохранения области используется 298 санитарных автомобилей, процент износа которых достигает 91%. Такое положение ведет к сокращению выпускаемых на линию автомашин, что существенно влияет на своевременное оказание скорой и неотложной медицинской помощи населению, а также на обеспечение хозяйственной деятельности лечебных учреждений.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка

В Магаданской области уже в течение ряда лет остается крайне напряженной санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка, обусловленная воздействием неблагоприятных экологических факторов в суровых климатических условиях.

Серьезную угрозу для здоровья жителей области создает продолжающееся загрязнение водоемов, почвы, атмосферного воздуха. Высоким остается удельный вес неудовлетворительных по санитарно-химическим и микробиологическим показателям проб питьевой воды и пищевых продуктов. Значительно обострилась эпидемиологическая и фитосанитарная обстановка в связи с ростом поставок в область из-за рубежа и стран СНГ некачественных, а в некоторых случаях - опасных продуктов питания и сырья животного происхождения.

Лабораторные исследования ввозимой продукции осуществляется в лабораториях центров Госсанэпиднадзора области, не отвечающих возросшим современным требованиям к материально-техническому и приборному их оснащению.

Для современной и качественной экспертизы ввозимых на территорию области пищевых продуктов, а также предотвращения профессионального заражения работников лабораторий в рамках программных мероприятий предусмотрено приобретение современного оборудования для их оснащения.

Социальная защита

В условиях экономического кризиса произошло резкое падение уровня жизни населения области, и, как следствие, растет число лиц и групп населения, подлежащих социальной защите.

В настоящее время в органах социальной защиты населения области официально зарегистрировано около 40 тыс. граждан различных категорий, в том числе: пострадавшие от радиационного воздействия при чрезвычайных ситуациях, жертвы политических репрессий, имеющие статус беженцев, инвалиды отечественной войны и др.

К наиболее уязвимым социальным слоям общества относятся магаданские пенсионеры, доход которых значительно ниже прожиточного минимума. Они практически не в состоянии выезжать за пределы Магаданской области из-за чрезвычайно высокой стоимости авиабилетов, несопоставимой с размером пенсий. В рамках Программы предусмотрено финансирование льготного проезда неработающих пенсионеров.

С целью реализации прав ветеранов войны и инвалидов предусмотрены расходы на приобретение спецавтотранспорта для льготных категорий граждан.

Во многих районах области крайне обострилась ситуация в горняцких поселках, прекративших добычу россыпного золота и тем самым утративших свою экономическую значимость. Аналогичная ситуация сложилась в населенных пунктах, ориентированных на аграрно-промышленное производство. Население этих поселков потеряло возможность какого-либо трудоустройства. Решение проблемы видится в расселении этих населенных пунктов. В рамках программных мероприятий предусмотрена выплата жителям этих населенных пунктов денежных компенсаций для переселения в другие места проживания.

Образование и наука

В области функционируют 62 учреждения дошкольного образования, 91 общеобразовательное учреждение, 20 учреждений дополнительного образования, 4 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 11 учреждений высшего профессионального, 5 среднего профессионального и 9 начального профессионального образования, а также ряд филиалов ВУЗов других регионов.

Более 40% общеобразовательных учреждений в области не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям техники безопасности. Плохая оснащенность противопожарными средствами, ветхость зданий, изношенность вентиляции и отопления создают угрозу не только несчастных случаев, но и чрезвычайных ситуаций.

Из-за отсутствия средств на укрепление материально-технической базы из года в год учебные заведения области уменьшают приобретение учебно-наглядных пособий и оборудования.

Учреждения начального профессионального образования обеспечены учебно-наглядными пособиями на 50%. Обучение учащихся осуществляется по учебникам, изданным до 1990 г., фонд их изношен на 70-75%. Устаревшее оборудование, станки, механизмы не позволяют вести качественную подготовку квалифицированных рабочих.

В связи с миграционным оттоком из Магаданской области высококвалифицированных специалистов как производственного, так и управленческого персонала, возникла необходимость подготовки своих квалифицированных специалистов, а также переподготовки незанятого населения.

