В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вековечный город Назад
Вековечный город
Невозможно представить историю Российского государства, его ратную славу и культуру, его быт, традиции и искусство без стороны Рязанской. Характера русского без Рязани тоже не понять. Безжалостное время стирает в пыль, превращает в пепел малые селения и большие города. Кто знает, сколько их бесследно исчезло на Руси? Но достославная Рязань выдюжила, выстояла в жесточайших битвах, суровых боях и всепожирающих пожарах. И это - несмотря на то, что земля Рязанская, будучи юго-восточной окраиной (а вернее - стражем) всей земли Русской, издревле первой встречала бесчисленные, опустошительные набеги кочевников. Сюда приходили за данью хазары. Сюда стремили бег своих коней печенеги и торки. Здесь проносились, сея смерть и разоры, привычные к многодневной скачке степняки-половцы. Здесь княжеские дружины вместе со всеми рязанцами бок о бок встали на пути диких орд Батыя... Недаром в народе бытовала горькая присказка: `Что ни год - то на Рязани рать, что ни десять лет - то нашествие`. Край Рязанский - край многострадальный.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ НАЗВАНЬЕ `РЯЗАНЬ` ?

До сих пор ученые не пришли к единому мнению о происхождении слова Рязань. Бесспорно одно: за ним глухая древность, изначальный смысл его следует искать там, в глубине столетий. Существует несколько версий, ни одну из которых нельзя признать абсолютно достоверной.

По предположению Макарова, название города Рязань происходит от слова `ряса`, которое, как толкует исследователь, подразумевает `грязную, топко-болотистую землю`, `топь`. Макаров разделяет слово `ряса` на его составляющие, где `ря` у мордвы, шведов и финнов означает сырость, болото, а `са` у тунгусов и татар - местность. К этому же мнению склоняется и видный историк Д. Иловайский, объясняющий слово `ряса` как топкое, болотистое место, обыкновенно заросшее мелким лесом и кустарником. Пейзаж, характерный для мещерского края, отсюда, мол, и Рязань...

Однако родство имени Рязань с `рясой` вызывает сомнения, поскольку в большинстве изначальных летописей название города пишется как Резань или Ръзань. В других же летописях употребляется двоякое поименование: Резань и Рязань, причем зачастую в мужском роде: из Резаня (Рязаня), к Резаню (Рязаню). Позднее укрепилось написание Рязань, хотя в устной речи звучит по старинке - Резань. Предположение Черткова о происхождении имени Рязань сводится к следующему: `В первоначальных поселениях южных славян мы можем найти прототипы всех наших географических названий, перенесенных, вероятно, нашими праотцами из придунайских стран, где еще и теперь находим: Novigrud (Новгород), Libeten (Лебедин), Rojan и Rezan (Рязань)`. Можно бы и согласиться с этой точкой зрения, да вот что смущает: придунайские славяне географически далеки от рязанских земель. К ним гораздо ближе славянские племена южной Руси, которые, кстати, и принесли с собой в наш край названия городов (Переяславль, Ижеславль, Белгород) и рек (Лыбедь, Трубеж, Проня).

Версия, обоснованная Н. Любомудровым, имеет под собой этнографические корни. Как известно, среднее течение Оки в древности населяли угрофинские племена - мурома, мещера, мордва, меря, черемиса и другие. (Отсюда бы вроде и `Ока` - производное от чудского `йок` или `йокки`, что означает `река``, `вода`). Древние арабские писатели, рассказывая о населяющих эту местность племенах, не упоминают о мордве, а говорят о народе эрза, арза или эрзань. Очевидно, под этими именами у арабов и были известны мордовские племена. Учитывая, что в арабском письме русские гласные `а ` и `э` выражаются одной и той же буквой, можно предположить, что `Рязань` происходит от слова `эрзань` (арзань).

Не исключено, что город Рязань был основан славянами на месте древнего угро-финского поселения с тем же именем. Рязанью же называли и все правобережье среднего течения Оки. В былине о новогородском богатыре Акудине есть такие слова: `Сторона то широкая, что от Оки-реки потянула до Дона глубокого, зовут Рязанью`. Случается и сегодня услышать от мещеряков, проживающих на левом берегу Оки: `Едем на Рязань`, т. e. на правый берег, на Рязанскую сторону.

