В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Обоснование и методы повышения эффективности деятельности комиссии по правам человека в субъектах РФ` Назад
`Обоснование и методы повышения эффективности деятельности комиссии по правам человека в субъектах РФ`
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Работа `Обоснование и методы повышения эффективности деятельности комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации` подготовлена авторским коллективом Центра содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира в октябре-декабре 2001 года. При ее написании использованы разнообразные источники:
- материалы (доклады, отчеты, справки), предоставленные в Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации региональными комиссиями по правам человека, а также собранные во время командировок специалистов Центра в субъекты Российской Федерации;
- социологические исследования, проведенные в субъектах Российской Федерации;
- опросы представителей исполнительной, законодательной, судебной власти, органов прокуратуры и правоохранительных органов;
- информация, полученная от неправительственных правозащитных и некоммерческих организаций, в частности, от гуманитарно-политологического Центра `Стратегия`, Московской Хельсинкской группы и Института прав человека;
- опросы общественного мнения, проведенные в субъектах Российской Федерации;
- внутреннее законодательство и международные правовые акты о правах и свободах человека и гражданина;
- публикации центральных и региональных средств массовой информации за январь-декабрь 2001 года.
Авторы считают, что полученные и использованные в работе материалы в целом отражают многогранную деятельность комиссий по правам человека при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и имеют достаточно точное представление о проблемах, трудностях, успехах и путях дальнейшего развития региональных комиссий по правам человека, а также методах повышения эффективности их деятельности.

ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проведенный в рамках настоящего исследования анализ развития в России государственных правозащитных организаций и структур, к которым в первую очередь относятся региональные комиссии по правам человека, функционирующие в большинстве субъектов Российской Федерации, позволяет сделать вывод об их важности для построения в нашей стране демократического правового государства и формирования гражданского общества.
Как опыт России, так и опыт стран со стабильной демократической системой убедительно свидетельствуют о том, что подобного рода правозащитные институты являются важным элементом развития демократии и укрепления гражданского общества. Впечатляющим примером того является проведение в ноябре этого года Гражданского форума в Кремле, в котором участвовали многие правозащитные организации, в том числе комиссии по правам человека. Выступая перед участниками Форума Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: `Я убежден: только построенное на уважении к правам человека гражданское общество может стать надежным барьером на пути маргинализации и экстремизма`.
Для обеспечения прав и свобод человека необходима четко скоординированная система правовых механизмов и процедур их реализации и защиты. Особенно актуальной является проблема создания комплексного механизма, единой системы обеспечения и защиты прав человека на всей территории Российской Федерации. Система защиты прав человека включает: судебную защиту, внесудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций.

А. Судебная защита прав человека

Судебная защита прав человека является центральной в защите прав и свобод человека. С начала 90-х годов в России осуществляется реформирование судов и совершенствование их деятельности. В частности, приняты законы о судебной системе Российской Федерации, Конституционном Суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве, новые Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы.
В ноябре 2001 года Государственной Думой приняты внесенные Президентом Российской Федерации законопроекты `О внесении дополнений и изменений в Федеральный конституционный закон `О судебной системе Российской Федерации`, `О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации `О статусе судей в Российской Федерации`, `О внесении дополнений и изменений в Федеральный конституционный закон `О Конституционном Суде Российской Федерации`, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на дальнейшее совершенствование и углубление судебно-правовой реформы. В соответствии с этими законами предусматривается, в частности, повышение ответственности судей и серьезное увеличение материально-финансовых ресурсов на проведение судебной реформы.
Пока же из-за недостаточного финансирования и организационных просчетов судебная система испытывает серьезные трудности. В судах наблюдается острая нехватка судейских кадров, многие суды размещены в неприспособленных либо плохо приспособленных помещениях, часто не хватает даже бумаги, средств на оплату телефонной связи и т.д. Все это приводит к затяжке рассмотрения дел. Многие подсудимые, в том числе несовершеннолетние, ожидают месяцами, а порой и годами судебного рассмотрения, что является серьезными нарушениями прав и свобод человека.
В связи с низкой эффективностью правосудия из-за названных и других причин в суды за защитой своих прав и законных интересов обращаются еще сравнительно редко, боясь многодневных хождений, волокиты, грубости и бюрократизма, не надеясь добиться там правды.
Несмотря на действие закона от 27 апреля 1993 года `Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан`, число жалоб и заявлений, подаваемых в суды на нарушения прав, не превышает 40 тысяч в год при населении России почти в 150 миллионов человек. При этом следует принять во внимание, что нарушения прав человека и гражданина носит в стране распространенный характер.
Нельзя не отметить и того факта, что для населения часто доступ к правосудию практически невозможен. Право на судебную защиту предусмотрено ст. 46 Конституции Российской Федерации. Однако в настоящее время районные суды, компетенция которых включает 95-97 процентов уголовных и гражданских дел, а также многие дела об административных правонарушениях, обслуживают территории с большим числом жителей (300-400 тысяч) или весьма обширные по своей протяженности. Они чрезмерно перегружены и не в состоянии с должной тщательностью разбираться в огромном потоке жалоб и исков, поступающих в суды. Нехватка судей приводит к отказам под разными предлогами принимать жалобы и заявления граждан. Рассмотрение дел в районных судах затягивается на долгое время, что вызывает у людей неверие в эффективность судебной защиты их прав.


Б. Внесудебная защита прав человека

Наряду с судебной защитой за последние годы в России стало уделяться определенное внимание развитию и совершенствованию институтов внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти институты существенно дополняют судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствуют комплексному решению рассматриваемых проблем.
Национальная система внесудебных учреждений, призванных защищать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев:
- Администрация Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;
- Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, иные комиссии при Президенте Российской Федерации;
- Прокуратура Российской Федерации;
- Министерство юстиции Российской Федерации;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Администрация Президента и Аппарат Правительства Российской Федерации. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная задача всех ветвей государственной власти, каждая из которых, исходя из собственной компетенции и полномочий, должна принимать меры для их защиты.
Для решения важных специфических вопросов обеспечения прав и свобод человека при Президенте Российской Федерации созданы: Комиссия по вопросам помилования, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия по вопросам гражданства и др.
Правительством Российской Федерации образованы межведомственные комиссии: по вопросам профессиональной ориентации, психологической поддержки населения; по вопросам социального обслуживания населения; по вопросам улучшения положения женщин; по охране здоровья граждан; по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с отказом им в выдаче заграничного паспорта и временными ограничениями на выезд за рубеж; по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и др.
На Администрацию Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства России возложены рассмотрение и анализ обращений граждан. В положениях некоторых органов исполнительной власти (федеральных и субъектов Федерации) также указано на обязанность руководства этих органов обеспечивать рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан.
В Администрации Президента Российской Федерации в качестве самостоятельного подразделения функционирует Управление по работе с обращениями граждан. Положение об этом Управлении, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 года, в качестве основной функции Управления предусматривает обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан, адресованных Президенту и Правительству Российской Федерации. Однако до сих пор в России нет Федерального закона `Об обращениях граждан`, который бы с учетом норм Конституции Российской Федерации установил правила рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб граждан во всех органах исполнительной власти и иных государственных организациях, в органах местного самоуправления.

Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, комиссии по правам человека при главах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, являясь совещательным и консультативным органом при главе государства, призвана содействовать реализации Президентом страны его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией России. На Комиссию Президентом Российской Федерации возложены следующие задачи:
- создание условий для реализации Президентом страны его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, включая полномочия по осуществлению контроля за обеспечением соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами;
- сбор, изучение и анализ информации и материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- содействие координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации основ государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека;
- подготовка для Президента Российской Федерации предложений о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- участие в подготовке соответствующих законопроектов;
- рассмотрение обращений лиц, в том числе поступающих и в адрес Президента Российской Федерации, содержащих информацию о фактах систематического нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления таких прав, представляющих особую общественную опасность, и ряд других функций.
При осуществлении своих полномочий Комиссия взаимодействует с органами государственной власти, правоохранительными органами, общественными объединениями и средствами массовой информации. По обсуждаемым вопросам Комиссия принимает заключения и рекомендации, которые направляются в соответствующие законодательные, исполнительные и иные органы, в чью компетенцию входит решение этих вопросов. В необходимых случаях информация о рассмотренных вопросах и принятых решениях доводится до сведения Президента Российской Федерации.
Так, Президент России поддержал инициативу Комиссии по правам человека и предложения неправительственных правозащитных организаций, и 13 июня 1996 года издал Указ `О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации`, в котором рекомендовал, в частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации `образовать в соответствующих субъектах Российской Федерации комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации`.
В настоящее время такие комиссии созданы в двух третях субъектов Российской Федерации.
Проведенное исследование показало большой разброс в количественном и качественном составе этих комиссий, формах, методах, интенсивности и эффективности их деятельности, о чем подробно изложено в соответствующих разделах настоящей работы.

Прокуратура Российской Федерации. Согласно Федеральному закону `О прокуратуре Российской Федерации` она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Органы прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешают жалобы и заявления граждан, содержащие сведения о нарушении законов. Ежегодно прокурорами выявляется несколько сотен тысяч различных нарушений закона и незаконных правовых актов, большинство из которых так или иначе затрагивает права и интересы граждан. В целях восстановления нарушенных прав и свобод граждан прокурорами приносятся протесты, вносятся представления, предъявляются в суды иски.
Проведенное исследование показывает, что в последнее время органы прокуратуры усиливают действенность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в частности, за соблюдением избирательных прав; права на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания; права частной собственности; трудовых прав; жилищных прав и льгот; прав ветеранов труда и инвалидов; права граждан на охрану здоровья и других социальных прав.

Министерство юстиции Российской Федерации. В целях обеспечения единства правового пространства России, защиты прав человека и гражданина на всей территории Российской Федерации Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Осуществляя государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, и контроль за правильностью и своевременностью их опубликования, Министерство юстиции России выступает в качестве дополнительного гаранта прав и свобод человека, в качестве еще одной преграды на пути принятия нормативных правовых актов, нарушающих или ограничивающих права и свободы человека. Основной целью такого контроля является обеспечение конституционного принципа ограничения прав и свобод граждан только федеральным законом.
Обеспечивая право граждан на объединение, гарантированное ст. 30 Конституции Российской Федерации, Министерство юстиции проводит государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений и осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям, принимая необходимые меры по предупреждению и пресечению различных нарушений законодательства общественными объединениями.
Государственное регулирование и контроль за деятельностью нотариусов, адвокатов и их объединений - это одна из гарантий обеспечения конституционных прав граждан, обязательное условие создания демократического правового государства.
Исполнение судебных решений - одна из основных составляющих частей реализации конституционного права граждан на судебную защиту. Новым направлением работы министерства юстиции стало создание системы судебных приставов, деятельность которых направлена на обеспечение деятельности судов, исполнения судебных решений, эффективную реализацию судебной защиты прав и свобод граждан.
Передача пенитенциарной системы в ведение Министерства юстиции поставило в повестку дня министерства совершенствование нового уголовно-исполнительного законодательства с учетом положений международного уголовного права, касающихся прав и свобод граждан, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Все эти направления деятельности Министерства юстиции обеспечивают его особое место в системе органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон `Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации`, вступивший в силу 4 марта 1997 года, определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения на должность и освобождения от должности.
В соответствии с законом Государственная Дума 22 мая 1998 года назначила Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Независимость и неподотчетность Уполномоченного при осуществлении своих полномочий от каких-либо государственных органов власти и должностных лиц предоставляет ему возможность выявлять факты нарушений прав граждан и в пределах компетенции принимать меры по их восстановлению. Для этого Уполномоченный должен беспристрастно и объективно подходить к выполнению своих функций.
Федеральный конституционный закон `Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации` предусматривает возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Такие законы приняты в 23 субъектах Федерации. В 16 субъектах Российской Федерации назначены Уполномоченные по правам человека. В ряде субъектов Федерации продолжается подготовка проектов законов об Уполномоченном по правам человека.

В. Неправительственные правозащитные организации

Важное место в системе защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные организации (НПО). Как отмечалось на прошедшем 21-22 ноября с.г. Гражданском форуме, в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 350 тысяч некоммерческих общественных организаций. В числе их несколько тысяч неправительственных правозащитных организаций, функционирующих практически во всех субъектах Федерации. Многие из них объединены в правозащитные центры, ассоциации и иные союзы.
В последние годы в результате изменения характера нарушений прав человека происходит активизация деятельности правозащитных организаций в тех областях, в которых наблюдаются масштабные нарушения прав человека: нарушения прав человека по национальному (этническому) признаку; нарушения норм гуманитарного права в отношении гражданского населения в зонах военных действий; нарушения прав беженцев и вынужденных переселенцев; прав военнослужащих; социальных прав граждан в условиях рыночной экономики; неблагополучие в пенитенциарной системе.
В последнее время к этому списку прибавилась проблема защиты `религиозных меньшинств`, не подпадающих в силу нового закона о свободе совести под категорию `традиционных религий`.
Усложнение спектра проблем, связанных с нарушением прав человека, вызвало как появление специализированных правозащитных групп типа комитетов солдатских матерей или организаций по защите прав инвалидов, жертв финансовых пирамид и т.п., так и большой географический разброс правозащитных организаций.
В самом правозащитном движении существует стойкое неприятие идеи создания какого-либо координирующего центра или тем более государственной комиссии. В этой ситуации комиссии по правам человека занимают позиции невмешательства во внутренние дела правозащитного движения. Такая позиция не освобождает государственные правозащитные структуры от оказания необходимой помощи неправительственным правозащитным организациям в их общественно значимой деятельности, тем более взаимодействовать и сотрудничать с ними.

