В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Единое информационное пространство региональной системы образования Назад
Единое информационное пространство региональной системы образования
Кабардино-Балкарский госуниверситет (КБГУ), Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН (ИИПРУ), г.Нальчик

В докладе рассматриваются текущее состояние и проблемы создания единого информационного пространства региональной системы образования Кабардино-Балкарии. Обсуждаются этнические, культурологические, социальные и общекультурные отличия регионального информационного пространства от федерального и мирового образовательного пространства.



Современное мировое образовательное пространство позволяет обучаемым всех уровней и возрастов бесконечно активизировать свою познавательную деятельность, усиливает мотивацию для развития образовательных интересов, позволяя учитывать их особенности и интересы. Новые коммуникативные стратегии обеспечивают обучаемым возможность поиска дополнительной информации, ознакомления с разными точками зрения на изучаемую проблему, предоставляют учащимся возможности для самореализации.

Целью создания единого информационно-образовательного пространства Кабардино-Балкарии является обеспечение информатизации системы образования и науки и выход на уровень стран, находящихся на передовом рубеже технологической эволюции. Открытие в 1998 году в Кабардино-Балкарском госуниверситете Центра Интернет дало мощный толчок развитию в КБР телекоммуникационных технологий. С созданием Центра открылись широкие перспективы для реализации планов по информатизации образования. В республике ведется большая работа по созданию электронной библиотечной сети с контекстными поисковыми системами, разрабатываются дистанционные учебные курсы, проводятся телеконференции. К сети Интернет подключены все учебные заведения, предприятия и общественные организации республики. Присущее университетскому образованию единство исследовательской и образовательной деятельности позволило органично связать информационное пространство научно-исследовательских институтов и образовательное пространство учебных заведений.

Связь пользователей с университетским Центром осуществляется как с помощью телефонных сетей, так и посредством волоконно-оптических линий связи. На базе Центра, который является полигоном для разработки и внедрения аппаратных, программных и методических сетевых решений в КБР, создается единая республиканская компьютерная сеть.

Происходящая в настоящее время широкая компьютеризация образовательных учреждений Кабардино-Балкарии привела к тому, что современными компьютерами оснастились не только школы районных центров, но и самые удаленные сельские школы. Модемная (или радиомодемная) связь с этими школами создала предпосылки для сетевого сопровождения образовательного процесса с помощью телекоммуникационных технологий. В передовых школах создаются локальные информационные пространства, которые затем объединяются в единое информационное образовательное пространство республики.

Региональное образовательное пространство, являясь органической частью федерального и мирового образовательного пространства, тем не менее имеет существенные этнические, культурологические, социальные и общекультурные отличия. Создаваемая в республике интегрированная информационная среда наряду с учебными курсами по мировой культуре включает организованные в систему курсы по изучению этнических региональных культур - краеведение, историю и географию Кабардино-Балкарии, специальные курсы и отдельные темы в курсе культурологии, дисциплины по выбору и обязательные курсы национальных языков, где изучаются языковые традиции, этимология и культура речи. Внедряются экспериментальные методики использования кабардинского и балкарского языков наряду с русским в учебном процессе.

Вместе с тем начавшийся процесс разработки единого регионального информационно-образовательного пространства выявил целый комплекс характерных проблем. Среди них

низкая скорость передачи данных и обработки информационных потоков, неразвитая топология региональной образовательной сети, неадекватная инфраструктура в отдельных учебных заведениях;
недостаточное количество высокопрофессиональных специалистов по информационным технологиям;
полная зависимость отдельных образовательных и научных учреждений от университетского Центра в части лимитов времени и трафика;
недостаток специального оборудования для оптимизации конфигурации сети;
недостаточный охват сотрудников современными программами повышения квалификации;
недостаточный объем качественного программного обеспечения и оригинальных авторских разработок.
В заключение заметим, что задачи информатизации образования и создания единого образовательного пространства рассматриваются в Кабардино-Балкарии как исключительно важный фактор прогрессивного и устойчивого развития региона.

Док. 143956
Опублик.: 25.05.02
Число обращений: 310


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``