В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чем грозят журналистам новые поправки к закону о СМИ? Назад
Чем грозят журналистам новые поправки к закону о СМИ?
Направленные Президенту на подпись поправки к законам `О СМИ` и `О борьбе с терроризмом` спровоцировали настоящую войну на страницах газет, в теле- и радиоэфире. Журналисты поговаривают о возрождении цензуры. Правозащитники - о наступлении на свободу слова. Одни политики, словно оправдываясь, заявляют, что никаких новых ограничений вообще не вводится. Другие считают, что все-таки вводятся, но утверждают, что именно СМИ спровоцировали эту инициативу и что-де пора их научить приличиям. При этом, правда, ни один из `обвинителей` не может привести конкретные примеры некорректного освещения ситуации с захватом заложников в Театральном центре.
Сейчас журналисты просят Президента наложить вето на эти поправки, обещая взамен написать собственный `кодекс чести`, в котором будут регламентирован порядок работы в чрезвычайных ситуациях. Для того, чтобы понять, в чем действительно состоит правовой смысл данных поправок, Страна.Ru провела опрос среди ряда независимых юристов.

Владимир Энтин, адвокат, Директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности: `Поправки придают новое звучание действующему законодательству. Самое опасное в них то, что они слишком абстрактны, впрочем, как и многие нормы в действующем законодательстве. В итоге с их помощью можно будет закрыть определенные пласты информации и возложить ответственность на СМИ`.

Евгения Машкина, начальник юридического департамента `Крафт Энтерпрайзис Интернэшнл Лимитед`: `Для того, чтобы понять суть поправок, не нужно анализировать содержание самих ограничений. Действительно не появляются никакие новые требования. Есть лишь некоторые уточнения. Изменения вносятся в ст. 4 закона `О СМИ`. Ее предлагается дополнить только одним ограничением: нельзя использовать СМИ `для разглашения сведений о технологии изготовления оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств`. Это вполне закономерное и логичное требование. Основные же претензии связаны с поправками к п. 2 ст. 15 закона `О борьбе с терроризмом`, в котором говорится о недопустимости распространения определенной информации через СМИ. Некоторые формулировки действительно меняются. По действующему закону нельзя распространять информацию `способную затруднить проведение контртеррористической операции`. Поправка предлагает изменить формулировку на `препятствующую проведению контртеррористической операции`. Если применить грамматическое толкование нормы, используя толковый словарь русского языка Ожегова, становится очевидно, что характер требований не меняется. По действующему закону нельзя распространять информацию, `служащую пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма`. Предлагается изменить формулировку на `служащей пропаганде или оправданию экстремистской деятельности, в том числе содержащей высказывания лиц, направленные на воспрепятствование проведению контртеррористической операции, пропаганду и (или) оправдание сопротивления проведению контртеррористической операции`. То есть речь идет об обычном уточнении. И последнее изменение: в действующей редакции налагается запрет на распространение информации `о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции`. Этот вариант меняется на `раскрывающей персональные данные о сотрудниках специальных подразделений и членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции, без их согласия`. В общем, так или иначе, само содержание ограничений не меняется.

В чем же тогда опасность новых поправок? В том, что все эти практически не меняющиеся ограничения раньше, собственного говоря, самих СМИ вообще не касались. Они относились к сотрудникам штаба, силовых структур, это они не могли распространять информацию о способах проведения операции, оправдывать экстремизм, рассказывать о членах штаба. Теперь же в вводной части этой нормы к словам `не допускается распространение информации` добавляется фраза `через СМИ`. Так что если поправки вступят в силу, журналисты тоже не смогут распоряжаться оказавшейся в их руках такого рода информацией`.

ТЕКСТ ПОПРАВОК И ДЕЙСТВУЮЩИХ РЕДАКЦИЙ ЗАКОНОВ `О СМИ` И `О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ`

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 4 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ `О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ` И В СТАТЬЮ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА `О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ`

Статья 1. Внести в часть первую статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 `О средствах массовой информации` (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2870; 2000, N 26, ст. 2737; 2002, N 30, ст. 3029) изменение, изложив ее в следующей редакции:

`Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, для распространения сведений о технологии изготовления оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.` (действующая редакция: `Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости` - ред.).

Статья 2. Внести в пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ `О борьбе с терроризмом` (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3808) изменение, изложив его в следующей редакции:

`2. Не допускается распространение через средства массовой информации либо иным образом информации:

1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

2) препятствующей проведению контртеррористической операции и (или) создающей угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

3) служащей пропаганде или оправданию экстремистской деятельности, в том числе содержащей высказывания лиц, направленные на воспрепятствование проведению контртеррористической операции, пропаганду и (или) оправдание сопротивления проведению контртеррористической операции;

4) раскрывающей персональные данные о сотрудниках специальных подразделений и членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции, без их согласия.` (действующая редакция: `Не допускается распространение информации:

1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции`. - ред).

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

25 ноя 2002
Российская Федерация

Док. 150157
Опублик.: 25.11.02
Число обращений: 141


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``