В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мюзикл `Чикаго` на сцене Театра эстрады Назад
Мюзикл `Чикаго` на сцене Театра эстрады
ИХ ЦЕННОСТИ
Мюзикл `Чикаго` на сцене Театра эстрады
Рассказ о премьере `Чикаго` в Москве, рассказ об одном из самых удачных опытов постановки мюзикла в его классическом американском варианте (скажем сразу, чтоб не терзать ожиданием заинтересованного читателя) естественно разделить на три части. В первой - слово об участниках проекта, во второй - неполный перечень тех, кто собрался в зале Театре эстрады на первой - светской - премьере. Наконец, в третьей, если хватит места, - описание представления. (Но без первых двух кого заинтересует сегодня часть третья нашего рассказа?)

* * *

Начну с воспоминания об одной круглой и уже исторической дате. Ровно 10 лет назад, в начале октября 1992 года, в Москве открылся Первый международный театральный фестиваль имени Чехова. В первый вечер на сцене Театра имени Моссовета петербургский БДТ сыграл трагедию Шиллера `Коварство и любовь`. В ожидании высоких гостей кремлевская охрана обследовала перед спектаклем все углы и закоулки, даже заперли одну околотеатральную даму в туалете. Хотя никого выше тогдашнего госсекретаря Бурбулиса в зале не было. После спектакля я подошел к нему, чтобы он сказал два слова об увиденном. Спектакль мне понравился, сказал он, - видно, что над ним очень долго работали.

Над `Чикаго` работали много и многие. На сцене, правда, не очень видны те огромные, миллионодолларовые траты, о которых говорилось, но, может быть, не все деньги попали в поле зрения зрителей. Может быть, именно продюсерам мюзикла надо сказать спасибо за ремонт театра, появление еще одного этажа, куда переместились гардероб и туалеты, оборудованные по последнему или предпоследнему слову научно-технического прогресса?

Впечатляет список участников, то, что действительно впервые в театральном проекте заняты эстрадные звезды первой величины. Не знаю, будут ли дальше выходить в одном спектакле на сцену сразу и Филипп Киркоров, и Лолита, и Лика Рулла, и Ярослав Здоров, и Анастасия Стоцкая (часто в таких случаях `выделяют` одно, максимум два `имени`, остальные же отдыхают, благо у каждой звезды - от одного до трех дублеров). Но на премьере они играли, танцевали и пели все вместе. И это впечатляло.

Список `административно-технического состава `CHICAGO-Россия`, занимающий отдельную страницу буклета, начинается именами продюсеров - Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова. Из знаменитостей в нем - стилист Сергей Зверев и Бедрос Киркоров, который значится руководителем отдела реализации. А завершает список личная охрана Филиппа Киркорова, его же личный водитель, личный водитель Аллы Пугачевой, их общий повар и, наконец, домработница Людмила Дороднова.

Список тех, кому причитается `особая благодарность` (еще одна страница), открывает мэр Москвы Юрий Лужков, а в самом списке среди других - нефтяная компания `ЮКОС` и лично Михаил Ходорковский, ресторан, мебельный магазин (спасибо за `уют в гримерных`), фитнес-центр. И, что приятно, этот список венчает благодарность `всем зрителям, посетившим `CHICAGO`.

* * *

Премьера `Чикаго` способна была поразить даже видавших виды. То есть, когда спектакль уже закончился, к выходу из Театра эстрады пришлось протискиваться, поскольку в `предбаннике` было тесно от пришедшей за своими клиентами охраны. Выехать же было просто невозможно, и плакали те, кто до того радовался, что удалось припарковать машину близко к входу.

Рассадкой, чувствовалось, занимались профессионалы. Светскую публику `расписали`, если можно так сказать, `по категориям` и даже `по ремеслам`. В одном ряду, например, плечо к плечу сидели представители отечественного кинематографа: Никита Михалков с супругой Татьяной, звезда его фильмов Олег Меньшиков, Эльдар Рязанов (его мирную беседу с Михалковым перед началом представления тут же интерпретировали как шаг к перемирию между двумя киноакадемиями)... Поблизости тесной группой сидели представители других столичных мюзиклов: продюсер `Метро` и `Нотр-Дам де Пари` Александр Вайнштейн, директор Театра оперетты г-н Тартаковский, от `Норд-Оста` - генеральный директор Георгий Васильев и т.д.

Имея в виду, что продюсерами `Чикаго` стали Пугачева и Киркоров, естественно, что наиболее полно на премьере был представлен отечественный шоу-бизнес. Игорь Николаев, Александр Буйнов, Валентин Юдашкин, Евгений Петросян и Елена Степаненко, Максим Галкин, Владимир Винокур, Михаил Жванецкий (последние сидели двумя тесными группами `юмористов`; в соответствии с профессиональным `водоразделом` с ними был и директор театра Геннадий Хазанов)...