Существуют и другие версии происхождения слова `Рязань`. Еще до прихода южнорусских князей жители Поочья вели торговые отношения с арабскими купцами. Арабская серебряная монета - диргем - для удобства расчета разрубалась на куски - резаны (или резанцы). За резаны же в Поочье слыли и кусочки серебряных монетных гривен арабской отливки в виде четырехгранных прутиков, которые тоже имели хождение в качестве денег. Полагают, что и сами диргемы в Рязанском крае прозывались резанами. Со словом `резан` (резана) и увязывается поименование местности и города.

По гипотезе А. Кузьмина, город наречен Рязанью во второй половине XI века, когда Поочье, земли, заселенные к тому времени славянами-вятичами, оказались отрезанным от других княжеств Руси кочевыми ордами половцев с юга и непроходимыми мещерскими лесами - с севера. Кроме того, народная этимология производит слово ``Рязань` (Резань) от глагола `резать`, поскольку Рязанский край, действительно, испытал на себе жестокую резню во времена бесчисленных набегов кочевников. Как бы то ни было, а слово `Рязань` неотделимо от истории приокского края, и его не вытравить из сознания народа.

РОДОСЛОВНЫЕ КОРНИ
В глубокой древности, как уже говорилось, на территории нынешней Рязанской области обитали угро-финские племена. Отзвуком тех стародавних времен дошли до нас названия селений и рек: Тума, Екшур, Ерахтур, Салаур, Чаур, Лакаш, Лашма, Дандур, Нарма... В верхнем течении Оки жили вятичи, далее других славянских племен продвинувшихся на восток. Шаг за шагом тесня угро-финнов, вятичи упорно шли на восход солнца и постепенно заняли все Поочье. Местное дославянское население, не ушедшее с этих земель, ассимилировалось с вятичами.


Свое название племя вятичей получило, по мнению летописца XII века Нестора, от имени легендарного славянского вождя Вятко. Некоторые исследователи полагают, что слово `вятич` происходит or древнего наименования славян - `вент` (отсюда - `венеды`). В 964 году киевский князь Святослав пришел с дружиной в землю вятичей и обязал их платить дань Киеву. Однако вятичи не спешили покориться власти чужеземцев, и в 981 году сын Святослава Владимир совершил поход в Поочье, `вятичи победи и возложи на ня дань, от плуга, яко же и отец его имаше`. Через год Владимиру снова пришлось приводить их к покорности. Постепенно население средней Оки вошло в сферу влияния киевских князей, и Рязанская земля стала частью древнерусского государства. Первые же города появились здесь спустя столетие. Самое многолюдное поселение возникло недалеко от впадения в Оку реки Прони (ныне - городище Старая Рязань). О значительных размерах этого древнего поселения говорит тот факт, что найденный здесь могильник занимает площадь более 4 гектаров.

Некоторые исследователи полагают, что Рязань (нынешняя Старая Рязань) была основана при князе Олеге Святославовиче. Д.И. Иловайский приписывает основание Рязани деятельности отца 0лега - Святослава Ярославича Черниговского - и относит его к шестидесятым годам XI века. По другой версии, этот город - будущая столица Великого княжества Рязанского - был основан еще раньше, Святославом Игоревичем, обложившем вятичей данью. Некоторые современные ученые (доктор исторических наук В.П. Даркевич), напротив, считают, что Рязань была основана гораздо позднее - в начале-середине XI века.
Впервые Рязань упоминается в `Повести временных лет` под 1096 годом. Фактически с момента основания город набирал силу, укреплялся и благоустраивался, становясь одним из крупных культурных и торговых центров Древней Руси. Этому в немалой степени способствовало и его выгодное географическое положение. Через Рязань, расположенную на самом южном изгибе Оки, проходили торговые пути, связывающие Русь со многими странами Азии и Европы.


Борис и Глеб - рязанские Святые. Икона. XIII в.


