В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Комментарий к ФЗ о политических партиях Назад
Комментарий к ФЗ о политических партиях
Статья 28. Имущество политической партии
1. В собственности политической партии может нахо-диться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом и уставом политической партии.

2. Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая пар-тия в целом. Члены политической партии не имеют прав, в отношении имущества политической партии. Регио-нальные отделения и иные зарегистрированные струк-турные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный 6аланс или смету.
3. Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, преду-смотренных уставом и программой политической партии.
4. Региональные отделения и иные зарегистрирован-ные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указан-ного имущества суосидиарпую ответственность но обяза-тельствам регионального отделения или иного зарегист-рированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия.

5. Ответственность за осуществление финансовой дея-тельности политической партии, ее региональных отделе-ний и иных зарегистрированных структурных подразде-лений несут назначаемые в соответствии с уставом поли-тической партии уполномоченные лица.
1. Понятие `имущество` включает в себя вещи, в том числе ценные бумаги, деньги и имущественные права (ст. 128, 130 ГК РФ). Положение о том. что в собственности партии может находиться имущество, относится лишь к зарегистрированным партиям, которые в результате госу-дарственной регистрации приобрели статус юридического лица. Однако Закон допускает существование партий без образования юридического лица в течение шести месяцев со дня ее создания (ст. 15). В этот шестимесячный период партия действует без статуса юридического лица. И имен-но в этот период партия не может иметь имущество в соб-ственности.
Партия, не имеющая статуса юридического лица, не является субъектом права собственности: согласно ГК РФ (ст. 212), имущество может находиться в собственности физических и юридических лиц. а также Российской Фе-дерации, субъекюв Российской Федерации, муниципаль-ных образований. Имущество, которое используется парти-ей для обеспечения своих целей до ее регистрации как юридического лица, находится в собственности лиц (физи-ческих или юридических), которые предоставили партии это имущество, В случае передачи имущества партии лю-бым предусмотренным законом способом (см. комментарий к ст. 29, 30), переданное имущество переходит в общую до-левую собственность членов партии до момента ее регист-рации. Именно в общую долевую, а не общую совместную собственность, так как законодательством четко определе-ны случаи возникновения общей совместной собственности, к которым не относится рассматриваемая ситуация, Отсюда следует, что: 1) говорить об имуществе партии можно только в том случае, если она зарегистрирована как юри-дическое лицо, и 2) положения комментируемой статьи распространяются только на партии, зарегистрированные как юридические лица.
В собственности юридического лица может находиться любое имущество, свободное в обороте, т.е. любое имуще-ство, кроме изъятого на основании закона из гражданского оборота (ст, 1, 129 ГК РФ). Эта общая для всех юридиче-ских лиц норма ГК РФ конкретизируется Законом приме-нительно к политическим партиям как некоммерческим юридическим лицам. Кроме имущества, изъятого из граж-данского оборота, в собственности партии не может нахо-диться имущество, целевое использование которого не со-ответствует уставной деятельности политической партии, Это означает, что в собственности партии может находить-ся только имущество, обеспечивающее ее деятельность. Деятельность политической партии делится на: 1) основ-ную уставную (определяемую целями и задачами партии) и 2) предпринимательскую (перечень видов которой со-держится в ст. 31 Закона). Исходя из указанного в Законе перечня видов разрешенной партиям коммерческой дея-тельности, можно сделать обобщающий вывод, что полити-ческая партия вправе иметь в собственности свободное в -обороте имущество, использование которого обеспечивает деятельность политической партии.
2. Настоящий пункт полностью повторяет текст ст. 32 ФЗ `Об общественных объединениях`, применяя конст-рукцию имущественных взаимоотношений общественного объединения и его структурных подразделений к партиям и их региональным отделениям. Суть этой конструкции со-стоит в том, что политическая партия как юридическое лицо обладает определенным имуществом на праве собст-венности (что соответствует положениям ст. 48 ГК РФ, и выступает в роли собственника, создающего другое юриди-ческое лицо для достижения конкретных целей и выполне-ния предписываемой деятельности. Партия - собственник имущества наделяет имуществом создаваемое юридиче-ское лицо -- свое региональное отделение или иное струк-турное подразделение партии, которое наделено статусом юридического лица в соответствии с п. 8 ст. 15 Закона. Данному структурному подразделению партии имущество передается на праве оперативного управления.
В связи с этим следует отметить, что названная юри-дическая конструкция права оперативного управления имуществом структурного подразделения общественного объединения отсутствует в ГК РФ. Согласно ст. 296 ГК РФ, правом оперативного управления имуществом обладают лишь казенные предприятия и учреждения. ГК РФ и ФЗ `О некоммерческих организациях` (ст. 9) определяют ооъ-ем правомочий, составляющих право оперативного управ-ления имуществом, в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица (т.е. объем этих пра-вомочий у казенного предприятия и у учреждения разли-чен). Отсутствие в ГК РФ к в ФЗ `О некоммерческих ор-ганизациях` названной выше юридической конструкции предполагает, что Закон, впервые предусматривающий эту конструкцию, должен был раскрыть ее содержание полно-стью,
К сожалению, ни нормы комментируемой статьи, ни нормы доугих статей Закона не раскрывают юридического наполнения права оперативного управления имуществом, закрепленным за региональным отделением и иным струк-турным подразделением партии. При толковании данной нормы можно было бы предположить, используя аналогию закона, что закрепленное в п. 2 комментируемой статьи право оперативного управления аналогично праву опера-тивного управления учреждений, так как и региональное отделение партии, и учреждение являются некоммерче-скими организациями- Однако это не согласуется с п. 2 ст. 28 Закона, из которого следует, что региональное отделе-ние партии отвечает по своим обязательствам всем нахо-дящимся в его распоряжении имуществом. В отличие от этого, право оперативного управления, которым наделено учреждение, но позволяет обратить взыскание на все имущество учреждения по его долгам (такое взыскание может быть обращено только на денежные средства, нахо-дящиеся у учреждения). Таким образом, налицо несовпа-дение правомочий, составляющих право оперативного-управления учреждений и структурных подразделений политических партий.
Из этого следует, что закрепленное в п. 2 комменти-руемой статьи право оперативного управления, которым обладают региональные отделения партии, отлично от со-держания права оперативного управления, определенного ГК РФ. Нормы комментируемого Закона только частично
раскрывают содержание права структурного подразделе-ния партии на оперативное управление имуществом, ос-тавляя на усмотрение устава партии (подпункт `з` п. 2 ст, 21) решение вопроса о разграничении полномочий пс управлению имуществом между партиен и ее региональ-ными отделениями. Между тем право оперативного управ-ления относится к вещным правам (ст. 216 ГК РФ), кото-рые устанавливаются только законом. Предложенная в За-коне юридическая конструкция права структурного под-разделения партии на оперативное управление имущест-вом не вполне соответствует нормам ГК РФ и создает ус-ловия для путаницы, поскольку уставы разных политиче-ских партий по-разному могут распределять полномочия по управлению имуществом между партией и ее структур-ными подразделениями,
Таким образом, можно сказать, что выделение предло-женной в настоящем Законе самостоятельной разновидно-сти права опера гивного управления имуществом, закреп-ленным за региональным отделением или иным структур-ным подразделением партии, отвечает потребностям раз-вивающегося гражданского оборота. Однако отсутствие в Законе четкого определения состава правомочии для дан-ной разновидности права оперативного управления являет-ся пробелом, который следует восполнить путем внесения в Закон соответствующих дополнений и изменений.