Московскую власть представлял заместитель Лужкова Олег Толкачев, а также на премьеру пришла супруга Лужкова Елена Батурина с двумя детьми.

* * *

Наконец, о спектакле. О шоу, которое удалось. Хотя все вышесказанное и описанное, вся реклама, которая с весны еще встречала на каждом шагу, должно было (по нашей традиции) обнаружить тщетность усилий. Чем навязчивее реклама, тем непритязательней продукт, уже привыкли мы.

В `Чикаго` все сделано просто, но о непритязательности речи нет.

Черный кабинет. Вместо декорации (буквально на сцене) сидит живой оркестр (я насчитал 14 музыкантов). Танцовщики и солисты - в черном, и редко полноту черного расцвечивают цветные - белые - вкрапления вроде огромных вееров из белых перьев, которыми встречают выход адвоката Билли Флинна - Филиппа Киркорова.

Оркестр почти не оставляет места для свободных режиссерских решений, для игры остается два коридора по краям и авансцена, где и выясняются все отношения. Незанятой остается и вертикаль, потому нескольким актрисам приходится взбираться на лестницу, чтобы с высоты поведать миру и публике Театра эстрады о своих сильных переживаниях.

В программке написано: оригинальное либретто Фреда Эбба и Боба Фосса, Боб Фосс, знаменитый у нас прежде всего по фильмам `Кабаре` и `Весь этот джаз`, значится также автором оригинальной постановки (1975 г.) и хореографии. Так вот: танцуют, вообще двигаются в нашем `Чикаго` так, что в это можно поверить. Редкий случай. Почти небывалый. Едва ли не впервые американские первоисточники обрели качественный и даже остроумный перевод (текст Александра Карпова и Андрея Морсина, а если углубиться в изучение буклета, то можно узнать, что бессонные ночи в работе над литературным переводом либретто провела еще и Татьяна Лазарева из `ОСП-студии`).

Очень артистичен Филипп Киркоров в роли предприимчивого адвоката, способного оправдать любого убийцу, и Лика Рулла, которой досталась роль убийцы Велмы Келли. И поет она, как хорошая джазовая певица. Увы, главная героиня, Рокси Харт - Анастасия Стоцкая, пока до ее высот не дотягивает, так что главные пока - Лика Рулла, Филипп Киркоров и, конечно, Лолита Милявская, поющая Матрону `Маму`. Что касается Ярослава Здорова, ставшего знаменитым после участия в спектаклях Виктюка, то в `Чикаго` он многих `обманывает`, почти до самого финала выдавая себя за даму, впечатлительную журналистку Мэри.

В общем, здорово вышло. Если бы не одно `но`, совершенная малость, величина, которой в наше время можно, наверное, и пренебречь.

В буклете, который зрители получают бесплатно, Филипп Киркоров, приглашая дам и господ, обещает `историю об убийстве, жадности, коррупции, насилии, эксплуатации, супружеской измене и предательстве. В общем, обо всем, что так близко и дорого нашим сердцам`. Потом, будто опасаясь, что не все зрители обратили внимание на это предуведомление и неосмотрительно пришли в театр с маленькими детьми, эти же слова повторяют со сцены (но некоторых это предупреждение так и не остановило, и кровожадную историю наблюдали несколько далеко несовершеннолетних зрителей и зрительниц и среди них, как замечено выше, - совсем юные дочки московского градоначальника).

Однако же программка не обманывает: `Чикаго` - это про убийства, жадность и т.п. Любви места нет.

Не наша история. Единственная мечта Велмы и Рокси - спеть и сплясать в варьете. О любви (`Все отдам я за любовь`) поет Билли Флинн, но и он никого не любит. В `Чикаго` нет любовной истории и совершенно отсутствуют какие-либо высокие ценности. Единственная песня, которую можно `достать` и разучить с детьми: `В каждом есть хоть капелька добра`, которую поет Лучезарная Мэри (Я.З.). Но Лучезарная Мэри и муж Велмы, которые с грехом пополам могли бы претендовать на роли положительных героев, высмеяны от начала до конца.

В финале на фоне сверкающего, из новогодней гирлянды, занавеса Велма и Рокси - звездный дуэт дорогого варьете. `Блестящий пример Американской Мечты, - написано в буклете, - две убийцы, удачно использовавшие скандал для завоевания популярности, наслаждаются любовью зрителей`.

7 окт 2002
Российская Федерация

Док. 148529
Опублик.: 07.10.02
Число обращений: 621

  • Киркоров Филипп Бедросович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``