В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Всегда ли оправдано содержание в СИЗО? Как соблюдаются права арестованных Назад
Всегда ли оправдано содержание в СИЗО? Как соблюдаются права арестованных
Всегда ли оправдано содержание в СИЗО?
Как соблюдаются права арестованных

Виктор БОЖЕДАРОВ, государственный советник юстиции 3-го класса,
заместитель начальника управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ
Олег ЖУКОВ, старший советник юстиции,
старший прокурор управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ

Недавно управлением по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации были проанализированы законность содержания граждан в следственных изоляторах (СИЗО) и состояние прокурорского надзора за ее соблюдением в этих учреждениях. Актуальность такого анализа и освещения его результатов в средствах массовой информации обусловлена распространенностью нарушений уголовно-процессуальных норм, угрозой срыва взятых на себя Россией при вступлении в Совет Европы обязательств по созданию арестованным условий содержания, отвечающих общепринятым международным стандартам.

Генеральная прокуратура и прокуроры на местах реализовали за последнее время комплекс весьма значимых и масштабных мероприятий, направленных на соблюдение прав арестованных, приведение условий их содержания в соответствие с требованиями внутреннего законодательства и общепринятых международных стандартов.

О положении дел в следственных изоляторах, причинах нарушений прав содержащихся в этих учреждениях лиц, неудовлетворительном финансировании Федеральной программы строительства и реконструкции этих учреждений Генеральный прокурор неоднократно информировал Президента, Правительство, Федеральное Собрание, а также председателя Верховного Суда страны.

С участием Генеральной прокуратуры подготовлено и Правительством принято постановление `О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации`.

По результатам рассмотрения информации Генерального прокурора первый заместитель председателя Правительства поручил руководителям заинтересованных министерств, включая Минюст, Минфин, Минэкономики, Минздрав и МВД, принять необходимые меры для улучшения положения дел в уголовно-исполнительной системе (УИС). Государственной Думой и Советом Федерации соответственно приняты постановления `О критической ситуации в финансовом обеспечении деятельности УИС в условиях ее реформирования` и `О положении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации`, направленные на стабилизацию обстановки в местах лишения свободы.

Генеральный прокурор РФ направил Главам администрации (губернаторам) ряда краев и областей письма с просьбой о финансовой поддержке деятельности следственных изоляторов за счет средств местных бюджетов. В некоторых регионах эти обращения нашли отклик.

Силами Генеральной прокуратуры проведены проверки в СИЗО Волгоградской, Кировской, Московской, Нижегородской, Пермской, Свердловской областей, Алтайского края, Республики Татарстан, г. Москвы и ряда других мест. С использованием материалов Генеральной прокуроры пленум Верховного Суда принял постановление по вопросам соблюдения судами сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел.

По итогам проверок и анализа практики прокурорского надзора внесены представления об устранении нарушений законности в МВД, Минюст, Минфин, Минэкономики РФ, другие ведомства. Положение дел в уголовно-исполнительной системе рассматривалось на Координационном совещании руководителей федеральных правоохранительных органов с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, общественных правозащитных организаций.

Нижестоящие прокуроры, МВД, а затем и Министерство юстиции РФ были сориентированы на принятие дополнительных мер по соблюдению закона о бытовом и медицинском обслуживании содержащихся под стражей лиц, предотвращению чрезвычайных происшествий в следственных изоляторах.

Возросла активность и наступательность в работе. Выполняя приказ Генерального прокурора РФ No 8 от 26.02.97 `О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний`, прокуроры проводят значительную работу по выявлению и пресечению нарушений законности, защите прав и интересов лиц, находящихся под стражей. Многие мероприятия осуществляются в координации с органами внутренних дел, другими заинтересованными ведомствами, а в ряде случаев и с общественными правозащитными организациями.

В ходе ежемесячно осуществляемых проверок следственных изоляторов прокурорами в 1997-1998 гг. освобождены почти 800 незаконно содержащихся там арестованных. В целях устранения нарушений законности внесено более 1300 представлений. По предложениям прокуроров 899 виновных в неисполнении закона работников СИЗО наказаны в дисциплинарном порядке, в том числе 51 уволен из органов внутренних дел. За совершение преступлений по службе привлечены к уголовной ответственности (по направленным в суд делам) 32 работника изоляторов.

В ряде мест, например в Саратовской области, по инициативе прокурорских работников, проверяющих состояние законности в изоляторах, десяткам обвиняемых мера пресечения в виде ареста изменяется (с учетом их личности, характера содеянного и т. д.) на более мягкую.