По Оке и Волге шел путь в земли мордвы, в Волжскую Булгарию, в Итиль и страны Востока. Верховье реки Прони, впадающей в Оку неподалеку от Рязани, близко подходило к Дону. Здесь был переволок, и водные пути вели из Поочья и Азово-Черноморский бассейн и дальше - в Византию. Будучи значительным экономическим, культурным, торговым центром, Рязань входила в число самых крупных городов Древней Руси. Обнесенная валами, она занимала площадь более 60 гектаров, вместе с подолом - 77, а с предместьями - около 100 гектаров. Арабские письменные источники называли ее `третьим центром Русской земли` (очевидно, после Киева и Новгорода). В XI - XIII веках население Рязани составляло 7-8 тысяч человек. Это примерно столько же, сколько было жителей в Киеве времен Ярослава Мудрого (XI век). Для сравнения: в крупнейших городах средневековья - Париже, Кельне, Страсбурге - население не превышало 15 - 20 тысяч человек.



Панорама Старой Рязани
Древнюю Рязань украшали три белокаменных Храма: Успенский, Борисоглебский и Спасский. По берегам речек Серебрянки и Черной теснились мастерские ремесленников. Высокий вал, защищающий город, венчали мощные крепостные стены с заборолами, башнями, частоколом. Бревенчатые клети стен были заполнены глиной и камнями, глубокий ров - водой...

Сокровища Старой Рязани


Археологические раскопки свидетельствуют, что столица княжества была богатым, процветающим городом. После того, как в 1882 г. местные крестьяне случайно обнаружили в земле знаменитые золотые княжеские бармы, на городище найдено еще 12 кладов: 11 серебряных и золотой. Последний обнаружен экспедицией В.П. Даркевича в 1992 году. Это женский головной убор из чистого золота, украшенный драгоценными камнями и выполненный с высочайшим мастерством. По мнению В.П. Даркевича, земля Старой Рязани таит в себе еще не менее 100, а то и более кладов. Ведь раскопки проведены только на 4 процентах территории города...

Рязанское княжество богатело благодаря труду землепашцев и мастерству ремесленников, сметливости торговцев, мужеству дружины и заботам князей о благосостоянии удела. Благоденствовать бы ему и дальше, если бы не постоянные набеги кочевников со стороны Дикого Поля. А туг еще княжеские междоусобицы расшатывали порядок и покой на земле. Ни одна отрасль Рюрикова дома не отличалась такой неукротимой отвагой и в то же время таким беспокойным характером, как рязанские князья. Вероломство и жестокость были в порядке вещей. По словам историка, `нигде не были так часты нарушения крестного целования, измены и злодейства между родственниками, как среди рязанских князей``.

В 1217 году князь Глеб Владимирович и его брат Константин пригласили на мирные переговоры в местечко Исады, что расположено неподалеку от Рязани, других рязанских князей. Не подозревая западни, на зов явились шестеро из семи: родной брат заговорщиков Изяслав Владимирович и их двоюродные братья: Михаил Всеволодович, Ростислав и Святослав Святославичи, Роман и Глеб Игоревичи. На берегу Оки, под сенью вязов, были разбиты шатры. Во время угощения гостей Глеб кликнул своих дружинников и служивших рязанцам половцев и вместе с Константином обнажил мечи... Все приглашенные в гости князья были убиты. Уберегся только Ингварь Игоревич, не успевший на высокий пир в Исады. Призвав на помощь владимирцев, он двинулся войной на братоубийц. Глеб и Константин нашли спасение у половцев...

ЩИТ НА ПУТИ ОРДЫ
В конце 1237 года до Рязани дошли вести о том, что невиданные доселе племена кочевников разгромили волжских булгар и через мордовские леса движутся на Русь. Первая русская земля, которой суждено было столкнуться с этими выходцами из диких азиатских просторов, была земля Рязанская. Вторгнувшись в пределы княжества, предводитель ордынцев, внук Чингисхана, сын Джучи Батый отправил к рязанцам послов с требованием десятой доли во всем: в людях, оружии, конях...