Применительно к партиям, создаваемым путем преоб-разования общероссийского общественного объединения комментируемая норма требует от преобразуемых общест-венных объединений проведения необходимых мероприя-тий по передаче в собственность партии имущества, кото-рое до этого находилось в собственности преобразуемых структурных подразделений общественных объединений, При этом может потребоваться перерегистрации этого имущества (если в собственности данного структурного подразделения находилось недвижимое имущество), а также приведение в соответствие с Законом уставов и бухгалтерских документов общероссийского общественного объединения, преобразуемого в политическую партию.
3, Положение настоящего пункта, определяющего по-рядок использования имущества партии, аналогично соот-ветствующим нормам ФЗ `О некоммерческих организаци-ях` (ст. 2, 24) и ФЗ `Об общественных объединениях` (ст. 30, 37). Поскольку партия как юридическое лицо наделена Законом специальной правоспособностью, она вправе ис-пользовать имущество только такими способами, которые сообразуются с деятельностью, направленной на достиже-ние ее уставных и программных целей.
4. Из устанавливаемой в данном пункте субсидиарной (дополнительной) ответственности партии по обязательст-вам ее региональных отделений и иных структурных под-разделений следует, что если имущества структурного подразделения окажется недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то последние вправе обратить взы-скание на имущество самой партии, При этом субсидиар-ная ответственность предполагает, что кредиторы струк-турного подразделения партии сначала обязаны требовать исполнения обязательств от подразделения партии, и только в случае нехватки его имущества для удовлетворе-ния требований кредиторов они могут обратиться к самой партии.

Хотя п. 2 ст. 25 ФЗ к0 некоммерческих организациях`
предусматривает возможность изъятия отдельных видов имущества от обращения взыскания на это имущество по до-`г-`ам некоммерческой организации, Закон не выделяет имущество, на которое не может быть обращено взыскание по долгам партии или ее структурного под] разделения. Та-ким образом, ПЕ1р`ч|я (ее региональные отделения и иные подразделения) отвечают по своим долгам всем имущест-вом. находящимся в их распоряжении в соответствии со ст.
56 ГК РФ-5, Прежде всего следует отметить, что комментируе-мый пункт сформулирован не вполне корректно: здесь (как, кстати, и в наименовании ст. 36 Закона) использовано понятие финансовой деятельности, которой партии зани-маться не вправе, так как данный вид деятельности пе указан в исчерпывающем перечне разрешенных партиям видов деятельности (ст. 31 Закона). Кроме того, положение данного пункта не согласуется со ст. 52, 53 ГК РФ, соглас-но которым юридическое лицо приобретает права и несет обязанности через свои органы (ст. 53 ГК РФ), а не через уполномоченные лица, к;<к это закреплено в Законе. Со-гласно ст. 2, 6 ФЗ `О бухгалтерском учете` именно руко-водитель юридического лица, выполняющий функции ис-полнительного органа, несет ответственность за финансо-вую деятельность юридического лица. Даже принимая во внимание особый характер деятельности партии, не следует добывать, что как юридические лица партии являются полноправными участниками гражданского оборота и обя-заны соблюдать все требования, предъявляемые к юриди-ческим лицам. Уполномоченные лица, даже если они упол-номочены уставом, не могут подменять руководителя юри-дического лица в вопросах ведения дел этого юридического лица,
Руководитель, выполняющий функции исполнительного органа, наделен, согласно ст. 6 ФЗ `О бухгалтерском уче-те`, правом создать специальную службу или передать по договору специализированной организации или специали-сту ведение бухгалтерского учета. При этом лицо, возглав-ляющее специальную службу, только разделяет ответст-венность за деятельность юридического лица с руководи-телем, а не избавляет последнего от этой ответственности (как это следует из смысла комментируемого пункта). На-званные положения законодательства направлены на за-щиту прав третьих лиц, вступающих с партиями в имуще-ственные отношения. Исходя из сказанного положение п. 5 комментируемой статьи подлежит изменению с целью приведения ее в соответствие с ГК РФ и ФЗ `О бухгалтер-ском учете`. До этого вопросы ответственности политиче-ской партии в названной сфере должны решаться в соот-ветствии с нормами ГК РФ и ФЗ `О бухгалтерском учете`.
Статья 29. Денежные средства политической партии
1. Денежные средства политической партии формиру-ются за счет:
а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;
б) средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) пожертвований;
г) поступлений от мероприятий, проводимых полити-ческой паршей, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;
д) поступлений от гражданско-правовых сделок;
е) других не запрещенных законом поступлений. 2. Денежные средства политической партии размеща-ются на счетах в кредитных организациях, зарегистриро-ванных на территории Российской Федерации. Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегист-рированные структурные подразделения вправе иметь только по одному расчетному счету.
1. Настоящий пункт содержит перечень источников, из которых партии на законных основаниях смогут получать денежные средства. Используемый здесь термин `денеж-ные средства` наиболее полно раскрыт в ФЗ `Об исполни-тельном производстве (ст. 46), согласно которому к де-нежным средствам относятся: наличная валюта (деньги) Российской Федерации, иностранная валюта (денежные знаки иностранных государств), а также российская и ино-странная валюта на счетах в кредитных учреждениях. На-ряду с этим ГК РФ (ст. 140) дает легальное определение термина `деньги`, который по своему содержанию иденти-чен используемому в настоящем Законе понятию `денеж-ные средства`.
Источниками формирования денежных средств явля-ются:
а) Вступительные и членские взносы. Уставом партии могут быть предусмотрены два вида взносов - вступитель-ные и (или) членские взносы, вносимые как в доброволь-ном, так и в обязательном порядке. Вступительные взносы уплачиваются при сиз.пднии партии или при вступлении в партию. Это разовый платеж, производимый деньгами в форме, определенной уставом (наличной или безналичной). Членские взносы - это регулярные платежи, осуществ-ляемые членом парии в размере, в форме и в сроки, уста-новленные уставом партии. В случае обязательных взно-сов, их размеры должны быть таковы, чтобы не препятст-вовать осуществлению гражданами их права на объедине-ние в партии.
б) Средства федерального бюджета, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом (см. комментарий к ст. 33 Закона).
в) Пожертвования (см. комментарий к ст. 30 Закона),
г) Поступления от проводимых партией мероприя-тий и доходов от предпринимательской деятельности. Источником формирования денежных средств партии мо-жет быть не всякая предпринимательская деятельность, а только та, которая разрешена ст. 31 Закона.