Многие прокуроры субъектов Федерации (Республики Татарстан, Алтайского, Краснодарского, Приморского краев, Нижегородской, Ростовской областей и другие) докладывают о том, что в последнее время подход к избранию меры пресечения в виде заключения под стражу стал более взвешенным. Это косвенно подтверждается и статистикой, которая свидетельствует о последовательном уменьшении количества лиц, освобождаемых из-под стражи в связи с изменением меры пресечения и прекращением уголовных дел на стадии дознания или предварительного следствия, - постановлением судом оправдательного приговора, а также осуждением к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

За счет выделенных УИС России из федерального бюджета и привлеченных средств в 1995-1998 гг. в изоляторах введено 9,7 тыс. дополнительных мест, в том числе 4206 - за счет 10 вновь открытых СИЗО, а 5485 - за счет реконструкции 17 действовавших. В целях разгрузки изоляторов продолжает использоваться предусмотренная законом возможность перевода арестованных в помещения исправительных учреждений, функционирующих в режиме следственных изоляторов. В настоящее время почти 9 тыс. человек с не вступившими в законную силу приговорами находятся в таких помещениях, созданных во многих исправительных и воспитательных колониях.

В результате коллективных усилий в следственных изоляторах наметились и происходят определенные положительные изменения. Наполняемость СИЗО по сравнению с 1996 годом (максимальной наполняемость этих учреждений была в 90-х годах) сократилась почти на 30 тыс. человек, или на 10%. Как отмечено экспертами Комитета Совета Европы против пыток, впервые посетивших с инспекцией ряд следственных изоляторов, снижению численности заключенных под стражу в значительной мере способствовали изданные в последнее время приказы и указания Генерального прокурора РФ. Впервые за последние 8 лет показатель смертности заключенных под стражу (по сравнению с 1996 годом) изменился в лучшую сторону: если в 1996 году в СИЗО умерло свыше 1,5 тыс. человек, то в 1997 и 1998 гг. зарегистрировано примерно по 800 случаев смерти, т. е. почти в 2 раза меньше.

Однако в целом обстановка в СИЗО продолжает оставаться крайне напряженной. На данный момент в этих учреждениях с общим лимитом наполнения 184,5 тыс. мест (из расчета 2,5 кв. м на одного заключенного под стражу) содержится почти 270 тыс. человек. Таким образом, изоляторы в среднем переполнены в 1,5 раза, а в ряде регионов (Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Приморский край, Амурская, Нижегородская, Новосибирская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Читинская области и др.) - в 2-2,5 раза.

Провозглашенное Законом `О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений` положение о предоставлении с 1 января 1998 года каждому заключенному под стражу индивидуального спального места и 4 кв. м жилой площади осталось неисполненным, поскольку в 1997 году практически было прекращено финансирование Федеральной программы строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем. Между тем данную норму Закона никто не отменял, и, если исходить из нее, переполнение СИЗО в среднем составляет 2,4 раза.

Не обеспечены индивидуальными спальными местами более 70 тыс. содержащихся под стражей лиц, которые вынуждены спать по очереди в 2-3 смены. Недопустимая скученность людей в камерах, неудовлетворительные санитарные условия, постоянная нехватка продуктов питания, лекарств отрицательно сказываются на состоянии здоровья арестованных, влекут распространение инфекционных и сердечно-сосудистых заболеваний. С 1994 года заболеваемость туберкулезом возросла почти в 3 раза. Арестованные порой умирают от тепловых ударов, кислородного голодания, истощения. Из-за крайне недостаточного финансирования деятельности СИЗО из федерального бюджета в большинстве учреждений на питание арестованных выделяется менее 1 рубля в сутки.

Рассматриваемые проблемы усугубляются бедственным состоянием самих изоляторов. Около 60% СИЗО размещаются в зданиях постройки XVII-XIX веков либо начала XX века. Большинство остальных организовано на базе бывших монастырей, казарм и других малоприспособленных для содержания людей помещений. Каждый седьмой изолятор признан негодным к эксплуатации, в связи с чем жизнь и здоровье находящихся в них арестованных и сотрудников подвергаются постоянной опасности. По причине ветхости зданий и сооружений участились случаи побегов из-под стражи путем пролома стен, разборки перекрытий. В последние годы произошли обрушения строительных конструкций в СИЗО Кемеровской, Орловской, Рязанской, Тверской, Сахалинской, Челябинской, Московской, Брянской областей, Краснодарского и Хабаровского краев, Республики Коми и ряде других мест.

