В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Осторожный подход администрации Буша к Северной Корее Назад
Осторожный подход администрации Буша к Северной Корее
Бальбина Хван, аналитик по проблемам Северо-восточной Азии в Центре азиатских исследований Фонда `Наследие`, полагает, что президенту Дж. Бушу-младшему досталась в наследство неопределенная ситуация на Корейском полуострове. Эйфория после исторической июньской встречи 2000 года между президентом Южной Кореи Ким Де Чжуном и северокорейским лидером Ким Чен Иром уже пошла на убыль. Несмотря на символические усилия по примирению двух Корей, никакого существенного прогресса в деле разрешения наиболее сложных вопросов достигнуто не было. Казалось бы, Север продемонстрировал некоторую добрую волю, согласившись на воссоединение членов семей, разделенных уже свыше полувека, но в то же время он осуществил тщательную режиссуру этих эмоционально напряженных и широко освещавшихся моментов.

Север все еще медлит с предоставлением конкретных свидетельств, подтверждающих объявленную им готовность примириться с Югом и ослабить напряженность на полуострове. Северная Корея остается тоталитарным режимом, который представляет собой значительную военную и возможную ядерную угрозу как для Соединенных Штатов, так и для Южной Кореи и Японии.

В марте с.г. президент Буш принял решение приостановить переговоры с Северной Кореей до тех пор, пока его администрация не переосмыслит тщательно политику США в отношении Северной Кореи. Этот осторожный шаг подвергся критике как направленный на замедление процесса урегулирования на полуострове. Однако результаты анализа, завершенного 6 июня, показали, насколько была необходима тщательная оценка политики в отношении Северной Кореи. Этот анализ выявил те трудности, с которыми предстоит столкнуться Соединенным Штатам, например, в том, как добиться от Северной Кореи приверженности идее примирения на полуострове.

Нынешняя политика администрации США в отношении Северной Кореи - прагматичное взаимодействие в совокупности с убедительным сдерживанием - станет лучшим подходом с учетом нынешней ситуации на полуострове и вариантных ограничений, по которым вела переговоры предыдущая администрация США. Тем не менее, важные вопросы, включающие все еще существующую угрозу со стороны преобладающих конвенциональных сил, неопределенность в отношении ядерной программы Северной Кореи и отсутствие официального договора о мире по окончании Корейской войны, остаются без ответа.

ПОДХОД БУША К СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ

Пересмотр администрацией Буша политики США в отношении Северной Кореи подтвердил важность поддержки развития осуществляемой Южной Кореей политики взаимодействия, базовых принципов Согласованного рамочного договора 1994 года.

Администрация Клинтона так и не выработала жесткого политического механизма на случай, если Север не выполнит своих обязательств. Вместо этого она непрерывно ублажала Север, что, по сути, было наградой за вызывающее поведение. Вследствие этого подход администрации Клинтона к Северной Корее часто сводился к кризисному управлению. Северные корейцы получили возможность встреч с руководством США на самых высоких уровнях, включая личные встречи с госсекретарем Мадлен Олбрайт и президентом Биллом Клинтоном.

Вследствие этого политика в отношении Северной Кореи, которую рекомендует переосмысленный подход Буша, призывает поддержать основополагающие принципы Согласованного рамочного договора 1994 года как необходимые, хотя и не достаточные для ослабления угроз со стороны КНДР, и требует совершенствования его реализации. Согласно новой политической линии предполагается кардинально изменить модель реакции на негативное или угрожающее поведение Севера. Например, администрация Клинтона часто прибегала к предоставлению продовольственной помощи в качестве инструмента принуждения лидеров КНДР к встрече с представителями американского правительства. Так было обеспечено участие Северной Кореи в так называемых Четырехсторонних переговорах по вопросу о мирном договоре, который подвел бы формальную черту под окончанием Корейской войны. При Буше Соединенные Штаты будут проявлять усилия для вовлечения северокорейских государственных деятелей в обсуждение широкого круга вопросов, но уровень контактов будет понижаться каждый раз, когда Пхеньян будет добиваться более значительных уступок от США. При этом Буш не станет использовать гуманитарную помощь для политического воздействия.

