В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад о соблюдении прав человека в Костомской области в 2001 году. Назад
Доклад о соблюдении прав человека в Костомской области в 2001 году.
ДОКЛАД
О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2001 ГОДУ
ВВЕДЕНИЕ
Составитель доклада
Костромская областная группа Международного общества прав человека Российская секция, почтовый адрес; 156023 г.Кострома А.Я 25 факс (094) 54-33-66; 55-29-42
Основные направления деятельности организации:
консультирование граждан по вопросам защиты прав человека;
участие в судебных процессах как по уголовным ,так и по гражданским делам;
оказание помощи пенитенциарным учреждениям по созданию производ-ственной базы;
пропаганда правозащитной деятельности;
проведение обучающих и просветительских мероприятий;
сбор и анализ информации о гарантиях, нарушениях и защите прав чело-века в регионе;
содействие созданию негосударственных институтов правозащиты.
Группа создана в 2000г. выделившись из Костромской группы МОПЧ и дей-ствует на основании Устава Российской секции МОПЧ учрежденной в 1993г.
В подготовке доклада участвовали:
Члены Костромской областной группы МОПЧ, П.И.Веселов-координатор проекта.
В подготовке доклада принимали участие партнерские организации:
Костромская межмуниципальная организация Общероссийской общественной организа-ции инвалидов Союз ` Чернобыль` России, ` Во имя жизни`- экологическое движение.
Характеристика субъекта Российской Федерации
В состав Костромской области входит 24 района. Областной центр- город Кострома. На 1 января 2002 года в области проживало 801,2 тысячи
человек, в много национальном составе. Городское население значительно превышает сельское. Городское население составляет 555,4.тыс.человек. Почти треть на-селения проживает в областном центре. Впервые за прошедшие 10 лет по об-ласти на 8,5% повысилась рождаемость.
Территория области 60,1 тыс.кв.км.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в ноябре 1998 г. - 1229,6 рублей.
Величина прожиточного минимума, определенная по методике Минтруда РФ, в среднем на душу населения области составила 640,2 рубля. .
По состоянию на 1 января 2001 г. численность граждан, ищущих работу и состоящих на учете в городских и районных отделах Департамента федераль-ной государственной службы занятости населения Костромской области, со-ставила 30 тысяч человек. К концу декабря 2001 г. в качестве безработных было зарегистрировано 18,4 тысяч человек. В результате ужесточения требо-ваний к регистрации безработных, число их постоянно сокращается. В сравне-нии с декабрем 2000 года численность безработных уменьшилась в два раза, и уровень регистрируемой безработицы составил 0,69%
Законодательная, исполнительная и судебная власть
Законодательным органом является Областная Дума, в которую избирается 21 депутат. Председатель Костромской областной Думы - Бычков А.И.
Глава администрации Костромской области - губернатор Шершунов Вик-тор Андреевич.
Председатель областного суда - Иванов Вячеслав Сергеевич. Председатель арбитражного суда - Громова Надежда Валентиновна.
Политическая ориентация складывается из следующего; избранный губерна-тор активно на выборах поддерживался КПРФ, депутат Государственной Думы - член КПРФ. Прошедшие в конце 2000года выборы показали привержен-ность населения к тому же губернатору, победившему на выборах с большим преимуществом.
Общая характеристика ситуации с правами человека
Ситуация с соблюдением прав человека в области оставляет желать лучшего. Комиссия по правам человека при администрации области создана из числа депутатов областной думы (председатель Мясоедов А.В.)- формально и дея-тельностью не занималась с 1997года, все свелось только к ее провозглаше-нию. Закон об Уполномоченном по правам человека до сих пор не принят. На этом фоне имеют место нарушения в судебных органах - не соблюдаются сроки рассмотрения дел и особенно связанные с лицами, содержащимися под стражей. Вызывают опасение: нарушения по обеспечению гарантий социаль-ного минимума, превышением своих полномочий органами правопорядка, злоупотребления властными полномочиями.
Низкий уровень специалистов в законодательных органах `способствует` принятию законов не соответствующих не только международным нормам, но и противоречащие Конституции РФ и законодательным актам Президента и Правительства РФ. Примером может служить, постановление администрации г.Костромы Об отмене федеральных транспортных льгот, Указ Президента о повышении заработной платы учителям той же администрацией был интерпре-тирован и повышения не было.
