В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сравнительные жизнеописания партий и профсоюзов Назад
Сравнительные жизнеописания партий и профсоюзов
(на примере правового регулирования их деятельности)

I

В Конституции Российской Федерации предусмотрены разнообразные права ее граждан на общественную деятельность. А как же иначе, если народ, состоящий из граждан, признан ею `единственным источником власти`, которая, в свою очередь, может осуществляться им не только через `свободные выборы`, но и `непосредственно` (ст.3). А поскольку Россия провозглашена `социальным государством`, то естественным следствием такой констатации должна быть политика, `обеспечивающая достойную жизнь и свободное развитие человека` (ст. 6). Государственная политика формируется, провозглашается, воплощается в законы и затем в практику не сама по себе, а благодаря целенаправленной гражданской и администра-тивной деятельности.
Какие социальные институты обеспечивают права граждан на участие во власти и в поли-тической жизни? Опыт большинства стран дал несколько видов таких институтов, разумеет-ся различных по формам, в зависимости от времени и места, но общих по сути - это полити-чески партии и профессиональные союзы. Первые дают гражданам возможность объеди-няться на основании общей идеологии, вторые - на основании общей профессии. Ведь эко-номика и политика - сферы, в которых развитие обусловлено единственной благоприятной формой ее осуществления - борьбой. И борьба партий за овладение институтами власти или борьба различных профсоюзов за условия, в которых должны протекать хозяйственная дея-тельность и распределяться средства производства и национальный доход так же необходи-мы, как обмен веществ в природе. Без разнообразных партий жизненные процессы в совре-менном обществе прекращаются, без профсоюзов вообще невозможен экономический про-гресс.
Конституция РФ признает в государстве `политическое многообразие` и `многопартий-ность` (ст. 13) и право `каждого` на создание `профессиональных союзов для защиты своих интересов` (ст. 30). При этом многопартийность включена в главу основного закона, опреде-ляющего `основы конституционного строя`, а статья о профсоюзах включена в свод норм, определяющий `основы правового статуса личности`, и хотя это право можно ограничивать при известных обстоятельствах, но такое ограничение допустимо лишь `в порядке, установ-ленном Конституцией` (ст. ст. 16, 56 и 64). Впрочем, надо отметить, что признав многопар-тийность в качестве одной из основ политического строя, Конституция не сочла нужным ни предусмотреть в статусе гражданина права на создание партий, ни определить, для чего, соб-ственного говоря, необходимы партии в жизни общества и государства. Да и сведение функ-ции профсоюзов к одной лишь `защите интересов` его членов, как записано в законе, пред-ставляется скорее не правом, а правовым ограничением.
Конечно, партии и профсоюзы не могут возникать сами по себе, словно грибы после дож-дя. В благоустроенных государствах регулирование политической и экономической деятель-ности гражданских ассоциаций публичного права предполагает все-таки не только обычаи, но и наличие правовых актов. В РФ закон о профсоюзах появился 12 января 1996 года, закон о партиях - 11 июля 2001 года. Принятие закона о профсоюзах, насколько помниться, никого не взволновали. Такие акты существовали и прежде, в том числе и в `советский период`; к тому право, регулирующее профсоюзную деятельность, получившей широкое распростране-ние в Европе и в Новом Свете, обеспечено общемировой традицией и актами МОТ. Зато за-кон о партиях после обретения `новой Россией` независимости рождался в многолетних за-конотворческих муках, в проволочках, продолжавшихся больше десяти лет, а его в конце концов принятая редакция вызвала в прессе большую и острую полемику. Опыт применения этого закона, процесс партийного строительства показывает, что его критика была справед-лива, а его апологетика - слащава.

