В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Конституция Карачаево-Черкесской Республики Назад
Конституция Карачаево-Черкесской Республики
Конституция Карачаево-Черкесской Республики
Принята на V сессии Народного Собрания (Парламента)
Карачаево-Черкесской Республики 5 марта 1996 г.

Раздел первый
Глава 1 Основы конституционного строя (ст. 1-13)
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина (ст. 14-58)
Глава 3 Статус и административно-территориальное устройство Карачаево-Черкесской Республики (ст. 59-62)
Глава 4 Глава Карачаево-Черкесской Республики (ст. 63-76)
Глава 5 Народное собрание Карачаево-Черкесской Республики (ст. 77-89)
Глава 6 Правительство Карачаево-Черкесской Республики (ст. 90-97)
Глава 7 Судебная власть (ст. 98-106)
Глава 8 Местное самоуправление и государственное управление на местах (ст. 107-111)
Глава 9 Государственные символы Республики. Столица (ст. 112-113)
Глава 10 Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 114)
Раздел второй
Глава 11 Заключительные и переходные положения (Гл. 11)


Мы, депутаты Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, осознавая свою ответственность перед народами многонациональной Карачаево-Черкесской Республики, объединившей в ходе исторического развития единой судьбой абазин, карачаевцев, ногайцев, русских, черкесов и граждан других национальностей, в единую Республику,
признавая Республику неотъемлемой частью Российской Федерации и ее многонационального народа,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями,
уважая права и законные интересы каждого народа, заботясь о сохранении и самобытном развитии всех народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии и стремясь обеспечить их благополучие и процветание, а также,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
принимаем Конституцию Карачаево-Черкесской Республики.
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1.
1. Карачаево-Черкесская Республика - демократическое социальное и правовое государство с республиканской формой правления. Наименования `Карачаево-Черкесская Республика` и `Карачаево-Черкесия` равнозначны.
2. Территория Карачаево-Черкесской Республики является единой и неделимой, и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации. Ее границы не могут быть изменены без согласия народов Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 2.
1. Единственным источником власти в Карачаево-Черкесской Республике является ее многонацианальный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Присвоение властных полномочий или захват власти недопустимы и преследуются по закону.
Статья 3.
1. Государственная власть в Карачаево-Черкесской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
2. Карачаево-Черкесская Республика самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Статья 4.
Государственную власть в Карачаево-Черкесской Республике осуществляют: Глава Карачаево-Черкесской Республики, Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, суды Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 5.
1. По предметам ведения Карачаево-Черкесской Республики Конституция и законы Карачаево-Черкесской Республики имеют прямое действие на всей территории Республики и обладают высшей политической силой. По предметам исключительного ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют на всей территории Республики прямое действие.
2. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с компетенцией Карачаево-Черкесской Республики, не должны противоречить Конституции Карачаево-Черкесской Республики. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Карачаево-Черкесской Республики, принятым вне пределов исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Карачаево-Черкесской Республики и Российской Федерации, действует нормативный правовой акт Карачаево-Черкесской Республики.
3. Споры по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Карачаево-Черкесской Республики и Российской Федерации, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.
4. Все законы должны быть официально опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат. Иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
5. Общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Карачаево-Черкесской Республики. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
6. Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Конституцию и законы Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 6.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договором между Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республикой о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 7.
В Карачаево-Черкесской Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 8.
1. В Карачаево-Черкесской Республике признается идеологическое, политическое многообразие и многопартийность.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. Общественные объединения равны перед законом.
4. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Карачаево-Черкесской Республики и Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание на территории Карачаево-Черкесской Республики любых вооруженных или военизированных формирований, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статья 9.
1. В Республике признаются и равным образом защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.
2. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов Карачаево-Черкесской Республики и составляют основу их жизни и деятельности.
3. Правовое регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами осуществляется законодательством Карачаево-Черкесской Республики в пределах и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статья 10.
1. Карачаево-Черкесская Республика признает и гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы человека. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Карачаево-Черкесской Республики, ее органов и должностных лиц.
2. Обеспечение каждому человеку достойной жизни, гражданского мира и согласия в обществе, сохранение и защита исторического и культурного наследия народов, их национальной самобытности - высшая цель Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 11.
1. Государственными языками в Карачаево-Черкесской Республике являются абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский.