Такой источник формирования денежных средств пар-тии, как поступления от мероприятий, проводимых партией и ее структурными подразделениями, указан здесь на-ряду с доходами от предпринимательской деятельности. Между тем, любые приносящие доход мероприятия пар-тии, которые не охвачены подпунктами `а`, `б`, `в`, `д`, и `е` п. 1: комментируемой статьи, являются предпринима-тельской деятельностью (подробнее см. комментарий к ст. 31). o .
д) Все гражданско-правовые сделки, направленные на получение денежных средств, должны совершаться в рам-ках разрешенной партии предпринимательской деятельно-сти (см. комментарий к ст. З]. Закона).
е) Другие поступлении. Установленный комментируе-мым пунктом перечень источников поступления денежных средств, не является исчерпывающим. К перечисленным источникам можно, например, добавить и такие не запре-щенные законом поступления, как получение денежных . средств в качестве возмещения убытков третьими лицами;
наследование по завещанию и иные источники, предусмот-ренные ГК РФ (ст. 15, 233).
2, В соответствии с ФЗ `О банках и банковской дея-тельности` понятие `кредитная организация1; включает в себя два вида юридических лиц: банк и небанковская кре-дитная организация. Открывать и вести расчетные счета юридических лиц вправе а только те кредитные организа-ции у которых этот вил банковской операции прямо указан в лицензии, выданной Центральным Банком РФ.
Политические партии, в отличие от других юридиче-ских лиц, вправе размещать свои денежные средства (в рублях и иностранной валюте) только в банках и кредит-ных организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Однако на территории Российской Федерации регистрируются и филиалы иностранных бан-ков (ст. 17 ФЗ `О банках и банковской деятельности`). Ис-ходя из логики закогодательства о банковской деятельно-сти и буквального смысла комментируемого пункта, следу-ет считать, что партии могут размещать свои денежные средства в филиалах иностранных банков, зарегистриро-ванных на территории Российской Федерации, а также в филиалах российских кредитных организаций за рубежом, Таким образом, предусмотренные Законом ограничения касаются только открытия партиями счетов на территории иностранных государств в кредитных организациях, заре-гистрированных на территории иностранного государства. Если законодатель хотел запретить партиям иметь счета за рубежом в любых кредитных организациях, то это сле-довало сформулировать более четко,
Настоящий Закон ограничивает количество расчетных счетов, которые открывает партия или ее структурное подразделение. Для других юридических лиц, включая и общественные организации, такое ограничение законода-тельством не предусмотрено. Расчетный счет открывается партией (ее структурным подразделением) по договору банковского счета кредитной организацией, имеющей пра-во вести расчетные счета юридических лиц. По этому дого-вору кредитная организация обязуется принимать и зачис-лять поступающие на счет партии (ее структурного под-разделения) денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета, а также проводить иные операции по счету, оп-ределенные банковскими правилами. Расчетный счет от-крывается для проведения банковских операций в рублях и обеспечивает текущую деятельность партии Как юриди-ческого лица.
Используемое в Законе понятие `расчетный счет` сле-дует толковать расширительно, включая в него и текущий валютный счет, поскольку партиям не запрещается иметь в собственности иностранную валюту. Таким образом, ог-раничение, установленное настоящим пунктом, следует рассматривать как возможность для партии (ее структур-ного подразделения) открыть один расчетный счет и один текущий валютный счет. Иное толкование противоречило бы ст. 28, 30 Закона и валютному законодательству. Кроме указанных выше счетов, банковские правила предусматри-вают открытие и иных видов счетов для клиентов, являю-щихся юридическими лицами (например, депозитный счет, ссудный счет, счет бюджетного финансирования).
Статья 30. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям
1. Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник.
2. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям в виде денежных средств осуществ-ляются безналичным перечислением. Допускаются по-, жертвования от физических лиц путем передачи налич-ных денежных средств политической партии и ее регио-нальным отделения-м. Общая сумма ежегодных пожертво-ваний наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать десять минимальных разме-ров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году передачи указан-ных средств. |
3. Не допускаются пожертвования политической пар-1 тии и ее региональным отделениям от; :|
а) иностранных государств и иностранных юридиче-| ских лиц;
б) иностранных граждан;
в) лиц без гражданства;
г) граждан Российской Федерации, не достигших воз-раста 18 лет; ,
д) российских юридических лиц с иностранным уча-стием, если доля иностранного участия в их уставном! (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за пре-дыдущий год);
е) международных организаций и международных общественных движений;
ж) органов государственной власти и органов местного самоуправления;
з) государственных и муниципальных организаций; [
и) юридических лиц, имеющих в своем уставном (складочном) капитале долю государственной или муни-ципальной собственности, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования;
к) воинских частей, военных организаций, правоохра-нительных органов;
л) благотворительных организаций и религиозных | объединений, а также от учрежденных ими организаций;
м) анонимных жертвователей;
н) юридических лиц, зарегистрированных менее чем;
за один год до дня внесения пожертвования. |
4. Пожертвования, указанные в пункте 3 настоящей статьи, а также пожертвования, перечисление которых влечет за собой превышение суммы, указанной в пункте 9 настоящей статьи, политическая партия или ее регио-нальное отделение в течение месяца со дня их получения должны вернуть жертвователям, а в случае невозможно-сти возврата передать в доход Российской федерации.
5. Юридическое лицо при передаче политической пар-тии или ее региональному отделению пожертвования ^ виде денежных средств перечисляет их на счет политиче-ской паргии или ее регионального отделения в кредитной организации с указанием реквизитов, предусмотренных правилами безналичных расчетов для юридических лиц, и проставляет в платежном поручении отметку об отсутст-вии предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи огра-ничений на пожертвования.
6. Гражданин Российской Федерации при передаче политической партии или ее региональному отделению пожертвования в виде денежных средств перечисляет их на счет политической партии или ее регионального отде-ления в кредитной организации лично из собственных средств с предъявлением паспорта или заменяющего его документа и указанием в платежном поручении либо в денежном переводе фамилии, имени, отчества и даты ро-ждения. При осуществлении гражданином Российской Федерации пожертвования путем передачи политической партии или ее региональному отделению наличных де-нежных средств в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в приходном ордере указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения жертвователя.
7. В случае, если пожертвование осуществляется не в виде денежных средств, политическая партия или ее ре-гиональное отделение оценивает его в денежном выраже-нии в соответствии с законодательством Российской Фе-дерации и вносит соответствующие данные, включая све-дения о жертвователе, указанные в пунктах 5 и 6 на-стоящей статьи, в сводный финансовый отчет политиче-ской партии или финансовый (бухгалтерский) отчет ре-гионального отделения политической партии.
8. Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного юридического лица в течение календарного года, не должна превышать сто тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году осуществления по-` жертвований. Сумма пожертвований, полученных полиoгическои партией, в том числе ее региональными отделе-ниями, от одного физического лица в течение календар-ного года, не должна превышать десять тысяч минималь-ных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году осущест-вления пожертвований.