СТАНОВЛЕНИЕ КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На основе закрепленных во второй главе Конституции Российской Федерации норм, гарантирующих права и свободы человека и гражданина, в России, как отмечалось выше, складывается система правовых механизмов, процедур и правозащитных институтов, включающих судебную и внесудебную защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В системе внесудебных учреждений, призванных защищать права и свободы человека и гражданина, заметная роль принадлежит Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации и комиссиям по правам человека при главах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Необходимость создания Комиссии по правам человека при Президенте России стала очевидной в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года No 1400 `О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации`, прекратившего деятельность Верховного Совета и соответственно его Комитета по правам человека.
Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 1993 года No 1798 были утверждены состав Комиссии по правам человека и Положение о ней. В Комиссию были приглашены известные правозащитники, общественные деятели, писатели, юристы, журналисты.
В соответствии с утвержденным Положением Комиссия являлась совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, содействующим реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Основными задачами Комиссии были определены следующие:
- создание условий для реализации Президентом его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, включая полномочия по осуществлению контроля за обеспечением соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами и общественными объединениями;
- содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- содействие координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации основ государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- укрепление международного сотрудничества в области обеспечения и защиты прав и свобод человека.
Важнейшей функцией Комиссии являлось рассмотрение обращений граждан о нарушениях их прав и законных интересов, расследование и проверка таких фактов.
На заседаниях Комиссии по правам человека рассматривались наиболее важные проблемы, связанные с нарушением прав человека, в частности, серьезные нарушения прав детей в школе-интернате `Феникс`, которой руководил В.Столбун; нарушения прав граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства; нарушения прав военнослужащих; нарушения прав лиц, находящихся в местах изоляции, и другие. Однако первая Комиссия свои заседания проводила крайне редко и не использовала всех своих возможностей для решения неотложных задач, возложенных на нее положением и связанных с фактами нарушений прав человека в стране. В марте 1996 года Комиссия, многие члены которой выражали несогласие с проводимой федеральной властью политикой в отношении Чечни, по предложению ее председателя С.Ковалева самораспустилась.
В мае этого же года Указом Президента Российской Федерации были утверждены новый состав Комиссии по правам человека и положение о ней. Председателем Комиссии назначен профессор В.Карташкин. В Комиссию были приглашены авторитетные люди, многие из которых имеют большой опыт общественной и правозащитной деятельности.
Новым важным этапом в деятельности государственных правозащитных организаций стал Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года No 864 `О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации`, в котором, в частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось образовать комиссии по правам человека.
В соответствии с этим Указом Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, которая была одним из инициаторов данного указа, направила главам исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации письма, в которых были даны рекомендации по созданию региональных комиссий по права человека. В частности, было рекомендовано, чтобы в состав комиссий включались, известные в регионе общественные деятели, депутаты, ученые, юристы (адвокаты), журналисты, представители администрации, общественных правозащитных организаций, зарекомендовавшие себя активной деятельностью по защите прав граждан.
Уже к концу 1996 - началу 1997 года почти в половине субъектов России при главах исполнительной власти были созданы комиссии по правам человека. К настоящему времени комиссии функционируют в 61 субъекте Российской Федерации, а еще в нескольких субъектах ведется работа по их учреждению.
10 сентября 2001 года Президент Российской Федерации утвердил Указ, которым внес изменения и дополнения в Положение о Комиссии, а также обновил ее состав. Указ Президента Российской Федерации был вызван необходимостью совершенствовать деятельность Комиссии и привести ее Положение в соответствии с новым этапом конструктивных преобразований в стране, укреплением российской государственности и формированием гражданского общества.
За последние несколько лет по инициативе Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации стали создаваться комиссии по правам человека и иные структуры в федеральных округах, развиваются связи с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, с неправительственными правозащитными организациями. Комиссия по права человека при Президенте Российской Федерации стала проводить регулярные встречи с комиссиями по правам человека и другими аналогичными структурами государств СНГ и Балтии. Эти изменения и вызвали необходимость дополнить Положение о Комиссии и привести его в соответствие с новыми сложившимися реалиями. Изменен подход и к формированию членского состава Комиссии. Если раньше членами Комиссии являлись в основном общественные деятели, ученые, юристы, журналисты, правозащитники, то в соответствии с утвержденным Указом в ее состав включены и ряд руководящих сотрудников некоторых министерств и ведомств, компетенция которых связана с защитой прав и свобод человека. Опыт работы Комиссии показал, что включение в ее состав видных государственных деятелей способствует более эффективному осуществлению функций Комиссии, квалифицированному обсуждению вопросов, относящихся к правам человека и их практическому осуществлению.

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ И ЧЛЕНСКОМ СОСТАВЕ
КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Процесс учреждения региональных комиссий по правам человека имеет сходство, поскольку комиссии в своем абсолютном большинстве создавались в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года No 864, которым рекомендовалось образовать в субъектах Российской Федерации комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Как правило, комиссии создаются постановлениями глав исполнительной власти субъектов Федерации. Они работают на основе положений, утвержденных этими постановлениями. Состав комиссии и ее руководство также утверждается решением главы администрации, который имеет право изменить ее состав. Комиссии действуют преимущественно на общественных началах, в их состав входит чаще всего лишь один освобожденный сотрудник - председатель, его заместитель или ответственный секретарь, в других же случаях это технический секретарь. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии производится за счет администрации в тех пределах, какие определены администрацией.
В ряде регионов страны комиссии создавались и иным образом. В Ивановской области, например, комиссия по правам человека учреждена решением Законодательного Собрания области, подписанного затем главой областной администрации. Таким образом обеспечена определенная независимость от исполнительной власти и подотчетность представительному органу власти. Законодательное Собрание утвердило также положение о комиссии и ее состав. Это решение было одобрено затем главой областной администрации.


