В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Новиков: `Я не вижу в крае явных лидеров`. Назад
Вячеслав Новиков: `Я не вижу в крае явных лидеров`.
Интервью члена Совета Федерации Федерального Собрания Вячеслава Новикова корреспонденту `Пресс-Лайна` Алексею Елисеенко.

- Вы уже более 5 месяцев работаете в Совете Федерации. Видимо пора подводить какие-то итоги.....

- Этим можно заниматься все время. Даже через три дня. Во-первых, это работа в комитете по бюджету - вопросы, связанные с межбюджетными отношениями. Известно, что сейчас очень тяжелая ситуация по двум позициям. Первая - выплата заработной платы. Дело в том, что при проектировании федерального бюджета на 2002 год были допущены ошибки, которые сейчас и сказываются. На некоторых территориях доля выплаты зарплаты в общих расходах региональных бюджетов доходит до 70 %. Ситуация абсолютно не нормальная. В этом смысле в бюджете РФ не были заложены средства на компенсации расходов регионов. Поэтому сейчас в Думе рассматривались наши предложения по корректировке бюджета. Они недавно были приняты. Речь шла о выделении дополнительных средств в объеме 12 миллиардов рублей на осуществление помощи бюджетам других уровней либо в виде увеличения трансфертов, либо в виде бюджетных ссуд хотя - бы на ликвидацию кассовых разрывов. Второй момент - ситуация с самими ссудами. Дело в том, что федеральный бюджет исполняется достаточно неритмично. Если требовать возврата ссуд немедленно, то это будет выглядеть как передача долгов перед бюджетниками на долги перед федеральным бюджетом. Поэтому общий подход, предложенный комитетом, заключается в пролонгировании сроков возврата ссуд. То есть по исполнению бюджетов РФ и ее субъектов.

Еще один `болезненный момент` - ситуация с выпадающими доходами по дорожному фонду. С 1 января 2003 года уходит оборотный налог в 1%, который собирался целевым образом. Это означает очень серьезный удар будет нанесен по всему дорожному хозяйству. Нами была подготовлена соответствующая инициатива, правда, полностью с Правительством договорится, не удалось. Но, по крайней мере, на данный момент речь идет о выделении субъектам РФ 1% по налогу на прибыль и 45 % дополнительных акцизов на ГСМ на содержание дорожного хозяйства. Это позволит компенсировать выпадающие доходы и не упасть отрасли.

Рассматриваются и изменения в налоговом кодексе. Речь идет о налогообложении малого бизнеса. Этот закон уже принят в Госдуме, и мы его начинаем рассматривать в Совете Федерации. Речь идет о двух позициях: о налоге на вмененный доход и порядке налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Главное, что удалось - мы убрали единый социальный налог с людей, которые платят налог на единый вмененный доход. Такого налогового бремени они выдержать не могли. Это было признано и ошибка сейчас исправлена. Вводится и упрощенный порядок налогообложения.

Другое направление моей деятельности - комиссия по естественным монополиям. Речь идет о реформировании энергетики. В законопроектах, к сожалению, ряд положений просто не приемлемлемых для меня. Во-первых, это полное устранение субъектов федерации от вопросов регулирования тарифов, а во-вторых, это приоритет рыночных отношений над безопасностью и надежностью функционирования энергосистем. Есть вопросы и к самому реформированию, которое должно привести к 2-3 кратному увеличению энерготарифов до 2004 года по России, а в Красноярском крае и Иркутской области рост тарифов может составить 400-500 %. Это произойдет по причине заложенного в законопроект выравнивания цен на электроэнергию по всей России. Тема очень болезненная, очень резкое противостояние.

Еще один вопрос - реформирование МПС. К сожаленью, Госудума РФ приняла в первом чтении пакет законов по этой проблеме, но там больше вопросов, чем ответов. Нерешена судьба пассажирских перевозок. Получается, что их переводят в отдельную сферу хозяйствования. Выделение приведет к прекращению `перекрестного` субсидирования - дотирования за счет грузоперевозок. Поэтому непонятно, что будет с такими перевозками, но есть опасность, что их ждет судьба авиаперевозок, когда была разрешена приватизация и целое направление, - местные линии просто прекратили свое существование. Это аналог заключения людей в тюрьму, только экономическими методами.

Кроме того, нет прогноза, что будет происходить с самой отраслью в результате ее реформирования. Наш подход, - прежде чем отрезать, надо хотя бы раза три `отмерить`.