9. Общая сумма ежегодных пожертвований, получен-ных политической партией и ее региональными отделе-ниями, не должна превышать десять миллионов мини-мальных размеров оплаты труда, установленных феде-ральным законом на 1 марта года, предшествующего от-четному. При этом сумма ежегодных пожертвований, по-лученных региональным отделением политической пар-тин, не должна превышать двести тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным за-коном на 1 марта года, предшествующего отчетному.
1. В числе субъектов, которые вправе принимать по-жертвования, настоящая статья называет (помимо самих партий) лишь ее региональные отделения. Это означает,` что иные структурные подразделения партии (местные и первичные отделения) не могут получать пожертвования,.` даже сг-.тгл они и имеют статус юридического лица. Нормы ГК РФ относят пожертвования к одному из видов дарения (ст. 582 ГК РФ), с той разницей, что этот дар` делается в общеполезных целях, которые предполагают;
получение выгоды от пожертвования неопределенным количеством лиц. Пожертвования могут быть в виде денег и` в виде имущества. В последнем случае партия (ее струк-турные подразделения) вправе принимать в качестве по-жертвования не любое имущество, а только то, которое не-обходимо для обеспечения деятельности партии (как ус-` тавной, так и разрешенной предпринимательской). Переда-ча иного имущества политической партии нарушит поло-жения ст. ^8, 31 Закона. Переданное партии в виде по жертвования имущество, использование которого невоз-можно для реализации ее уставных целей, а также для ведения ею разрешенной предпринимательской деятельно-сти, подлежит возврату жертвователю.
Вещи (кроме денег), переданные региональному отде-лению партии, переходят в собственность партии, а у регионального отделения возникает право оперативного управления на переданные вещи (ст. 2, 28 Закона), если иное не предусмотрено уставом партии.
Документальным подтверждением пожертвований яв-ляется: письменный договор, платежное поручение, акт
приема-сдачи вещей и т.п.
2. Передача пожертвований в виде денежных средств осуществляется в порядке, установленном настоящим пунктом. ГК РФ (ст. 582) не содержит нормы, которая оп-ределяла бы специальный порядок передачи пожертвова-ний,
Для жертвователей, являющихся юридическими лица-ми, определена безналичная форма передачи денежных средств. В действующем законодательстве (ст. 862 ГК РФ, п. 13 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации в ред. письма ЦБ РФ от 19.05-1993 г. ? 37;
Указаний ЦБ РФ от 24.12,1997 г. ? 95-У; Указаний ЦБ РФ от 26,12.1997 г. ? 105-У) предусмотрены следующие фор-мы безналичных расчетов: платежными поручениями; по аккредитиву; по инкассо; чеками. Аккредитивное и инкас-совое поручение не подходят для перечисления пожертво-ваний, так как формы этих видов расчетов специально разработаны для расчетов по сделкам. Пожертвования со. стороны юридических лиц следует осуществлять посредст-вом платежного поручения или чека. Физические лица также могут использовать безналичную форму передачи денежных средств в качестве пожертвований партиям, но для них допускаются пожертвования также и наличными деньгами. Размер пожертвований, переданных партии в безналичной форме одним юридическим лицом, законода-тельно ограничивается суммой, установленной п. 8 настоя-щей статьи. Сумма пожертвований, переданная партии от одного физического лица наличными деньгами, не должна превышать десяти МРОТ, установленных на 1 марта года, предшествовавшего году осуществления пожертвований (что на 1.03,2001 г, составляло 1 тыс. руб.).
3. В данном пункте перечисляются все лица, от кото-рых партия не вправе получать пожертвования. Этот пе-речень является исчерпывающим, что исключает его рас-ширительное толкование. Партиям запрещено получать пожертвования от таких субъектов правоотношений, как:
; а) Иностранные государства и иностранные -юриди-ческие. лица. Формулируя данный запрет, направленный на предотвращение влияния на российскую политическую жизнь со стороны иностранных- организаций, законодатель не учел то обстоятельство, что использование термина `юридические лица` не в полной мере способствует дости-жению указанной цели. Дело в том, что в законодательстве целого ряда государств, в том числе и России (ч. 1 ст. 21 ФЗ `Об общественных объединениях`), общественные объ-единения правомочны осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и образования юридического лица. Более того, не только общественные объединения, но и объединения профессиональных предпринимателей, за-нимающихся предпринимательской деятельностью юри-стов, ремесленников, врачей, учителей, а также полные и командитные товарищества, партнерства по законодатель-ству ряда государств (Италия, США, Великобритания и др.) осуществляют свою деятельность без образования юридического лица,
Сказанное означает, что а таком виде Закон не может в полной мере выполнить задачу по предотвращению полу-чения российскими партиями пожертвований от иностран-ных субъектов предпринимательской деятельности. В дан-ном случае в целях реализации замысла законодателя правоприменителю следует, исходя из общего правового смысла нормы, ориентироваться на ее расширительное применение путем приравнивания иностранных договор-ных объединений к юридическим лицам.