Что касается членского состава, то на практике встречаются в основном два варианта формирования региональных комиссий:
1. В состав комиссий входят представители администрации, правоохранительных органов, депутаты, ученые, преподаватели высших учебных заведений. Вопреки Указу Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года `О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации` и рекомендациям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации о том, что в комиссиях должно быть оптимальное сочетание юристов, ученых, представителей администрации и общественных объединений, в некоторых комиссиях представители неправительственных правозащитных организаций в их состав не включены.
Практика показала, что там, где это не сделано работа комиссий носит зачастую формальный характер, она существует преимущественно на бумаге, с целью демонстрации выполнения названного Указа Президента Российской Федерации.
2. В состав комиссий, наряду с сотрудниками администрации входят ученые, юристы, журналисты, представители общественных правозащитных организаций. Комиссии собираются достаточно регулярно. На заседаниях обсуждаются важнейшие проблемы защиты прав и свобод граждан региона. Правозащитники используют эти заседания для изложения своих взглядов по обсуждаемым вопросам. В свою очередь, представители власти, принимая во внимание позиции и мнения правозащитников, предлагают конкретные меры для защиты прав граждан региона. Таким образом, наряду с помощью конкретным людям, создается `площадка для общения` и сотрудничества. Такой состав комиссии (Республики Адыгея, Северная Осетия-Алания, Архангельская, Брянская, Владимирская, Иркутская, Липецкая, Ростовская, Тверская, Читинская области), как показывает практика их деятельности является наиболее оптимальной для успешной работы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Изучение деятельности комиссий по правам человека при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, анализ текстов их положений, других материалов региональных комиссий (отчетов, докладов, справок), публикаций в средствах массовой информации показывают, что основными направлениями деятельности региональных комиссий по правам человека являются:
- содействие реализации главой исполнительной власти (президентом республики, губернатором, главой администрации) его конституционных (уставных) полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, признаваемых и гарантируемых в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
- содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- содействие деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации основ государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Одним из важнейших направлений деятельности комиссий по правам человека в субъектах Федерации является и работа с обращениями и жалобами граждан, оказание им юридической и практической помощи в защите их прав и законных интересов, организация работы общественных приемных и юридических клиник.
Осуществляя свою деятельность по названным направлениям, выполняя другие возложенные на комиссии задачи, они в своей повседневной работе:
осуществляют сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в получаемых от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления материалах по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обращениях граждан и общественных объединений по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам, проводят специальные расследования;
составляют общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав и свобод человека и гражданина и направляют их главе исполнительной власти субъекта Федерации, а многие комиссии и в законодательные (представительные), судебные органы власти субъекта, руководителям правоохранительных органов, а также в Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации;
вносят руководству субъекта Федерации, Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
осуществляют подготовку проектов указов, постановлений, распоряжений, поручений, обращений главы исполнительной власти и решений законодательного (представительного) органа власти субъекта Федерации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
анализируют законодательство субъекта Российской Федерации, затрагивающее вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, участвуют в подготовке законопроектов, регулирующих данные вопросы, для внесения их главой исполнительной власти субъекта Федерации в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации;
проверяют по поручению руководства субъекта Федерации либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления прав человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность;
взаимодействуют с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации и комиссиями по правам человека в других субъектах Федерации, сотрудничают с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и региональными уполномоченными по правам человека, по правам ребенка и с неправительственными правозащитными организациями.
Многие комиссии активно участвуют в проведении общественно-значимых акций, направленных на привлечение внимания к проблемам обеспечения и защиты прав человека, в правовом просвещении населения (конференции, семинары, круглые столы), осуществляют гражданский контроль за соблюдением прав и свобод человека.
Реализуя основные направления своей деятельности, комиссии используют в своей работе различные формы и методы, которые зависят как от объективных факторов, главным образом, от конкретной социально-экономической и общественно-политической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации, так и субъективных, таких как: отношение руководства региона к деятельности комиссии по правам человека, активности председателя и членов комиссии, состава комиссии и ряда других факторов.
Сочетание таких факторов отражается на работе многих региональных комиссий по правам человека.
Например, комиссия по правам человека при Президенте Республики Северная Осетия-Алания (председатель Сидаков Ю.С.) при определении основных направлений, форм и методов деятельности не может не учитывать неблагоприятные факторы, существующие реально и отрицательно влияющие на обеспечение и защиту прав человека и гражданина республики.
Среди таких факторов:
- наличие большого числа беженцев из Грузии, Чечни и ряда других регионов, положение в которых характеризуется этническими конфликтами и даже боевыми столкновениями;
- значительные материальные затраты на устранение последствий осетино-грузинского и осетино-ингушского конфликтов;
- экономические убытки республики из-за продолжения боевых действий в Чечне, обусловивших необходимость размещения федеральных сил на приграничной с Чечней территории;
- потери, связанные с частичной парализацией линий коммуникаций и внешнеэкономических связей из-за напряженной обстановки в республике и регионе;
- определенное влияние на население республики исламского экстремизма, в частности, ваххабизма, а также факторы криминального характера (терроризм, похищение людей, опасность возникновения межэтнических конфликтов и т.д.).
Эти и ряд других факторов негативно влияют не только на общественно-политическую ситуацию, но и в значительной степени на социально-экономическую сферу, вследствие чего наиболее массовые ущемления прав граждан происходят именно в области социальных и трудовых правоотношений и ряде других.
Исходя из конкретной обстановки, комиссия в своей работе уделяет первостепенное значение решению проблем по следующим направлениям:
- права граждан в условиях неблагоприятной демографической ситуации и миграционных процессов;
- соблюдение конституционных прав граждан на судебную защиту;
- нарушения прав граждан в приемных органов государственной власти;
- права верующих и исполнение законодательства в сфере религии;
- исламский экстремизм и права человека.
Для принятия соответствующих решений по недопущению нарушений прав граждан в связи с наличием указанных проблем комиссия провела ряд исследований, включавших опросы, анкетирование, мнения компетентных специалистов, духовенства и авторитетных старейшин разных национальностей.
Волнующие комиссию проблемы рассматриваются на ее заседаниях, как правило, в расширенном составе, с приглашением ответственных представителей исполнительной власти, экспертов, средств массовой информации. Принятые комиссией решения с выводами и рекомендациями направляются президенту и правительству республики, которые по установившейся в республике практике дают поручения соответствующим ведомствам и должностным лицам для их реализации.
Комиссия считает важной и поощряет такую форму деятельности как участие в просветительской и лекторской работе, когда члены комиссии выступают в различных аудиториях (в трудовых и творческих коллективах, в учебных заведения, в сельских населенных пунктах) по проблемам обеспечения и защиты прав человека, с информацией о деятельности комиссии. Например, обсудив на заседании проблему `Исламский экстремизм и права человека`, комиссия совместно с Духовным Управлением мусульман разработала и реализует акцию `Ислам без оружия` - долговременную программу, направленную на защиту прав человека.
Комиссия по правам человека при Главе администрации Архангельской области (председатель Дитятева Н.Г.), осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека, постоянно расширяет свои возможности по реагированию на существующие нарушения прав и свобод граждан.