РАЗДЕЛ 1
УВАЖЕНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания со стороны правоохранительных органов, произвольные аресты, задержания
Костромская область в этом ничем не отличается от других регионов России и факты применения пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоин-ство видов обращения с гражданами в области распространенное явление. Эти методы `эффективны` (по мнению сотрудников правоохранительных органов) во время задержания, допросов в целях получения признательных показаний в совершении преступлений.
В органы прокуратуры, отдел собственной безопасности УВД области, суды и правозащитные организации поступает множество жалоб граждан на приме-нение к ним насилия и принуждения при этом к даче признательных показаний со стороны оперативных работников милиции. По большинству заявлений выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, с мотива-цией - отсутствие состава преступления. По подозрению в совершении кражи был задержан гражданин О, который при этом был избит и получил перелом руки. Медицинская помощь ему была оказана только на одиннадцатый день пребывания в ИВС.
Сотрудники уголовного розыска убеждены, что признание вины основа рас-следования любого уголовного дела и поэтому действуют в нарушении норм уголовно-процессуального законодательства и без отдельного поручения следо-вателя предусмотренного ст.127 УПК РФ, а следователи в ожидании признаний подследственных всячески оберегают сотрудников уголовного розыска от вме-шательства адвокатов или представителей правозащитных организаций. Отказы в возбуждении уголовных дел по фактам применения насилия в отношении граж-дан свидетельствуют о поддержке таких методов прокуратурой и сокрытием пре-ступлений совершенных сотрудниками милиции. Однако, с приходом нового прокурора области эти нарушения имеют тенденцию снижения.
Произвольные и немотивированные задержания граждан правоохранитель-ными органами - нередкое явление в Костромской области. К сожалению, значительное число граждан после подобного задержания предпочитают `не связываться` и обо всем забыть. Только единицы отстаиваю свои права на всех уровнях. Так, А.Эрик отбыв в СИЗО 2 месяца и 13 дней отстояла свою правоту доказав невиновность в предъявленном ей обвинении на это потребовалось 5 лет и 14 судебных процессов - она полностью реабилитирована и взыскала с государства компенсацию.
Директор одного из предприятий Г. был арестован с единственной целью- склонить его к даче ложных показаний против заместителя губернатора
Право на судебное обжалование арестов соблюдается, между тем, сроки рас-смотрения жалоб на изменение меры пресечения в ста процентах не соблюда-ются, законодательством предусмотрен срок рассмотрения три дня, но суды по своей загруженности и по нерасторопности следователей нарушают эти сроки. Примером может служить и то, что жалобу на арест передают судье имеющей родственные отношения с работником прокуратуры, по жалобе Гра-чева именно этот факт явился в нарушении рассмотрения жалобы по сущест-ву. Порой следователи и прокуратура переводят подследственных в другие следственные изоляторы с целью исключить рассмотрение жалобы в суде.
На практике право обжаловать арест в судебном порядке является формаль-ной нормой и судьи далеки от объективного рассмотрения данных жалоб, для них достаточно мнения прокуратуры, которая и выносила санкцию на арест. В Постановлениях неизменно присутствует ссылка на ст.96 УПК (тяжесть со-вершенного преступления), а процессуальные нарушения остаются без внима-ния и оценки.
Зачастую необоснованно применяются аресты прокурорами, которые руко-водствуются только ст.96, предусматривающей перечень тяжких преступлений. Между тем, ст.89 и 91 УПК гласят, что содержание под стражей является крайней мерой и при ее избрании должны учитываться - личность подозре-ваемого, семейное положение, состояние здоровья и т.д. Так
Задержанные и арестованные не могут реализовать право на получение немед-ленной юридической помощи, с одной стороны не имея на это средств по оплате услуг адвоката, с другой оперативные работники и следователи не дают такой возможности, заявляя, что адвокат не требуется и понадобится он только в суде. Бывают случаи, когда следователи компрометируют адвокатов, которых они не хотят допускать в качестве защитников по уголовным делам, находящимся у них в производстве, а представляют только своих угодных и удобных им.
Для незаконного задержания, ареста и привлечения к уголовной ответствен-ности следствие на любом уровне УВД, ФСБ, Прокуратура использует фаль-сификацию доказательств обвинения. По уголовному делу в отношении Х про-куратурой был найден `свидетель` сокамерник обвиняемого который дал ` необходимые` показания, в дальнейшем в суд он не был доставлен и место его нахождения не установлено хотя он отбывал наказание в местах лишения сво-боды. Ни один прокурор, за необоснованный арест не привлечен к ответст-венности. В силу закона ни кто из задержанных и арестованных не может
находиться в местах содержания дольше положенного законом срока или без санкции прокурора, между тем, в Костромской области на практике установи-лись другие положения. Санкция прокурора может появиться в деле задним числом или после объявления обвиняемому об окончании предварительного расследования или в суде при рассмотрении жалобы на арест представляется вместо постановления об избрании меры пресечения телеграммы ни кем не заверенной, но якобы поступившей из Генеральной прокуратуры. В местах содержания задержанных и арестованных существует не гласное правило после окончания срока содержания созваниваться со следователем и согласовывать свои действия, задерживать освобождение до 12-24 часов.
