В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Устав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Назад
Устав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
Устав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
Принят на сессии Законодательного Собрания
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа 30 мая 1995 г.


Глава 1. Государственно-правовой статус Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (ст. 1-10)
Глава 2. Собственность, финансы, бюджет и налоги автономного округа (ст. 11-17)
Глава 3. Основы административно-территориального устройства округа (ст. 18-20)
Глава 4. Законодательная власть Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (ст. 21-28)
Глава 5. Исполнительная власть Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (ст. 29-35)
Глава 6. Судебная власть в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (ст. 36-37)
Глава 7. Местное самоуправление в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (ст. 38-46)
Глава 8. Государственная защита Устава Усть-Ордынского ) Бурятского автономного округа (ст. 47)
Глава 9. Внесение поправок в Устав автономного округа (ст. 48)
Глава 10. Законодательные переходные положения (ст. 1-3)

Законодательное Собрание Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
проявляя уважение к истории, традициям и культуре народов, проживающих в автономном округе,
утверждая права и свободы человека, как высшие ценности, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации и необходимости сохранения целостности Российского государства,
стремясь укрепить межнациональное согласие, доверие и взаимопонимание в округе,
желая рационально использовать имеющиеся природные богатства округа,
признавая необходимость закрепления государственно-правового статуса округа и создания правовой основы для ее всестороннего развития,
в интересах всего населения автономного округа и будущих поколений его жителей,
принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Устав.
Глава 1. Государственно-правовой статус
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
Статья 1. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ как субъект Российской Федерации
1. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ - равноправный субъект Российской Федерации, входит в состав Иркутской области. Территория округа является частью единой территории Российской Федерации.
2. Статус округа определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом.
3. Изменение статуса, наименование автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом. Статус округа не может быть изменен без его согласия, выраженного населением округа путем окружного референдума.
Статья 2. Народовластие
1. Единственным источником власти в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории округа.
2. Многонациональный народ автономного округа осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья 3. Система государственной власти в автономном округе
Государственная власть в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе едина и осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти.
Статья 4. Предметы ведения и полномочия автономного округа
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие Законов и иных нормативных актов.
2. В исключительном ведении Усть-Ордынского Бурятского автономного округа находятся:
а) принятие и изменение Устава автономного округа, законов автономного округа и иных нормативных актов, а также контроля за их соблюдением;
б) границы автономного округа;
в) административно-территориальное устройство автономного округа;
г) установление системы органов государственной власти автономного округа, порядка их организации и деятельности; формирование органов государственной власти автономного округа;
д) окружная государственная собственность, управление экономикой автономного округа;
е) окружной бюджет, окружные налоги и сборы, окружные фонды регионального развития;
ж) окружные программы экономического, экологического, социального, культурного развития автономного округа;
з) окружная государственная служба;
и) окружные государственные награды и почетные звания;
к) другие вопросы, отнесенные Уставом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в ведение государственных органов автономного округа.
Статья 5. Предметы совместного ведения Российской Федерации и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
1. В совместном ведении Российской Федерации и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа находятся:
а) обеспечение соответствия Устава автономного округа Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
м) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
н) координация международных и внешнеэкономических связей автономного округа, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Статья 6. Отношение автономного округа с Иркутской областью
1. Автономный округ строит свои взаимоотношения с Иркутской областью в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и договорами, заключенными между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти Иркутской области.
2. Органы законодательной и исполнительной власти автономного округа по соглашению с органами законодательной и исполнительной власти Иркутской области вправе передавать последним осуществление части своих полномочий.
3. Законы и иные нормативные правовые акты Иркутской области в части полномочий, переданных автономному округу областью, применяются на всей территории автономного округа.
4. Автономный округ согласно Устава Иркутской области имеет представительство в Законодательном Собрании Иркутской области.
Статья 7. Отношения автономного округа с субъектами Российской Федерации
Органы законодательной и исполнительной власти автономного округа вправе заключать договора с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также оказывать содействие гражданам этнически связанным с автономным округом и проживающим за его пределами, в удовлетворении их культурных и иных запросов.