б) Иностранные граждане. Запрет на получение по-жертвований от иностранных граждан не распространяет-ся на граждан Российской Федерации, имеющих двойное гражданство (о правах лиц, имеющих двойное гражданст-во, см. комментарий к п. 2 ст. 23 Закона)
в) Лица. без гражданства, которыми, согласно ст. 11 ФЗ `О гражданстве Российской Федерации`, являются лица, не принадлежащие к гражданству Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к граждан-ству другого государства. o o`
г) Граждане, не достигшие возраста 18 лет. Сведения о возрасте жертвователя должны быть указаны в платеж-ном поручении, в противном случае пожертвование будет считаться анонимным (подпункт `м` комментируемого пункта). Настоящий пункт исключает возможность приня-тия пожертвований от несовершеннолетних граждан Рос-сийской Федерации. При этом следует иметь в виду, что ст. 26, 28 ГК РФ, устанавливающие круг действий, которые составляют неполную дееспособность граждан (малолетних и подростков), допускают подобные действия данной кате-гории граждан. Таким образом, несовершеннолетние граж-дане вправо делать пожертвования, но политические пар-тии не вправе эти пожертвования принимать,
д) Российские юридические лица с иностранным уча-стием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капичшиге превышает 30 процентов на день внесения пожертвования. В настоящем подпункте речь идет о хозяйственных товариществах и обществах, зареги-стрированных на территории o Российской Федерации с иностранным участием. В платежном поручении при пере-числении пожертвования от указанных юридических лиц должна быть сделала отметка о наличии доли иностран-ного капитала в уставном (складочном) капитале с указа-нием ее размера, в противном случае пожертвование будет считаться анонимным (подпункт `м` комментируемого пункта),
При определении доли иностранного участия в устав-, ном (складочном) капитале жертвователей могут возник-нуть сложности- Дело в том, что состав участников и раз-мер их доли в уставном (складочном) капитале юридиче-ских лиц определяется для целей принятия пожертвова-ний на день их внесения. При этом для акционерных об-ществ установлен иной порядок: состав акционеров откры-того акционерного общества может изменяться несколько раз в году. Формулировка даты составления списка акцио-неров, `по которому партия будет решать, вправе ли она принять пожертвования, на практике может создать не-обоснованные препятствия для партий при определении ими доли иностранного участия в капитале жертвователя. Согласно Закону, список акционеров составляется за год, предшествующий дню пожертвований. Если реестр акцио-неров ведет само акционерное общество (а, согласно ст. 44 ФЗ `Об акционерных обществах`, это возможно только в случае, если в обществе менее 50 акционеров), тогда лицо, ведущее реестр акционеров, составляет список акционеров только по требованию исполнительного органя общества в любое время, либо в период подготовки проведения вне-очередного или годового общего собрания акционеров. Если реестр ведет регистратор (профессиональный участник рынка цепных бумаг), то список акционеров составляется им в соответствии с договором между обществом и регист-ратором, Договор может предусматривать разные причины и сроки составления списка акционеров (зачастую исклю-чая возможность внеочередного требования о составлении списка акционеров). С момента же составления списка за предыдущий год может поменяться структура уставного капитала, и в нем уже не будет 30 процентов иностранного участия,
е) Международные организации и движения, т.е. орга-низации и движения, которые объединяют физических и юридических лиц - резидентов различных иностранных государств (т.е. юридических лиц, зарегистрированных на территории этих государств, и граждан атих государств),
ж) Органы государственной власти и органы, мест-ного самоуправления. Имеются в виду федеральные орга-ны законодательно*`: (представительной), исполнительной и судебной власти, органы законодательной (представитель-ной) и исполнительной власти субъектов Российской Феде-рации, суды субъектов Российской Федерации, законода-тельные (представительные) и исполнительные органы ме-стного самоуправления,
з) Государственные и муниципальные организации. По смыслу действующего законодательства формулировка на-стоящего подпункта имеет в виду государственные и му-ниципальные учреждения, государственные и муниципаль-ные унитарные предприятия (параграфы 4, 5 ГК РФ).
и) Юридичсс-кие лица, имеющие к своем уставном (осадочном) каиита^-и`: долю государственной или муни-ципальной собственности, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования. В платежном поручении при перечислении пожертвования должна быть сделана отметка об отсутствии государственной или муниципаль-ной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, в противном случае пожертвование будет считаться анонимным (подпункт `м` комментируемого пункта),
При определении доли государственного участия и по-лучении информации об участниках хозяйственных това-риществ и обществ партии могут столкнуться с трудно-стями, указанными в комментарии к подпункту `д` п. 3 настоящей статьи.
к) Воинские части, военные организации, правоохра-нительные оргпны.
л) Благотворительные и религиозные организации, а также учрежденные ими организации. Благотворительной организацией, согласно ст. 6 ФЗ ч0 благотворительной деятельности и благотворительных организациях`, являет-ся негосударственная, немуниципальная некоммерческая организация, созданная для осуществления благо-г по ри-тельной деятельности в интересах всего общества или от-дельных категорий лиц. Благотворительные организации не могут осуществлять пожертвования, а политические партии не могут принимать такие пожертвования в силу того, что пожертвования в пользу политических партий противоречат целевому назначению и уставным задачам деятельности благотворительнмх организаций.
Религиозным объединением, согласно ст. 6 ФЗ от 26.09,1997 г. а0 свободе совести и религиозных объедине-ниях``2, является добровольное объединение физических лиц для совместного исповедания и распространения веры. Данные объединения не могут осуществлять пожертвова-ния в пользу политических партий в силу ст. 14 Конститу-ции РФ, согласно которой религиозные объединения отде-лены от государства, и нормы п. а ст. 4 ФЗ `О свободе со-вести и религиозных объединениях`, в соответствии с ко-торой религиозные объединения не участвуют в деятель-ности политических партий и движений, не оказывают им материальную и иную помощь.
Учреждение организаций благотворительными органи-зациями и религиозными объединениями осуществляется в соответствии с положениями указанных законов.
м) Анонимные жертвов атлели. Закон не раскрывает понятие `анонимный жертвователь`, но в этом вопросе, исходя из аналогии закона, следует ориентироваться на формулировку подпункта `м` п. 4 ст. 47 ФЗ `Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе-рендуме граждан Российской Федерации`, где` под аноним-ным жертвователем понимается: 1) гражданин, не указав-ший в платежном поручении одно из следующих сведений:
фамилия, имя, отчество, адрес, место жительства, дату рождения: 2) юридическое лицо, не указавшее в платеж-ном поручении одно из следующих сведений: идентифика-ционны;`; номер налогоплательщика, название, дата регист-рации, банковские реквизиты, отметка оо отсутствии госу-дарственной или муниципальной доли в уставном (скла-дочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием
ее размера, об отсутствии иностранного участия в устав-ном (складочном) капитале либо о наличии такого участия
с указанием его долг;.
н) Юридичес-кис лица, зарегистрированные менее ЧЕМ за один год до д-ня внесения пожертвования. Согласно дей-ствующему Положению о порядке государственной регист-рации субъектов предпринимательской деятельности, утв-Указом Президента РФ от 8.07.1994 г. ? 148213, юридиче-ское лицо обязано в течение года с даты государственной регистрации полностью сформировать свой уставный (складочный) капитал или имущественную базу. До этого периода законодатель считает юридические лица, зани-мающиеся предпринимательской деятельностью,- не гото-выми к выплате пожертвований,
4. Положения настоящего пункта способны ` доставить партии в сложное положение в случае, если в виде по-жертвований ей передаются имущество или имуществен-ные права, В этих ситуациях встает задача установления стоимости жертвуемого имущества. Оценку пожертвований вправе производить исполнительный орган юридического лица, а в случаях возникновения затруднений или по предписанию закона оценку должны производить профес-сиональные оценщики (ст. 8 ФЗ `Об оценочной деятельно-сти в Российской Федерации`), Если стоимость вещей, ко-торые часто встречаются в гражданском обороте и на ко-торые сложилась рыночная цепа, обычно определить не сложно, то с имуществом, оценка которого требует приме-нения специальных методик оценки (например, имущест-венные права, исключительные права, произведения ис-кусства и т.п.) могут возникнуть затруднения, связанные с тем, что осуществление необходимой в этих случаях оце-ночной экспертизы может не позволить уложиться в отве-денные Законом сроки по возврату пожертвований (или их части) при превышении дозволенной суммы.