Отказ в проведении справедливого публичного судебного
разбирательства, нарушение принципа независимости судов
Судебные процессы по большинству дел проходят гласно и открыто. В 2001 году по Костромской области введен институт мировых судей- это послужило снижению нагрузки на судей и дало возможность снизить сроки рассмотрения дел в судах. Так, в 2000 году с превышением сроков было рассмотрено уголов-ных дел- 15,6 % и гражданских дел- 21,7%, то в 2001 году заметно улучшение таких показателей - уголовных-8,3%, гражданских - 14,5%. Однако, остаются трудности попасть в здание судов, которые охраняются судебными пристава-ми, для них основанием к проходу является судебная повестка, если таковой нет, то требуется длительное объяснение причины прихода в суд.
Повсеместно, в том числе и в Костромской области при подаче заявлений в суд требуются конверты по числу участников процесса и ручки, и это является ограничением обращения в суды для некоторой категории граждан.
Факты необоснованного отказа в судебной защите являются трудно дока-зуемыми. Как правило, каждый отказ в принятии искового заявления или пре-кращение судебного производства мотивируется судом. Другое дело, каковы мотивы, на основании которых совершается это действие. Нередки случаи, когда эти мотивы при всём желании трудно счесть объективными. Так Стулова обратилась с иском об установлении доли в наследуемом имуществе, а в опре-делении суда ее обязывали оценить имущество и указать сумму, на которую она претендует, т.е. наследники будут иметь доли, а Стулова деньги. Только обращение с жалобами позволили изменить ситуацию.
В судах Костромской области широко распространен обвинительный уклон при рассмотрении уголовных дел и зачастую судьи исполняют распоряжения вышестоящего суда о назначении наказания по той или иной категории дел. По многим делам основным доказательством является признания, данные на пред-варительном следствии, и в случае отказа от них подсудимым суд оглашает их и берет за основу. Многие приговоры дублируют слово в слово обвинительное заключение, составленное следователем и утвержденное прокуратурой. При вынесении решений и приговоров судьи оглядываются на прокуратуру, кото-рая может опротестовать любое решение, отмены судье не нужны - это каче-ство работы судьи, поэтому судья согласовывает с прокурором участвующим в деле свою позицию.
Одним из нарушений является и невозможность участия в рассмотрении де-ла в надзорном порядке при внесении протестов прокуратурой. Решение при-нимается кулуарно без извещения участников процесса или извещения, таким образом, что человек получает его после состоявшегося рассмотрения.
Нарушение права на защиту - одно из самых распространённых нарушений в российском судопроизводстве. Начинается это нарушение с `законодатель-ной базы`, которая предусматривает обязательное участие защитника только на этапе судебного разбирательства, когда адвокат обеспечивается государст-вом. Исключение составляют несовершеннолетние и люди, совершившие пре-ступления, за которые по закону может быть назначена высшая мера наказа-ния. Во всех остальных случаях человек, не имеющий значительных материальных средств (учитывая уровень заработной платы и стоимость адво-катских услуг, к таковым относится почти 90% населения), оказывается один на один с органами дознания, нередко творящими самый настоящий произвол.
Следующее грубейшее нарушение, также `предусмотренное` законодатель-ной базой, заключается в том, что обвиняемый и подсудимый не имеют права на обязательный допрос свидетелей, которые, с их точки зрения, могут под-твердить их невиновность. На этапе предварительного следствия полное право вызова тех или иных свидетелей принадлежит следователю, а на этапе судеб-ного разбирательства - судье. Принятие нового УПК предоставляет право защите собирать доказательства невиновности подзащитного, но как? В нем не прописано.
Следователь определяет, каких свидетелей необходимо допросить, кому и с кем сделать очные ставки, и даже какие вопросы на них задавать. Он имеет право отвести любой вопрос обвиняемого и его адвоката и отклонить их любой отвод, записав, правда, всё это в протокол. Свидетели, определённые для допроса на суде следователем, являются обязательными для вызова в суд, в то время как свидетели, о вызове которых просит защита, могут быть элементарно не вызваны просто на основании `мнения судьи`, который в своих действиях отвечает `толь-ко перед законом`. Фактически же получается, что `закон не для него писан` и его решение чаще всего никем не отменяется, являясь окончательным.