2. Языком межнационального общения и официального делопроизводства в Карачаево-Черкесской Республике является русский язык.
3. Статус государственных языков Карачаево-Черкесской Республики устанавливается федеральным и республиканским законами.
Статья 12.
1. Карачаево-Черкесская Республика - светской государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 13.
1. Положения настоящей главы Конституции Карачаево-Черкесской Республики составляют основы конституционного строя Республики и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Карачаево-Черкесской Республики.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 14.
1. В Карачаево-Черкесской Республике признаются и гарантируются все права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
2. Основы права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 15.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 16.
1. Все равны перед законом и судом.
2. Карачаево-Черкесская Республика гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединения, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав гражданина по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы, и равные возможности для их реализации.
Статья 17.
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены устанавливается федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Статья 18.
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 19.
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Статья 20.
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 21.
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 22.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 23.
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 24.
Каждый, кто законно находится на территории Республики, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статья 25.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 26.
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, насилия и порнографии.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 27.
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 28.
Граждане Карачаево-Черкесской Республики имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 29.
1. Граждане Карачаево-Черкесской Республики имеют право участвовать в управлении делами Карачаево-Черкесской Республики как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Карачаево-Черкесской Республики имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Карачаево-Черкесской Республики имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе.
5. Граждане Карачаево-Черкесской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 30.
Граждане Карачаево-Черкесской Республики имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления.
Статья 31.
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 32.
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Статья 33.
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Статья 34.
1. Каждый имеет право на труд. Труд свободен. Каждый имеет право зарабатывать себе на жизнь трудом, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 35.
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о родителях.
4. Общепризнанные прогрессивные традиции и обычаи народов Карачаево-Черкесской Республики - уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, милосердие - священны, охраняются Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 36.
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законами Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 37.
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в республиканском законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.
Статья 38.
1. Каждый имеет гарантированное право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Передача зданий, сооружений и оборудования государственных и муниципальных медицинских учреждений в иные формы собственности не допускается.
2. В Карачаево-Черкесской Республике финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 39.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 40.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего (полного), общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
4. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить средне-специальное и высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.
5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры, размеры и источники устанавливаются федеральным и республиканским законами.
6. Передача зданий, сооружений и оборудования государственных и муниципальных образовательных учреждений в иные формы собственности не допускается.
Статья 41.
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 42.
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Карачаево-Черкесской Республике гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 43.
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решение и действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 44.
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 45.
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 46.
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются только в пользу обвиняемого.
Статья 47.
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 48.
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Статья 49.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 50.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 51.
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 52.
1. Перечисление в Конституции Карачаево-Черкесской Республики прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Карачаево-Черкесской Республике не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 53.
1. В условия чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на территории Карачаево-Черкесской Республики и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 17, 18, 20 ч. 1, 21, 25, 31 ч. 1, 43-51 настоящей Конституции.
Статья 54.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 55.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 56.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Карачаево-Черкесской Республики.
2. Гражданин Карачаево-Черкесской Республики несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Карачаево-Черкесской Республики в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Условия и порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяются федеральным законом.
Статья 57.
Гражданин Карачаево-Черкесской Республики может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 58.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности и не могут быть иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики.
Глава 3. Статус и административно-территориальное устройство
Карачаево-Черкесской Республики
Статья 59.
1. Границы между Карачаево-Черкесской Республикой и иными субъектами Российской Федерации могут изменяться только по взаимному договору сторон с согласия многонационального народа Карачаево-Черкесской Республики, выраженного путем референдума.
2. Границы Карачаево-Черкесской Республики с иностранными государствами являются государственной границей Российской Федерации, статус которой устанавливается федеральным законом.
Статья 60.