Содержание людей, в отношении которых действует презумпция невиновности, в таких условиях, по оценке экспертов Совета Европы, является жестоким, унижающим человеческое достоинство, причиняющим физические и нравственные страдания. Между тем арестованные вынужденно находятся в СИЗО, как правило, весьма длительное время, нередко измеряемое годами.

Переполнение изоляторов, длительность пребывания в них обвиняемых и осужденных связаны с действием множества факторов. Безусловно, нельзя не учитывать высокий уровень преступности в стране, обусловливающий значительную нагрузку на следователей и судей, почти повсеместно ненадлежащее кадровое и ресурсное обеспечение органов следствия, судов, судебно-медицинских и других экспертных учреждений, дающих заключения по уголовным делам. Широко распространилась неявка свидетелей и потерпевших по вызовам следствия и суда, а также уклонение адвокатов от обязательного участия в процессах. Все это существенно увеличивает время пребывания обвиняемых в СИЗО и соответственно не способствует снижению их наполняемости.

В то же время многочисленные нарушения конституционных прав граждан на всех стадиях уголовного судопроизводства свидетельствуют о наличии серьезных недостатков в деятельности органов следствия, суда, внутренних дел, управления уголовно-исполнительной системы.

Массовый характер получили нарушения норм Уголовно-процессуального кодекса и волокита при судебном рассмотрении уголовных дел. Это касается каждого третьего подсудимого или осужденного, когда дела не получают разрешения по несколько лет. Существенно затягиваются сроки изготовления протоколов судебных заседаний, копий приговоров и иных решений, обращения их к исполнению.

На 01.04.99 г. в следственных изоляторах 31,2 тыс. человек более месяца ожидали начала судебного разбирательства, свыше 4,1 тыс. - более трех суток вручения копии приговора, 6,5 тыс. - более месяца решений по кассационным жалобам. В последние годы за судами первой и второй инстанций числится, как правило, порядка 52-53% от общего количества находящихся под стражей лиц, а за органами дознания и следствия - около 30%, хотя оптимальным является соотношение 50 на 50%. В СИЗО Республики Мордовия, Алтайского края, Свердловской, Тверской и других областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга доля лиц, числящихся за судами, превышает 60% от фактического наполнения изоляторов, а в Тульской области в отдельные периоды приближалась к 80%.

Нередко время нахождения уголовного дела в производстве суда в несколько раз превышает время предварительного следствия. Требования пленума Верховного Суда Российской Федерации об исключении волокиты по делам, по которым подсудимые содержатся под стражей, не выполняются. Провозглашенные Концепцией судебной реформы и законом независимость и неприкосновенность судей порой перерастают в безответственность. С февраля-мая 1995 года в производстве Ленинского районного суда г. Барнаула (Алтайский край) находились дела по обвинению Макаровой и Вальчук в краже и грабеже, Нгуена - в умышленном убийстве; к концу сентября 1998 года они еще не были рассмотрены. А Павловский районный суд г. Барнаула впервые назначил к слушанию дело Ушакова более чем через год, дело Крючковой - почти через 2 года (оба совершили кражи).

На 01.10.98 г. в следственных изоляторах Москвы в отношении 1,3 тыс. подсудимых, или 19% от общего количества таких лиц, дела не были рассмотрены судами в срок от 6 месяцев до 1 года, в отношении 445 (6,5%) - от 1 года до 2 лет, а в отношении 38 человек - более 2 лет. В 1998 году из-за длительного рассмотрения уголовных дел в кассационном порядке только из СИЗО-3 Москвы около 1000 осужденных в исправительные учреждения не этапировались, а освобождались по отбытии срока наказания непосредственно администрацией данного изолятора, причем в отношении более 70 из них на момент освобождения приговоры в законную силу так и не вступили.

Отмеченные нарушения характерны для деятельности судов в подавляющем большинстве субъектов Федерации.