В рамках программных мероприятий предусматривается строительство образовательных учреждений (областной школы-интерната для детей с нарушением слуха, речи, опорно-двигательного аппарата на 120 мест, специальной школы для детей с девиантным поведением на 70 мест, реконструкция здания общеобразовательной школы под специальную коррекционную школу-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии); обеспечение образовательных учреждений учебно-наглядными пособиями, издание новой учебной литературы, обеспечение образовательных учреждений и органов управления образованием области оборудованием, транспортом, средствами вычислительной техники и пакетами прикладных программ по всем основным предметам и профессиям.

С целью обеспечения предприятий ОЭЗ высококвалифицированными кадрами Администрация ОЭЗ планирует возобновить практику заявок учебным заведениям г. Магадана на подготовку специалистов конкретных профессий с последующим гарантированным трудоустройством.

На территории области создан и функционирует мощный научный комплекс, представленный институтами (СВКНИИ, ИБПС) и другими структурами Российской академии наук и специализированных общественных академий наук; зональными (ЗНИИСХ) и отраслевыми институтами (ВНИИ-1); научно-исследовательскими подразделениями ВУЗов и отраслевых министерств и ведомств.

С целью эффективного использования потенциала научного комплекса региона предусматривается:

- выделение финансовых средств для разработки и завершения конкретных прикладных научно-исследовательских проектов, направленных на выполнение программных задач ОЭЗ;

- организация научного сопровождения наиболее значимых программных мероприятий развития ОЭЗ, с привлечением как отдельных ученых и специалистов (консультации, экспертиза и т.д.), так и временных творческих коллективов.

Малочисленные народы Севера

Из малочисленных народностей Севера в Магаданской области проживают эвены, ительмены, орочи, камчадалы и коряки. Эти народы отличает малая численность, уникальный характер традиционных занятий и чрезвычайно низкая плотность расселения.

Всего численность народностей Севера составляет в области 5,9 тыс. человек (2,3% от общей численности населения), в том числе 1,2 тыс. детей дошкольного и школьного возраста, 432 пенсионера и 3,7 тыс. человек трудоспособного возраста, более 800 из которых являются безработными.

Местами проживания коренных народов Севера в Магаданской области являются Ольский, Северо-Эвенский, Среднеканский, Сусуманский, Тенькинский, Ягоднинский, Омсукчанский и Хасынский районы. Все расположенные там поселения находятся в транспортной (воздушной и наземной) изолированности от районных и областного центра.

Современные социально-экономические реформы обострили положение коренного населения: средняя продолжительность их жизни составляет приблизительно 32 года, зафиксирован стойкий рост заболеваемости (туберкулез, онкология), возросла алкоголизация населения, увеличилось число неграмотных детей школьного возраста.

Национальные школы слабо ориентированы на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов, по существу оставаясь школами европейского типа, что не способствует росту интереса учащихся к родному языку, культуре, истории и традиционным промыслам.

В селах компактного проживания коренных народов Севера на протяжении многих лет не ведется строительство, в том числе жилищное. Большинство семей проживают в бараках постройки 50-х годов в стесненных условиях (по 5-6 человек в одном помещении). В настоящее время в улучшении жилья нуждаются 650 семей из числа народов Севера.

Для улучшения жизнедеятельности коренных народов Севера предусматриваются мероприятия в области здравоохранения (обеспечение бесперебойной экстренной помощи, проведение противотуберкулезных осмотров оленеводческих бригад), образования (издание учебников и учебно-методической литературы для национальных школ, учебников эвенского и корякского языков), социального обеспечения.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство - важная составляющая системы жизнеобеспечения имеет большое значение в решении вопросов стабилизации и улучшении качества жизни населения.

На начало 2001 года жилищный фонд области составляет 4,9 млн. кв. метров общей площади, из них: 4,4 млн. кв. метров находится в муниципальной и совместной собственности.

Сформировался реальный слой собственников жилья, доля приватизированных квартир в муниципальных жилых домах превысила 60%.

Жилищно-коммунальное хозяйство располагает 96 отопительными котельными с ежегодным расходом 500 тыс. тонн твердого и 80 тыс. тонн жидкого топлива. Протяженность тепловых сетей составляет 706 км, водопроводных - 630 км.

