В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
МОСКВИЧИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМАХ СТОЛИЦЫ Назад
МОСКВИЧИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМАХ СТОЛИЦЫ
Общая оценка горожанами экологической
и транспортной ситуации в Москве

Состояние окружающей среды, экологии в Москве, по мнению более 40% опрошенных, продолжает ухудшаться, но, вместе с тем, количество респондентов, придерживающихся подобной точки зрения уменьшается на протяжении последних лет, начиная с 1994 года. Соответственно растет число тех, кто отмечает улучшение в состоянии окружающей среды.
На протяжении последних пяти лет практически не меняется ситуация с перечнем наиболее острых экологических проблем, волнующих москвичей. Первое место в этой иерархии из года в год занимает проблема плохого состояния атмосферного воздуха. Далее следуют:
- качество питьевой воды;
- загрязненность Москвы-реки и ее притоков;
- антисанитарное состояние дворов и улиц.


`Как изменилось состояние окружающей среды в Москве, её экология за последние годы?`






1994-95 гг.
1997г.
1998г
1999г.




- Состояние окружающей среды в Москве за последние годы улучшилось
2.2
3.6
10.0
12.0

- Состояние окружающей среды осталось без изменений
7.5
24.6
28.0
26.0

- Состояние окружающей среды ухудшилось
83.3
65.6
51.0
43.0


Три последних места занимают состояние зеленых насаждений, уровень шума и уровень радиации. Можно отметить, что в настоящее время москвичи чаще высказываются по поводу чистоты своих дворов и московских улиц.


`Какие экологические проблемы вас особенно беспокоят?`

Содержание ответов
Место по важности

1994-95 гг
1997г.
1998г.
1999г.

- Загазованность воздуха
1
1
1
1

- Загрязненность Москвы реки
4
2
4
3

- Состояние дворов, улиц и т.д.
2
3
5
4

- Состояние зеленых
насаждений
5
4
3
5

- Качество питьевой воды
3
5
2
2

- Уровень шума
6
6
6
6

- Уровень радиации
7
7
7
7


По сравнению с 1994-1997 гг. большую обеспокоенность у жителей Москвы вызывает состояние питьевой воды, в рейтинге проблем этот вопрос два последних года занимает второе место.
Исследование 1999 года подтвердило, что, по мнению горожан, главными причинами плохого состояния окружающей среды, экологии Москвы, остаются загрязнение от автотранспорта и вредные предприятия в городе.
Обращает на себя внимание тот факт, что значительно выше, чем в прошлые годы, респонденты поставили причины, связанные с ролью самих горожан в деле сохранения окружающей среды. 3-4 места в иерархии занимают `загрязнение города самими жителями` и `пассивность горожан в деле охраны природы`. При ответе на вопрос: `Чувствуете ли Вы себя хозяином города, района, улицы, двора, подъезда` лишь менее 20% ответили `да` или `в какой-то мере` относительно первых двух альтернатив (город, район, округ), а 2/3 опрошенных уверены, что `нет`. Несколько более благополучны показатели по улице, двору, подъезду: позитивные ответы дали 33% (двор, улица) и 50% (подъезд). Во всех указанных случаях от 13% до 18% респондентов уклонились от ответа.


`Главные причины плохого состояния окружающей среды`

Содержание ответов
Место по важности

1994-95 гг
1997г.
1998г.
1999г.

- Загрязнение от автотранспорта
1
1
1
1

- Вредные предприятия в городе
4
2
2
2

- Загрязнение города самими жителями
5
3
4
3

- Пассивность горожан в деле охраны природы
7
7
7
4

- Плохая работа коммунальных служб
3
4
3
5

- Отсутствие необходимых законов
6
6
6
6

- Невнимание властей к экологии
2
5
5
7


Последнее место в перечне главных причин плохого состояния окружающей среды по данным исследования занимает альтернатива `Невнимание властей к проблемам экологии`, что значительно лучше показателей последних лет.
В исследовательской работе тесно связаны экологические и транспортные аспекты, что дает возможность по новому взглянуть на эти проблемы.
Среди наиболее важных мер, которые могут, по мнению опрошенных, помочь изменить ситуацию с экологией города в лучшую сторону, указывались:
1. Установка нейтрализаторов выхлопных газов (40% ответов)
2. Повышение качества продаваемого топлива (30%)
3. Ограничение въезда в Москву иногороднего транспорта (26%)
4. Установление более жестких норм для выхлопных газов (24%)
5. Ускорение строительства третьего транспортного кольца (22%)
6. Усиление экологического контроля на въездах в город (21%)
Наименее значимы для респондентов альтернативы: `строительство подземных переходов под автомагистралями` (12%) и `увеличение налога на устаревшие марки автомобилей` (8%). В приложении No1 даны дополнительные альтернативы, отражающие личные точки зрения наших респондентов.
В контрольном вопросе о мерах по улучшению экологической обстановки в городе на первых трех позициях оказались:
- Постепенное закрытие промзон, вывод вредных и опасных для здоровья предприятий (50%).
- Преимущественное развитие экологически чистого транспорта (троллейбус, трамвай, метро) (47%)
- Строительство третьего транспортного кольца, дублеров основных магистралей (47%).
Таким образом, строительство третьего транспортного кольца, вызывавшего неоднозначное отношение, сегодня считается одним из основных путей решения как экологических, так и транспортных проблем города.