С момента создания комиссии при ней был учрежден действующий на общественных началах Экспертный совет, куда входят, в основном, авторитетные и квалифицированные юристы области. Экспертный совет рассматривает внесенные в Областное Собрание депутатов законопроекты, касающиеся проблемы прав граждан, а также проводит правовую экспертизу всех документов комиссии (рекомендации, обращения в Областное Собрание, Государственную Думу, федеральные министерства и ведомства).
С 1998 года при комиссии функционирует юридическая клиника на базе Архангельского государственного технического университета, в которой проходят правовую подготовку консультанты комиссии из числа студентов старших курсов юридического факультета, ведущие прием граждан и оказывающие им бесплатные юридические услуги. Комиссия отмечает исключительно добросовестное отношение консультантов-студентов к своим обязанностям. Подобные юридические клиники созданы при комиссиях по правам человека и в некоторых других субъектах Российской Федерации.
При комиссии по правам человека Архангельской области создан Совет по работе с трудными подростками, основными задачами которого являются обследование условий их жизни, оказание им и их родным психологической поддержки, представительство интересов детей в компетентных органах.
Действует созданный при комиссии общественный Совет по работе с осужденными, занимающийся изучением состояния условий жизни осужденных, изысканием дополнительных источников финансирования, улучшением условий их содержания, осуществляющий гражданский контроль за работой сотрудников учреждений, исполняющих наказания.
На основе полной компьютеризации в комиссии создана база данных `Права человека в Архангельской области`, куда занесены все обращения в комиссию, после чего стало возможным проведение масштабных статистических исследований ситуаций, касающихся соблюдения прав человека в регионе; отслеживание результатов обращений граждан.
Основными направлениями деятельности комиссии по правам человека при Губернаторе Иркутской области (председатель Хороших Г.К.) являются работа по защите и восстановлению прав и свобод граждан, содействие деятельности правозащитных общественных организаций и просвещение в области прав человека.
Работа с письменными и устными обращениями граждан по вопросам нарушения их прав занимает ведущее направление в работе комиссии. Прием граждан проводится ежедневно председателем и специалистом аппарата комиссии, они же осуществляют работу с письменными обращениями. О работе приемной комиссии граждане знают не только из информации средств массовой информации; телефон и адрес приемной находится в телефонных справочниках.
Приемная комиссии ведет картотеку обратившихся граждан, в которой фиксируются письменные обращения, сейчас в картотеке находится около 4 тысяч карточек. Граждане, обращающиеся в комиссию за различного рода устными консультациями, регистрируются в книге учета. Количество обращений в комиссию ежегодно увеличивается. Если в 2000 году поступило 1182 обращения, что на 446 больше чем в 1999 году и почти вдвое выше уровня 1998 года, то за 10 месяцев 2001 года поступило уже более 1100 обращений, то есть примерно такое же количество обращений, как за весь прошлый год. Возросшее количество обращений, по мнению комиссии, обусловлено прежде всего ее высокой репутацией у населения области. Многие граждане обращаются в комиссию по рекомендации тех, кто уже побывал в приемной. Отмечается также и возрастающая активность граждан в защите своих прав.
Комиссия организует и участвует в различных мероприятиях (конференции, семинары, круглые столы) по проблеме прав и свобод человека и гражданина. Так, только в последние два года председатель и члены комиссии участвовали в более чем тридцати различных мероприятиях, в числе которых организованный совместно с Московским центром международной защиты семинар `Международная защита. Как обратиться в Европейский Суд по правам человека`, научно-практическая конференция с участием учителей школ и правозащитников области `Проблема правового просвещения школьников`, конференция для старшеклассников города Иркутска `Права человека - твои права`, Х международная сессия `Права человека, культура мира: содержание и методы обучения` и др.
Комиссия по правам человека при Губернаторе Кировской области (председатель Курбатов Б.Г.) основным направлением своей деятельности считает содействие в защите социальных прав различных категорий граждан.
Так, в последние два года на заседаниях комиссии, которые проходят всегда в расширенном составе, с приглашением руководителей подразделений администрации области, областных ведомств и служб, правоохранительных органов, экспертов и средств массовой информации рассмотрены вопросы, связанные с выполнением в области Федерального закона `О статусе военнослужащих` в части реализации льгот, гарантий и компенсаций, предоставленных военнослужащим, исполняющим обязанности в ходе вооруженных конфликтов; о реализации на территории области прав беженцев и вынужденных переселенцев; о практике применения законодательства о защите прав потребителей в сфере бытового обслуживания; о соблюдении трудового законодательства в акционерном обществе `Восточный` и другие.
По итогам обсуждения комиссией даются адресные рекомендации, которые в последующем реализуются через соответствующие поручения Губернатора области, который считает вопросы обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан приоритетными. Благодаря этому комиссия имеет большой авторитет в области, с ней считаются руководители всех уровней и это помогает ей проводить многие серьезные мероприятия, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан.
Комиссия активно участвует в организации и проведении конференций, семинаров и круглых столов. Например, в 2001 году с участием комиссии по правам человека успешно прошли мероприятия по следующей тематике:
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и ее реализация в области;
- Россия и Конвенция о правах ребенка;
- Смертная казнь в России: за и против;
- Социально-экономическое положение молодежи и государственная молодежная политика в области, и другие.
С участием членов комиссии по правам человека проведена школа лидерства для женщин по теме `Права женщин`, правовая игра `Подросток и закон`, программа `Детский адвокат` и другие мероприятия.
Как отмечает в своем докладе комиссия по правам человека при Главе администрации (Губернаторе) Ростовской области (председатель Хрипун В.И.), главным направлением своей деятельности комиссия считает оказание содействия Главе администрации в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области, а также взаимодействие и сотрудничество с неправительственными правозащитными и другими общественными объединениями в целях защиты прав и законных интересов граждан.
Важное место в деятельности комиссии уделяется анализу ситуации с соблюдением прав и свобод человека в деятельности правоохранительных органов, в частности, органов внутренних дел, где нарушения прав человека сотрудниками при исполнении ими своих служебных обязанностей особенно нетерпимы и представляют особую общественную опасность. Комиссия отмечает, что в органах системы МВД имеют место случаи грубых нарушений прав личности, когда работниками внутренних дел области незаконно нарушаются такие конституционные права граждан как право на личную свободу, на неприкосновенность жилища и собственности, на свободу передвижения. Проанализировав и обсудив на заседании указанную ситуацию, комиссия направила представление начальнику ГУВД области, в котором в обобщенной форме дана информация о серьезных нарушениях прав и свобод человека со стороны сотрудников милиции и рекомендованы конкретные меры по устранению нарушений. Итогом рассмотрения руководством ГУВД области представления комиссии по правам человека явилось привлечение к дисциплинарной ответственности семи начальников гор(рай)органов внутренних дел. Разрешению вскрытых и обнародованных комиссией по правам человека проблем было посвящено заседание координационного совещания правоохранительных органов.
Постоянно в поле зрения комиссии находятся вопросы защиты прав и законных интересов наименее социально защищенных групп населения. Это прежде всего ветераны, пенсионеры, дети, женщины, беженцы и вынужденные переселенцы, военнослужащие и другие.
Реализуя возложенные на комиссию по правам человека при Губернаторе Тверской области (председатель Исакова О.А.) задачи, она строит свою работу по таким направлениям:
- рассмотрение обращений граждан и общественных объединений по вопросам соблюдения прав и свобод человека;
- оказание бесплатной юридической помощи неимущим гражданам;
- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
- организация общественной защиты граждан;
- содействие объединению действующих в области правозащитных и других неправительственных организаций в правозащитное движение региона, что дает возможность им по многим вопросам выступать с единых позиций.
Большая работа была проделана комиссией области в связи с рассмотрением проекта Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека, разработанной Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации. Оценивая важность этого документа, формулирующего основные направления внутренней и внешней политики России в сфере прав человека и содержащей предложения по совершенствованию механизмов и процедур их защиты, комиссия посчитала необходимым организовать широкое общественное обсуждение данного документа среди населения, общественных организаций области, ученых, специалистов-правоведов путем обращения как к конкретным организациям, так и к широкой общественности с привлечением средств массовой информации (прессы, радио). Было получено большое количество отзывов и конструктивных предложений по содержанию данного документа.