Износ основных фондов по жилищному хозяйству составляет 32%, по теплоэнергетическому и водопроводно-канализационному хозяйству - 54%. Если не принимать мер по исправлению создавшегося положения, то в течение ближайших пяти лет будут безвозвратно утрачены основные фонды теплоэнергетического хозяйства, а в течение 10 лет основные фонды жилищного хозяйства, т.е. грядет социальная катастрофа. Как временная мера подготавливаются предложения по обеспечению сохранности и увеличению сроков эксплуатации основных фондов с минимальными, но обязательными объемами финансирования, определенных перечнем планируемых работ.

В связи с прекращением бюджетного финансирования капитального ремонта жилищного фонда и исключительно тяжелым финансовым положением жилищно-коммунальных предприятий, в течении последних пяти лет работы по восстановлению основных фондов не велись.

В целях смягчения создавшейся ситуации, будет продолжено реформирование жилищно-коммунального хозяйства, что потребует разработки, в частности, новой социально-ориентированной тарифной политики.

Программой предусмотрены проекты:

по приобретению материалов и оборудования для проведения аварийных работ на энергетических объектах поселков области;
по модернизации основного оборудования котельных коммунального хозяйства;
по реконструкции системы теплоснабжения п. Талая.






Культура и искусство

В области функционирует 218 учреждений культуры и искусства, из них: библиотек - 66, учреждений клубного типа, объединений, клубных формирований - 94, музеев - 4, ДМШ, ДХШ, ДШИ - 33, театров - 3, филармоний - 1, курсов повышения квалификации, методкабинетов по учебным заведениям - 2, училищ искусств - 1, парков культуры и отдыха - 2, спецавтопарков - 1, прочих образований - 11.

В связи с низким уровнем заработной платы и отсутствием жилфонда дефицит квалифицированных специалистов составляет около 300 человек.

За последние годы из-за отсутствия финансирования резко ухудшилось комплектование книгами библиотек области, практически свернуто по той же причине материально-техническое обеспечение учреждений культуры, не осуществляются мероприятия, обусловленные требованиями техники безопасности, правилами пожарной безопасности.

За период с 1994-1998 гг. киносеть области сократилась на 35 киноустановок и 5 кинотеатров, вследствие ликвидации поселков и отсутствия финансовых средств на содержание киносети области и отделений кинопроката. За последние годы из-за отсутствия финансирования сократилась сельская киносеть, ее комплектование кино- и видеофильмами.

Анализ состояния материально-технической базы кинотеатров и киноустановок области показывает, что большинство кинотеатров эксплуатируются от 10 до 30 лет. Основная часть зданий имеет большой износ и требует капитального ремонта или реконструкции с учетом требований к кинотеатру, оборудование материально и физически устарело.

Для сохранения и развития отрасли `Культура и искусство` в области в рамках Программы предусматривается улучшение условий содержания учреждений культуры и искусства, социальные мероприятия по сохранению и развитию культуры в области, а также культурные мероприятия в рамках целевой программы `Дети Севера`.

3.9. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

Кризисная социально-экономическая ситуация в экономике России и переход к рыночным отношениям, а также инфляционные процессы негативно отразились на производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ по Магаданской области.

Хронический дефицит средств на финансирование расходов, связанных с содержанием спецконтингента и персонала УИС, поддержанием на необходимом уровне оснащенности подразделений и объектов системы вооружением, инженерно-техническими средствами охраны, средствами связи, автотранспортом, не дает возможности обеспечить в полном объеме выполнение задач, возложенных на учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, в соответствии с действующим законодательством.

В подразделениях УИН Минюста РФ по Магаданской области по состоянию на 01.08.2000 года содержится 1 222 человека, осужденных к лишению свободы. Уголовный Кодекс Российской Федерации (глава 14 статья 103) обязывает администрацию учреждений УИС `привлекать осужденных к общественно-полезному труду`.

В настоящее время в подразделениях УИС не трудоустроено 602 человека осужденных или 49,3% от общей численности контингента, которые содержатся за счет бюджетных средств. Общая сумма затрат на содержание неработающих 602 человек осужденных только в день составляет 50 753 руб. (из расчета 84 руб. 30,8 коп. на 1 человека в день) или 18,5 млн. рублей в год.