Юрий Ингваревич собрал на совет рязанских князей: брата Олега Красного, сына Федора и пятерых племянников Ингваревичей: Ингваря, Давида, Глеба, Романа и Олега, а также пронского и муромского князей. На совете было решено защищаться в случае нападения противника, а ордынцам был послан мужественный ответ: `Когда нас в живых не будет, все ваше будет`. Отрядили послов за помощью во Владимир и Чернигов. А князь Федор, сын Юрия Ингваревича, был послан к Батыю с дарами и просьбой не воевать Рязани.

Батый подарки принял, но, проведав, что князь Федор женат на красавице Евпраксии, происходившей `из царского роду`, повелел привести княгиню к нему на ложе. Федор же гордо ответил: `Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд`. Безбожный Батый в гневе повелел жестоко казнить князя Федора ... Когда до Евпраксии дошла горестная весть о гибели мужа, она, дабы не стать добычей ордынцев выбросилась из высокого терема с малолетним сыном Иваном Постником на руках и разбилась, насмерть...

`И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно... А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие с пороками, а третьи - с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань, - трагически-скорбно свидетельствует `Повесть о разорении Рязани Батыем`. - И не осталось в городе ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную испили`.

Трагедия произошла 21 декабря 1237 года. Дикие орды Батыя, словно черный смерч, пронеслись по Рязанской земле, все круша и сжигая на своем пути.


Фрагмент диарамы `Героическая оборона Рязани в 1237 году`



Евпатий Коловрат
Рязанский воевода Евпатий Коловрат выступил из Чернигова с дружиной на помощь родному городу, но опоздал: лишь черный дым стлался над унылым пепелищем да истошно каркало воронье... Нагнав Батыя, дружина Коловрата начала сечь татар без милости. Только с помощью камнеметных машин - пороков - одолели ордынцы рязанцев. Пораженные их мужеством, воины Батыя доложили своему повелителю: `Мы со многими царями во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти...`

Ингварь Ингваревич, единственный оставшийся в живых рязанский князь (во время осады родного города он находился в Чернигове) застал Рязань в руинах, а княжество - разоренным и обезлюдевшим. Все пятнадцать лет своего княжения пытался он восстановить стольный город и обустроить княжество, одновременно стараясь поладить с Ордой. Но Рязани (нынешней Старой Рязани) уже не было суждено восстать из пепла в прежнем великолепии и величии. Город, отмечал А.Л. Монгайт, `постепенно угасал, уступая место Переяславлю`...


`ЗАЛОЖЕН БЫСТЬ...`

Возникновение Переяславля-Рязанского обычно связывают с именем первого рязанского князя Ярослава Святославича. Есть предположение, что первоначально город и назван был Ярославом или Ярославлем в честь своего основателя, а потом это название трансформировалось в Переяславль. Но гораздо правдоподобнее другая версия. Южнорусские князья и дружинники, пришедшие в землю вятичей, принесли с собой и милые сердцу названия родных мест: Переяславль (по аналогии с Переяславлем Южным), Трубеж, Лыбедь (по аналогии с южными реками).

Есть и такое мнение: Переяславль основан старшим братом Ярослава - черниговским князем Олегом Святославичем (`Гориславичем`). В летописях Переяславль впервые упоминается под 1300 годом, где говорится о присутствии в городе рязанских князей. В следующем, 1301 году, Переяславль упомянут по случаю битвы московского князя Даниила с Константином Ярославичем Рязанским. Однако упоминания в летописях не означают, что город ранее не существовал. Вполне возможно, что более ранние летописи не сохранились или летописцы просто-напросто обошли Переяславль вниманием. Есть и такое предположение, что город Переяславль назывался Борисов-Глебов. В летописи под 1180 годом говорится: `Всеволод иде (из Коломны) к Резаню (Старой Рязани), взя город Борисов-Глебов`. Известно, что в Переяславле, на берегу Трубежа, издревле существовала Борисо-Глебская церковь. По имени храма мог называться и город. (Случаи, когда один и тот же город назывался разными именами, в истории встречаются).