Неограниченное право суда трактовать любые показания и заключения по `своему внутреннему убеждению` приводит к тому, что почти всегда за основу берутся показания, подтверждающие обвинение. Не менее чем в 95% случаях все ходатайства, заявляемые подсудимым и его защитником, отклоняются су-дом, если представитель государственного обвинения возражает. В то же время не менее 75% (по самым скромным оценкам) ходатайств, заявляемых прокуро-ром, удовлетворяются судом, независимо от позиции защиты.
Бывают еще случаи воздействия на судей властными методами с использо-ванием ` телефонного права`. Г-н Власов обратился с иском о восстановлении на работе в налоговой полиции, дело рассматривалось четыре месяца и вердикт - в иске отказать.
Отказ в возможности получения гарантированной внесудебной защиты нарушенных прав
На наш взгляд этому способствует значительное расширение чиновничьего аппарата и его нежелание работать должным образом. Вошло в закономер-ность то, что жалобы переправляются тому человеку, на которого жалуются. Не является исключением и Прокуратура, переправляющая адресованные про-курору области жалобы на прокурора города Костромы самому прокурору города. Зачастую ответы из государственных органов граждане получают в виде отписок. Примеров тому огромное количество и это прекрасно знают все правозащитные организации, ведущие переписку с государственными учреж-дениями. Не редки случаи волокиты с ответами на жалобы и заявления, а также оставление их без ответов.
РАЗДЕЛ 2
СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ СВОБОД
Свобода убеждений, совести и религий
На территории области преобладает православие, но имеются и другие кон-фессии. Приверженность руководителей области и города Костромы к право-славной церкви очевидна. Городские и церковные мероприятия проводятся совместно. Но существуют факты насилия над свещенослужителями со сторо-ны правоохранительных органов, так шестеро милиционеров в Судиславском районе избили настоятеля церкви только за то, что он обратился в РОВД по факту кражи из церкви.
РАЗДЕЛ 3
СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СВОБОД
Право на периодическую смену власти через выборы
На территории Костромской области в 2000г. состоялись выборы в област-ную Думу - законодательный орган, избирается на пять лет. Избирается Дума населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в количестве 21 депутата. Руководителем является пред-седатель Думы
Исполнительным органом является администрация области, возглавляемая губернатором, избранным населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В декабре 2000г. на второй срок избран Шершунов В.А.
Полагаю, необходимым отметить, что прошедшие в области выборы прохо-дили крайне обостренно с использованием ` грязных` методов предвыборной борьбы. Избиратели устали от войны компроматов между кандидатами и их судебных процессов. Результатом явилась низкая явка в день голосования. В такой ситуации с каждыми последующими выборами количество избирателей участвующих в голосовании сокращается.
РАЗДЕЛ 4
СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ПРАВ
Право на приемлемые условия труда и заработной платы
В целом за прошедший год по данным статистики наметился рост промыш-ленного производства по области, Однако, положение целого ряда предпри-ятий в области не стабильное и много простоев, в связи с этим коллективы распускаются в длительные отпуска без сохранения заработной платы или со-кращаются рабочие дни. Рабочая неделя порой составляет 3-4 дня. Такими мерами администрации предприятий пытаются скрыть простои, которые должны оплачиваться работнику в соответствии со ст.94 КЗоТ в размере не менее установленной законом.
Наиболее часто встречаются нарушения связанные с незаконным переводом на другую работу, нарушение режима рабочего времени, отказ в предоставле-нии дополнительных отпусков работникам с вредными условиями труда, на-рушение условий и оплаты труда несовершеннолетних, несвоевременная выда-ча расчета по заработной плате при увольнении, не предоставление учебных оплаченных отпусков учащимся студентам.
Задолженность по выплатам заработной платы имеется практически на каж-дом предприятии.
В области еще сильными остаются профсоюзы, отстаивающие права работников.
Право на гарантированное минимальное медицинское обслуживание.
Администрация города Костромы отдала предпочтение коммерческим апте-кам, а не муниципальным и по этой причине сокращена выдача на льготных основаниях лекарств пенсионерам и малолетним детям. Администрация обла-стного центра рассматривает вопрос о преобразовании муниципальных аптек в самостоятельные предприятия, а это значит, что каких-либо дотаций на мед обслуживание не будет. В области имеют место гибели людей из-за низкой квалификации врачей и несвоевременной медицинской помощи. Так, из-за неправильно поставленного диагноза и отсутствия лечения погиб Володя Гра-чев четырнадцати лет житель г. Волгореченск Костромской области.