Из-за отсутствия денежных средств практически остановлены работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений режимного назначения, что отрицательно сказывается на решении проблем по соблюдению санитарно-гигиенических норм в помещениях содержания спецконтингента и режимных требований.

Для оздоровления финансового состояния предприятий УИС Законом Магаданской области No143-ОЗ от 20.11.2000 г. утверждена Программа государственной поддержки уголовно-исполнительной системы Магаданской области на период 2000-2005 гг., которой предусматриваются меры по дальнейшему развитию промышленного и сельскохозяйственного производства предприятий УИС, повышению эффективности трудоиспользования осужденных, созданию учебной базы профессионально-технического обучения рабочих кадров профессиям, необходимым для производства, обеспечению социальной защиты спецконтингента.

В соответствии с Программой государственной поддержки уголовно-исполнительной системы в качестве одного из источников финансирования развития производства УИС на 2001-2002 гг. предусмотрены средства внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности ОЭЗ.

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации настоящей Программы создается новый финансовый институт - внебюджетный Фонд социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны, призванный обеспечивать поддержку инвестиционных проектов Программы и социальных проектов, направленных на повышение уровня жизни населения области. Внебюджетный фонд социально-экономического развития Магаданской области формируется за счет регистрационных сборов, взимаемых с участников Особой экономической зоны и иных источников, не запрещенных законодательством.



Основными источниками средств для реализации Программы являются:


собственные средства предприятий;
кредиты коммерческих банков;
средства внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны.

Объемы и источники финансирования по Программе в целом приведены в приложении 3.



Важнейшим элементом Программы является реализация первоочередных проектов. Основным источником средств для осуществления этих проектов служат заемные и собственные средства предприятий-участников. В ходе реализации первоочередных проектов формируется потенциал развития Магаданской области, использование средств которого становится важным источником дальнейшей реализации Программы.

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цели, задачи и мероприятия Программы определены в соответствии с приоритетами экономической политики государства. Их содержание отвечает Постановлениям Правительства о развитии хозяйства региона, а также решениям Администрации Магаданской области.

Главным условием реализации Программы является привлечение в экономику и социальную сферу области достаточных финансовых ресурсов.

Наряду с ресурсными мероприятиями, намечен ряд организационных мер, которые будут способствовать росту деловой и инвестиционной активности в регионе. Администрация ОЭЗ будет содействовать привлечению на территорию области авторитетных финансовых институтов с целью создания высококонкурентного рынка предоставляемых услуг для предпринимателей и жителей области.

Решение об оказании государственной поддержки инвестиционным проектам из числа включенных в Программу принимается отдельно по каждому проекту после проведения вневедомственной экспертизы соответствующего бизнес-плана и подтверждения способности участника Программы выполнить принимаемые на себя обязательства.

Оценка и выбор приоритетных проектов будет осуществляться созданным при Администрации Магаданской области Экспертным Советом, основными задачами которого станут: организация банка данных проектов, разработка системы критериев для ранжирования проектов, подготовка пакета проектов для принятия решения об их финансировании из средств Фонда социального развития ОЭЗ.

Государственный заказчик (Администрация Магаданской области) или его уполномоченный орган заключает с участниками Программы соглашение (договор) о предоставлении и возврате средств внебюджетного фонда.

6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

К основным ожидаемым результатам Программы можно отнести следующие:


создание в Особой экономической зоне благоприятного делового климата;
существенное увеличение поступлений в бюджеты различных уровней;
повышение душевых доходов жителей области;
стабилизация развития горнодобывающей отрасли и повышение конкурентоспособности ее продукции;
уменьшение зависимости области от внешних поставок энергоресурсов;
стабилизация и развитие производственного потенциала рыбной отрасли;
укрепление агропромышленного производства;
улучшение экологической ситуации;
обновление материально-технической базы учреждений культуры, здравоохранения и образования;
создание предпосылок для развития малого предпринимательства в Магаданской области.

Док. 142115
Опублик.: 27.04.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``