В совместном ведении Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики находятся:
а) обеспечение соответствия Конституции и законов Карачаево-Черкесской Республики, Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республике;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей Карачаево-Черкесской Республики, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Статья 61.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесии, Республика обладает всей полнотой государственной власти. В ведении Республики находятся:
а) принятие Конституции Карачаево-Черкесской Республики, внесение в нее изменений и дополнений;
б) защита прав и законных интересов Карачаево-Черкесской Республики, контроль за соблюдением ее Конституции и законов;
в) законодательство Карачаево-Черкесской Республики;
г) установление системы органов государственной власти и местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике, формирование республиканских органов государственной власти и определение порядка их деятельности, установление государственных символов;
д) административно-территориальное устройство Карачаево-Черкесской Республики;
е) обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;
ж) определение и проведение социально-экономической политики, принятие и контроль за исполнением республиканского бюджета;
з) установление республиканских налогов и сборов, а также общих принципов местного налогообложения, создание республиканских фондов развития городов, районов и населенных пунктов, иных внебюджетных фондов;
и) вопросы республиканской собственности и определение порядка распоряжения ею;
к) республиканские энергетические и иные системы жизнеобеспечения, транспорт, информация и связь;
л) международные и внешнеэкономические связи Карачаево-Черкесской Республики, заключение соответствующих договоров и соглашений;
м) здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт республиканского значения, социальная защита населения;
н) государственные награды и почетные звания Карачаево-Черкесской Республики;
о) объединения с другими субъектами Российской Федерации в региональные и межрегиональные ассоциации, союзы, заключение с ними договоров в целях сотрудничества и всестороннего развития территории;
п) другие вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными актами к ведению Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 62.
1. Карачаево-Черкесская Республика состоит из городов, районов и населенных пунктов.
2. Административно-территориальное устройство Карачаево-Черкесской Республики определяется законом Карачаево-Черкесской Республики.
Глава 4. Глава Карачаево-Черкесской Республики
Статья 63.
1. Глава Карачаево-Черкесской Республики является Главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Карачаево-Черкесской Республики.
2. Глава Карачаево-Черкесской Республики является гарантом Конституции Карачаево-Черкесской Республики, прав и свобод человека и гражданина, межнационального согласия, прав и законных интересов Карачаево-Черкесской Республики, обеспечивает соблюдение законов, межреспубликанских и международных обязательств Карачаево-Черкесской Республики, функционирование и взаимодействие органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 64.
1. Глава Карачаево-Черкесской Республики избирается сроком на четыре года гражданами Карачаево-Черкесской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Главой Карачаево-Черкесской Республики может быть гражданин Карачаево-Черкесской Республики не моложе 30 лет, постоянно проживающий на территории Карачаево-Черкесской Республики не менее 5 последних лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Главы Карачаево-Черкесской Республики более двух сроков подряд.
3. Порядок выборов Главы Карачаево-Черкесской Республики определяется ее законом.
Статья 65.
1. При вступлении в должность Глава Карачаево-Черкесской Республики приносит многонациональному народу Карачаево-Черкесской Республики следующую присягу:
`Клянусь при осуществлении полномочий Главы Карачаево-Черкесской Республики уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать права и верно служить многонациональному народу Карачаево-Черкесской Республики, соблюдать и защищать Конституцию и законы Российской Федерации, Конституцию и законы Карачаево-Черкесской Республики, стоять на страже единства и целостности Карачаево-Черкесской Республики в составе Российской Федерации`.
2. Присяга приносится в торжественной обстановке на заседании Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, в присутствии членов Правительства Карачаево-Черкесской Республики, представителей политических партий, общественных объединений и движений.
Статья 66.
Глава Карачаево-Черкесской Республики не может занимать иные должности, быть депутатом Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, а также обязан приостановить свое членство и деятельность в политических партиях, общественных объединениях и движениях, не поддерживать их и не вести агитационную деятельность в их интересах.
Эти ограничения не распространяются на участие Главы Карачаево-Черкесской Республики в установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в федеральных органах государственной власти.
Статья 67.
Глава Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с федеральным и республиканским законами обладает неприкосновенность. Честь и достоинство Главы Карачаево-Черкесской Республики охраняются законом.
Статья 68.
Глава Карачаево-Черкесской Республики:
а) обеспечивает права и свободы граждан Карачаево-Черкесской Республики, безопасность и территориальную целостность Карачаево-Черкесской Республики;
б) обеспечивает соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, их прямое действие и непосредственное применение на территории Карачаево-Черкесской Республики, а также в пределах своих полномочий - точное и неукоснительное соблюдение Конституции и законов Карачаево-Черкесской Республики;
в) представляет Карачаево-Черкесскую Республику в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в международных и внешнеэкономических связях;
г) подписывает договоры и соглашения от имени органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;
д) назначает с согласия Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики официальных представителей Карачаево-Черкесской Республики;
е) согласовывает с федеральными органами государственной власти назначение и освобождение должностных лиц федеральных органов на территории Карачаево-Черкесской Республики совместно с Председателем Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики;
ж) участвует от имени Карачаево-Черкесской Республики в осуществлении своих полномочий по предметам совместного ведения, входящих в совместное ведение органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 69.