Олег Рязанский



Фрагмент текста Следованной Псалтири XVI в. с записью о заложении города Переяславля-Рязанского
Бесспорно одно: город был основан с целью связать земли, лежащие по течению Оки, и противопоставить удобный опорный пункт набегам кочевников. Впервые вопрос о дате основания Переяславля был поднят Рязанской ученой архивной комиссией, созданной в 1884 году. Потребовались летописные изыскания. Извлекли из библиотеки духовной семинарии Следованную Псалтирь (книгу повседневных молитвопений), хранившуюся здесь под N 130. Надпись, сделанная полууставом на 378-й странице, гласила: `В лето 6603 (1095) заложен бысть град Переяславль Резанский около церкви святого Николы Старого...`
Большинство членов ученой архивной комиссии согласилось с мнением, что время основания нынешней Рязани следует относить к 1095 году. Были сделаны фотографии текста из Следованной Псалтири, а саму книгу затребовал для обследования Археологический институт. Возражений оттуда не последовало. Так датой основания Рязани был официально признан 1095 год.


НОВАЯ СТОЛИЦА
Переяславль-Рязанский поначалу, как это и водится, был всего лишь - небольшим укрепленным пунктом, выгодно расположенном на возвышенном берегу Трубежа у впадения в него Лыбеди. Эти две реки с трех сторон опоясывали холм, на котором возник город, а затем несли свои воды в Оку. С холма открывался прекрасный вид на заливные приокские луга, тут и там поросшие лесом. Неподалеку, на Борковском острове, шумели вековечные сосны, вцепившиеся корнями в песчаные дюны... Плодородные приокские земли, леса, буквально кишащие зверьем и птице, реки, богатые рыбой (в Оке в большом количестве водились и осетр, и стерлядь), - все располагало к безбедной жизни. Казалось, самой природой эта местность была уготована для того, чтобы здесь возник стольный город.

В районе Борок с древних времен существовало торговое поселение, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Ученые полагают, что люди селились здесь еще в эпоху мезолита. В VII - IX веках местное население успешно вело торговые дела со странами Востока, с Византией. На Борковском острове, в междуречье Оки и Трубежа, найдено много кладов с византийскими монетами, арабскими диргемами, серебряными гривнами. Окрест сегодняшней Рязани археологи отыскали остатки нескольких древних поселений, могильники. Каменные и бронзовые орудия труда, найденные при раскопках - немые свидетели мирного и ратного труда наших далеких предков.

Каким был Переяславль 700 - 900 лет назад? Очевидно, он представлял собой типичный средневековый город, окруженный стеной, рубленной из толстых бревен, с западной стороны защищенный, кроме того, насыпным валом и рвом с водой. (С остальных сторон город берегла естественная преграда - воды Трубежа и Лыбеди). В центре, на холме, возвышался великокняжеский терем-дворец в окружении боярских усадеб, божьих храмов да хором духовных владык. Здесь же красовалась осанистая молодечная для дружины, шли чередой амбары, лабазы и прочие хозяйственные постройки.

Дальше, по берегам рек и озер, теснились жилища и мастерские ремесленников. Недаром Рязанская земля издавна славилась их самобытным искусством! Прочие горожане-переяславцы жили в рубленых избах с дощатым либо глиняным, обожженным, полом. Беднота ютилась в лачугах-полуземлянках, подслеповато смотревших на мир божий сквозь, узкие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Почти повсеместно простирались по Переяславлю бревенчатые мостовые.


Кремль - жемчужина Рязани. Успенский собор, колокольня и часть крепостного вала.


Поскольку пространство холма было ограничено, постройки ставились почти вплотную друг к другу. Да и то верно: средневековый город чувствовал себя уверенно и относительно безопасно лишь под защитой крепостных стен. Вот и селились горожане по принципу: в тесноте, да не в обиде... Точно неизвестно, какая судьба выпала на долю Переяславля в 1237 году, во время Батыева нашествия. Среди сожженных городов в `Повести о разорении Рязани Батыем ` он не упоминается, явных следов не обнаружили и археологи. Может, Батый пощадил Переяславль, обошел его стороной? Уцелел город и в 1239 году во время повторного нашествия монголо-татар. Как заговоренный стоял на берегу Трубежа, устремив ввысь маковки церквей...