Как видно из вышеизложенного, региональные комиссии по правам человека в своей деятельности используют различные формы и методы с целью решения задач, возложенных на них соответствующими положениями. Они сводятся к созданию условий для реализации главой исполнительной власти субъекта Федерации -гаранта прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта, включая полномочия по осуществлению контроля за обеспечением соблюдения прав и свобод человека органами государственной власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами; рассмотрению обращений граждан о нарушении их прав и свобод, проверки таких фактов.
Значительное место в их работе занимают вопросы социально-экономических прав граждан, положение лиц, находящихся в СИЗО и других местах лишения свободы, сотрудничество с правозащитными организациями, оказание конкретной помощи группам населения, особенно нуждающимся в неотложной защите своих прав: вынужденным переселенцам, военнослужащим, детям, инвалидам, пенсионерам.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ.

Комиссии по правам человека, будучи учрежденными при главах исполнительной власти субъектов Федерации, входят в структуру этих органов. В то же время все региональные комиссии по правам человека функционируют на общественных началах и некоторые из них даже возглавляются представителями общественных организаций. Такая организация работы комиссий является своеобразной формой взаимодействия между властью и гражданами, апеллирующими к власти как к гаранту прав и свобод личности. Подобный институт сотрудничества между властью и человеком является объективным отражением происходящих в обществе процессов демократизации, формирования правового государства и становления гражданского общества.
Взаимодействие региональных комиссий по правам человека с исполнительными, законодательными и судебными органами власти, правоохранительными органами и органами прокуратуры выражается в различных формах, применяются разнообразные методы в зависимости от общественно-политической ситуации в том или ином субъекте Федерации, состава самих комиссий, складывающихся взаимоотношений органов государственной власти (их руководителей) между собой (исполнительной и законодательной, исполнительной и судебной), между органами государственной власти и органами прокуратуры, и т.д., а также других факторов, что реально влияет на эффективность взаимоотношений и сотрудничества комиссии по правам человека с указанными государственными структурами.
Например, комиссия по правам человека Владимирской области (председатель Якушева Л.В.) в целях повышения эффективности реализации своих консультативно-рекомендательных полномочий реально утвердила в своей работе принцип постоянного контакта с Главой администрации области. Ни одно заседание комиссии не проводится без присутствия Главы администрации. Тщательная проработка членами комиссии обсуждаемых на ее заседаниях проблем, убедительная, квалифицированная аргументация принимаемых комиссией рекомендательных решений в присутствии и при участии Главы администрации области позволяют привлечь внимание и полномочия власти для реализации принимаемых рекомендаций. Реально это воплощается в конкретной деятельности Главы администрации по выполнению рекомендаций комиссии.
Так, например, во исполнение рекомендаций комиссии по исследованной ею проблеме соблюдения прав человека в пенитенциарной системе области Главой администрации области Виноградовым Н.В. были внесены в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Российской Федерации проекты Федеральных законов:
- `О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации `О налоге на добавленную стоимость`, в котором нашло свое воплощение рекомендательное предложение комиссии освободить предприятия уголовно-исполнительной системы от налога на добавленную стоимость с тем, чтобы высвобождающиеся средства могли быть направлены на развитие производственной базы Управления исполнения наказаний (УИН), находящейся в настоящее время в плачевном состоянии;
- `О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации `О налоге на прибыль предприятий и организаций`, в котором воплощена рекомендация комиссии освободить полностью от налога на прибыль предприятия УИС, чтобы высвобождающиеся средства позволили организовать дополнительные рабочие места для трудоустройства осужденных, обеспечить рост объемов производства в системе УИН.
Ряд поручений и указаний Главы областной администрации по проблемам социальной защиты вынужденных переселенцев, детей-сирот, заключенных и работающих в системе уголовно-исполнительного наказания соответствующим ведомствам, департаментам и управлениям также были основаны на рекомендательных предложениях областной комиссии по правам человека.
Обычной является практика, когда в процессе работы с обращениями и жалобами граждан члены комиссии встречаются с руководителями прокуратур области и городов, областных управлений юстиции и внутренних дел, различных ведомств. Руководители органов государственной власти и других властных структур приглашаются на заседания комиссии при обсуждении вопросов, если они касаются защиты и восстановления прав граждан и соответствующих ведомств.
В практической работе по защите прав граждан комиссия по правам человека Брянской области (председатель Максимкина Т.А.) активно взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, судами. Например, в связи с возросшим количеством обращений военнослужащих и членов их семей по рекомендации комиссии по правам человека организованы их прием в определенный день недели с участием сотрудников Брянской гарнизонной прокуратуры и гарнизонного военного суда.
Как было отмечено ранее, выводы и рекомендации комиссии по правам человека Кировской области доводятся до Губернатора области, со стороны которого оказывается постоянная поддержка комиссии. Решения комиссии направляются в соответствующие властные структуры области и должностным лицам с соответствующими поручениями Губернатора.
Изучение опыта работы комиссий показывает, что там, где налажено взаимодействие и сотрудничество с исполнительными, законодательными и судебными органами власти эффективность их деятельности намного возрастает.

СОТРУДНИЧЕСТВО КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
С УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ПРАВОЗАЩИТНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Изучение деятельности комиссий по правам человека, беседы с руководителями и членами комиссий, анализ ответов на вопросы анкеты о взаимодействии и сотрудничестве с неправительственными правозащитными организациями (НПО), которая направлялась во все региональные комиссии свидетельствуют, что абсолютное большинство комиссий в субъектах Федерации в той или иной степени сотрудничают с НПО.
Так, комиссия по правам человека Владимирской области совместно с неправительственными правозащитными организациями разработала концептуальную базу и определила формы взаимодействия и сотрудничества. В рамках этой разработки создан постоянно действующий семинар `Теория и практика правозащитного движения`, на базе которого проводятся сессии по актуальным проблемам, касающимся прав человека, организована и проведена областная научно-практическая конференция на тему `Всеобщая декларация прав человека и современность`.
Активно сотрудничает с общественными правозащитными организациями комиссия по правам человека Иркутской области. Комиссией совместно с НПО сформирована секция `Защита прав человека`, одним из координаторов которой является председатель комиссии Хороших Г.К. В секцию поступило 15 социально-значимых проектов, касающихся защиты прав и свобод человека, среди которых: создание общественных приемных по правам человека, реабилитационного центра для бывших заключенных, проведение студенческих областных конкурсов по правам человека, мониторинг нарушений прав несовершеннолетних и другие.
Тесно сотрудничает с активно работающими правозащитными организациями комиссия по правам человека Ростовской области. В управлении юстиции области зарегистрировано около ста правозащитных организации, почти с половиной из них комиссия по правам человека сотрудничает. Лидеры наиболее известных и авторитетных в области правозащитных организаций являются членами комиссии по правам человека, среди которых Зюбровская Е.Х. - председатель областного комитета солдатских матерей, Пятакова А.И. - президент женской организации в г.Новочеркасске `Вера, Надежда, Любовь`, Трофимов Н.И. - председатель правления Таганрогской общественной организации `Центр по защите прав человека`.
Плодотворное сотрудничество комиссии по правам человека с общественной организацией, созданной при Ростовском университете `Центр по правам человека Совета Европы` положительно сказывается на информационной и юридической помощи гражданам области, защите их прав в российских судах и Европейском Суде по правам человека. Функционирующая при этом Центре юридическая клиника (студенты старших курсов юридического факультета РГУ) оказывает бесплатную консультационную помощь гражданам, обращающихся в комиссию по правам человека (трудовые, гражданские, семейные, жилищные споры).
Успешное проведение Комиссией по правам человека мониторинга прав человека в области, по свидетельству ее руководства, стало возможным благодаря активной помощи и поддержке некоторых неправительственных правозащитных организацией, прежде всего возглавляемого Трофимовым Н.И. Центра по правам человека.
Комиссия по правам человека при Губернаторе Тверской области проводит политику тесного сотрудничества с большинством правозащитных организаций области, особенно с теми, которые оказывают конкретную помощь определенным категориям граждан в защите их прав, участвуют в правовом просвещении. В связи с тем, что некоторые правозащитные организации, особенно вновь созданные, часто не имеют в своем составе юристов, плохо обеспечены нормативными документами, областная комиссия предоставляет возможность пользоваться библиотекой, электронными справочными правовыми системами, проводить в помещении комиссии семинары и круглые столы.
В последние два года комиссия по правам человека совместно с общественной организацией `Студенческий правозащитный союз` реализуют проект `Мониторинг прав человека в Тверской области`. На основе собранного материала в рамках данного проекта проведен круглый стол с участием лидеров правозащитных организаций г.Твери.
Комиссия активно развивает контакты с Международным обществом прав человека, Московской школой прав человека, Молодежным центром прав человека и другими неправительственными правозащитными организациями области и России.
В связи с функционированием в Российской Федерации института Уполномоченного по правам человека многие комиссии по правам человека в субъектах Федерации проявляют интерес к взаимодействию и сотрудничеству с этой новой государственной правозащитной структурой. Такое сотрудничество создает наилучшие условия для эффективной защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Некоторые государственные и общественные деятели зачастую задаются вопросом о целесообразности иметь два органа, призванных защищать права человека - комиссии и уполномоченных. По их мнению, эти органы аналогичны как по объему их компетенции, так и по характеру выполняемых задач.
Общей для этих органов является лишь конечная цель - защита конституционных прав и свобод человека и гражданина.
По правовому статусу, объему полномочий, задачам и методам деятельности комиссии по правам человека и институт уполномоченного различны. Наличие уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации не может заменить комиссию по правам человека и наоборот.
Так, институт уполномоченного по правам человека, предусмотренный Конституцией Российской Федерации и назначаемый Государственной Думой на основании Федерального конституционного закона `Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации` по своей сути является парламентским органом, осуществляющим контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами, а также международными пактами и соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией. Деятельность Уполномоченного по правам человека лишь дополняет существующие средства обеспечения прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Одним из главных способов реализации Уполномоченным по правам человека своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан Российской Федерации, а также обращений иностранцев и лиц без гражданства. Форма жалобы и порядок ее направления, а также процесс ее рассмотрения регламентируется Законом об Уполномоченном по правам человека. При этом следует особо подчеркнуть, что не каждая жалоба, направленная Уполномоченному по правам человека может быть им рассмотрена. Он принимает жалобы к рассмотрению лишь тогда, когда исчерпаны все внутренние средства правовой защиты.
В отличие от института уполномоченного по правам человека комиссии по правам человека, учреждаются высшими должностными лицами (президентами, губернаторами, главами администраций) субъектов Российской Федерации. Они являются совещательными и консультативными органами при главах региональных администраций. Главной задачей комиссий по правам человека является содействие в реализации главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению и защите гарантированных Конституцией страны прав и свобод граждан на территории соответствующего субъекта Федерации.
В отличие от функций уполномоченного по правам человека рассмотрение жалоб граждан не является приоритетным направлением в деятельности комиссий по правам человека. И тем не менее обращение граждан в комиссию по правам человека не ограничены какими-либо условиями, они могут быть поданы на любой стадии их разбирательства.
Перед комиссиями стоят задачи содействия совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека, содействия координации деятельности органов государственной власти по реализации государственной политики в области обеспечения и защиты прав человека и гражданина. Их важнейшими задачами является упреждение возможных нарушений прав и свобод граждан действиями и решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как показывает опыт работы правозащитных органов в регионах уполномоченный по правам человека не в состоянии решить многие вопросы, связанные с защитой прав человека. Не случайно, что многие из них зачастую обращаются в Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации с просьбой помочь им решить ряд вопросов, касающихся прав человека, направляют в Комиссию различные письма и жалобы граждан на нарушения их прав и законных интересов.
Вместе с тем тесный контакт комиссий по правам человека с уполномоченными по правам человека лишь повысит действенность их работы в деле обеспечения прав граждан. В этом отношении особенно эффективной может быть реализация докладов уполномоченного по правам человека, осуществляемая с помощью комиссий по правам человека, консультативных органов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. В этих целях комиссия может вносить конкретные предложения как высшим должностным лицам, так и другим органам государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации ряда положений доклада уполномоченного и контролировать осуществление этих мер.
Существующий международный опыт показывает, что примерно в тридцати странах мира успешно действуют национальные (государственные) комиссии по правам человека. В большинстве случаев они эффективно взаимодействуют с существующим в этих странах институтом омбудсмана (уполномоченного по правам человека). В качестве примера можно назвать Данию, где работают омбудсман и национальная комиссия по правам человека. Если омбудсман и его офис занимаются преимущественно рассмотрением конкретных случаев нарушения прав человека, то национальная комиссия по правам человека концентрируется на анализе общей ситуации в стране в сфере прав человека, на экспертизе законопроектов, касающихся прав человека, их соответствия европейскому законодательству, на правовом просвещении и воспитании.
Аналогичные государственные правозащитные структуры функционируют во Франции и ряде других стран.