Статья 8. Права и свободы человека и гражданина
1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Граждане Российской Федерации независимо от пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств пользуются равными правами и свободами согласно общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции Российской Федерации.
2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина осуществляются государством и являются обязанностью органов государственной власти автономного округа.
Статья 9. Государственный язык в автономном округе
1. В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком является русский язык.
2. В автономном округе создаются условия для сохранения и развития бурятского языка и языков народов, проживающих на его территории.
3. Порядок использования языков народов в автономном округе определяется Законом Российской Федерации `О языках народов Российской Федерации` и законом автономного округа `О языках`.
Статья 10. Символика автономного округа
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ имеет свою символику. Порядок использования официальной символики автономного округа определяется законом автономного округа.
Глава 2. Собственность, финансы, бюджет и налоги автономного округа
Статья 11. Отношения собственности
1. В автономном округе признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в автономном округе как основа жизни и деятельности народов, проживающих на его территории.
3. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 12. Государственная собственность в автономном округе
1. В государственной собственности автономного округа находятся имущество и иные объекты собственности.
2. Государственная собственность автономного округа формируется любыми не запрещенными законодательством Российской Федерации способами.
3. Владение, пользование и распоряжение собственностью автономного округа осуществляется органами государственной власти в порядке, установленном законодательством.
4. Разграничения государственной собственности на федеральную и окружную осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и автономного округа совместно в соответствии с законодательством.
5. По отношению к объектам федеральной собственности органы государственной власти осуществляют контроль за эффективным размещением социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, а также за социальной защитой населения.
Статья 13. Финансовые ресурсы автономного округа
1. Финансовые ресурсы автономного округа состоят из:
а) средств окружного бюджета;
б) средств местных бюджетов;
в) средств государственного фонда финансовой поддержки регионов (трансферт);
г) ассигнований из федерального бюджета;
д) кредитных ресурсов;
е) средств окружных внебюджетных фондов;
ж) средств государственных внебюджетных фондов;
з) средств, выделяемых автономному округу из областного бюджета.
2. Объединение финансовых ресурсов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также предприятий и граждан для финансирования совместных программ производится на договорной основе.
Статья 14. Бюджет и бюджетная система автономного округа
1. Бюджет автономного округа представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Бюджетная система автономного округа состоит из бюджета автономного округа и местных бюджетов. Бюджетная система округа представляет собой основанную на экономических отношениях и законодательстве совокупность окружного и местных бюджетов.
Статья 15. Бюджетное устройство
1. Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, и ее структуры, взаимосвязь между ее отдельными звеньями.
2. Бюджетное устройство автономного округа определяется ее административно-территориальным делением.
Бюджетное устройство в округе основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему автономного округа.
Статья 16. Окружные внебюджетные фонды
Порядок формирования и расходования, контроль за использованием окружных внебюджетных фондов определяется законодательством автономного округа.
Контроль за использованием окружных внебюджетных фондов осуществляют администрация и Дума автономного округа.
Статья 17. Налогообложение в автономном округе
1. Налоги, сборы и другие платежи, поступающие в окружной и местный бюджеты, устанавливаются окружными законами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Местные налоги и сборы устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
Глава 3. Основы административно-территориального устройства округа
Статья 18. Административно-территориальное устройство автономного округа
1. Административно-территориальное устройство округа есть деление территории округа на части (территориальные образования) с целью оптимальной организации государственного управления и местного самоуправления.
2. Административно-территориальное устройство округа основывается на исторически сложившемся расселении и с учетом следующих факторов:
- географического положения и размера территории;
- численности населения;
- национальных, этнических, языковых, религиозных, исторически сложившихся особенностей;
- возможности и эффективности организации местного самоуправления, либо выполнения отдельных функций отраслевого управления;
- материально-финансовых условий жизнедеятельности населения.
Статья 19. Территориальные образования в округе
1. Территориальными образованиями в округе являются сельские поселения (поселок, село, улус, деревня и др.) и их объединения (территории сельских администраций), а также районы.