Между тем влияние прокурорского надзора на игнорирование судами требований закона практически сведено на нет, поскольку органы прокуратуры с 1992 года отстранены законодателем от осуществления надзора за судебной деятельностью. При даче санкции на арест прокурорами, к сожалению, не всегда в полном объеме учитываются предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом обстоятельства, подтверждающие необходимость избрания именно этой меры пресечения, а также ее сохранения при продлении сроков расследования. Многие прокуроры на местах все еще не отрешились от сложившегося стереотипа поголовного ареста лиц, совершивших тяжкие преступления, нередко исходя только из формальных оснований. Из 3,8 тыс. человек, содержавшихся на 10.10.98 г. в изоляторах Тульской области, 43% обвинялись в совершении кражи. Часть из них, имея постоянное место жительства и не будучи ранее судимыми, причинили потерпевшим ущерб в размере 90-150 рублей. Аналогичный подход к избранию меры пресечения отмечается и в других регионах. Как показывает практика, большинство таких обвиняемых не нуждались в заключении под стражу.

Выше уже отмечалось, что в 1997-1998 гг. прокурорами в ходе проверок освобождено из следственных изоляторов 658 лиц, в отношении которых своевременно не представлены сообщения о продлении срока содержания. По тем же основаниям начальниками СИЗО освобождено еще около 1700 арестованных, в том числе в Иркутской области - 356 человек, в Республике Тыва - 260, Свердловской области - 125, Нижегородской области - 123, Красноярском крае - 115 человек. Эти лица привлекались к ответственности за тяжкие преступления, многие не имели постоянного места жительства и работы, ранее были судимы, однако их освобождение фактически не оказало отрицательного влияния на правосудие. Проведенный Генеральной прокуратурой анализ результатов освобождения в Нижегородской области 281 лица, незаконно содержавшегося под стражей, показал, что из них впоследствии только один скрылся от следствия.

В настоящее время в изоляторах содержится около 6 тыс. лиц, привлекаемых к ответственности за преступления небольшой тяжести. По данным МВД и Минюста России, в течение 1997-1998 гг. из СИЗО освобождены 3,8 тыс. человек в связи с прекращением дел органами дознания и следствия, свыше 7,5 тыс. - в связи с прекращением дел судами и постановлением оправдательных приговоров. Таким образом, за указанный период более 11 тыс. человек освобождены по реабилитирующим основаниям, в том числе в Москве - свыше 1 тыс. человек, в Краснодарском крае - около 700, в Новосибирской области - порядка 500 человек. Кроме того, 95 тыс. лиц освобождены за изменением меры пресечения и 137 тыс. - за осуждением к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Сроки их пребывания под стражей в среднем составили от 4 до 6 месяцев.

О недостаточной эффективности прокурорского надзора за обоснованностью избрания данной меры пресечения свидетельствует и тот факт, что за тот же период судами удовлетворены жалобы на необоснованные арест либо продление срока содержания под стражей в отношении почти 22 тыс. обвиняемых, или 17,6 % от общего количества подавших такие жалобы. В ряде регионов удельный вес удовлетворенных жалоб значительно выше: в Приморском крае и Амурской области он составляет порядка 30%. Всего за рассматриваемый период времени на стадии расследования и судебного разбирательства уголовных дел из-под стражи освобождены около 265 тыс. человек, или примерно каждый четвертый от числа вновь арестованных.

Немалую долю ответственности за длительное нарушение сроков уголовного судопроизводства несут конвойные службы, которые не всегда исполняют возложенные на них законом обязанности по своевременной доставке арестованных для производства следственных действий и участия в судебных процессах. Такие случаи имели место в Алтайском крае, Амурской, Камчатской, Кемеровской, Магаданской, Новосибирской, Пермской, Ростовской, Тульской, Тюменской, Читинской и других областях. В результате этого ежегодно затягивается расследование и судебное рассмотрение многих сотен уголовных дел.

Переполнение изоляторов во многом вызвано тем, что практически повсеместно не обеспечивается своевременная отправка осужденных для отбывания наказания в колонии, а также допускаются систематические задержки этапирования лиц, следующих транзитом. В последние годы на длительное время прекращались перевозки арестованных и осужденных из мест содержания под стражей Центрального региона, Северного Кавказа, Урала, Дальнего Востока и других территорий.

