В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью на тему женского равноправия Назад
Интервью на тему женского равноправия
Интервью на тему женского равноправия

`Развитие демократии и утверждение прав человека является неотъемлемой частью строительства мира. То же самое можно сказать и о признании прав женщин. Ущерб, нанесенный развитию пренебрежительным отношением к способностям и талантам женщин, огромен. То, что на заре XXI века ущемляются основные права женщин, недопустимо и с нравственной точки зрения. Проблемы, касающиеся прав женщин, стоят сегодня гораздо острее, чем проблемы, связанные с системой образования`.

Федерико Майор, Президент ЮНЕСКО

(`Курьер ЮНЕСКО`, No 5, 1997)


Ирина СМИРНОВА, юрист Центра содействия международной защите, беседует с директором Республиканского центра репродукции человека Министерства здравоохранения Российской Федерации Андреем АКОПЯНОМ




Тема прав женщин или женского равноправия в последнее время стала особенно актуальной в связи с опасным демографическим процессом в России.

Отрицательный естественный прирост приводит к тому, что каждое последующее поколение оказывается численно меньше и слабее предыдущего и не может восполнить убыли населения.

Значительно превышена смертность над рождаемостью и депопуляция российского этноса. Естественная убыль населения России (на 1.01.97 г. в стране проживало 147,5 млн чел.) к 2005 году с учетом иммиграции на сегодняшнем уровне составит не менее 4,3 млн человек. К 2010 году по среднему варианту прогноза фактическая убыль населения, как ожидается, достигнет 7 млн. Эти потери уже состоялись. При пессимистическом прогнозе, т. е. неблагоприятном развитии экономической ситуации, снижении подушного дохода, политической нестабильности, естественные потери к 2010 году могут составить более 13,6 млн человек.

Резко снизилась рождаемость и ухудшилось репродуктивное здоровье населения. За 10 лет уровень рождаемости упал почти в два раза (с 17,2 на 1000 женщин в 1986 г. до 9,0 - в 1996 г.). За эти годы в стране родилось на 6 млн детей меньше, чем за 10 последующих. Как следствие, количество детей в возрасте до 6 лет уменьшилось на 4 млн.

Отмечен заметный рост психических расстройств и связанных с ними немотивированных убийств и самоубийств, алкоголизм, наркомания, туберкулез, заболевания, передаваемые половым путем, сифилис, СПИД и др. Смертность от внешних причин сегодня превышает таковую от злокачественных новообразований и занимает второе место после сердечно-сосудистых заболеваний.

Достаточно ли полно в нашем законодательстве отражены права женщин? Какие существуют пробелы в законодательстве? По какому пути развивается зарубежная законодательная практика?

Об этих и других проблемах размышляет кандидат медицинских наук, известный ученый, хирург, директор Республиканского центра репродукции человека Министерства здравоохранения Российской Федерации Андрей Степанович Акопян:


- Люди считают, что определенный набор прав - на жизнь, на жилье, труд, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, пенсии, стипендии, пособия и т. д. - дан им от рождения. Это общечеловеческие права. Формально мужчины и женщины равны. Половое размножение предполагает разделение людей еще и по половому признаку, который определяет их поведение, участие в общественном процессе, разные требования к ним, связанные с несением различных биологических функций. В жизни человека, в которой подражательность является основным фактором, обязательства по отношению к потомству намного выше, чем в животном мире, и занимают больше времени применительно к продолжительности жизни индивида. Реальное равенство мужчин и женщин не достигнуто ни в одной стране мира и в ближайшее время вряд ли будет достигнуто.

Я склонен видеть системную причину этого в том, что человечество еще проходит период увеличения роста численности населения, который, несмотря на снижение его темпов, еще имеет достаточный потенциал. Например, на планете ежесекундно умирает 18 и рождается 21 человек. Ежегодный прирост населения составляет 90 млн человек. В процентном выражении это выглядит следующим образом: в 1997 году прирост населения был равен

1,8%, в 1965 году - 2,1%. Существует ряд системных, т. е. взаимосвязанных, факторов, определяющих уровень общей культуры. Процесс роста численности населения по своим этапам находится на разных стадиях в пределах территориально разделенных регионов мира.

