В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политический блокпост: Трагедия `Норд-Оста` приблизила мирное урегулирование чеченского кризиса Назад
Политический блокпост: Трагедия `Норд-Оста` приблизила мирное урегулирование чеченского кризиса

Политический блокпост: Трагедия `Норд-Оста` приблизила мирное урегулирование чеченского кризисаКак заметил в свое время Владимир Путин, `у нас кругом Чечня`. Каждый год в течение последнего десятилетия события в этой республике остаются главными в стране, лишь иногда и на время уступая место сиюминутным потрясениям. 2002 год не стал исключением, но и не явился переломным в чеченском кризисе. Главным событием года, безусловно, можно считать приход чеченской войны в Москву - трагедия `Норд-Оста` показала, что война идет не в Чечне, а в России.

Поэтому и все события в воюющей республике можно разделить на `до` и `после` теракта на Дубровке. `До` в Чечне продолжалась монотонная, но настоящая война. `После` - война только усилилась, но одновременно были форсированы меры по политическому урегулированию кризиса. Может быть, не те, к которым Москву призывает Запад, но других, что называется, нет и не ожидается.

По традиции в конце года руководители страны и ведущие политики делают заявления, по которым можно сделать приблизительные прогнозы. Итак, что ждет Чечню в 2003 году? Прежде всего референдум, который состоится в марте. Планы по его проведению уже, видимо, не подлежат пересмотру. Глава государства Владимир Путин в своем недавнем интервью подтвердил это лишний раз, высказавшись за принятие Конституции Чечни и избрание легитимных органов власти. Его помощник Сергей Ястржембский обещает, что федеральный Центр сможет обеспечить безопасность во время референдума, и не видит оснований откладывать голосование.

С выборами ясности меньше. Сначала предполагалось, что президента Чечни будут избирать в декабре одновременно с выборами в Госдуму. Но после подписания Путиным 12 декабря указа об утверждении положения о проведении референдума стали выдвигаться предложения о более ранних сроках выборов. Представители Кремля на этот счет пока хранят молчание, но глава администрации Чечни Ахмат Кадыров уже допускает, что выборы президента и парламента пройдут до думских. Он аргументирует это тем, что после принятия Конституции по истечении трех месяцев появится возможность провести выборы. Об этом же говорит и министр по национальной политике РФ Владимир Зорин. Правда, он считает, что президентские выборы в Чечне нужно провести до думских, чтобы они не стали `разменной картой в общефедеральных политических играх`.

Но и без того предстоящие выборы уже становятся политическими играми. Одна из интриг уходящего года связана с отставкой командующего СКВО Геннадия Трошева, который, по общему мнению почти всех чеченских политиков, не откажется поучаствовать в борьбе за пост президента Чечни. Поэтому 2003-й может стать годом рождения еще одного генерала-политика, без которых уже трудно представить современную Россию.

Ясно, что это меры хоть и политические, но не являющиеся окончательным урегулированием многолетнего кризиса. `Чистота` референдума остается на совести федеральных властей, его результаты должны быть подтверждены международным сообществом, только тогда они будут `настоящими`. Но и в этом случае война вряд ли остановится, поскольку очевидно, что боевики `проголосуют` всем имеющимся в их распоряжении оружием. В военном же плане Владимир Путин обещает не наращивать силовую составляющую, поскольку это бессмысленно и никаких крупномасштабных боевых действий там нет. Ему осталось только убедить в этом собственного министра обороны.

Но и никакого сокращения силовой составляющей не предвидится. Даже Ахмат Кадыров, противореча своей прежней позиции, не намерен настаивать на сокращении в республике федеральных сил и блокпостов. Он хочет убедиться, что созданное в Чечне МВД способно контролировать ситуацию.

Теперь о том, чего в Чечне не будет. Очевидно, что не будет переговоров, по крайней мере таких, о которых говорят лидеры сепаратистов и представители Запада. Но и здесь Кремль продолжает полюбившуюся ему `игру в переговоры`. Владимир Путин помнит, что `худой мир всегда лучше, чем хорошая война`, и в этом смысле переговоры - это всегда путь к урегулированию. Для него вопрос только в том, с кем и о чем договариваться. Президент видит в Чечне ряд людей, которых `мы называли сепаратистами`, с которыми мы уже разговаривали, но `они там похулиганили маленько`. `Хватит!` - заключил президент. Сергей Ястржембский тоже, в общем-то, не против переговоров, но с теми сепаратистами, пусть даже `из леса`, кто отказался от террористических методов. Он даже готов согласиться с новой амнистией.

Не будет в Чечне и чрезвычайного положения. Вопрос этот возник в конце года благодаря инициативе депутатов Госдумы, которые вроде бы против референдума не возражают, но призывают к ЧП, почему-то считая это совместимыми вещами. Специально для них Путин пояснил, что не видит в этом необходимости. Кадыров же усмотрел в депутатах людей, которые `хотят продлить режим нестабильности в Чечне`. Тем не менее вопрос о ЧП серьезно взволновал чеченских политиков.

Однако депутаты, причем, как ни странно, прокремлевских фракций, не намерены сдаваться. Свой призыв к ЧП они `смягчили` инициативой, предусматривающей возможность ограничения отдельных прав и свобод граждан в зоне проведения контртеррористической операции.

Очевидно также, что в следующем году так или иначе будет решена еще одна острейшая проблема - чеченских беженцев. Добровольно или `добровольно принудительно`, `под пули` или в благоустроенные жилища большинство из них будет возвращено на родину.

Наконец, в последние годы в России стало правилом отсутствие категорических противников действий Кремля. Это распространяется и на чеченскую политику. Российские правозащитники всегда критиковали действия Москвы на Северном Кавказе, то вступая в диалог с Кремлем, то демонстративно отказываясь от него. Но в преддверии наступающего года у российского руководства нашлись оппоненты и из числа федеральных политиков. Лидер `ЯБЛОКА` Григорий Явлинский подверг сомнению целесообразность проведения референдума в Чечне, который, по его мнению, может `только еще ярче проявить одну из сторон гражданского конфликта, который уже наметился`. Первоочередными задачами в решении чеченской проблемы Явлинский назвал прекращение бесчинств в республике и пресечение экономических корней войны, а следующим этапом урегулирования - переговоры `именно с теми, кто противостоит нам в Чечне` и контролирует хотя бы 5-10% территории республики.

В последние дни напомнил о себе и Европарламент, который призвал `добиваться урегулирования чеченского кризиса политическим путем`. То, что он под этим подразумевает совсем не то, о чем говорит Москва, ясно из резолюции Европарламента, в которой приветствуется решение правительства Дании не выдавать Ахмеда Закаева российским властям. МИД РФ уже выступил с язвительным ответом европейцам, из чего становится понятно, что 2003 год не закроет дискуссию России с Западом о путях чеченского урегулирования.

23 дек 2002
Российская Федерация

Док. 151062
Опублик.: 23.12.02
Число обращений: 158


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``