По состоянию на 01.01.99 г. в следственных изоляторах содержалось 13400 осужденных с вступившими в законную силу приговорами, большинство из которых ожидало отправки в исправительные учреждения свыше установленных законом 10 суток, а также 9235 транзитно-пересыльных. Наибольшее количество осужденных, подлежавших этапированию в исправительные учреждения, находилось в изоляторах Московской области (1024 человека), Читинской области (973), Ленинградской области и Санкт-Петербурга (737), Москвы (524), Приморского и Красноярского краев (по 520). Больше, чем в других учреждениях, транзитно-пересыльные лица содержались в СИЗО Челябинской (561 человек), Смоленской (555), Воронежской (449) областей. Нередко время их следования из пункта отправки в пункт назначения составляло несколько месяцев.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы выявлено более 2,5 тыс. ВИЧ-инфицированных. К 2000 году их численность прогнозируется в пределах 4 тыс. человек. Из-за нерасторопности органов управления УИС до сих пор в исправительных учреждениях не созданы условия для содержания и лечения этих лиц. Большинство из них незаконно отбывает наказание в следственных изоляторах. Подобные нарушения особенно распространены в Москве, Краснодарском крае, Калининградской, Нижегородской, Ростовской, Тверской областях и некоторых других регионах.

Большое беспокойство вызывает задержка отправки в специализированные колонии или больницы осужденных, страдающих туберкулезом. В изоляторах Московской области, например, содержатся около 550 больных, подлежащих направлению в указанные исправительные учреждения, которые в данном регионе отсутствуют. В отношении многих из этих осужденных приговоры не исполняются свыше 1 года, а в отношении ряда лиц - более 2 лет.

В связи с отсутствием четкого регулирования Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также внутренними нормативными актами сроков содержания под стражей лиц, подлежащих выдаче в страну гражданства, значительная их часть длительное время находится в изоляторах без достаточных оснований. Только через СИЗО Москвы за 1998 год прошло более 100 таких лиц.

В течение длительного периода в СИЗО незаконно содержатся освобожденные от уголовной ответственности в связи с невменяемостью граждане других государств по причине отсутствия механизма их передачи для лечения в страну, гражданами которой они являются. Российские больницы отказываются принимать таких лиц, а соответствующая Конвенция до настоящего времени не ратифицирована.

В СИЗО постоянно находятся около 800 осужденных к смертной казни, многие из которых после вступления приговора в законную силу по несколько лет ожидают рассмотрения вопроса о помиловании. Сроки прохождения таких материалов никакими нормативами не определены.

Как свидетельствуют материалы проверок, прокуроры не всегда используют предоставленные им законом полномочия для предупреждения и фактического устранения вскрываемых нарушений, повышения ответственности должностных лиц органов внутренних дел и управления уголовно-исполнительной системы. Проверяя законность содержания граждан под стражей, прокуроры иногда ограничиваются лишь констатацией фактов отсутствия уведомлений о продлении срока ареста, но редко ставят вопросы об освобождении таких лиц. В данном аспекте серьезного внимания заслуживает то обстоятельство, что право освобождения из-под стражи незаконно содержащихся лиц предоставлено только `конституционным` прокурорам.

В Ставропольском крае, Ивановской области, Москве, ряде других регионов, а также в некоторых военных прокуратурах имели место факты грубого нарушения уголовно-процессуального законодательства, когда по истечении срока содержания под стражей прокуроры направляли в СИЗО не соответствующие действительности уведомления о передаче уголовных дел в суды, в то время как эти дела находились у них в производстве.

В нарушение приказа Генерального прокурора No 8 от 26.02.98 г. в ряде прокуратур к проверкам в СИЗО редко привлекаются заинтересованные отраслевые подразделения. Поэтому эффективность проверок снижается, меры к восстановлению нарушенных прав и освобождению незаконно содержащихся под стражей лиц принимаются с опозданием. Прокуроры в большинстве случаев не анализируют и не обобщают практику освобождения лиц из-под стражи. Иногда не обеспечивается ежемесячное, как того требует приказ Генерального прокурора, проведение проверок в этих учреждениях и регулярное участие в них руководителей прокуратур субъектов Федерации.

Как правило, не привлекаются к проверкам в СИЗО горрайпрокуроры, непосредственно санкционирующие аресты граждан. Опыт работы прокуратуры Саратовской области, где подобные проверки под руководством заместителя областного прокурора проводятся регулярно, свидетельствует о высокой эффективности данной методики. Это позволяет оперативно на месте принимать решения об обоснованности дальнейшего содержания обвиняемых под стражей. В 1998 году в ходе таких проверок в названной области из СИЗО освобождено более 100 обвиняемых.

Некоторыми прокурорами неоправданно игнорируются предложения общественных организаций об участии в совместных проверках СИЗО. Вопросы обоснованности содержания граждан в следственных изоляторах редко обсуждаются на коллегиях и координационных совещаниях. Не во всех необходимых случаях вносятся в квалификационные коллегии судей предложения об устранении волокиты при рассмотрении уголовных дел. Вне поля зрения многих прокуроров остается соблюдение законности в деятельности конвойных подразделений органов внутренних дел.