II

В отличие от профсоюзного закона, предоставившего самые широкие возможности для создания подобных организаций, закон о партиях до краев переполнен всякого рода ограни-чениями, стеснениями и препятствиями. Складывается впечатление, что его авторы стреми-лись не столько обеспечить многопартийность, сколько создать условия для того, чтобы она приобрела в России карикатурные формы, чтобы партийная жизнь казалась не серьезным и полезным делом, а шутовством, не удовольствием, а обузой.
С общегражданской, теоретической точки зрения между партией и профсоюзом нет ка-ких-то принципиальных отличий. То и другое - общественное объединение, добровольно создаваемое гражданами для выражения коллективной воли, для представительства, для за-щиты интересов, для участия в тех или иных публичных акциях. Разница конечно есть, но она состоит не столько в принципах и методах самоорганизации или в характере внутренней жизни, сколько в предметах деятельности. Партии и профсоюзы в широком смысле слова в одинаковой мере политические организации; только профсоюзы занимаются преимущест-венно экономическими отношениями, а партии - государственной властью. Но эта разница оказалась настолько существенной и принципиальной, настолько несопоставимой, что поро-дила совершенно различные, даже противоположные меры правового регулирования.
Закон о профсоюзах устанавливает, что `все профсоюзы пользуются равными правами`; закон о партиях хранит по этому поводу гробовое молчание. Закон о профсоюзах не содер-жит никаких количественных требований к профорганизациям; закон о партиях подписыва-ет, сколько должны иметь партии региональных отделений, какой численности они должны быть и ниже какой отметки не должна падать численность самой партии. Между тем совер-шенно неважно, есть ли постоянно-действующие партийные организации в половине субъ-ектов федерации, а если есть - достигают ли они предписанной численности. Разве имеет значение, состоит ли в партии десять, сто тысяч, миллион членов или всего лишь одна тыся-ча. Триста спартанцев в свое время остановили в Фермопилах многотысячную армию пер-сов, тысяча `краснорубашечников`, возглавляемая Гарибальди, объединила Италию, однако 18 миллионов членов КПСС оказались не в состоянии предотвратить разложения и распада СССР. Дело не в количестве, а в качестве.
Пойдем дальше. Деятельность профсоюзов не зависит от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, партий и других общест-венных объединений, они им не подотчетны и не подконтрольны. Так установил Закон. В отношении партий действуют прямо противоположные правила. Их деятельность поставлена под непосредственный контроль и под отчет органам исполнительной власти. Каждому ре-гиональному отделению, словно какому-то ООО или ЗАО, занимающемуся спекуляцией, предписано вести скрупулезный, копеечный учет, выправлять бухгалтерские балансы и фи-нансовые отчеты, регулярно сдавая их в налоговые и финансовые ведомства по месту нахо-ждения и в центральный аппарат партии, а ему, в свою очередь, предписано составлять свод-ные балансы и отчеты, представляя их столичным министерствам. А если в этой горе не нужных самим партиям бумаг, заполненных цифрами, обнаружатся некие неточности или ошибки, сделанные не политиками, а бухгалтерами? Тогда под вопрос может быть поставле-но само существование партии. Допускается даже ее принудительная ликвидация, словно проштрафившееся акционерное общество.
Не доверяя партиям решать самостоятельно вопросы, для которых они, собственно гово-ря, и создаются, закон доходит до того, что предписывает им `создавать мужчинам и жен-щинам, гражданам разных национальностей, являющимся членами партии, равные возмож-ности для представительства в руководящих органах, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного само-управления`. Декларируя `свободу` политических партий в `определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности`, закон одновременно накладывает на них такие унизительные требования, которые сводят их на нет, превращают в ничто. Сначала: `человек, это звучит гордо`. И тут же: `по газонам не ходить`, `к дверям не прислоняться`, `стой, убьет!` (последнее на мачтах электропередач).