Глава Карачаево-Черкесской Республики:
а) подписывает и обнародует законы, принятые Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики, либо возвращает их для повторного рассмотрения в порядке, установленном законом Карачаево-Черкесской Республики;
б) назначает Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики с согласия Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики;
в) по предложению Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики и с согласия Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики назначает на должность заместителей Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, министров экономики и финансов Карачаево-Черкесской Республики;
г) с согласия Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики утверждает структуру органов исполнительной власти и схему управления Карачаево-Черкесской Республикой;
д) формирует Правительство Карачаево-Черкесской Республики, назначает на должности и освобождает от должностей руководителей органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики;
е) принимает решение об отставке Правительства Карачаево-Черкесской Республики или отдельных его членов;
ж) вправе приостанавливать или отменять действие актов Правительства Карачаево-Черкесской Республики, министерств и ведомств Карачаево-Черкесской Республики, других подведомственных ему органов исполнительной власти в случае противоречия их Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции и законам Карачаево-Черкесской Республики и актам Главы Карачаево-Черкесской Республики;
з) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Карачаево-Черкесской Республики;
и) обращается к Народному Собранию Карачаево-Черкесской Республики с ежегодными посланиями, в случае необходимости информирует его о положении в Карачаево-Черкесской Республике, наиболее важных вопросах обеспечения прав и законных интересов Карачаево-Черкесской Республики и защиты его многонационального народа;
к) по согласованию с Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики дает согласие Генеральному Прокурору Российской Федерации на назначение на должность Прокурора Карачаево-Черкесской Республики, центральному банку Российской Федерации на назначение на должность и освобождение от должности начальника главного управления центрального банка Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике;
л) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики, договорами и соглашениями Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 70.
1. При выражении недоверия Правительству Карачаево-Черкесской Республики, или его отдельным членам Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики, Глава Карачаево-Черкесской Республики вправе распустить Правительство Карачаево-Черкесской Республики, или освободить от должности отдельных его членов, либо отклонить выраженное недоверие.
2. При повторно выраженном в течение трех месяцев недоверии Правительству Карачаево-Черкесской Республики или его отдельным членам, Глава Карачаево-Черкесской Республики в течение двух недель распускает Правительство Карачаево-Черкесской Республики, либо освобождает от должности отдельных его членов.
Статья 71.
1. Глава Карачаево-Черкесской Республики обладает правом законодательной инициативы в Народном Собрании Карачаево-Черкесской Республики.
2. Проекты законодательных актов, внесенные Главой Карачаево-Черкесской Республики, рассматриваются Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики в первоочередном порядке.
3. Глава Карачаево-Черкесской Республики:
а) вправе присутствовать на заседаниях Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики;
б) обладает правом внеочередного выступления на заседаниях Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 72.
Глава Карачаево-Черкесской Республики:
а) награждает государственными наградами Карачаево-Черкесской Республики и присваивает почетные звания Карачаево-Черкесской Республики;
б) представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Российской Федерации;
в) поддерживает ходатайства о помиловании граждан Карачаево-Черкесской Республики, осужденных федеральными судами.
Статья 73.
1. Глава Карачаево-Черкесской Республики имеет право:
а) обращаться к Президенту Российской Федерации с ходатайством об отмене постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, изданных в сфере совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации;
б) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Глава Карачаево-Черкесской Республики может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, а также между органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 74.
1. Глава Карачаево-Черкесской Республики издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Главы Карачаево-Черкесской Республики обязательны для исполнения на всей территории Карачаево-Черкесской Республики.
2. Указы и распоряжения Главы Карачаево-Черкесской Республики не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Конституции и законам Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 75.
Глава Карачаево-Черкесской Республики может быть отрешен от должности в результате республиканского референдума о доверии на основании выдвинутого Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики обвинения в нарушении Конституции и законов Карачаево-Черкесской Республики, а также данной им присяги, подтвержденного постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 76.