Поэтому правомерно рассматривать деятельность комиссий по правам человека, в особенности на федеральном уровне, не только как `переходный этап` к созданию института уполномоченного по правам человека (как считают некоторые руководители местных органов власти и отдельные уполномоченные по правам человека), а как самостоятельный компонент деятельности государственных правозащитных структур. Более того, большинство глав субъектов Российской Федерации, учреждая комиссии по правам человека, считают их более эффективным органом, способствующим защите прав человека, чем институт уполномоченного.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ

Анализ ответов на вопросы анкеты (см. приложение), разосланной во все комиссии субъектов Российской Федерации дает основание сделать следующие выводы и обобщения по результатам анкетирования.

Основные характеристики персонального состава комиссий

Основная масса комиссий имеет уже достаточно длительный срок существования - 3-5 лет, большинство из них созданы на протяжении 1996-1998 г.г. Средний стаж руководителей комиссий в должности составляет: 3-4 года - у 60 процентов руководителей, 1-2 года - у 25 процентов, до 1 года - у 15 процентов.
В среднем численность комиссий варьируется в основном в пределах 10-20 человек, численность примерно 10 процентов комиссий составляет менее 10 человек.
Практически во всех комиссиях присутствуют сотрудники администрации и представители правозащитного движения. Велика численность юристов (в силу специфики правозащитной деятельности). Более подробно эта картина выглядит следующим образом:
- представители администрации - в 75 случаев составляют от 1 до 3 чел. Однако есть комиссии, половина и более численного состава которых включает представителей администрации (такие комиссии составляют около 20 процентов).
- представители правозащитных организаций есть в большинстве, но не во всех комиссиях. В половине комиссий их число не превышает 1-2 человека. Чаще всего число правозащитников в составе комиссий варьируется в пределах от 1 до 5 человек, но нигде не превышает половину численного их состава.
- представители других общественных организаций в целом присутствуют в составе региональных комиссий не реже, чем правозащитники. В 80 процентах случаев - от 1 до 4 человек.
- юристы чаще всего составляют от 1/3 до 1/2 численного состава региональных комиссий;
- социальные работники в 60-70 процентах случаев составляют 1-2 человека, а в 30 процентах они отсутствуют в составе комиссий.
- журналисты в 70 процентах случаев - по 1-2 человека, в 30 процентах - журналисты отсутствуют в составе комиссий.
Во составе многих комиссий присутствуют депутаты законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации, ученые и преподаватели высших учебный заведений.

Материально-техническое и организационное обеспечение комиссий по правам человека

В обобщенном виде типичная региональная комиссия располагает следующими возможностями:

Отдельное помещение    Имеют около 70% комиссий
Штат сотрудников    1-2 чел. имеют 40 % комиссий
Телефон, факс, ксерокс    Телефон имеют практически все комиссии, факсом и ксероксом большинство комиссий пользуются в администрации
Компьютер    Имеется в 75 % комиссий
Интернет, e-mail    Имеется в 5 % комиссий
Собственный бюджет    Не имеет ни одна комиссия

Около 50 процентов комиссий оценивает свое материально-техническое и организационное обеспечение как удовлетворительное, 20 процентов - как хорошее, а треть комиссий - как неудовлетворительное.

Активность комиссий по правам человека

Несмотря на сравнительно сходные условия деятельности, объем работы комиссий особенно в плане количества поступающих обращений и жалоб различается очень существенно. Например, за период 2000 год - 9 месяцев 2001 года в адрес комиссий Архангельской и Ростовской областей поступило почти по 4000 обращений и жалоб, в адрес комиссии Иркутской области 2300 жалоб, а в адрес комиссии Омской области за этот же период поступило только 70 жалоб. В адрес 40 процентов комиссий почти за два года поступило от 200 до 700 обращений, в адрес 25 процентов комиссий - от 1000 до 2000 обращений.

