В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто в России защитит семью Назад
Кто в России защитит семью
Кто в России защитит семью?

Юрий КОРОЛЕВ, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства при Правительстве РФ

Что за странный вопрос? Конечно государство, правительство, Президент. Семью защищают все, но по-настоящему - никто. Потому что от законов, программ, указов до конкретной семьи, нуждающейся в помощи и поддержке, очень большое расстояние. Само понятие `семья` на разных уровнях трактуется по-разному: семья - основа государства, семья - его первичная ячейка, семья - социальная общность, родственный союз и т. д. Многообразие и разнообразие в определениях семьи весьма затрудняют решение многих вопросов с ней связанных.

Ведь, чтобы что-то защитить, надо четко представить себе предмет защиты, его параметры, особенности, главные качества. А с этим пока дело обстоит совсем не просто. Юристы, экономисты, социологи - каждый по-своему `видит` семью, а есть и такие, которые ее `не видят`.

Новый (1995 года) законодательный акт - Семейный кодекс Российской Федерации, посвященный вопросам внутренней жизни семьи, также не дал полного определения понятия семьи. В нем сформулированы отношения, регулирующие условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным, личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи - супругами, родителями и детьми (усыновленными и усыновителями) и в случаях и пределах, установленных законом, между другими родственниками и иными лицами, а также определяются формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Но правового определения семьи в Кодексе РФ нет, как не было этого в предыдущем законе - Кодексе о браке и семье РСФСР.

Суть разницы в определении семьи заключается в том, с какой стороны и с какими целями к семье подходить, как ее рассматривать, помогать ли ей и надо ли помогать. Решение этого вроде бы теоретического вопроса очень важно для семьи и всех ее членов. Например, попадает или нет под определение семьи конкретный дальний родственник? Считается ли членом семьи старушка-няня, доживающая свои дни у воспитанных ею детей? И сразу появляются вопросы нравственного плана, проблемы материальные.

Для любого человека, российского гражданина, хотя бы формально быть членом семьи при установлении его прав, льгот и привилегий означает немало, особенно для слабозащищенных - стариков, детей. Поэтому и возникает проблема определения семьи, главным образом юридическая.

Семью можно рассматривать и в историческом аспекте. Как, мол, это было на Руси Святой или после Октябрьской революции? Картина получается самая разнообразная: то широчайшая - многонаселенный крестьянский двор, то очень скромная - одинокая мать с ребенком. И то и другое - семья, и обеих надо защищать, поддерживать. Может ли с этим справиться наше государство сегодня? Вряд ли, ибо ни финансов, ни сил у него не хватает. Вот и ищут юристы, экономисты формулировки, чтобы помощь направить именно тем, кому она необходима.

Задача науки и практики - максимально точно определить параметры семьи, не оставив вне ее лиц, действительно тесно связанных семейными узами, и не включать в состав семьи лиц, для нее посторонних.

Государство защищает семью согласно ст. 38 Конституции РФ. Рассмотрим наиболее важный акт последнего времени `Основные направления государственной семейной политики`, утвержденный Указом Президента от 14 мая 1996 года. В нем содержатся цель, основные принципы и механизмы реализации государственной политики, однако конкретные практические нормы отсутствуют. И к сожалению, в этом документе тоже нет точного определения семьи.

В соответствии с `Основными направлениями государственной семейной политики` объектом семейной политики является семья - супруги с детьми или без них, которая, как показывает статистика, составляет 67%, супруги, живущие с родителями или с другими родственниками, - 12%, неполные семьи - одинокая мать, разведенная женщина или вдова с детьми - 13%. Только одинокая женщина или мужчина, не имеющие детей, не входят в понятие семьи.

Семья в ее правовом или политическом понимании имеет право на все льготы и привилегии, помощь и пособия, предоставляемые государством. Но ведь и в этом случае необходимы какие-то параметры, отграничивающие семью от иных объединений людей, скажем от трудового, учебного, спортивного коллективов. Именно здесь и требуется более точная формулировка, поскольку дело касается некоторых материальных благ, доступ к которым ограничен.

В этой связи необходимо понять круг отношений, связывающих членов семьи между собой, их права и обязанности в семье, взаимозависимость.

Известно, что многие трудности и конфликты возникают именно в семье, а потом уже выходят за ее пределы и распространяются широко, иногда непоправимо. Использовать `миротворческие` возможности семьи - самая важная задача, которая может решаться внутри семейного круга.

Фонд `Общественное мнение` провел социологический опрос: выяснилось (опросили 1500 жителей городов и сел), что семейной жизнью и своими детьми довольны более 50%, но 63% высказали неудовлетворение зарплатой, пенсией и жильем.

Безусловно, семью питает (во всех отношениях) экономика, поэтому в наибольшей степени требуется полная ясность - куда идут деньги и другие средства, предоставляемые семье государством и обществом, рациональны ли расходы, эффективны ли они?