1. Во всех случаях, когда Глава Карачаево-Черкесской Республики не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
2. Исполняющий обязанности Главы Карачаево-Черкесской Республики не имеет права назначать референдум, назначать или освобождать от должности заместителей Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, министров, председателей государственных комитетов, комитетов и других руководителей органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, официальных представителей Карачаево-Черкесской Республики.
3. В случае отрешения Главы Карачаево-Черкесской Республики, его смерти или стойкой неспособности осуществлять свои функции и полномочия, выборы Главы Республики назначаются Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики не позднее трех месяцев с момента возникновения указанных обстоятельств.
Глава 5. Народное собрание Карачаево-Черкесской Республики
Статья 77.
1. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим высшим законодательным и представительным органом Карачаево-Черкесской Республики, который избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики осуществляет свою деятельность в форме пленарных заседаний, заседаний комитетов и комиссий, парламентских слушаний и в иных формах, предусмотренных Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и соответствующим ей регламентом.
3. Пленарные заседания Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики проводятся не реже одного раза в квартал.
Статья 78.
1. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики принимает законы по вопросам ведения Карачаево-Черкесской Республики, а также в соответствие с федеральными законами, по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
2. Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни Карачаево-Черкесской Республики могут быть вынесены на референдум (всенародное голосование) в установленном настоящей Конституцией и законом Карачаево-Черкесской Республики порядке.
Не могут быть вынесены на референдум законопроекты по налогам, бюджету и финансам, а также по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации и полномочиям федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения.
3. Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее половины граждан Карачаево-Черкесской Республики, обладающих избирательным правом и проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики.
4. Закон или решение считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее половины принявших участие в референдуме избирателей.
Статья 79.
1. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики избирается в составе 73 депутатов сроком на четыре года.
2. Порядок избрания депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики определяется законом Карачаево-Черкесской Республики о выборах.
3. Депутатом Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики может быть избран гражданин Карачаево-Черкесской Республики, достигший 21 года и постоянно проживающий на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Депутат Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, Председателем Правительства, членом Правительства, министром, председателем государственного комитета, их заместителем, судьей, прокурором и руководителем органов местного самоуправления.
4. Депутаты Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики могут работать на постоянной профессиональной основе. Количество депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики.
Депутат Народного Собрания, работающий на профессиональной постоянной основе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
5. Статус депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики устанавливается Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и законом о статусе депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 80.
1. Депутат Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики обладает неприкосновенностью, установленной Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, в течение всего срока его полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Неприкосновенность депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики распространяется на его жилое и служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы.
2. Депутат Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, связанные с осуществлением его полномочий, в том числе и по истечению срока его полномочий. Указанное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики были допущены публичные оскорбления или клевета, и иные нарушения ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.
Статья 81.
1. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики собирается на свое первое заседание на пятнадцатый день после выборов.
Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики правомочно при избрании не менее двух третей от общего числа депутатов, установленного статьей 79 настоящей Конституции.
2. Первое заседание Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики открывает председатель избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики. На первом заседании Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, до избрания Председателя Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, председательствует старейший по возрасту депутат.
Полномочия Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики прежнего созыва прекращаются в день первого заседания Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики нового созыва.
3. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики на своем первом заседании избирает тайным голосованием Председателя Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики и заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики. Избранным на должность считается депутат, набравший более половины голосов от общего числа депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
4. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5. Председатель Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики и его заместитель (заместители) ведут заседания Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, и ведают его внутренним распорядком.
6. Председатель Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики и его заместитель (заместители) освобождаются от должности Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
7. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся в ведению Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, осуществления контрольных полномочий, избирает из числа депутатов комитета, комиссии и их председателей.
Статья 82.
1. Для координации законопроектной и контрольной деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики формируется Президиум Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики в составе Председателя Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, его заместителя (заместителей), председателей комитетов и комиссий Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики и отдельных депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
2. Персональный состав Президиума Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики формируется с учетом национального представительства.
Статья 83.