В состав округа входят районы: Аларский, Баяндаевский, Боханский, Нукутский, Осинский, Эхирит-Булагатский.
2. Виды и статус сельских поселений и районов определяются законом автономного округа.
3. Вопросы административно-территориального устройства автономного округа решаются окружной Думой с учетом мнения населения и в соответствии с законом автономного округа.
Статья 20. Окружной центр

Окружным центром Усть-Ордынского Бурятского автономного округа является поселок Усть-Ордынский.
Статус окружного центра устанавливается Законом автономного округа и его Уставом.
Глава 4. Законодательная власть
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
Статья 21. Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
1. Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа является единственным законодательным органом государственной власти автономного округа.
2. Дума автономного округа состоит из 19 депутатов. Выборы 15 депутатов проводятся по территориальным избирательным округам.
Выборы 4 депутатов проводятся по мажоритарной системе по единому окружному избирательному округу, включающему в себя всю территорию автономного округа.
Правом выдвижения кандидатов в депутаты по единому окружному избирательному округу обладают политические партии и общественные объединения.
3. Дума избирается гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими в автономном округе, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
Статья 22. Выборы депутатов Думы
1. Депутатом Думы может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в автономном округе, достигший 21 года и обладающий избирательным правом.
2. Порядок выборов депутатов Думы устанавливается законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Статья 23. Статус депутата Думы
1. Депутаты Думы могут работать на профессиональной (постоянной, оплачиваемой) основе.
2. Депутат Думы, работающий на профессиональной (постоянной, оплачиваемой) основе, не может быть одновременно депутатом других органов государственной власти и органов местного самоуправления, занимать или сохранять за собой должности в иных государственных органах и органах местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью и получать за нее вознаграждение, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
3. Депутат Думы при осуществлении депутатских полномочий обладает неприкосновенностью.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается Думой по представлению прокурора автономного округа.
4. Статус депутата Думы определяется законом автономного округа.
Статья 24. Организация деятельности Думы
1. Дума созывается председателем избирательной комиссии автономного округа на свое первое заседание после выборов не позднее 20 дней после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы.
Первое заседание Думы открывает председатель избирательной комиссии автономного округа и ведет его до избрания Председателя Думы или председательствующего на заседании из числа депутатов Думы.
С момента начала работы Думы нового созыва полномочия Думы прежнего созыва прекращаются.
2. Основной организационной формой деятельности Думы являются заседания Думы и проводимые между ними заседания его комитетов и комиссий, публичные депутатские слушания.
Заседания Думы проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания Думы созываются Председателем Думы. Внеочередное заседание Думы созывается по требованию не менее одной трети депутатов Думы, либо по требованию Главы администрации автономного округа.
3. Для ведения заседаний Думы и осуществления внутриорганизационных полномочий Дума избирает председателя и его заместителя.
Председатель Думы и его заместитель подотчетны Думе и могут быть ею освобождены от должности.
4. Дума для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к ее ведению, образуют из числа депутатов постоянные комиссии.
Дума в целях реализации своих полномочий может образовывать комиссии и рабочие группы.
5. Порядок деятельности Думы определяется Регламентом Думы, принимаемым в форме закона автономного округа.
Статья 25. Полномочия Думы
1. Дума автономного округа по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и автономного округа, осуществляет всю полноту законодательного регулирования в округе и контролирует исполнение принятых Законов.