5. Положение о том, что юридическое лицо при переда-че партии или региональному отделению (иные структур-ные подразделения партии, имеющие статус юридического лица не указаны в Законе как возможные получатели по-жертвований) должно внести в платежное поручение от-метки об отсутствии предусмотренных п. 3 настоящей ста-тьи ограничений на пожертвования, носят рекомендательный характер для жертвователя (но не для партии). Дело в том, что в соответствии со ст. 863 ГК РФ и ст. 31 ФЗ `О банках и банковской деятельности`, установление форм, стандартов и правил расчетов на территории Российской Федерации относи гея к исключительной компетенции Бан-ка России. Банком России утверждено Положение о безна-личных расчетах в Российской Федерации, в котором пе-речисляется, какая информация обязательно должна со-держаться в платежном поручении при проведении расче-тов платежными поручениями (и 21 Положения), Требова-ние настоящего пункта не относигся к числу обязательной информации, указанной в платежном поручении, А по-скольку указанный выше перечень является закрытым, то расширение его Законом невозможно. Решение данного во-проса относится к компетенции Банка России, и до приня-тия такого иешения жертвователи не обязаны исполнять требования настоящего пункта и делать отметки об отсут-ствии ограничений. Отсюда следует, что кредитная органи-зация обязана перечислить пожертвования денежных средств, сделанные без указания в платежном поручении данных, перечисленных в п. 3 настоящей статьи, но партия не вправе их принять, так как в данном случае пожертво-вания будут считаться анонимными (см- комментарий к подпункту `м`> п. 3 настоящей статьи).
6. Обязанность вносить в платежное поручение даты рождения жертвователя не установлена Банком России в Положении о безналичных расчетах (п. 21 Положения). Следовательно, это положение Закона не является обяза-тельным, а носит рекомендательный характер для жертво-вателя. Установленная форма платежного поручения не предусматривает указания такой информации. Изменить содержание платежного поручения уполномочен законода-тельством только Банк России. А до внесения таких изме-нений кредитная организация обязана перечислить по-жертвования денежных средств, сделанные без указания в платежном поручении дагы рождения жертвователя, но партия не вправе их принять. та;< как в данном случае по-жертвования будут считаться анонимными (см. коммента-рий к подпункту `м` п. 3 настояп;г-й статьи),
7. О порядке оценки имущества, переданного партии в качестве пожертвования, см, комментарии к п, 4 настоящей статьи. Согласно ст. 582 ГК РФ, в качестве пожертвования (помимо денежных средств) могут передаваться вещи или имущественные права. При этом не подлежат передаче прпва, неразрывно связанные с личностью их обладателя, неотчуждаемые права (например: право на получение али-ментов, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на имя, право на авторство (см, ст. 150, 383 ГК РФ).
8. Политическая партия может получать пожертвова-ния от юридических и физических лиц в суммах, не пре-вышающих в течение календарного года установленные размеры, для юридических лиц - сто тысяч МРОТ, для физических лиц - десять тысяч МРОТ, Согласно ч, 2 ст, 5 ФЗ `О минимальном размере оплаты труда`, на 1.03.2001 г. эти суммы составляли соответственно 10 млн, руб. и 1 млн, руб.
9. Общая сумма ежегодных пожертвований, получен-ных партией в целом, включая и ее региональные отделе-ния, не должна превышать 10 млн. МРОТ, установленных на I марта года, предшествовавшего году осуществления пожертвований (что. согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ и0 минималь-ном размере оплаты труда`, составляло на 1,03.2001 г. 1 млрд. руб.). а общая сумма ежегодных пожертвований, по-лученных каждым решональным отделением партии, не должна превышать 201.) тыс. МРОТ, установленных на 1 марта гида, пред шествовавшего году осуществления по-жертвований (что, согласно ч- 2 ст. 5 ФЗ `О -минимальном размере оплаты труда`, составляло на 1.03.2001 г. 2 млн. РУ`.).
Статья 31. Хозяйственная деятельность политической партии
1. Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в тпм числе нопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества.
2. На работающих по трудовому договору (контракту) работнигов ;шпар.гга политической партии, ее региональ-ных отделении и иных структурных подразделений рас-пространяется законодательство 1`оссийской Федерации о труде и социальном страховании.
По.штичггкан паргпн, гг региональные отделения и иные структурные подразделении вправе заключать с работниками аппарата политической партии срочные тру-довые договоры (контракты) на срок, не превышающий срока полномочий руководящих органов политической партии, ег региональных отделений пли иных структур-ных подразделений.
3. II целях создания финансовых и материальных ус-ловий для реализации целей и решения задач, предусмот-ренных уставом и программой политической партии, по-литическая иартя, се региональные отделения и иные структурные подразделения ни рапе осущес `гвлять сле-дующие виды предпринимательской деятельности:
а) информационная, рекламная, пздатгльская и поли-.графическая деятельность для пропаганды своих взгля-дов, целей, задач и обнародования результатов своей дея-тельности;
5) изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (п.т) наименованием политической партии, а также изготоиленис и продажа издательской и поли-графи чес};<ш продукции;
в) продажа и сдача в аренду имеющегося в собствен-ности политической партии движимого и недвижимого имущества.
4. Политическая партия, ее региональные отделения и иные струк гурнме подразделения не вправе осуществлять виды преднринимаи-льский деятельности, не указанные в пункт`` 3 настоящей статьи.
5. Доходы от предпринимательской деятельности по-литической партии, се региональных отделений и иных сгруигурных подразделений не могут перераспределяться между членами но. т шчггкой партии и должны исполь-зоваться только в цглмх, предусмотренных ее устанем.
6. Результаты хозяйственной деятельности политиче-ской партии, ее региональных отделений и иных струк-турных подразделений должны быть отражены в скодном фппансоном отчете политической парит и финансовых (бухга.ггсрскнх) отчетах ее региональных отделении и ЧНЫУ зарп истрнрованных структурных подразделений.
7. Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять благотворительную деятельность.
1. Самостоятельность партии в решении хозяйственных вопросов существует в рамках, очерченных законодательством. Политическая партия, как юридическое лицо со специальной правоспособностью, существует в более узких рамках, чем другие юридические лица. Партия вправе:
осуществлять только ту предпринимательскую деятель-ность, которая прямо разрешена Законом, получать и ис-пользовать денежные средства и иное имущество исклю-чительно на уставные цели и из разрешенных источников. Распределять полученное имущество между членами пар-тии или использовать его на неуставные цели партиям за-прещается (ст. 28 Закона, ст. 37 ФЗ `Об общественных объединениях`, ст. 24 ФЗ `О некоммерческих организаци-ях-, ст. 50, 117 ГКРФ),
2. Комментируемое положение не вполне согласуется с действующим законодательством. Срочный договор, со-гласно п. 2 ст. 17 КЗоТ, заключается только с членами ис-полнительного органа (см. комментарий к ст, 24 Закона). На срок полномочий исполнительного органа с избранными членами этого органа (если в уставе предусмотрен колле-гиальный исполнительный орган) заключается трудовой договор на срок их полномочий (срочный договор). Срочный договор может заключаться не более чем на пять лет (п. 1, ст. 17 КЗоТ), что укладывается в максимальный срок пол-номочий руководящих органов партии, составляющий че-тыре года (ч. 3 ст. 24 Закона). С работниками же аппарата, обслуживающего деятельность исполнительного органа (учитывая, что они не избираются и не связаны сроком полномочий исполнительного органа), правомерно заключе-ние трудового договора на неопределенный срок (см. п. 1 ст. 17 КЗоТ). Положения настоящего пункта о заключении с работниками аппарата партии срочных трудовых договоров противоречат ст. 17 КЗоТ, поскольку данные работники аппарата (например, секретари, делопроизводители, бух-галтер, финансовый директор и т.п.) не избираются, а на-нимаются для обеспечения деятельности исполнительного органа, высшего органа управления партии, контрольно-ревизионных органов.