К ведению Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики относятся:
а) принятие Конституции Карачаево-Черкесской Республики;
б) внесение в установленном порядке изменений и дополнений в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики;
в) принятие законов и иных нормативных правовых актов по предметам ведения Карачаево-Черкесской Республики, совместного ведения Карачаево-Черкесской Республики и Российской Федерации, внесение в них изменений и дополнений и контроль за их исполнением;
г) официальной толкование Конституции и законов Карачаево-Черкесской Республики;
д) назначение выборов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, Главы Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики;
е) принятие решения о проведении всенародного голосования (референдума) населения Карачаево-Черкесской Республики по вопросам, отнесенным к ведению Карачаево-Черкесской Республики;
ж) решение вопросов административно-территориального устройства Карачаево-Черкесской Республики;
з) дача согласия Главе Карачаево-Черкесской Республики на назначение на должность Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, его заместителей, а также министров экономики и финансов;
и) рассмотрение и утверждение по представлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики бюджета Карачаево-Черкесской Республики, осуществление контроля за его исполнением, утверждение отчетов о его выполнении и внесение изменений в бюджет в случае необходимости;
к) установление налогов Карачаево-Черкесской Республики, а также определение порядка установления сборов, пошлин, тарифов и иных платежей, поступающих в бюджет Карачаево-Черкесской Республики;
л) утверждение программы социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики;
м) рассмотрение, утверждение и осуществление контроля за использованием внебюджетных средств и фондов;
н) дача согласия на назначение на должность прокурора Карачаево-Черкесской Республики, судей, начальника главного управления Центрального банка Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике;
о) осуществление права законодательной инициативы в Федеральном собрании Российской Федерации;
п) установление государственных наград и почетных званий Карачаево-Черкесской Республики и порядка их присвоения;
р) решение вопросов о доверии Правительству Карачаево-Черкесской Республики и отдельным членам Правительства Карачаево-Черкесской Республики;
с) формирование совместно с Главой Карачаево-Черкесской Республики и Правительством Карачаево-Черкесской Республики избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики;
т) осуществление парламентского контроля за соблюдением установленного порядка распоряжения имуществом, отнесенным к собственности Карачаево-Черкесской Республики;
у) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 84.
Для разрешения разногласий между органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органами государственной власти и органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, а также между органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики совместно с Главой Карачаево-Черкесской Республики создает согласительные комиссии на паритетных началах.
Статья 85.
1. Заседания Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики созываются в соответствии с Регламентом Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики. Заседание Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики правомочно, если в его работе участвует не менее 2/3 от общего числа депутатов.
Заседания Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики являются, как правило, открытыми.
Регламентом Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики могут быть предусмотрены случаи, когда проводятся закрытые заседания.
2. Внеочередные заседания Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики могут проводиться по требованию не менее 1/3 от общего числа депутатов, Главы Карачаево-Черкесской Республики или Председателя Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 86.
Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, Главе Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики.
Право законодательной инициативы принадлежит также Верховному Суду Карачаево-Черкесской Республики, Арбитражному Суду Карачаево-Черкесской Республики, прокурору Карачаево-Черкесской Республики, республиканскому Совету профессиональных союзов и органам местного самоуправления по вопросам их ведения.
Статья 87.
1. Проекты законов вносятся в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики.
2. Проекты законов о введении или отмене республиканских налогов и сборов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств Карачаево-Черкесской Республики, а также предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета Карачаево-Черкесской Республики, могут быть приняты Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики к рассмотрению по представлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики или при наличии его заключения.
3. Законы и иные нормативные акты принимаются на заседаниях Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящей Конституцией.
4. Законы, принятые Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики, в течение пяти дней направляются Главе Карачаево-Черкесской Республики для подписания и обнародования.
Глава Карачаево-Черкесской Республики в течение четырнадцати дней со дня получения закона подписывает и обнародует закон. Глава Карачаево-Черкесской Республики может возвратить закон до окончания установленного для подписания срока для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, то Глава Карачаево-Черкесской Республики в течение пяти дней обязан его подписать и обнародовать. В случае принятия закона в измененной редакции, он рассматривается как вновь принятый закон.
5. Республиканский закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Порядок опубликования и вступления в силу законов и других нормативных актов устанавливается законом Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 88.
1. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики может выразить недоверие Правительству в целом или члену Правительства Карачаево-Черкесской Республики с внесением Карачаево-Черкесской Республики мотивированного представления об отставке.