III

Закон о профсоюзах содержит многочисленные права и гарантии; закон о партиях преду-сматривает преимущественно ограничения и ловушки.
К примеру, закон о партиях содержит пространную норму об их `основных целях`. Пар-тии обязаны `формировать общественное мнение` и `политически образовывать и воспиты-вать граждан`. Затем они должны `выражать мнения граждан по любым вопросам общест-венной жизни`, `доводить эти мнения до сведения широкой общественности и органов госу-дарственной власти`, наконец - `выдвигать кандидатов на выборах в представительные ор-ганы государственной власти и представительные органы местного самоуправления`, стало быть - `участвовать в выборах в указанные органы и в их работе`. И это вместо того, чтобы откровенно записать - партии создаются для того, чтобы влиять на политику государства, чтобы их лидеры и функционеры имели возможность становится государственными деяте-лями. То, что записано в виде `целей` - на самом деле средства. Но у закона другая задача. Фактически он предписывает партии быть не политической, а просветительской организаци-ей, заниматься не главной своей деятельностью - борьбой за власть над органами государст-ва, а пустяками - воскресными школами или `лекциями по распространению`. Иначе звучит закон о профсоюзах, где их цели сформулированы кратко и совершенно правильно: `пред-ставительство и защита социально-трудовых прав и интересов` граждан, объединенных профсоюзом. Профсоюзы вправе представительствовать в силу одного только факта своего существования. Партиям, чтобы представительствовать, надо `участвовать в выборах`.
Закон о профсоюзах дает полную свободу называть их как заблагорассудится. Хоть горш-ком, только не в печь. Но название партий - зона особого внимания. В нем нельзя использо-вать название иных организаций, имена или фамилии конкретных лиц, нельзя отражать цель деятельности, если она связана с `защитой профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов`. Вообще создание партий по признакам профессиональной, расо-вой, национальной или религиозной принадлежности закон запрещает. Такое ограничение все-таки из области медицинской патологии. Потому что на рациональном уровне его не объяснить. В самом деле, если партия - объединение граждан, выражающее их мнение и во-лю, то что остается от этих свойств, от мнения и воли, если каждому гражданину предписы-вается задушить в себе все социально значимое, по настоящему важное - принадлежность к расе, нации, вере и профессии. И что остается от гражданина, лишенного права на их реали-зацию в политике, кроме издевательского права на политическую импотенцию. Политика - это искусство решения проблем, стоящих перед обществом. Закон, стало быть, предполагает в России бесцветное, серое общество, свободное от самобытных, уникальных, неповторимых качеств, из которого должны вырастать такие же точно серые, бесцветные, анемичные пар-тии.
Профсоюзы могут создаваться где угодно и как угодно. На предприятиях, в вузах, в вое-низированных и военных формированиях. Закон не содержит на этот счет для граждан ника-ких запретов. А все, что гражданину не запрещено, то разрешено. Партии окружены запре-тами, словно лепрозории. Им предписано создавать структурные подразделения лишь `по территориальному признаку`, не допуская их возникновения (а также партийной деятельно-сти) в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударст-венных организациях, в аппаратах законодательных и представительных органов государст-венной власти. Запрещено вмешательство политических партий в учебный процесс образо-вательных учреждений. Иначе говоря, магическая тень КПСС витает над законом о партиях, словно библейское мене, текел, упарсин над участниками Валтасарова пира.
Финансовый контроль за средствами профсоюзов органы власти не осуществляют, за ис-ключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Партии окруже-ны финансовым государственным контролем, словно колония закоренелых преступников частями внутренних войск. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается. Финансовая деятельность партий - это одни лишь ограничения. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами и положениями о первичных профорганизациях. Партиям таких прав не предостав-лено - за них это решает законодатель. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы, закон устанавливает определенные гарантии. О штатных работниках партий в законе не сказано ни слова. Законом гарантируется судебная защита прав профсоюзов и предусмотрена ответственность за их нарушение. Ничего подобного нет в законе о партиях.
Запрещено вмешательство органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограниче-ние их прав или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности. В деятельность партий может вмешать кто угодно, никаких запретов на этот счет закон не со-держит. Для профсоюза установлена уведомительная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации, для партии государственная регистрация - своеобразное многобо-рье, борьба без правил. При этом Минюст не вправе контролировать деятельность профсою-зов, их объединений, первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регист-рации. Партии, наоборот, находятся под пристальным контролем с первого шага и отказы в регистрации как в центре, так и в регионах - обычная практика.
Запрет за деятельность профсоюза может быть наложен Верховным судом по заявлению Генерального прокурора. Ликвидация партии осуществляется тоже по решению Верховного суда, но по заявлению `уполномоченного органа`, каковым является Минюст, рабочий орган правительства. Разница более чем существенная: прокурор обязан руководствоваться только законом, чиновник - начальственным усмотрением.
Профсоюзы, их ассоциации и первичные профорганизации освобождаются от уплаты ка-ких-либо регистрационных сборов. На партии сборы сыплются, словно из рога изобилия. Чтобы создать партию, закон предписывает создать оргкомитет, затем образовать инициа-тивные группы не менее чем в половине регионов страны, обязательно провести учредитель-ный съезд со специально установленной законом нормой представительства и обязательно не позже заранее установленного срока. После съезда партия должна создать в течение шести месяцев региональные отделения опять таки не менее чем в половине регионов страны, при-чем численность ее членов должна быть не менее десяти тысяч, что должно быть подтвер-ждено регистрационными документами. Но и это еще не все. Партия и ее региональные от-деления должны пройти регистрацию точно так же, как это происходит с юридическими ли-цами. То есть в Министерстве по налогам и сборам, в Пенсионном фонде, в Фонде обяза-тельного медицинского страхования и т.д.
И везде, в каждом органе, при каждом акте регистрации надо платить. Сумма расходов на создание партии конечно же разнится и зависит от классовой принадлежности. Съезд, к при-меру, можно провести в Кремлевском дворце съездов, а можно в подмосковном колхозе, де-легатов можно поселять в Президент-отеле, а можно в `Колосе` или `Туристе`, работу съез-да можно завершить пятизвездочным банкетом, а можно - скромным товарищеским ужином. И все равно, при самой непритязательной смете, никак не обойтись без 50 - 100 -200 тысяч долларов, то есть без полутора - шести миллионов рублей. Надо ли пояснять, что ничего по-добного в отношении профсоюзов закон не требует.

