В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нефтяная диктатура Назад
Нефтяная диктатура
Резко подорожал бензин. По всей нашей широкой стране цены на заправках потянулись до уровня мировых. В США литр топлива стоит около 30 центов (9 рублей). У нас догнали и перегнали: в Иркутске, Хабаровске, Петрозаводске - около 11 целковых. Госкомстат сообщает: за май-начало июня стоимость бензина возросла в среднем на 30 процентов.

Больной перед смертью потел

Цены поднимают не мелкие владельцы АЗС (от них вообще ничего не зависит), а оптовики - нефтяные компании, которые контролируют рынок. Прежде всего ЛУКойл, ЮКОС, ТНК. Вообще-то они считаются непримиримыми конкурентами. Но когда дело касается совместного извлечения дополнительной прибыли - тут между акулами бизнеса устанавливается трогательное согласие. Формально они ни о чем не договаривались и даже не вели никаких переговоров. Но в реальности отпускные цены на разных нефтеперерабатывающих заводах увеличились как по команде из единого центра. Аи-80 подорожал сразу на 1900 рублей за тонну, Аи-95 - на 2300. `Навар`, который получат в этом году производители ГСМ, исчисляется сотнями миллионов долларов.

Себестоимость нашей нефти - ниже, чем в США. В цене американского сырья почти наполовину `сидит` зарплата рабочих. Там нефтяники получают 8-10 тысяч долларов в месяц. Наши рабочие довольны зарплатой в 300-400 долларов. Так что российское топливо обходится производителям куда дешевле. Просто у наших олигархов особенные аппетиты: зарплату платят российскую, а цены на продукцию назначают как в США.

Расплачивается за это вся страна. Вслед за топливом неизбежно повышение транспортных тарифов, цен на продукты и промышленные товары. Впереди уборочная, так что и хлебушек будет дороже. Все планы нашего правительства сдержать инфляцию и получить в казну дополнительные деньги развеялись, как дым. Бюджет ничего не получит - прибыль пойдет в карманы нефтяных олигархов.

Официальное объяснение происходящего: сезонный подъем спроса на нефтепродукты. Представители нефтяных компаний без всякого стеснения сообщают: весной велика потребность в бензине - северный завоз, уборочная, строительные и дорожные работы, - вот мы и задираем цены. Как с помидорами накануне Нового года: в середине декабря они стоили 70 рублей, ближе к празднику, когда все кинулись в магазины, стали стоить 100. Праздник прошел - и цена вернулась в исходное состояние. Кто выиграл? Те люди, которые заставили нас платить. Кто проиграл? Мы с вами - уж больно хотелось попотчевать гостей салатом.

Однако без свежих помидор еще можно обойтись, а вот без топлива никак. Так что более справедлива другая аналогия: цена на лекарство меняется в зависимости от состояния пациента. Чем хуже больному - тем дороже медикамент. Таковы законы свободного рынка.

На самом деле рынок тут не при чем. На Западе никто не может диктовать государству и населению цены так, как это происходит в России. Там беспощадно карается любая попытка крупных компаний сговориться и снять сливки за счет своего монопольного положения. Там есть специальные нормы и санкции против картельных соглашений. В России же власть беспомощна перед нефтяными баронами. У них на поводу вынуждены идти не только тысячи мелких заправщиков, но и губернаторы, Дума, правительство и, страшно сказать, - президент. Причем многие идут охотно, более того - всячески оправдывают действия монополистов, потому что сами замкнуты на нефтяных интересах. Нефтедоллары питают помпезные государственные проекты, фонды, из которых кормятся чиновники, а главное - за их счет финансируются выборы. Как тут сказать хоть слово поперек ЮКОСа или ЛУКойла? Госдума горячо обсуждает гомосексуализм, а о ценах на топливо ни гу-гу. Депутатам это не так интересно. Или настолько интересно, что они не хотят об этом говорить.

Впрочем, некоторые губернаторы все же отважились надавить на бензиновых королей. В Брянске областная власть пригрозила представителям ЮКОСа и ТНК, что привлечет на рынок другие нефтяные компании. Те слегка испугались и обещали снизить цены. В Орле люди вышли на улицу с лозунгом `Нефтяные магнаты, опомнитесь!` Магнаты немного опомнились: `Орелнефтепродукт` объявил 10-процентную скидку для ветеранов войны и труда.

Но это исключения. В целом ситуация всюду одна и та же: государство покорно воле нефтяных компаний. Они схватили самые выгодные месторождения, им принадлежат нефтеперерабатывающие заводы, они же контролируют большинство автозаправочных станций. В результате экономика превращена в инструмент для извлечения спекулятивных прибылей.

Любого нового конкурента на нашем рынке моментально загнут в дугу. Нефтяные бароны искусственно сдерживают строительство перерабатывающих заводов. В США более шестисот НПЗ, в России - всего несколько десятков. Играя ценами, нефтяники разоряют владельцев АЗС. Те вынуждены идти на поклон к оптовикам и продавать им свой бизнес. В Курске почти все заправки принадлежат Тюменской нефтяной компании. В Орле правит бал ЮКОС.

Власти элементарно боятся монополистов. В любой момент нефтяные компании могут создать в регионе искусственный дефицит топлива. И тогда - недовольство людей, очереди на АЗС, нарастание социальной напряженности. Попробуй поспорь с ценами, если завтра вообще можешь остаться без бензина!

Вывод: у нас нет рынка - есть монопольное бандитское образование.

Ответный удар

Нынешние российские нефтебароны не покупали и не строили свои заводы, а получили их от государства задаром, в ходе ваучерной приватизации. То, что было народным, что создавалось общими усилиями, стало обслуживать интересы узкой группы лиц. Если сегодня правительство попытается вернуть себе эти предприятия, выкупить их назад, то господа-капиталисты выставят Касьянову такой счет, что никакого бюджета не хватит. Посчитают все до цента, по мировым расценкам.

Ладно, пускай они остаются при своей собственности. Но те 400 миллионов тонн нефти, которые каждый год добываются в России, - это далеко не предел. Есть немало новых месторождений, но на них `сели` те же самые нефтяные боссы. Чтобы не пустить конкурентов, они застолбили все, что только можно. А вот силенок на освоение не хватает. В итоге лицензии проданы, а месторождения простаивают. Нефтяникам это выгодно: сам не гам, зато другому не дам. А государство в убытке.

Если президент и правительство всерьез пекутся о благе народа, пора употребить власть: образовать Государственную нефтяную компанию, которая создаст реальную конкуренцию для нынешних частных монополистов. Отобрать у них не используемые лицензии и передать их новой компании. Появятся нефтяники, которые будут учитывать прежде всего государственные интересы. Начнет развиваться альтернативная сеть АЗС. Деньги, которые сегодня расходятся по оффшорным счетам в дальнем зарубежье, пойдут прямиком в бюджет.

Процесс может начаться с регионов. Представьте, что кто-то из губернаторов организует такую компанию и обеспечит свой регион сравнительно дешевым топливом. На всю страну прогремит, станет национальным героем.

Государство может переломить ситуацию. Главное, что для этого нужно, - твердая политическая воля.

26 июн 2002
Российская Федерация

Док. 146012
Опублик.: 26.06.02
Число обращений: 128


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``