Глава Карачаево-Черкесской Республики обязан в течение одного месяца рассмотреть представление Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики и сообщить ему о принятом решении.
2. В случае повторного выражения недоверия Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики Правительству или члену Правительства Карачаево-Черкесской Республики в течение трех месяцев со дня выражения первого недоверия Глава Карачаево-Черкесской Республики обязан в течение четырнадцати дней отправить в отставку Правительство или члена Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики не вправе выражать недоверие Председателю Правительства Карачаево-Черкесской Республики в течение одного года со дня вступления его в должность.
3. Постановление Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики о недоверии Правительству или члену Правительства Карачаево-Черкесской Республики, принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 89.
Глава Карачаево-Черкесской Республики может распустить Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики по результатам республиканского референдума о доверии Народному Собранию Республики на основании выдвинутого Главой Карачаево-Черкесской Республики обвинения в нарушении Народным Собранием Республики Конституции и законов Карачаево-Черкесской Республики подтвержденного постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.
Глава 6. Правительство Карачаево-Черкесской Республики
Статья 90.
1. Правительство Карачаево-Черкесской Республики является исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
2. Правительство Карачаево-Черкесской Республики состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, министров, председателей государственных комитетов и комитетов.
3. Организация и деятельность Правительства Карачаево-Черкесской Республики определяется законом Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 91.
1. Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики назначается на должность Главой Карачаево-Черкесской Республики с согласия Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики не позднее четырнадцати дней после назначения представляет Главе Карачаево-Черкесской Республики структуру и персональный состав Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
2. Правительство Карачаево-Черкесской Республики образует в качестве постоянного органа Правительства Президиум Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
3. Президиум Правительства Карачаево-Черкесской Республики формируется из Председателя Правительства, его заместителей, управляющего делами Главы Карачаево-Черкесской Республики и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, членов Правительства с учетом национального представительства.
Статья 92.
Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и законами Республики, указами Главы Карачаево-Черкесской Республики определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Статья 93.
Правительство Карачаево-Черкесской Республики:
а) разрабатывает и представляет на утверждение Народному Собранию Карачаево-Черкесской Республики проект республиканского бюджета и программу социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и отчеты об их исполнении;
б) управляет республиканской собственностью;
в) обеспечивает проведение в Карачаево-Черкесской Республике единой государственной политики в области экономики, культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, спорта;
г) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
д) координирует деятельность органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики;
е) обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий;
ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики, актами Главы Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 94.
1. Правительство Карачаево-Черкесской Республики действует в пределах срока полномочий Главы Карачаево-Черкесской Республики и слагает свои полномочия перед вновь избранным Главой Карачаево-Черкесской Республики, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования нового состава Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
2. Правительство Карачаево-Черкесской Республики ответственно перед Главой Карачаево-Черкесской Республики.
Вновь образованное Правительство Карачаево-Черкесской Республики представляет на рассмотрение Главы Карачаево-Черкесской Республики и Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики программу предстоящей деятельности, и не реже одного раза в год информирует о своей работе Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 95.
На заседаниях Правительства Карачаево-Черкесской Республики могут присутствовать депутаты Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 96.
1. Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики, члены Правительства могут подать в отставку, которая принимается или отклоняется Главой Карачаево-Черкесской Республики.
2. Отставка Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики влечет отставку всего Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 97.
В случае отставки или сложения полномочий, Правительство Карачаево-Черкесской Республики по поручению Главы Карачаево-Черкесской Республики продолжает действовать до сформирования нового Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Глава 7. Судебная власть
Статья 98.
1. Правосудие в Карачаево-Черкесской Республике осуществляется только судом. Создание чрезвычайных судов, внесудебных органов в сфере правосудия не допускается.
2. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Суды Карачаево-Черкесской Республики состоят из Верховного Суда, районных (городских) судов, Арбитражного Суда, которые входят в судебную систему Российской Федерации.
4. Организация, полномочия и порядок деятельности судов Карачаево-Черкесской Республики определяются федеральным законом.
Статья 99.
1. Судьи независимы и подчиняются Конституции Российской Федерации, федеральным законам, а также руководствуются Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики.
2. Судьи назначаются в установленном федеральным законом порядке и несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
3. Судьи неприкосновенны, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе как в порядке, установленном федеральным законом.