IV

Подведем неутешительный итог. Правовое регулирование партий совершенно неудовле-творительно. Вместо того, чтобы регулировать формы, виды и характер взаимоотношений между партиями, закон занимается не своим делом - он определяет внутрипартийную дея-тельность. Кто должен доминировать в партии, быть ее хозяином? По здравому смыслу - ее члены, актив. Согласно смыслу закона - партийные чиновники, финансовые мешки. Закон относится к партиям так, чтобы они не могли превращать политику в искусство, чтобы ис-кусство политики оборачивалось рутиной и казенщиной. Более того, для закона политика - это коммерция. Законодательное крохоборство предопределяет такую деятельность полити-ков, которая в общественном мнении может вызвать какое угодно чувство, кроме чувства уважения. Какие партии имел в виду закон? Партии, объединяющие борцов за идеи, за дос-тижение политических целей, или партии, объединяющие карьеристов и корыстолюбцев? Это не институт общества, организующий в нем политическую жизнь, а корпорация по из-влечению доходов. Вместо того чтобы помогать нации осознать себя политически, разраба-тывая национальную политику и намечая национальные цели, партии обречены законом на организационную бездеятельность. Вместо того чтобы мобилизовывать массы, партии будут постоянно находится в состоянии собственной демобилизации. Вместо того чтобы пронизы-вать своих членов военной дисциплиной, наличие которой дает ей возможность чего-то до-биваться, закон превращает партии в `новгородскую вольницу` без руля и ветрил. Иногда удивляются, отчего старые профсоюзы, которые, строго говоря, должны были бы распасться, продолжают существовать как ни в чем не бывало, когда как политическая свобода, наобо-рот, так и не реализовала провозглашенную многопартийность. В стране нет ни настоящих профсоюзов, ни настоящих партий. Первым противопоказаны абсолютные свободы, вторым - абсолютные запрещения. Но разве может быть иной результат, если поведение в обществе определяется существующими в нем законами?

22 ноя 2002

Док. 150153
Опублик.: 22.11.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``