2. Дума автономного округа обладает следующими полномочиями:
а) принимает Устав автономного округа и вносит в него изменения;
б) осуществляет права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
в) утверждает окружной бюджет и заслушивает Главу администрации о его исполнении;
г) устанавливает налоги, сборы, пошлины, тарифы, ставки платежей, а также порядок их взимания по представлению соответствующих структур исполнительных органов власти;
д) устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов автономного округа, заслушивает отчеты об использовании этих фондов;
е) устанавливает порядок предоставления, изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и местного значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы и культурного наследия;
ж) устанавливает контроль за отчуждением собственности автономного округа;
з) назначает референдум автономного округа в соответствии с действующим законодательством;
и) устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства автономного округа;
к) устанавливает ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, изданных по предметам ведения автономного округа;
л) подтверждает полномочия вновь избранных депутатов Думы;
м) назначает выборы депутатов Думы;
н) назначает выборы Главы администрации автономного округа в соответствии с федеральным законодательством; принимает отставку Главы администрации округа;
о) Дума автономного округа обращается к Главе администрации с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной власти или их отмене в случае противоречия указанных актов Законам автономного округа;
п) заслушивает Главу администрации округа по вопросам исполнения законов автономного округа, целевых программ и планов социально-экономического развития округа;
р) назначает и освобождает от должности половину членов избирательной комиссии автономного округа;
с) принимает постановление о досрочном прекращении полномочий Думы в результате самороспуска;
т) информирует Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации о фактах грубого нарушения Главой администрации автономного округа Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов автономного округа;
у) выражает недоверие руководителям структурных подразделений администрации автономного округа, руководителям территориальных подразделений федеральных органов;
ф) ратифицирует и денонсирует договора, заключенные от имени автономного округа в порядке, предусмотренном законом округа;
х) обращается в суды;
ц) согласовывает совместно с Главой администрации округа назначение и освобождение от должности прокурора автономного округа;
ч) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
3. Дума по указанным вопросам, а также по вопросам организации своей деятельности, установленной федеральными законами и законами автономного округа, принимает постановления, обязательные для выполнения на территории автономного округа.
Постановления Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, если иной порядок принятия решения не предусмотрен Уставом автономного округа.
4. Дума самостоятельно решает все вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом автономного округа к ее компетенции. Иные государственные органы не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции Думы.
Статья 26. Принятие законов автономного округа
1. Право законодательной инициативы предоставляется Главе администрации автономного округа, органам местного самоуправления, депутатам Думы, прокурору округа, окружному суду по вопросам их ведения.
2. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств автономного округа, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет окружного бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения администрации автономного округа.
3. Законы автономного округа принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
Статья 27. Подписание, обнародование и вступление в силу Законов автономного округа
1. Принятые законы автономного округа в течение десяти дней направляются Главе администрации автономного округа для подписания и обнародования.
2. Глава администрации округа в течение десяти дней с момента поступления принятого Думой Закона автономного округа подписывает и обнародует его.
3. Принятый закон автономного округа до истечения срока, установленного для его подписания и обнародования, может быть возвращен Главой администрации округа с его замечаниями Думе для повторного рассмотрения. При повторном рассмотрении отклоненный Главой администрации автономного округа Закон может быть принят Думой в прежней редакции в случае его одобрения большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы. В этом случае Глава администрации автономного округа обязан подписать и обнародовать его в течение пяти дней с момента поступления.
4. Закон округа вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, если иной порядок не установлен Законом.
Статья 28. Досрочное прекращение полномочий Думы
Полномочия Думы автономного округа могут быть досрочно прекращены в случаях:
- принятия решения о самороспуске до истечения срока полномочий;
- сложения полномочий более половины депутатов от установленного количества.
Глава 5. Исполнительная власть Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
Статья 29. Глава администрации автономного округа
1. Глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа возглавляет исполнительную власть автономного округа и является высшим должностным лицом округа.
2. Главой администрации автономного округа может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, проживающий на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа непосредственно перед выборами не менее 1 года и обладающий избирательным правом.
3. Глава администрации автономного округа избирается населением Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Главы администрации автономного округа более двух раз подряд. Порядок выборов Главы администрации автономного округа определяется законом автономного округа.
4. Глава администрации автономного округа не может занимать или сохранять за собой какие-либо другие оплачиваемые должности в государственных или общественных органах, органах местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
5. Глава администрации округа автономного округа вступает в должность с момента принесения присяги: `Вступая в должность Главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, торжественно клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации и Устав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и добросовестно исполнять обязанности Главы администрации`.
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Думы не позднее 1 месяца после избрания его народом автономного округа.