Задача права - разграничить семьи по категориям для оказания поддержки: пособий, льгот, единовременной помощи, а также обозначить условия и порядок действий должностных лиц и членов семьи. Законам экономики семья подчинена так же, как и любое другое социально-правовое сообщество, и они зримо отражаются на уровне ее существования, на обеспеченности семьи.

Экономические критерии лежат в основе разрабатываемых и применяемых норм семейного законодательства, и горе тем законодателям, которые отрываются от понимания материальной основы семейной действительности. Результат прост - законы не будут исполняться или, что еще хуже, послужат во вред семье.

Содержание понятия семьи представляется нелегкой проблемой и для демографов, которые дают материал всем другим направлениям исследований семьи. Сколько в России семей, каков их состав, размер, динамика - вот вопросы, стоящие перед социальной статистикой, а от ее выводов во многом зависит правильное распределение государственных ресурсов, решение задач занятости населения, жилищного строительства и многое другое.

Автору довелось участвовать в двух научно-практических конференциях (`круглых столах`, как сейчас принято говорить): в Государственной Думе - по правовым вопросам защиты прав и задачам воспитания молодежи и в Научно-исследовательском институте семьи Минтруда РФ - по проблемам правового регулирования жизни семьи и детей. В этих дискуссиях тесно переплелись вопросы права, социологии и демографии. Каждый выступающий давал собственное определение семьи и, исходя из него, свои оценки и рекомендации. Во всяком случае все выступающие ощущали потребность единого понимания семьи как предмета сферы действия человека и государства.

Как утверждают имеющие отношение к проблемам семьи многие отрасли наук и государственная статистика, семья начинается с брака, т. е. союза между мужчиной и женщиной, от которого возникает остальное: дети, родственники, свойственники, внуки и правнуки. Закон признает только один вариант брака - зарегистрированный государством в уполномоченных им органах (ЗАГСах). И в жизни подавляющее большинство браков - это зарегистрированные, законные браки. Тогда в чем же вопрос?

Да в том, что есть еще браки фактические - в них все как в обычном, нормальном браке, все как в стандартной семье, но нет только государственного закрепления, регистрации. Вроде пустяк, а семьи нет. Нет ни прав, ни обязанностей, хотя фактические муж и жена могут жить 10, 20 и более лет. Нет регистрации, нет брака и, стало быть, нет семьи.

Бывает в жизни и так: решили пожениться, пошли в церковь, сыграли свадьбу, тосты, `горько` и прочее, но их брак - религиозный, не зарегистрированный государством и его органами, - не признается и семьи нет. Нет взаимных прав у супругов, нет прав у детей - все только добровольно, но это, как понимаете, до первого конфликта, первого скандала. А дальше суд, иски, адвокаты...

Упомянем еще один `брак` - фиктивный. Создает ли он семью? И да, и нет. В Семейном кодексе, в ст. 27, указано, что брак признается недействительным в случае заключения фиктивного брака, т. е. если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Так кому же нужен такой брак, такая семья? Оказывается, нужен - получить прописку (регистрацию) в Москве, завладеть имуществом, изменить фамилию и адрес, скрыться, да мало ли других неблаговидных целей. Пока эти цели не обнаружатся, брак формально существует, но до поры до времени. Если преступный замысел раскроется, брак станет недействительным, семья перестанет существовать, хотя кое-что и сохранится: права детей к бывшим супругам-родителям, права обманутой стороны и т. д.

Все эти проблемы требуют определенного решения. Мне вспоминается один серьезный разговор в нашем законодательном органе о целесообразности разработки единого закона о семье, ее правах, обязанностях, возможностях - одним словом, о Семейном кодексе в совершенно новом варианте. В него предполагалось включить нормы не только внутрисемейных отношений - брак, развод, алименты и пр., но и все виды связей семьи с государством в сфере труда и учебы, охраны здоровья и имущества, в общем все. Где-то там, в кулуарах Думы, в подкомитетах, подкомиссиях, рабочих группах такой проект курсирует.

А в Межпарламентской ассамблее Содружества Независимых Государств этой проблемой, кажется, занялись вплотную и подготовили так называемый модельный закон, т. е. закон, который мог бы служить образцом для законов государств, входящих в Содружество. Получил я недавно заключение по нему из Союза женщин России - одобряют. Ну это к слову.

По-разному видят семью и в регионах Российской Федерации. Например, в Законе об охране семьи, материнства, отцовства и детства Республики Адыгея, ст. 8, понятие семьи звучит так: `Семья - это объединение двух и более лиц, основанное на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанное общностью жизни (ведением общего хозяйства, заботой друг о друге, воспитанием детей), а также личными и имущественными правами и обязанностями, предусмотренными нормами семейного права`.