Что касается реального равноправия, то его первое условие - это возможность выбора полового поведения. Но о каком реальном равноправии может идти речь, если половину активной трудовой жизни женщина может находиться в беременном состоянии? Возможность саморегулирования последствий полового акта связана с контрацепцией. Это явилось основой для так называемой `сексуальной революции` - по существу выбора стиля полового поведения. Несмотря на то, что 2/3 женщин заняты в производстве, им принадлежит только 1/10 часть мировой собственности. Безусловно, ситуация будет меняться после того, как население мира достигнет численности 11,5-12,5 млрд человек, что произойдет в ближайшие 40-50 лет.

На мой взгляд, термин `равнопартнерство`, к которому довольно часто апеллирует законодательство и на которое претендуют женщины, понимая под этим несколько иное, неудачен. К женщине, если подчеркивается половой признак, относятся с позиции влечения, любви, уважения. Это характеристики личных отношений. Партнерство же предполагает отношения производственные, общественные. Партнеры выбираются не по половому признаку.

Женщины и мужчины имеют равные общечеловеческие права на свободу, выбор, судьбу, поиски счастья. Эти ценности и права человеческого существа, независимо от пола, признаются выше интересов семьи, детей, государства. Семья не является юридически определенным понятием. С позиций социальной психологии, здравоохранения и права невозможно рассматривать понятие `счастливая семья`. Оценивать, счастлив ли человек, например, в браке, или определять его дальнейшее совместное проживание нецелесообразно с позиций интересов личности. Учитывая, что разводы сегодня скорее правило, чем исключение, особенно для `неподготовленных` первых браков, где находится основной потенциал рождаемости, интересы разводящейся пары по результатам исследований не соответствуют равному партнерству хотя бы с позиций ответственности за потомство.

Согласно законодательству развитых стран, в том числе и российскому, интересы прав личности выше интересов прав семьи. Однако в отношении женщин надо определить блок специфических репродуктивных прав, ибо если мужчины имеют блок прав человека, то женщины - блок прав человека плюс блок специфических прав, связанных с репродуктивными функциями (женщина имеет право как на материнство, так и на отказ от него, а также право на выбор, время, интервалы между рождениями, их количество). Решать судьбу беременности - это исключительное право женщины, которое должно быть реализовано. Если это право у нее отнять под уговоры о равном партнерстве и равной ответственности, то это обязательно отразится на ее общечеловеческих правах, так как эти права взаимосвязаны из-за их фиксации на одной жизни и одной личности и не могут рассматриваться раздельно - они реализуются одно за счет другого.

Дело еще и в том, что сам по себе процесс репродукции далеко не безопасен: каждый год в мире 500 тысяч женщин умирает от осложнений, связанных с беременностью и родами. Да и сам процесс воспитания ребенка требует много времени. Нет необходимости доказывать, что в своде законов эти исходные различия должны быть четко зафиксированы, причем в условиях неравного партнерства, так как именно женщина готовит нового человека для общества, а в воспитании ребенка роль женщины является доминирующей.

Основой для реализации прав женщины в наше время является признание блока ее общечеловеческих прав, блока прав репродуктивных с правом самой решать, когда именно и в каком объеме в разные периоды жизни она будет ими пользоваться.

Женщины не только рожают, но и хоронят. Они живут дольше мужчин в среднем на 4-5 лет. В России этот разрыв беспрецедентен, равняется 14 годам и определяет время вдовства россиянок (при этом средняя продолжительность жизни российских женщин ниже, чем в технологически развитых странах).

Поэтому я считаю, что в первую очередь необходимо признать: законодательство не имеет права не ставить во главу угла здоровье женщины.

Во вторую следует законодательно закрепить, что репродуктивные права женщины и вопросы рождаемости не могут рассматриваться в зависимости от интересов экономики, национальной безопасности и народонаселения.

Сегодня человеческие приоритеты, включающие репродуктивные права, существенные для жизни личности, и есть приоритеты национальной безопасности в своей правовой первооснове.

Если с высокой смертностью можно бороться здравоохранительными методами, то с низкой рождаемостью - только путем улучшения состояния социальной сферы, подушного дохода, изменения государственной политики и отношения к женщине-матери, в частности.

По мере старения поведенческие полоролевые реакции мужчины и женщины выравниваются - старики (мужчины и женщины) становятся похожи друг на друга, у них появляются одинаковые потребности и возможности.

В репродуктивный же период жизни человека государство должно обеспечить как минимум невмешательство и воздержание от насильственного регулирования рождаемости, хотя бы ввиду доказанной бесперспективности таких мер для оптимизации демографического прогноза.