- Касаясь темы бюджета. Получит ли край от федеральных структур ожидаемые 3,5 миллиарда рублей?


- Думаю, что до конца года мы еще сможем порядка 600 миллионов от федерального бюджета получить, учитывая то обстоятельство, что мы существенно превышаем 40 % планку расходования бюджетных средств на выплату заработной платы. В виде ссуды. Не надо строить иллюзий. Есть методика Минфина, и по ней край все еще считается `донором`. И в этом смысле не о каких трансфертах речи идти не может. Но и возвратные ссуды на ликвидацию кассовых разрывов - это тоже очень существенно, так как исполнение федерального бюджета крайне неритмично и некоторого улучшения можно ожидать только в конце года.

- Как вы оцениваете предвыборную ситуацию в крае?

- Самое главное - меня удручает, что в крае не оказалось явного лидера. Ведь на других территориях они есть. Это резко ограничивает аппетиты желающих поучаствовать в выборах. У нас же после выборов губернатора Лебедя получилось, что всем можно, и все имеют шансы, и все могут победить. Образуется кавардак. 25 человек я думаю, не будет - не все пройдут регистрацию. Планка у нас высокая и надо привлечь значительные средства, чтобы собрать необходимые подписи. Тем не менее, серьезных претендентов в смысле имен тоже много. Голоса будут разорваны и ситуация становится непредсказуемой, а это всегда плохо. Один из критериев развитой демократии - предсказуемость результатов. Думаю и второй тур будет - если нечего не изменится - если завтра все не снимутся, и не останется два или три человека.

- Как на нашу предвыборную кампанию смотрят в Москве?

- Забавляет ситуация с количеством претендентов. Но надо отчетливо понимать, что для столицы край не является предметом первых, самых больших интересов. Смотрят - вещь забавная, интерес спортивный - кто придет вместо Лебедя. Как на чемпионате мира по футболу.

- Кто, по вашему мнению, является фаворитом Москвы?

- Фаворитов нет сейчас. И есть подозрение, что не будет. Москва, `обжегшись` на некоторых территориях, не хочет вновь попадать в такую ситуацию. К тому же здесь нет таких `выбросов`, которые бы сильно раздражали Москву. Не один из претендентов не вызывает у них жуткой реакции отторжения. Хотя в той же администрации Президента есть разные `кланы`, у них у каждого свой `приоритет`. Но общей позиции, безусловно, нет.

- Но некоторые из наиболее известных претендентов довольно часто появляются в московской прессе?

- Есть простой критерий насчет фаворитов Москвы. Смотрите ОРТ и РТР. Как известно, появится там можно только в случае благосклонности Кремля. Это главный критерий, а второй уже деньги. Можно делать выводы....

- А как складывается ваша политическая судьба? Ходили слухи, что вы возглавите краевое отделение СПС.

- Я видел эту информацию и никак не реагирую. Это нереально. Я был связан с `Отечеством` - надо довести дело до конца, до того момента, когда завершится партийное строительство `Единой России`. Тогда могут появиться какие то варианты, но не сейчас.

- Что вы думаете об администрации Николая Ашлапова? Дееспособна ли она?

- Проблема заключается в том, что, к сожалению, оценить качественный состав администрации с моей точки зрения не представляется возможным ни для кого. Причина - исполнительная власть попала в ситуацию, когда в принципе она администрацией не является. Она по определению временная. Даже если все те, кто сейчас работает останутся на своих постах после выборов, то, тем не менее, сейчас все они временно работающие. Это и является определяющим фактором. На них так реагирует весь внешний мир. Думаю не нужно оценивать деятельность администрации. Слава богу, все дыры, катастрофы, которые случается, - они гасятся. Администрация работает, и не разу не демонстрировала растерянности. Но вопрос о качестве ставить нельзя. Но администрация выполняет функции своей `временности`.

- А что вы думаете, о кадровой политике администрации?

- Какой то содержательной кадровой политики я не вижу, да она и невозможна.

- Что вы думаете о поездках и. о. губернатора в Москву. Александр Усс вообще заявил, что Ашлапов `летает как Карлссон, а денег нет`?

- Это слишком резкая оценка, ибо в Москве ему необходимо быть, для того, чтобы получить ссуды, без которых нельзя решить выплатить зарплату бюджетникам - люди ни виноваты в чем.

8 июл 2002
Красноярский край

Док. 146118
Опублик.: 08.07.02
Число обращений: 619

  • Новиков Вячеслав Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``