Статья 100.
Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики является высшим судебным органом Карачаево-Черкесской Республики по гражданским, уголовным, административным и иным делам и осуществляет в установленных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью районных и городских судов.
Статья 101.
Арбитражный Суд Карачаево-Черкесской Республики является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к его ведению федеральным законом.
Статья 102.
1. Разбирательство дел в судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
2. Судопроизводство в Карачаево-Черкесской Республике ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право ознакомления с материалами дела и участия в процессуальных действиях вместе с переводчиком, а также право выступать в суде на родном языке.
Статья 103.
Адвокатура в Карачаево-Черкесской Республике представляет собой независимое профессиональное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Организация и порядок деятельности адвокатуры регулируется федеральным законом и законом Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 104.
Нотариат в Карачаево-Черкесской Республике призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящей Конституцией защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства. Организация и порядок деятельности нотариата определяется федеральным законом и законом Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 105.
1. Прокуратура Республики входит в единую централизованную систему Прокуратуры Российской Федерации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом.
Статья 106.
1. Прокурор Карачаево-Черкесской Республики назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Главой Карачаево-Черкесской Республики и Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики, а освобождается от должности - Генеральным прокурором Российской Федерации.
Иные прокуроры Карачаево-Черкесской Республики назначаются и освобождаются на должности Генеральным Прокурором Российской Федерации.
2. Прокурор Карачаево-Черкесской Республики, прокуроры районов и городов осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было органов государственной власти и органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики и их должностных лиц.
Глава 8. Местное самоуправление и государственное управление на местах
Статья 107.
1. Местное самоуправление в Карачаево-Черкесской Республике обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 108.
1. Местное самоуправление Карачаево-Черкесской Республики осуществляется в городских, районных, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 109.
1. Органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики избираются жителями соответствующих территорий на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Выборы органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, порядок их формирования, организация и деятельность определяются законами Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 110.
1. Органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 111.
Местное самоуправление в Карачаево-Черкесской Республике гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики.
Глава 9. Государственные символы Республики. Столица
Статья 112.
Карачаево-Черкесская Республика имеет свои государственные символы: герб, флаг и гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законами Карачаево-Черкесской Республики.
Статья 113.
Столицей Карачаево-Черкесской Республики является город Черкесск. Статус столицы устанавливается законом Карачаево-Черкесской Республики.
Глава 10. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Статья 114.
1. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Карачаево-Черкесской Республики могут вносить в Народное Собрание Глава Карачаево-Черкесской Республики, Председатель Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, а также депутатская группа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
2. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Карачаево-Черкесской Республики, противоречащие основам конституционного строя Российской Федерации, посягающие на республиканскую форму правления и основы конституционного строя Карачаево-Черкесской Республики, ее административно-территориальное устройство, нарушающие права и свободы гражданина и человека, неприкосновенность территории Карачаево-Черкесской Республики и ее пребывание в составе Российской Федерации, не могут быть приняты.
3. Поправка к Конституции Карачаево-Черкесской Республики считается принятой и соответствующее изменение вносится в текст Конституции, если за поправку проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
Раздел второй
Глава 11. Заключительные и переходные положения
1. Конституция Карачаево-Черкесской Республики вступает в силу со дня ее официального опубликования после принятия на заседании Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Карачаево-Черкесской Республики до вступления в силу настоящей Конституции применяются в части, ей не противоречащей.
3. Глава Карачаево-Черкесской Республики со дня вступления в силу настоящей Конституции, продолжает исполнять свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Главы Карачаево-Черкесской Республики.
4. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики нынешнего созыва сохраняет полномочия до первого заседания Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики нового созыва.
5. Правительство Карачаево-Черкесской Республики со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность, установленные Конституций Карачаево-Черкесской Республики.
6. Суды Карачаево-Черкесской Республики осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией и законами Российской Федерации, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики.
Впредь, до введения в действие федерального закона о судебной системе, устанавливающего порядок рассмотрения дел с участием судов присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.
До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
7. На период до принятия законов о местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике и образовании на их основе органов местного самоуправления, полномочия представительных и исполнительных органов осуществляют главы местных администраций Карачаево-Черкесской Республики.

Док. 146797
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``