Сегодня можно точно рассчитать, как любые ограничительные меры в сфере регулирования рождаемости влияют на количество женских смертей из-за криминальных абортов, как это отражается на состоянии здоровья женщины и какое число никому не нужных детей пополняет сиротские дома.

Ни государство, ни общество, ни церковь не в состоянии взять на себя такую ответственность. Репродуктивное поведение женщины ныне пытаются определить и изменить те, кто ни к рождению, ни к воспитанию, ни к содержанию ребенка и ответственности за его судьбу отношения не имеют, хотя бы из-за отсутствия таких возможностей. Слова повисают в воздухе, а дети остаются на улице.

У нас не сформированы предпосылки для проведения эффективной семейной политики, создающей поведенческую мотивацию для увеличения рождаемости. Поддержка женщины государством ограничивается максимум внесением дополнительной строчки в бюджет, не дающей реальной прибавки для улучшения материального положения семьи. Вводятся также очередные дорогостоящие системы распределения весьма незначительных средств.


- Что можно сделать, чтобы решить этот вопрос сегодня?


- Стратегически государство обязано обеспечивать своим гражданам условия для улучшения их материального положения. Это работа повседневная.

Необходимым условием должно стать создание информационных предпосылок, которые обеспечили бы атмосферу уважения к женщине-матери, в том числе в общественном производстве, и сделали бы такое поведение нормой повседневной жизни. Работодатель воспринимает беременную женщину как дополнительное бремя, его деятельность бесконтрольна и не регулируется общественным мнением до степени достаточного влияния. Сегодня более 70% безработных составляют женщины, чаще молодые и дееспособные. Это служит экономической основой для роста проституции. В новом Кодексе законов о труде права беременных женщин и матерей-одиночек практически ничем не защищены. Нельзя не учитывать, что репродуктивный и творческий возраст женщины совпадают, что также должно найти отражение в законодательстве. Тем более, что роль женщины в обществе неуклонно растет и будет расти, ибо это мировая тенденция.

Надо четко определить перечень законодательных актов, регулирующих права женщин, которые касаются воспроизводства. Основные положения, защищающие права женщин, также требуют четкой законодательной регламентации.

Естественно, как раньше, так и в будущем периодически будут возникать конфликты из-за несоответствия потребностей и возможностей бюджетов. Попытки устранить такие противоречия как раз и должны изменять политику. В итоге достигается некое состояние равновесия, соответствующее уровню доходов и общей культуры.

Функция материнства, как специфическая способность женщины быть матерью, должна компенсироваться и учитываться наравне с другими видами деятельности. Рождение человека осуществляется единственным путем. Соответственно, для повышения рождаемости правовые нормы, связанные с выполнением женщиной этой функции, должны способствовать активизации роли права как в демографической политике государства и в воспитании подрастающего поколения, так и в развитии гармонической личности женщины, выполняющей основную воспитательную функцию.

Трудовое, семейное, уголовное, другие виды частного и публичного, в том числе международного права, как и законодательные акты здравоохранения, учитывают выполнение женщиной социальной функции материнства весьма поверхностно, декларативно, без механизмов реализации. Понятие `женщина` является половым (сексуальным), а не видовым определением.


- Сопоставляя правовой и социальный статусы женщины, сравнивая тенденции изменения социально-экономического статуса с изменением степени реализации правовых норм, можно ли сделать вывод об эффективности действующего законодательства?


- Конечно, законодатель должен своевременно учитывать изменение социально-экономической ситуации и, если действительность не совпадает с действующим законодательством, вносить в него соответствующие поправки. Необходимость законодательной регламентации прав женщин давно назрела. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи совместно с Комитетом по охране здоровья подготовили проект федерального закона `О репродуктивных правах граждан РФ и гарантиях их осуществления`, где предусматриваются гарантии государства по охране репродуктивного здоровья граждан и где, в частности, есть следующие положения: право на выбор репродуктивного поведения, право на материнство, право на лечение бесплодия, право на донорство половых клеток, право на искусственную инсеминацию, искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, право на хранение половых клеток, право на использование метода суррогатного материнства (суррогатная мать - женщина, вынашивающая плод (беременность) после переноса донорского эмбриона), право на использование методов контрацепции, право женщины на искусственное прерывание беременности. Вышеперечисленное определяет круг прав человека, в частности в решении проблемы бесплодных браков как резерва рождения желанных детей, но не ставит задачи разрешить все проблемы.

Другой законопроект имеет рабочее название `О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения`. Название спорно по сути. Этика является основой любого права. Этику нельзя обеспечивать гарантиями. Но дело не в этом.