Право на экологическую безопасность
На территории Буйского района Костромской области было начато строи-тельство атомной станции. Благодаря движению экологов проведен референ-дум о закрытии строительства, на котором население области высказалось за его закрытие.
Сокращение армии привело к тому, что на территории области осталось большое количество заброшенных подземных объектов ` готовых` принять для захоронения любые отходы и это вызывает опасение. Экологическое дви-жение ` Во имя жизни` обеспокоенное этим проводит большую работу против ввоза на территорию Костромской области радиоактивных отходов. Между тем, власти области согласились с захоронением в регионе вышедших из об-ращения денежных купюр, превращая область в экологически опасную свалку.
РАЗДЕЛ 5
ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ ГРУПП И НАРУШЕНИЕ ИХ ПРАВ
Положение заключенных
На территории области расположены несколько колоний различного режима содержания, женская колония общего режима и воспитательная колония для несовершеннолетних. В целом осужденные обеспечиваются необходимым - спальными местами, питанием. Однако, медицинская помощь остается на низ-ком уровне отсутствуют необходимые лекарства, увеличилась заболеваемость туберкулезом. В учреждении ОТ 15.1 уже четыре корпуса отведено для боль-ных туберкулезом.
Положение заключенных осложняется и тем, что промышленные зоны не работают, а это отсутствие денежных средств и не возможность приобретения необходимого. В указанной выше колонии существует прекрасная база по ме-таллообработке. С целью создания рабочих мест одна из компаний г.Костромы при участии правозащитной группы размещает заказы в колониях на изготов-ление интересующей их продукции.
За последний год сократилось количество лиц содержащихся в СИЗО, что в свою очередь улучшило положение арестованных их бытовые условия.
Положение детей
Увеличивается беспризорность. Алкоголизм родителей, насилие в семье тол-кает детей на улицу. Растет детский алкоголизм - по области он составляет 300 человек на 100 тысяч населения, высока детская преступность, которая соста-вила 1114 в 2001году из них 219 совершено в нетрезвом состоянии.
Государственное вмешательство со стороны органов опеки и попечительства по улучшению положения детей является недостаточной и не может охватить всех. Лишение родительских прав и помещение ребенка в государственные учреждения порой не улучшает его положения. Положение детских домов ос-тавляет желать лучшего.
РАЗДЕЛ 6
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВОЗАЩИТНОЕ ДВИЖЕНИЕ
В регионе существуют правозащитные организации, но их деятельность узко профильная и рассчитана на определенный круг людей, будь то пенсионеры, чернобыльцы и т.д. Но более эффективной может быть работа при объедине-нии усилий.
Экологическое движение ` Во имя жизни`
Костромская группа МОПЧ
Региональное отделение общероссийского движения ` За права человека`
Костромская организация Общероссийской общественной организации инвалидов Союз `Чернобыль` России.
Амбициозность некоторых руководителей правозащитных организаций не может привести к единению усилий для общего дела. Порой правозащитные организации выступают как ширмы в предвыборных компаниях.
На уровне администрации области номинально создана Комиссия по правам человека, которая завершила свою деятельность, не начав ее. Все свелось к деятельности комиссии по защите прав потребителя. Вновь избранная Дума и администрация области не спешит с вопросом о правах человека, откладывая его на более позднее время. Комиссия по правам человека не создана, Закон об уполномоченном по правам человека в Костромской области отсутствует.
РАЗДЕЛ 7
РЕКОМЕНДАЦИИ
Необходимо создание и принятие Закона об уполномоченном по правам че-ловека в Костромской области, с правом доступа во все учреждения и органи-зации, штат аппарата должен состоять из юристов.
С целью издания Законов соответствующих нормам международного права в области прав человека необходимо проведение юридической ` Экспертизы`, которую могут провести правозащитные организации области
Введение института Уполномоченного по правам человека должно способ-ствовать объединению правозащитных организаций и координации их дея-тельности. Принятый Губернатором Закон о создании Комиссии по помилова-нию ее деятельность может объединить правозащитные силы.
В регионе имеются высшие и средние - специальные учебные заведения по подготовке юристов. Введение курса по правам человека способствовало бы расширению круга участников в правозащитном движении, а также появлению специалистов во всех организациях владеющих этой проблемой.

Источник: сайт `Права человека в России` www.hro.org

Док. 150306
Опублик.: 02.12.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``