В новом подходе рекомендуется важное изменение направления политики США: именно вовлечение рассматривается как основной инструмент для снижения угрозы со стороны обычных вооружений КНДР. Эта угроза продолжает нарастать, а не снижаться, несмотря на вроде бы улучшающиеся отношения с Югом. Ким Чен Ир продолжает проводить политику приоритетного развития вооруженных сил, предоставляя огромные бюджетные средства армии за счет гражданского сектора, который все быстрее скатывается к катастрофе. Народная армия Северной Кореи насчитывает свыше 1,2 млн человек, являясь пятой по численности постоянной армией в мире. В пределах 150 км от демилитаризованной зоны располагаются 700 тыс. военнослужащих, 8 тыс. артиллерийских систем и 2 тыс. танков.

Президент Буш назвал сокращение этой конвенциональной угрозы важнейшей задачей в отношениях с Северной Кореей. Если Пхеньян положительно воспримет изменение политической линии США и продолжит диалог с Соединенными Штатами и Сеулом, убедительно снизив угрозу со стороны своих обычных вооружений и предоставив возможность проведения проверок выполнения им моратория на разработку ракет и ядерных боеголовок, Вашингтон расширит гуманитарную помощь Северу и ослабит санкции против него.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЮЖНОЙ КОРЕИ

В Южной Корее с нетерпением ждут завершения пересмотра политики США в отношении Севера. Критики утверждали, что промедление с анализом чуть не прервало процесс примирения между двумя Кореями.

Такая оценка неверна. На саммите в Вашингтоне между президентами Бушем и Ким Де Чжуном в марте этого года южные корейцы высказали свое неудовольствие в связи с решением администрации США прервать переговоры с Севером на время переоценки старой политической линии. Но подход Буша, ошибочно воспринятый как `жесткая политика`, оказался как прагматичным, так и осторожным.

Вполне разумно, что новый президент взвешивает и оценивает политику своего предшественника перед тем, как приступить к осуществлению своей собственной политики. Действительно, со стороны президента Буша было бы опрометчиво бросаться вперед без скрупулезного и систематического анализа целей и задач США в Корее и регионе в целом. Некоторым легко обвинять Соединенные Штаты в приостановлении процесса межкорейских отношений. Однако именно Север препятствовал дальнейшим переговорам с Югом.

Ответ критикам. Критики осуществленного Бушем пересмотра политики США в отношении Северной Кореи утверждают, что новая политика напоминает клинтоновкую политику умиротворения. Они ошибаются. Вовлечение - это не умиротворение. Взаимодействие с недружественными странами в совокупности с жесткой политикой сдерживания было стратегией администраций США во время `холодной войны`. Сдерживание без вовлечения сейчас не сработает потому, что ограниченное вовлечение - единственный путь контролировать и оценивать истинные намерения Северной Кореи. Однако взаимодействие будет успешным только в том случае, если Соединенные Штаты и их союзники будут по-прежнему практиковать убедительное сдерживание против неподатливости Севера и его попыток использовать процесс в своих интересах.

НОВЫЙ ДОЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Проведенный администрацией Буша анализ был важным шагом в разработке всеобъемлющей политики в отношении Северной Кореи. Однако некоторые проблемы остались неразрешенными. Для того чтобы продолжать играть эффективную роль в этом важном регионе, Соединенным Штатам следует реализовать следующие действия в таком порядке.

Принять меры по укреплению трехсторонних отношений с союзниками - Южной Кореей и Японией - и обеспечить их безопасность. Соединенные Штаты должны активизировать встречи постоянной Группы по трехсторонней координации и надзору посредством консультаций на президентском, министерском и бюрократическом уровнях с тем, чтобы Северная Корея не воспользовалась какими-либо разногласиями в союзе.

Добиваться подписания официального договора об окончании корейской войны. Мирный договор между двумя Кореями под эгидой ООН, который отвечал бы интересам США и Китая, - это ключ к будущим переговорам. Это повлечет за собой возрождение четырехсторонних переговоров, с которых в 1997 году начался процесс сближения, закончившийся, однако, безрезультатно в 1999 году. ООН должна быть стороной, подписывающей официальный договор, поскольку противостоящими сторонами в корейской войне были ООН и Северная Корея. Договор исключительно с Соединенными Штатами оставил бы за бортом силы ОНН, принимавшие участие в войне, что также способствовало бы усилению политических амбиций Северной Кореи как дипломатического участника переговорного процесса. Подписание официального договора должно рассматриваться как существенная мера укрепления доверия между основными заинтересованными сторонами. Кроме того, это послужит предпосылкой и для будущих договоров.