Статья 30. Полномочия Главы администрации автономного округа
В своей деятельности Глава администрации автономного округа руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Уставом и законодательством автономного округа.
1. Глава администрации округа в целях обеспечения социально-экономического развития автономного округа в интересах его населения наделяется следующими полномочиями:
а) представляет интересы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы;
б) формирует органы исполнительной власти автономного округа в соответствии с законодательством автономного округа;
в) назначает на должность и освобождает от должности глав администраций районов, если они не заняли эту должность в результате выборов, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности;
г) решает вопросы о представительстве администрации округа при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и администрации Иркутской области;
д) реализует право законодательной инициативы в Думе. Проекты законодательных актов, внесенные Главой администрации, рассматриваются Думой в первоочередном порядке;
е) участвует в заседаниях Думы, либо делегирует на них своего представителя;
ж) подписывает и обнародует законы автономного округа, отклоняет принятый Думой закон и вносит их на повторное рассмотрение в Думу;
з) вносит в Думу проект Закона об окружном бюджете и информацию и его исполнении;
и) представляет Думе целевые программы и планы социально-экономического развития округа;
к) выступает на заседании Думы с ежегодным докладом о социально-экономическом положении в округе;
л) вносит предложения о созыве внеочередного заседания Думы;
м) предлагает вопросы в повестку дня Думы;
н) представляет заключения на проекты правовых актов, обязательных для рассмотрения Думы;
о) выступает с докладом и содокладом по вопросам, включенным в повестку дня Думы;
п) назначает референдум в порядке, установленном окружным законом;
р) обращается в Конституционный суд Российской Федерации, другие суды в порядке, установленном законодательством;
с) назначает половину членов избирательной комиссии автономного округа;
т) согласовывает назначение должностных лиц территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры судей федеральных судов в соответствии с законодательством;
у) согласовывает назначение и освобождение от должности совместно с Думой прокурора автономного округа;
ф) приостанавливает действия правовых актов органов местного самоуправления, принятых в порядке исполнения отдельных государственных полномочий в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Уставу округа или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
х) опротестовывает решения Думы автономного округа в порядке, установленном федеральным законом. Действие решения в этом случае приостанавливается до его повторного рассмотрения;
ц) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа. Глава администрации автономного округа действует самостоятельно в пределах своей компетенции и несет ответственность за деятельность руководимого им органа исполнительной власти автономного округа.
2. Во исполнение федеральных и окружных законов, правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации Глава администрации округа издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на территории округа.
Правовые акты Главы администрации округа направляются в Думу в семидневный срок.
Статья 31. Временное исполнение обязанностей Главы администрации округа
1. В отсутствие Главы администрации автономного округа его обязанности выполняет первый заместитель Главы администрации.
Глава администрации своим постановлением вправе установить иной порядок временного исполнения функций Главы администрации автономного округа.
2. Исполняющий обязанности Главы администрации автономного округа не имеет права назначать окружной референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Устава автономного округа.
Статья 32. Прекращение полномочий Главы администрации округа
1. Полномочия Главы администрации автономного округа прекращаются в случаях:
а) истечения срока;
б) отставки;
в) освобождения от занимаемой должности Президентом Российской Федерации;
г) прекращения гражданства Российской Федерации;
д) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении Главы администрации автономного округа;
е) признания Главы администрации автономного округа недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
ж) объявления Главы администрации автономного округа безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу;
з) смерти Главы администрации автономного округа.
2. Новые выборы Главы администрации автономного округа проводятся в соответствии с федеральным законом и законом автономного округа.
Статья 33. Администрация автономного округа
1. Администрация автономного округа является органом исполнительной власти автономного округа.
2. Администрация обеспечивает реализацию полномочий исполнительной власти автономного округа, осуществление задач социально-экономического развития, исполнение на территории автономного округа Конституции Российской Федерации, федеральных законов, правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, законов автономного округа, других нормативных актов.
3. Администрация автономного округа состоит из структурных подразделений, осуществляющих полномочия исполнительной власти в конкретных сферах управления.