Постепенно политическая и духовная жизнь Рязанского княжества переместилась в Переяславль. После очередного - в 1288 году - набега орддынцев на Рязанское княжество в Переяславле стали жить рязанские епископы. Перенесение епископской кафедры в Борисоглебский собор способствовало дальнейшему возвышению города. В соперничестве с пронскими князьями переяславские князья в 1317 году обрели титул великих. А во второй половине XIV века, при великом рязанском князе Олеге Ивановиче (1350 - 1402), Переяславль становится столицей возрождающегося к жизни Рязанского княжества.

СИМВОЛЫ МУЖЕСТВА И ВЕРНОСТИ

Рязанская земля, около четырех веков существовавшая как самостоятельное княжество, в течение долгих лет обрела свои символы, свои эмблемы, свои гербы. Российская геральдика уходит корнями в глубокую древность - к родовым знакам (тотемам), клеймам мастеров-ремесленников, княжеским эмблемам, знакам, обозначающим собственность. На Руси герб - двуглавый орел - появился впервые на печати Ивана III. При Иване IV Грозном была создана государственная печать, на которой вокруг государственного герба размещались 24 эмблемы княжеств и царств Московской Руси, в том числе и эмблем и эмблема Рязанской земли. Она представляла собой коня, шествующего в правую сторону.

Почему именно конь стал символом Рязанской земли? Существуют разные предположения. `Не является ли конь намеком на известное сказание о `вещем Олеге`?` - полагает Н.А. Co6oлева. Другие исследователи улавливают сходство `рязанского коня` с бронзовыми конями, украшающими собор Св. Марка в Венеции, или с изображениями коней на античных геммах. Предполагают, что геммой мог пользоваться как печатью кто-либо из рязанских князей. Вероятнее всего, однако, конь на рязанской эмблеме запечатлен потому, что в жизни рязанцев, обитателей степного порубежья, значил он очень много.

К XVII веку многие эмблемы земель, изображенные на печати Ивана Грозного, сильно видоизменились, а то и попросту исчезли. В `Росписи всем государевым печатям 1626 года` эмблема Рязанской земли уже описывается так: `Печать Рязанская: человек, а у него в правой руке меч, да под ним земля`. Почему вместо коня на рязанском гербе появился воин - объяснить трудно. Но в 1969 году археологи при раскопках на Старорязанском городище обнаружили круглую костяную пластинку с изображением древнего воина с мечом и щитом. Можно предположить, что образ воина-защитника издревле существовал в сознании рязанцев, живущих на границах с Диким Полем. Воин на рязанском гербе облачен в мирные одежды - следовательно, это не захватчик, не агрессор, а страж отчей земли.

При Петре I эмблемы земель превращаются в гербы городов. Специальный указ Сената предписывал на судебных печатях `в губерниях и провинциях и городах, которые имеют гербы, на тех вырезать тех городов гербы, а которым нет, то нарисовать приличные...` В 80-х годах XVIII века Екатерина II провела реформу городского самоуправления. Герб стал обязательным атрибутом города. В 1779 году утвержден герб Рязани: `В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны; а на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленые, обложенные соболями`. Так Переяславль Рязанский, став центром губернии, переняв в 1778 году имя от древней столицы княжества, получил `по наследству` и рязанский герб.


Герб г. Рязани


Позднее герб претерпел некоторые изменения. В XIX веке он получил обрамление из андреевской ленты, скрещенные молотки (как символ развивающейся промышленности) и венец в виде башни с тремя зубцами. Но эти дополнительные, несколько аляповатые элементы не изменили его сущности. В центре герба по-прежнему возвышался воин с мечом.

В народе бытует мнение, что на гербе изображен великий князь Олег Иванович Рязанский. Другие отождествляют изображение воина с образом славного защитника Рязани Евпатия Коловрата. Но вероятнее всего, это обобщенный символ мужественного защитника Отечества.

Док. 142535
Опублик.: 07.05.02
Число обращений: 73


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``