На первое место из первоочередных веток метро вышла линия Строгино-Митино, а на второе - Марьино-Красногвардейская. Но и другие линии (Пражская-Качалово, Чкаловская-Марьина Роща, Киевсая-Парк Победы) получили достаточно большое количество голосов. Можно отметить, что кроме названных и запланированных линий, москвичи активно поддерживают строительство и других направлений метрополитена: от Новогиреево на Новокосино, Ивановское; в Солнцево; в Братеево, Жулебино. Разумеется все эти предложения требуют дополнительного изучения.
Метро остается и наиболее часто используемым видом транспорта. Далее по частоте использования следуют автобусы, троллейбусы, пригородные электропоезда, трамваи. Достаточно велико (12-13%) ответов набрали маршрутные такси, личный автотранспорт.
Остается серьезной проблема размещения личного автотранспорта. Половина опрошенных выступает за скорейшее строительство многоэтажных надземно/подземных гаражей, и в два раза меньше - за гаражи под жилыми домами. 22% требуют выведения `ракушек` на пустыри и лишь 10% за отвод земли под `ракушки` вблизи жилых домов.
Каждый второй опрошенный москвич не чувствует себя в безопасности на пешеходных переходах. Эти ответы особенно часто звучали в анкетах представительниц женского пола и у старших возрастных групп. Респонденты в своих приписках сообщали, что чувствуют себя в безопасности только в подземных или надземных переходах. В этом плане надземные переходы через МКАД играют свою важную роль средства безопасности. Можно сделать вывод о необходимости более активной профилактической работы служб безопасности движения на основных магистралях в местах пешеходных переходов.


Оценка работы городских властей
по экологическим, транспортным проблемам
и учету мнений населения города

Можно предположить, что и достаточно скептическое отношение респондентов к возможности правительства Москвы улучшить в ближайшие годы экологическою ситуацию (60% ответов - `вряд ли сможет` и 20% `не сможет`) связаны с недостаточным изучением общественного мнения. Данные 1998 и 1999 годов по этому вопросу идентичны.
Одной из острых проблем стало размещение большого количества автозаправочных станций, необходимых городу. Их строительство вблизи жилых домов беспокоит горожан. Более половины ответов свидетельствует, что москвичи уверены в том, что при их размещении практически не учитывается общественное мнение, интересы жителей. Этот показатель практически совпадает с данными прошлых лет, когда на вопрос `учитывают ли власти Москвы общественное мнение при утверждении и реализации проектов застройки` 45-50% опрошенных давали отрицательный ответ.
Оценка работы ведущей организации правительства Москвы по вопросам экологии - Москомприроды остается достаточно низкой.
Вывод о слабой информированности москвичей о деятельности природоохранных организаций подтверждается также и полученными результатами об информированности москвичей о работе таких организаций как экологическая милиция, природоохранная прокуратура, экологические общественные организации. Лишь о работе Госсанэпидемнадзора горожане осведомлены в достаточной степени.


`Оценка работы Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода)`

Содержание ответа
Данные в процентах

1998 г.
1999 г.

- Оцениваю положительно
5
7

- В чем-то положительно, в чем-то отрицательно
34
34

- Отрицательно
17
15

- Ничего не знаю об этой работе
44
44


`Знание о работе следующих организаций`

Содержание ответов
Данные в процентах

Знаю хорошо
Кое-что знаю
Практически не знаю
Первый раз слышу

- Экологическая милиция
9
45
34
12

- Природоохранная прокуратура
3
25
42
30

- Санэпидемнадзор
29
54
16
1

- Экологические общественные организации
10
35
42
13


Недостаточно полно и объективно, по мнению горожан, отражают проблемы экологической обстановки, состояния окружающей среды московские газеты, телевидение, радио. Если положительную оценку (`достаточно полно и объективно`) высказали только 6% опрошенных, то отрицательную (`неполно и необъективно`) - 40%. Еще 54% респондентов дали оценку - `относительно полно и частично объективно`.


Общественное мнение о возможных решениях
экологических и транспортных проблем города

Если суммировать ответы респондентов, то первоочередность решения экологических проблем можно определить следующим образом:



оснащение нейтрализаторами выхлопных газов автомобильного и автобусного парка столицы;
повышение качества продаваемого топлива;
ограничение въезда в Москву иногороднего транспорта;
усиление экологического контроля на въездах;
ускорение строительства третьего транспортного кольца;
активизация борьбы с нарушениями в размещении `ракушек`;
обновление парка общественного транспорта и контроль за недопущением на линии неисправного транспорта;
ускорение строительства новых линий метро и развитие экологически чистых видов транспорта;
строгое соблюдение графиков движения;
выведение за пределы города вредных для здоровья людей предприятий или их закрытие;
активизация самого населения на борьбу с загрязнениями окружающей среды, с нарушениями экологии;
более последовательное использование экологического
законодательства;
очистка долин малых рек, прудов и других водоемов;
строгое соблюдение правил содержания зеленых насаждений;
организация в городе достаточного количества туалетов;
отлов (стерилизация) безнадзорных животных вместо их умерщвления.
Среди отдельных пожеланий респондентов можно отметить следующие:
- наладить более тесные контакты между жителями и экологическими организациями (вывешивать контактные телефоны; информировать, в том числе и через СМИ, о характере и достижениях в работе и др.);
- обеспечить более правдивую, полную и объективную информацию о состоянии окружающей среды, экологической ситуации в городе;
- организовать приюты для бездомных животных, повысить налог на содержание собак и штрафовать за нарушение правил их выгула;
- постоянно увеличивать количество зеленых насаждений, особенно в центре города, создавать новые и восстанавливать утраченные парки и бульвары;
- снизить стоимость проезда до реального уровня зарплат и стипендий, снизить стоимость проезда на маршрутных такси типа `Автолайн`.




Ю.К.ФОМИЧЕВ, кандидат философских наук

Док. 143412
Опублик.: 17.05.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``