Статья 34. Компетенция администрации автономного округа, правовые акты администрации автономного округа
1. Администрация автономного округа:
а) разрабатывает проект Закона об окружном бюджете, и представляет его Главе администрации автономного округа для внесения на рассмотрение Думы;
б) исполняет окружной бюджет;
в) обеспечивает проведение экономической, социальной и культурной политики автономного округа;
г) разрабатывает окружные государственные программы;
д) организует выполнение окружных государственных программ;
е) принимает меры по обеспечению законности, общественной безопасности и правопорядка в автономном округе;
ж) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.
2. Правовыми актами администрации автономного округа являются постановления и распоряжения Главы администрации автономного округа и его заместителей, приказы, положения, инструкции и иные акты руководителей структурных подразделений администрации автономного округа, издаваемые в пределах их компетенции.
Правовые акты администрации автономного округа подлежат обязательному исполнению на всей территории автономного округа.
Статья 35. Выражение недоверия должностным лицам администрации автономного округа
1. В случаях установления фактов нарушения федеральных и окружных законов должностными лицами администрации им может быть выражено недоверие.
Постановление о выражении недоверия принимается тайным голосованием большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
2. В случае выражения недоверия должностным лицам администрации автономного округа Глава администрации автономного округа в 10 дневный срок обязан отстранить соответствующее должностное лицо от должности либо мотивированно отклонить постановление Думы.
Глава 6. Судебная власть в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе
Статья 36. Судебная власть в автономном округе
1. Судебная власть в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе принадлежит только судам. Она осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2. Создание и действие чрезвычайных судов в автономном округе не допускается.
3. Статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статья 37. Прокуратура в автономном округе
1. Прокуратура Усть-Ордынского Бурятского автономного округа входит в единую систему прокуратуры Российской Федерации.
2. Прокурор автономного округа назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Думой и Главой администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Глава 7. Местное самоуправление
в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе
Статья 38. Понятие и система местного самоуправления
1. Местное самоуправление в автономном округе представляет собой форму самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление в автономном округе осуществляется гражданами путем референдума, сходов, собраний, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 39. Правовая основа местного самоуправления
1. Порядок организации, деятельности структуры органов местного самоуправления в автономном округе определяется Уставами о местном самоуправлении, принимаемыми представительными органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законом и законом автономного округа.
2. Местное самоуправление осуществляется в пределах территорий, определенных Думой: в районах, сельских поселениях, а также иных территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
3. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление в округе, осуществляется с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 40. Отношения органов государственной власти автономного округа с органами местного самоуправления
1. Органы государственной власти автономного округа обязаны создавать необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их полномочий.
2. Органы государственной власти автономного округа не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права органов местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и законами.
3. Органы государственной власти вправе передавать органам местного самоуправления исполнение отдельных государственных полномочий с обеспечением органов местного самоуправления материальными и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения этих полномочий.
Статья 41. Общие принципы организации местного самоуправления
1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и избираемых населением должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
2. Порядок проведения выборов представительных органов местного самоуправления и избираемых населением должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления устанавливается законом автономного округа.
3. Расходы, связанные с выборами депутатов представительных органов местного самоуправления и избираемых населением должностных лиц исполнительных органов местного самоуправления, осуществляются за счет средств соответствующего бюджета.
Статья 42. Предметы ведения местного самоуправления
1. Предметом ведения местного самоуправления являются все вопросы местного значения, обеспечивающие жизнедеятельность поселка, села, улуса и деревни.
2. К ведению органов местного самоуправления относятся:
а) местный бюджет, местные налоги и сборы;
б) муниципальная собственность;
в) планировка и застройка территорий местного самоуправления;
г) система местного энерго, водо и теплоснабжения;
д) муниципальный фонд;
е) система местных коммуникаций (связь, средства массовой информации и иные системы коммуникаций);
ж) муниципальное хозяйство;
з) муниципальный транспорт;
и) местные дороги;
к) землеустройство и землеотвод;
л) охрана общественного порядка;
м) другие вопросы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации, законами и другими правовыми актами органов государственной власти автономного округа с учетом мнения органов местного самоуправления.