Добиваться снижения риска войны на полуострове путем сокращения угрозы со стороны конвенциональных сил Северной Кореи. Американское военное присутствие является сдерживающим фактором для северокорейской агрессии и не должно рассматриваться как угроза мирному северокорейскому режиму. Поэтому Северная Корея может передислоцировать свои войска от границы. Такое снижение уровня боеготовности смогло бы повысить доверие к намерениям Пхеньяна достичь мирного урегулирования конфликта.

Продолжать усилия по предотвращению испытаний, производства, развертывания и экспорта Северной Кореей оружия массового уничтожения и средств его доставки. Эти усилия необходимо осуществлять строго в рамках Согласованного рамочного договора и четко координировать с Южной Кореей, Японией и Европейским Союзом. Конгресс США должен сыграть свою роль в этом процессе, поддержав обязательства США в договоре. Соединенные Штаты и их союзники должны гарантировать, что Северная Корея также выполнит свои обязательства.

В тесном сотрудничестве с Южной Кореей и Японией установить для Северной Кореи четкий набор критериев, позволяющих контролировать выполнение этой страной своих обязательств. Для начала приверженность Северной Кореи процессу примирения должно контролироваться по следующим направлениям:

восстановление железной дороги из Синыйджу;

работа в зоне развития Кэсона;

официальный отказ от террористической деятельности;

прекращение продажи ракет в такие страны, как Ирак и Ливия.

Оставить Северную Корею в списке государств, поддерживающих терроризм, до предоставления ею стопроцентных гарантий выполнения своих обязательств. Любые соображения об изменении статуса Северной Кореи как террористического государства должны быть тесно увязаны с учетом интересов Южной Кореи и Японии. В настоящее время Северная Корея и Япония имеют разногласия в связи с проявляемым Северной Кореей упорством в вопросе о похищенных гражданах Японии и о предоставлении убежища террористам из японской Красной армии. Не должно создаваться впечатление, что для Соединенных Штатов интересы Японии ближе, чем интересы Южной Кореи, и им необходимо работать в тесном контакте с обоими союзниками для выработки взаимоприемлемой позиции. Соединенным Штатам не следует рассматривать вопрос о дипломатическом признании Северной Кореи до тех пор, пока проблема терроризма не разрешится к удовлетворению всех сторон.

Запретить дополнительную экономическую помощь Северной Корее, которая выходила бы за рамки требований Согласованного рамочного договора до тех пор, пока военные не перестанут преобладать в экономике страны. Соединенные Штаты также не должны поддерживать членство Северной Кореи в Международном валютном фонде и Всемирном банке до тех пор, пока ее режим не представит доказательств, что помощь на развитие экономики не будет направлена на поддержку армии, а транспарентность не удовлетворит правила и требования указанных международных финансовых институтов.

Проводить консультации с Пхеньяном на всех уровнях. Несмотря на разногласия относительно целесообразности взаимодействия с северокорейским режимом оно должно осуществляться на всех уровнях власти - от высшего эшелона до чиновников более низкого уровня. Администрации Буша следует рассмотреть необходимость установления режима укрепления доверия по типу Договора об обычных вооружениях в Европе, который осуществлялся в рамках Хельсинкских договоренностей, которые стали поворотным пунктом в отношениях между Соединенными Штатами и СССР, так как с них начался процесс диалога между ними.

Заключение

Свыше 50 лет Соединенные Штаты играли важную роль миротворца на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии. В будущем США продолжат играть ключевую миротворческую роль, сохраняя обязательства в отношении своих союзников в регионе и продвигая принципы свободной экономики, демократических ценностей и взаимной безопасности.

Последние инициативы КНДР, предлагаемые Республике Корея, - это, несомненно, позитивное развитие событий. Однако невыполненные обещания могут быстро смениться на сомнение и недоверие. Тщательное переосмысление старого подхода в отношении Северной Кореи позволило администрации Буша положить в основу своей политики прагматическое взаимодействие вместе с убедительным сдерживанием.

Док. 150586
Опублик.: 10.12.02
Число обращений: 142


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``