В условиях разразившегося в стране финансово-экономического кризиса затронутые проблемы обеспечения конституционных прав граждан, соблюдения процессуальных норм, в том числе сроков следствия и ареста, осуществления уголовного преследования в суде, на наш взгляд, должны решаться главным образом за счет улучшения работы следственного аппарата и судов, органов управления УИС, более эффективного использования средств и возможностей прокурорского надзора, совершенствования нормативно-правовой базы.

В целях обеспечения конституционного права на неприкосновенность личности, а также требований закона об условиях содержания в следственных изоляторах органам прокуратуры необходимо, как нам представляется, сконцентрировать усилия на следующих основных направлениях:

1. Прокуроры должны неукоснительно исполнять возложенные на них обязанности немедленного освобождения любого лица, незаконно лишенного свободы или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом или судебным приговором.

Для оперативного выявления таких нарушений к проверкам следственных изоляторов следует привлекать прокурорских работников, надзирающих за исполнением законов органами дознания и следствия, а также за законностью судебных постановлений по уголовным делам. Добиваться привлечения к строгой ответственности должностных лиц, виновных в нарушении конституционного права на неприкосновенность личности.

2. Проработать указание Генерального прокурора об избрании меры пресечения и обязать подчиненных прокуроров:

- с особой осторожностью подходить к решению вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении женщин, несовершеннолетних, престарелых, лиц, страдающих хроническими заболеваниями либо являющихся инвалидами;

- отказаться от сложившегося стереотипа практически поголовного ареста обвиняемых по мотивам одной лишь опасности совершенного ими преступления; шире применять (особенно по экономическим и должностным преступлениям) залог, сумма которого должна соизмеряться с размером причиненного ущерба.

- к лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести, применять арест лишь в исключительных случаях, когда избрание иной меры пресечения невозможно;

- рассматривать вопрос о возможности изменения заключения под стражу на более мягкую меру пресечения после сбора и закрепления доказательств, а также при утверждении обвинительного заключения. (Соответствующий документ уже разрабатывается.)

3. Систематически анализировать практику освобождения лиц из следственных изоляторов по постановлениям начальников этих учреждений, а также в связи с прекращением уголовных дел и назначением наказаний, не связанных с лишением свободы, на предмет обоснованности избрания меры пресечения и возможной корректировки порядка применения арестов на будущее.

4. Необходимо определить четкий механизм продления сроков содержания под стражей лиц, подлежащих экстрадиции, а также их освобождения в связи с истечением этих сроков.

5. Для устранения волокиты при рассмотрении уголовных дел судами, а также привлечения к ответственности судей, допустивших незаконное содержание граждан под стражей, прокуроры субъектов Федерации должны в необходимых случаях обращаться в квалификационные коллегии судей.

6. Еще раз проработать вопрос о введении в действующий Уголовно-процессуальный кодекс и другие законодательные акты норм, регламентирующих сроки содержания граждан под стражей на всех этапах уголовного процесса, установление ответственности судей за нарушение сроков рассмотрения дел, расширение надзорных функций прокуратуры на этом направлении, решение других вопросов, влияющих на содержание граждан в следственных изоляторах.

7. Предложить Минюсту России подумать о целесообразности дополнения УИК РФ нормой, позволяющей администрации СИЗО применять институт условно-досрочного освобождения от наказания к тяжелобольным осужденным до направления их в исправительные учреждения.

Вышеизложенные проблемы были рассмотрены 26 февраля 1999 года коллегией Генеральной прокуратуры РФ, решением которой определен комплекс дополнительных мероприятий по защите прав заключенных под стражу граждан. В частности, в настоящее время разрабатывается для внесения в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект закона об изменении части 2 статьи 158 УК РФ и статьи 414 УПК РСФСР с целью перевода названных преступлений в категорию средней тяжести и возможности применения по ним протокольной формы досудебной подготовки материалов. Эти изменения позволят, на наш взгляд, сократить количество содержащихся в изоляторах лиц.

Кардинально разрешить имеющиеся в СИЗО проблемы одними лишь средствами прокурорского надзора, конечно, невозможно. Требуются адекватные меры со стороны руководства федеральных и региональных органов власти. В побуждении этих органов к реальным действиям существенную роль могут сыграть общественные правозащитные организации.

Док. 149958
Опублик.: 13.11.02
Число обращений: 153


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``