Статья 43. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территорий местного самоуправления; имущество, находящиеся в муниципальной собственности, переданные органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий; средства местного бюджета, а также иная собственность: служащая для удовлетворения потребностей местных территорий.
Статья 44. Финансовые ресурсы местного самоуправления
1. Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, получаемых кредитов.
2. Районы и сельские администрации имеют свои бюджеты.
3. Разработка проекта и исполнения бюджета осуществляется исполнительными органами местного самоуправления. Утверждение бюджета и контроль за его исполнением осуществляются представительными органами местного самоуправления.
Статья 45. Правовые гарантии местного самоуправления
1. Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм их собственности, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены органами государственной власти автономного округа, а также другими органами местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления вправе предъявлять в судебном порядке требования о призвании недействительными актов органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, а также права этих органов местного самоуправления.
Статья 46. Ответственность органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления несут ответственность перед населением соответствующих поселков, сел, улусов и деревень и органами государственной власти автономного округа в соответствии с действующим законодательством.
Глава 8. Государственная защита
Устава Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
Статья 47. Органы, осуществляющие государственную защиту Устава автономного округа
1. Государственная защита Устава автономного округа состоит в обеспечении соответствия окружных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов местного самоуправления Уставу автономного округа.
2. Государственную защиту Устава автономного округа осуществляют федеральные и окружные государственные органы.
Суды осуществляют судебную защиту Устава, а органы прокуратуры - прокурорский надзор за исполнением Устава в соответствии с федеральным законом.
Глава 9. Внесение поправок в Устав автономного округа
Статья 48. Порядок принятия и пересмотра Устава автономного округа
1. Устав автономного округа принимается Думой автономного округа большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Поправки в Устав автономного округа вносятся законом автономного округа, принимаемым Думой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
2. Предложения о поправках и пересмотре положений Устава автономного округа могут вносить Глава администрации автономного округа, группа депутатов Думы численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов, а также не менее одной трети глав местного самоуправления территорий.
Новый проект Устава автономного округа разрабатывается при условии поддержания предложения о пересмотре Устава автономного округа не менее чем двумя третями от установленного числа депутатов Думы.
3. Устав автономного округа либо закон о внесении поправок к Уставу автономного округа направляется Думой в течение десяти дней с момента принятия Главе администрации автономного округа для подписания и обнародования.
4. Глава администрации автономного округа в течение десяти дней с момента поступления принятого Думой Устава или Закона автономного округа о внесении поправок в Устав автономного округа подписывает и обнародует его либо со своими замечаниями возвращает Думе для повторного рассмотрения.
5. Если при повторном рассмотрении Устава или Закона автономного округа о внесении поправок в Устав автономного округа принят Думой в прежней редакции большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов, Глава администрации автономного округа обязан подписать и обнародовать его в течение пяти дней с момента поступления.
Глава 10. Законодательные переходные положения
Статья 1.
1. Устав автономного округа вступает в силу на всей территории автономного округа по истечении 10 дней после его официального опубликования.
2. Пункт второй статьи 21 Устава автономного округа вступает в действие с момента избрания депутатов Думы автономного округа.
Положение статьи 44 Устава автономного округа вступает в действие в порядке, установленном законами автономного округа об организации местного самоуправления.
Статья 2.
Законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие в автономном округе до вступления в силу Устава автономного округа, применяются в части, не противоречащей ему.
Статья 3.
1. Дума и Глава администрации автономного округа осуществляют полномочия, установленные Уставом автономного округа, до истечения срока их полномочий.
2. Полномочия членов окружной избирательной комиссии автономного округа сохраняют свои полномочия до формирования нового состава избирательной комиссии в соответствии с законом автономного округа.
3. Полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления, глав администраций районов, сел, поселков и иных поселений сохраняются до истечения срока, на который они были назначены.

Док. 146840
Перв. публик.: 19.08.02
Последн. ред.: 26.11.01
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``