3. Нормы ГК РФ (ст. 50, 117), а вслед за ними нормы ФЗ `О некоммерческих организациях` (ст. 24) ограничива-ют возможности некоммерческих юридических лиц в пред-принимательской деятельности, обусловливая предприни-мательскую деятельность целями создания некоммерче-ской организации. Возможности политических партий оп-ределены значительно точнее; в Законе прямо перечислены те виды предпринимательской деятельности, которыми партиям разрешено заниматься. Более того, в рамках раз-решенной деятельности партии обязаны придерживаться направления, соответствующего их уставным целям и за-дачам. Например, издавать и продавать не любую литера-^`РУ; а только ту, которая пропагандирует, разъясняет це-ли и задачи партии, положения ее программы. При этом ни один из разрешенных партии видов деятельности, согласно ФЗ `О лицензировании отдельных видов деятельности`, не требует получения лицензии на ее ведение.
Строго очерченные Законом пределы специальной пра-воспособности партии не могут быть расширены положе-ниями ее устава- Сделки, заключенные за пределами уста-новленной законом правоспособности, будут считаться не оспоримыми (как в случае определения правоспособности юридического лица уставом), а ничтожными (ст. 168 ГК РФ; п. 18 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ ? 6/8).
4. Норма настоящего пункта подтверждает ограниче-ния, установленные предыдущим пунктом. Никакой иной, кроме указанной в статье, предпринимательской деятель-ностью партия заниматься не вправе, Применительно к та-кому указанному в. данной статье виду предприниматель-ской деятельности партии, как продажа и сдача в аренду имущества, следует иметь в виду, что данный вид дея-тельности может считаться самостоятельным видом пред-принимательской деятельности некоммерческой организа-ции, но лишь в случае, когда эта деятельность соответст-вует уставной деятельности некоммерческой организации. Что касается политических партий, то продажа и сдача ими в аренду своего имущества не может считаться видом предпринимательской деятельности, т.к. она не соответст-вует уставным целям политической партии.
Приобретение и реализация ценных бумаг,- имущест-венных и неимущественных прав, а также участие в комг-мерческих юридических лицах (товариществах и общест-вах) партиям запрещается (поскольку в п. 2 ст. 24 ФЗ `О некоммерческих организациях-` предпринимательской дея-тельностью признается участие в хозяйственных товари-ществах и обществах, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав). Данные виды деятельности, согласно п. 2 ст. 24 ФЗ `О не-коммерческих организациях`, относятся к предпринимательской деятельности),
5. Содержание настоящего пункта отражает требования ГК РФ (ст. 501) и ФЗ `О некоммерческих организациях` (ст, 26), запрещающих распределение полученной от пред-принимательской деятельности прибыли между членами партии. Вся полученная прибыль должна использоваться на заявленные уставные цели. Исключение составляют благотворительные цели: партия может заниматься благо-творительной деятельностью, даже если это не отражено в ее уставе. Закон (п. 7 комментируемой статьи) специально Оговаривает возможность для партий заниматься такого рода деятельностью. А поскольку партиям разрешено за-ниматься благотворительной деятельностью, то на них распространяется ч. 3 ст. 37 ФЗ `Об общественных объе-динениях`, согласно которой `допускается использование общественными объединениями своих средств на благотво-рительные цели, даже если это не указано в их уставах`,
6. Политическая партия, будучи юридическим лицом, обязана соблюдать все правила ведения бухгалтерского учета, установленные законодательством для юридических лиц. Используемый в Законе термин `финансовый отчет` равнозначен термину `бухгалтерский отчет`, который (в отличие от термина `финансовый отчет`) является обще-принятым согласно ст. 13 ФЗ `О бухгалтерском учете`. Правила ведения и составления бухгалтерской отчетности едины для всех юридических лиц, осуществляющих пред-принимательскую деятельность. Если партия в своем уста-ве включает положение, запрещающее ведение предпри-нимательской деятельности, тогда па нее будут распро-страняться нормы об упрощенной бухгалтерской отчетно-сти (ст. 15 ФЗ `О бухгалтерском учете`). Законодательное разрешение вести предпринимательскую деятельность не препятствует партии отказаться от предоставленного пра-ва и ввести в устав норму, запрещающую любую предпри-нимательскую деятельность.
Полезно обратить внимание на требование о составле-нии сводного бухгалтерского отчета партии и ее структур-ных подразделений, так как и региональные отделения, и иные структурные подразделения партии как юридические лица обязаны составлять свои бухгалтерские отчеты.
7. Из комментируемой нормы следует, что партия мо-жет заниматься благотворительной деятельностью, даже если этот вид деятельности не указан в ее уставе (см. комментарий к п. 5 настоящей статьи). Законодательное Опре-деление благотворительной деятельности дается в ст. 1 ФЗ
`О благотворительной деятельности и благотворительных организациях`: благотворительной деятельностью считает-ся добровольная деятельность, направленная на оказание помощи физическим и юридическим лицам, не приносящая никаких выгод тем, кто ее оказывает.

Глава VI
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Статья 32. Виды государственной поддержки политических партий
1. Федеральные органы государственной власти, орга-ны государственной власти субъектов Российской Феде-рации и органы местного самоуправлении оказывают под-держку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подраз-делениям посредством:
а) обеспечения равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации;
о) создания равных условии предоставления помеще-ний и средств связи, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, на условиях, анало-гичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям;
в) обеспечения равных условий участия в избиратель-ных кампаниях, референдумах, общественных и полити-ческих акциях.
2. Государственная поддержка политических партий осуществляется также путем их государственного финан-сирования в соответствии со статьей 33 настоящего Фе-дерального закона.
3. Государственное финансирование политической партии приостанавливается в случае приостановления ее деятельности, а также в случае невыполнения политиче-ской партией требований статьи 34 настоящего Феде-рального закона.
4. В случае ликвидации политической партии, ее ре-гионального отделения и иного структурного подразделе-ния государственная поддержка данной политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения прекращается со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации политической пар-тии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения либо со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом политической партин. При реорганизации политической партии, ее региональ-ного отделения и иного структурного подразделения госу-дарственная поддержка данной политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразде-ления прекращается со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного .самоуправления оказывают поддержку на равных услови-ях партиям, их региональным отделениям и иным струк-турным подразделениям в следующих формах:
а) Обеспечение равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным СМИ. Комментируе-`o мая норма прежде всего гарантирует партиям и их струк-:`турным подразделениям доступ к государственным и му-ниципальным СМИ (т.е. возможность пользоваться госу-дарственными и муниципальными СМИ для обнародования ! и формации о партиях и их структурных подразделениях), `^Данная норма распространяется как на зарегистрирован-ное, так и на не зарегистрированные партии, Примени-.тельно к последним Закон гарантирует, что созданная (а таковой, согласно п. 2 ст. 11 Закона, вновь создаваемая партия считается уже со дня принятия соответствую] цих решений на ее учредительном съезде), но еще не зарегист-рированная партия имеет возможность заявить о себе в СМИ. В случае приостановления деятельности партии (ее структурного подразделения) в соответствии со ст. 39 За-кона партия (ее структурное подразделение) лишается права пользоваться и государственными и муниципальны-ми СМИ на срок, установленный решением суда.