С небольшими отклонениями подобного рода формулировка повторяется в актах других субъектов Федерации. О чем нам все это говорит? Прежде всего семья не связывается с государством (кроме официальной регистрации), не обладает правами и не несет обязанностей. Только отдельные, конкретные члены семьи что-то могут, кому-то обязаны. Правильно ли это? Семье или государству это выгодно? Пожалуй, невыгодно всем, ибо правовая сторона ослаблена, материальная недостаточно защищена.

Приведем пример из зарубежной законодательной практики последних лет. Английский Семейный закон 1996 года (Family Law Act) предполагает семью как таковую, основанную на браке, и поэтому начинается с главы `Развод и раздельное проживание супругов`, а далее идут подробности судебного рассмотрения развода и другие детали. Какое-либо определение самой семьи отсутствует. Очевидно, в многовековой истории и праве Британии необходимости в этом нет. Семья - это семья, и все ясно.

Почему же так необходимо иметь правовое, ясное для каждого определение семьи? Дело в том, что в жизни могут возникнуть противоречия между двумя лицами по вопросу членства в семье, в семье конкретной, обладающей значительным имуществом, возможно и земельным участком на праве частной собственности. Для решения этих вопросов необходима четкость, потому что существуют нормы, фактически не содержащие нормативного смысла, так как семья в политических документах и актах - это одно, семья же в актах правовых - совсем другое.

Поэтому все эти `программы`, `основные направления`, `директивы` и прочие важные решения `большой политики` абсолютно нереальны, пока вопрос о семье не обретет правовую, законную форму.

Трудно защищать семью, ее права и интересы, поскольку все это как бы `выскальзывает` из рук политиков и остается в ведении лишь статистики, которая, выполняя заказ (социальный, государственный), представляет любые показатели, по принципу `как вам будет угодно`.

В обществе между тем существуют права человека, права ребенка, женщины, и все они касаются семьи, этого единого супружеско-родственного союза. Так что семья не бесправна, не беззащитна. Следует только обеспечить, гарантировать ее права, свободы и интересы наиболее эффективным способом.

Как известно, все субъекты семейных отношений в международном плане достаточно защищены: действуют Декларация прав и свобод человека и гражданина, защиты женщин, Конвенция ООН о правах ребенка, Пекинские правила, другие договоры, соглашения, пакты и пр., обеспечивающие благополучие семьи и всех ее членов как во внутрисемейной сфере, так и вне ее - в отношениях с государством и обществом. Достаточно ли этого? Безусловно, нет!

Любой правовой документ общего значения должен иметь точный предмет своего назначения, т. е. субъект права и объект права. По этой классификации семья представляется нам в качестве объекта права, и именно на нее направлены усилия государства с целью оказания ей помощи и поддержки.

Например, изменилось понятие совершеннолетие детей - брак возможен с 14 лет, паспорт получают с 14, а работать можно с любого возраста, если посмотреть на рынки и торговые палатки. Государственная Дума, к примеру, внесла изменения в Закон `О приватизации жилого фонда в Российской Федерации`, согласно которым в определенных случаях несовершеннолетним передается жилье в собственность и др.

Нельзя не видеть, что в правовом, бытовом, экономическом обороте семья начинает играть все большую роль, представляет в наше трудное время в ряде случаев единственную опору человека.

Но вернемся к вопросу о том, кто и как защитит семью? Что важнее, защитить ее внутренний мир от ссор, конфликтов, насилия в семье, плохого воспитания детей или же поддерживать мир `внешний` - т. е. обеспечить государственной помощью, пособиями, пенсией, образованием и отдыхом? Полагаю, здесь границу проводить не следует, обе эти сферы взаимозависимы, микро- и макроструктуры семьи равнозначно важны для человека. Отсюда вывод: семью следует защищать не только как социальный организм, но и как конкретную, персональную ячейку (иногда убежище) личности.

Семью нужно защищать и любить прежде всего нашему государству. Семья нужна человеку и зарегистрированная, и фактическая, и любая другая, лишь бы люди были счастливы.

Я думаю, что законодательство о семье, отдельные акты которого разрабатываются в правительстве и рассматриваются в Государственной Думе, сделает еще шаг, направленный на защиту семьи в ее оптимальном понимании. Законы, предотвращающие проявление насилия в семье, определяющие репродуктивные права женщин, закрепляющие и гарантирующие права ребенка, расширяющие права и свободы молодежи, акты в сфере здравоохранения, образования, труда могут найти свое выражение в едином нормативном акте - Кодексе семьи. Здесь уже должна быть проявлена воля законодателя. Во всяком случае, на вопрос о том, кто защитит семью и какую семью следует защищать, будет четко и однозначно дан ответ.

Док. 149948
Опублик.: 13.11.02
Число обращений: 148


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``