Дело в том, что в законопроекте в основу биоправа заложены не общечеловеческие, а `традиционные духовные ценности`, а безопасность здоровья матери и ребенка подается под флагом `национальной безопасности`.

Не обсуждая спорные или неприемлемые пункты, многие из которых отвергаются и действующими нормами и противоречат международным обязательствам России, остановлюсь лишь на одном пункте.

Предполагается опять наложить запрет на аборты по социальным показаниям, то есть на аборты на поздних сроках беременности (от 12 до 22 недель), выполняемые фактически по желанию женщины. Перечень социальных показаний, определенный Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 года за No 567, достаточно широк и включает наличие инвалидности 1-й или 2-й группы у мужа, смерть мужа во время беременности, пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы, отсутствие работы, жилья, проживание в общежитии или на квартире, отсутствие мужа, расторжение брака во время беременности, статус беженца или вынужденного переселенца, многодетность (3 детей и более), наличие в семье ребенка-инвалида, доход на члена семьи ниже прожиточного уровня.

По существу, это основные причины, делающие беременность `нежеланной` и вынуждающие женщину произвести ее прерывание. Число таких абортов по просьбе, на поздних сроках, не превышает 3% от общего их числа. Наличие защищенного права не подразумевает его обязательную реализацию. За время действия нашего относительно либерального законодательства с 1995 года уменьшилось абсолютное число абортов, материнская смертность и инвалидность, связанные с ненадлежащим выполнением этой небезопасной процедуры. После 28 недель беременности, ввиду возможной самостоятельной жизнеспособности плода, прерывание беременности в данном случае в виде преждевременных родов производится лишь по жестким медицинским показаниям.

Период с 22 до 28 недель предполагает наличие социальных и обязательно медицинских показаний. Это проверенная практика. Подобные ограничения действуют в 134 странах, включая Россию. В этом же списке Германия, Швейцария, Испания и др. Примечательно, что законопроект Дашле, обсуждение которого состоялось в Американском конгрессе, вводит ограничения, выделяя `поздние` аборты после 22 недель, т. е. приходит к действующим в России нормам. Хотя юрисдикция этого законопроекта федерального уровня распространяется лишь на 11 штатов, другие штаты эти вопросы также решили.

Наличие специфических биосоциальных особенностей функций у женщины накладывает на нее дополнительные фактические обязанности в семье. Чтобы положение женщины и мужчины было равным в семье, эти дополнительные обязанности надо компенсировать введением дополнительных прав.


- Многие правозащитные женские организации в нашей стране приняли даже текст обращения к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций - предусмотреть положение, чтобы к 2000 году женщины занимали 50 процентов управленческих и руководящих должностей. Насколько это реально с Вашей точки зрения?


- Я думаю, что сегодня это нереально. Более того, согласно общественным опросам, 85-90% женщин предпочитают в качестве руководителя и работодателя иметь мужчину.

К концу первой трети ХХI века ситуация может измениться. Население Земли относительно стабилизируется, увеличившись вдвое в последний раз, - последующие 100-150 лет прирост будет незначительным. Человечество завершит демографический переход, что будет характеризоваться низкой смертностью и низкой рождаемостью. Соответствующие адаптационные изменения претерпит и семья, вероятно в сторону объективных предпосылок прочности института брака как результата увеличения ценности человеческой жизни и задачи воспитания полноценного, жизнеспособного потомства. Значительно увеличится и удельный вес женщин в производстве, и их место в иерархии общественных отношений. Обращениями, даже в ООН, здесь ничего не изменить. Это процессы постепенные, `немитинговые`, они носят эволюционный характер и подчиняются законам глобального равновесия.

Важным условием реализации норм, призванных защитить и обеспечить права женщин, служит уважение человеческой личности, прав граждан на информацию, личную неприкосновенность и неприкосновенность частной жизни, сохранение физической и психической целостности, свобода слова как основа всех других свобод.

Эволюция вида реально определяется общим положением женщин, связанным с их особой ролью в процессе репродукции. Основным условием этой эволюции будет возвращение человеку того, что у него всегда отнимали. На этом уровне права женщины и мужчины неразрывно взаимосвязаны. Правда, эти разговоры будут уместны после уменьшения уровня бедности - наихудшего из рабств, до поры до времени возможного даже при формальном соблюдении демократических процедур.

Док. 149949
Опублик.: 13.11.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``