Кроме того, комментируемая норма гарантирует обес-печение равных условии доступа партий (их структурных подразделений) к СМИ, что является важной формой реа-лизации принципа правового равенства партий. Законода-тельное требование обеспечения равных условий доступа к СМИ относится как к безвозмездной, так и к платной фор-мам использования партиями СМИ. По`смыслу Закона, эта норма также должна- распространяться как на зарегистри-рованные, так и на не зарегистрированные партии. Следу-ет иметь в виду, что данная норма относится только к го-сударственным и муниципальным СМИ и не распространя-ется на СМИ, созданные с участием государства и органов местного самоуправления во всех случаях, кроме связан-ных с участием партий в выборах и референдумах. При-менительно к этим ситуациям действуют соответствующие `нормы законодательства о референдумах и избирательного законодательства (см. комментарий к подпункту `в` п. 1 комментируемой статьи).
Законодательство, регламентирующее деятельность СМИ, должно учитывать закрепленное в комментируемой норме требование равных условии доступа партий к госу-дарственным и муниципальным СМИ. Это, в частности, от-носится к ст, 7 ФЗ от 13.02.1995 г, `О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государст-венных средствах массовой информации:- , согласно кото-рой федеральные аудиовизуальные СМИ должны ежене-дельно выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одном;.` из общероссийских радиоканплов обзорные ннформациокно-просветительские программы продолжительностью не менее 4з минут об итогах работы .Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, партийных фракций и депутатских групп.
В случае приостановления деятельности партии на ос-новании ст. 39 Закона, си запрещается пользоваться СМИ на срок приостановления, установленный решением суда. Приостановление деятельности структурного подразделе-ния партии не влечет указанных последствий для партии в целом; в э-юм случае запрещается пользоваться СМИ только данному подразделению партии на срок прекраще-ния его деятельности.
б) Создание равных условий предоставления помеще-.ний и средств связи, находящихся, в государственной и (или) муииципа.пъной собственности. Обеспечение равен-ства в вопросе предоставления партиям государственной поддержки в виде помещений г; средств связи является не менее значимой формой реализации принципа правового равенства партий, чем предоставление партиям равного доступа к СМИ, закрепленное в подпункте `а` п. 1 комментируемой статьи. Практика показала, что эффективным способом реализации данного требования Закона является выделение из имущества, относящегося к государственной и муниципальной собственности, помещений для общест-венно-политических центров и оснащения этих помещений оргтехникой, средствами связи и т.п. с последующим пре-доставлением их партиям на основе соблюдения принципа равенства. Закон (ст. 40) не предусматривает приостанов-ления данной формы государственной поддержки партии (ее структурного подразделения) в случае приостановления деятельности партии (ее структурного подразделения) на основании положений п. 1, 2 ст. 39 Закона.
Помещения и средства связи выделяются партии (ее структурным подразделениям) на условиях их предостав-ления государственным и муниципальным учреждениям (эти условия определяются субъектами Российской Феде-рации`и муниципальными образованиями самостоятельно и закрепляются а положениях о порядке заключения догово-ров аренды нежилых помещений). В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации приняты норматив-ные правовые акты, устанавливающие льготы по аренде помещений и коммунальным услугам для общественных объединений, в том числе и для партий. Например, такие` льготы предусмотрены в п. 8 Постановления Правительст-ва Москвы от 30,04,1996 г. `О взаимодействии Правитель-ства Москвы с общественными объединениями и мерах по выполнению Закона Российской Федерации `Об общест-венных объединениях^ и в ст. 12 Закона г. Москвы от 12.04.2000 г. `О взаимодействии органов власти Москвы `с негосударственными некоммерческими организациями`.
в) Обеспечение равных условий для участия партий (их региональных отделений) в избирательных кампани-ях и в референдумах осуществляемся в соответствии с из-бирательным законодательством и законодательством о референдумах. Данная норма относится лишь к зарегист-рированным партиям, поскольку только такие партии об-ладают правом участия в выборах (п. 2 ст. 36 Закона). По-ложения данной нормы распространяются на те регио-нальные отделений партий, которые (если это предусмот-рено уставами партий) принимают участие в выборах (п. 2 ст. 36 Закона).
2. Одной из форм государственной поддержки партий является их государственное финансирование по итогам участия в выборах, осуществляемое в соответствии со ст. 33 Закона (см. комментарий к данной статье).
3. Государственное финансирование партии по итогам ее участия в выборах приостанавливается в случае приос-тановления ее деятельности на основании положен::!`; ст. 39 Закона на установленкь:;`! решением суда срок. Кроме того, государственное финакс;`рова ние партии приостанавлива-ется также в случае, если партия в установленный Зако-ном срок не представит в налоговые органы сводный фи-нансозь.й отчет о поступлении и расходовании средств в отчетном году, соответствующий требованиям ст. 34 Зако-на. В последнем случае Закон не указывает срок, на кото-рый приостанавливается финансирование, однако исходя из обиего с?-!ъ;сла данной нормы, следует сделать вынод, что финансирование партии приостанавливается до момен-та надлежащего выполнения ею требований ст. 34 Закона-Контроль за выполнением партиями дтих требований осу-ществляет федеральный регистрирующий орган (ст. 38 За-кона).
4. Государственная поддержка партии, ее структурного подразделения прекращается в случаях их ликвидации, Под государственной поддержкой имеются в виду все ука-занные в комментируемо;: статье формы поддержки пар-тий, включая гарантии доступа к госуд.чпстаенкым и муни-ципальным СМИ, представление помещений и средств свя-зи, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, государственное финансирование партии и т.д. Данная норма в равной мере относится как к ликвида-ции партии (ее структурного подразделения) по решению уполномоченного органа партии (в этом случае государст-венная поддержка прекращается со дня принятия соответ-ствующего решения), так и к ликзидппги партии по реше-нию суда (государственная поддержка прекращается со дня вступления решения суда в законную силу).
При реорганизации партии, ее регионального отделе-ния и иного структурного подразделения, осуществленной в соответствии со ст. 57 ГК РФ и ст. 44 Закона, государст-венная поддержка данной партии (ее структурного подраз-деления) прекращается со дня внесения соответствующей записи в единый реестр юридических лиц.

9 сен 2002

Док. 147506
Опублик.: 09.09.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``