Значительное количество поступающих в комиссии по правам человека свидетельствует, как правило, об авторитете таких органов у местного населения, их веры в возможность добиться восстановления нарушенных прав.
В некоторой степени определенным индикатором активности региональных комиссий по правам человека может служить интенсивность проведения заседаний комиссии (хотя, конечно, это косвенный показатель). По данным опроса, практически все комиссии собираются не чаще одного раза в месяц, но и не реже, чем раз в квартал. Чем чаще проводятся заседания комиссий, тем больше, как правило, у них объем работы, в том числе количество поступающей в их адрес корреспонденции. Так, комиссии, в которых за год рассматривают от 300 до 500 жалоб, собираются в среднем один раз в квартал, тогда как комиссии, которые получают более 500 жалоб в год проводят заседания в среднем раз в один-два месяца.
Эффективность работы комиссий косвенно определяется и интенсивностью и характером взаимодействия с властными органами и неправительственными правозащитными организациями. Наиболее значительную поддержку комиссии получают от глав местных администраций (при которых они и образованы), а также от правоохранительных органов и судов (подробная информация об этом представлена в приложении). Наименьшее содействие региональные комиссии, по признанию их членов, получают со стороны федеральных органов власти. Хотя и в этом случае только около четверти опрошенных председателей комиссий заявили, что федеральные органы власти им совсем не помогают. Остальные опрошенные признают ту или иную степень поддержки со стороны федерального Центра.
Абсолютное большинство комиссий (около 95 процентов) отмечают значительную помощь в свой адрес со стороны Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.
Основные направления, по которым возможно и желательно взаимодействие федеральной и региональных комиссий по правам человека, по мнению опрошенных, заключаются в обмене опытом правозащитной деятельности, оказании методической, организационной и консультативной помощи со стороны Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, проведении совместных конференций, семинаров и круглых столов, содействие в проведении правового просвещения.
В порядке реализации пожеланий многих комиссий по правам человека субъектов Российской Федерации Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации совместно с Центром содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира направлены в ноябре-декабре с.г. во все комиссии по правам человека, региональным уполномоченным по правам человека, Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и главам исполнительной власти субъектов Федерации библиотечки из 40 книг, содержащих основные международные документы, российские законодательные акты, кодексы, а также другую научно-практическую литературу по проблеме прав человека.
В 2002 году планируется проведение трехдневных учебных семинаров в федеральных округах для комиссий и уполномоченных по правам человека субъектов Российской Федерации.
Большинство комиссий наладили взаимосвязь с комиссиями по правам человека других, как правило, соседних регионов, многие комиссии взаимодействуют с уполномоченными по правам человека.
Практически все региональные комиссии по правам человека наладили контакт и сотрудничают с неправительственными правозащитными организациями, хотя только треть комиссий осуществляют такое сотрудничество постоянно, а остальные работают с общественными правозащитниками своего региона лишь от случая к случаю.
Во многом эффективность работы региональных комиссий по правам человека (в плане широкого общественного резонанса) зависит от их взаимодействия со средствами массовой информации. Подавляющее большинство опрошенных (90 процентов) уверены, что население имеет представление о деятельности их комиссий, но при этом лишь немногим более 30 процентов комиссий заявляют, что их деятельность освещается СМИ в достаточной степени регулярно. В то же время более трети комиссий заявляют, что о их работе информация в прессе дается лишь эпизодически.


Ситуация в сфере защиты прав человека

Большинство опрошенных отмечают серьезность нынешнего положения в области соблюдения и защиты прав человека и признают необходимость привлечения общественного внимания к проблемам, касающимся этой сферы.
И если оценка общей ситуации в стране в целом выглядит достаточно положительно (большинство опрошенных отмечают позитивную динамику соблюдения прав человека в стране и их регионе), то отдельные проблемы, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека, оцениваются негативно. Так, многие считают, что в России ущемляются такие права, как право на труд, право на свободу передвижения и выбор места жительств, право на жизнь и безопасность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на защиту своих прав в суде, право на жилье, право на экологическую безопасность. Лучше ситуация с защитой прав человека в области свободы совести и вероисповедания, свободы слова, свободы объединений, права на участие во власти (подробная информация приведена в приложении).
Среди возможных направлений деятельности по улучшению ситуации в области соблюдения прав человека опрашиваемые чаще всего предлагали следующее:
решение государством социально-экономических проблем;
строгое соблюдение законов, ужесточение контроля за исполнением законов; эффективное завершение судебно-правовой реформы;
некоторые организационные изменения в деятельности государственных правозащитных структур (укрепление комиссий по правам человека путем введения в них дополнительных штатных должностей и повышение их статуса, выделение средств для их деятельности, в том числе обеспечение оргтехникой; избрание в регионах не только уполномоченных по правам человека, но и по правам детей, по правам военнослужащих и др.);
активизация деятельности по правовому просвещению населения; обучение в области прав человека государственных и муниципальных служащих: сотрудников милиции, прокуратуры, судов, педагогов, медицинских и социальных работников).
Руководители региональных комиссий по правам человека, принимавшие участие в опросе, отмечают положительную роль властных органов в решении проблем в сфере защиты прав человека. Так, на вопрос о том, кто больше всего защищает права человека, свыше 40 процентов назвали главу исполнительной власти субъекта Федерации (что вполне понятно, так как комиссии учреждены при этих главах администраций и поэтому лучше видят их работу `изнутри`). 20 процентов опрошенных полагают, что защиту прав человека в стране в наибольшей степени обеспечивает Президент Российской Федерации. В целом же в ответах опрошенных на данный вопрос доминировали государственные органы и структуры, и практически никто из опрашиваемых не назвал неправительственные правозащитные организации, которые не обладают властными полномочиями и не могут сами претворять в жизнь принимаемые решения.
Вопрос : `Кто в наибольшей степени защищает права человека...
...в субъекте РФ?    ...в России?
Президент (губернатор) - 41 %    Президент России - 20 %
Комиссия по правам человека - 18 %     Комиссия по правам человека при Президенте РФ - 18 %
Суды - 18 %    Суды - 18 %
Прокуратура - 14 %    Прокуратура -12 %
СМИ - 9 %    Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - 14 %
    Органы власти субъектов РФ - 9 %
(подробная информация приводится в приложении)

Показательны ответы руководителей и членов региональных комиссий по правам человека на вопрос: `Насколько важно соблюдение прав человека по сравнению с другими проблемами Вашего субъекта?` Более половины опрошенных ответили, что это одна из важнейших проблем, а по мнению почти половин - это довольно важно, наряду с другими проблемами. Только руководитель комиссии по правам человека Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа считает, что это не так важно, как многие другие проблемы.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Человек, его права и свободы, жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность - высшая ценность, признаваемая и защищаемая Российской Федерацией. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции Российской федерации и составляют основы правового статуса личности, которые не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией (гл. 2). Вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина отнесены к ведению Российской Федерации (п. `в` ст. 72 Конституции). Кроме того, защита прав и свобод находится в совместном ведении Российской Федерации и входящих в нее субъектов (п. `б` ч. 1 ст.72 Конституции). Главная обязанность государственной власти, всех органов государства - это признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина.
Основные права человека есть своеобразный барьер, который в демократическом обществе не может быть преодолен по собственному усмотрению ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью. Конституцией установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Основная масса правовых норм Конституции Российской Федерации, устанавливающих права и свободы человека и гражданина, как правило, находит свое отражение в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Однако, большинство республик, принимая конституции, автоматически переносили нормы Конституции Российской федерации о правах и свободах человека и гражданина, заменяя лишь слова `гражданин Российской Федерации` на `гражданин республики`. Такое копирование норм приводило как к превышению полномочий республик, так и к прямому нарушению в ряде случаев прав и свобод граждан. В настоящее время большинство конституций республик приведены в соответствие с конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, но в ряде республик эта работа еще продолжается.
Правильно, на наш взгляд, поступали те субъекты Российской Федерации, которые в основных законах гарантировали признание, осуществление и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина на своей территории.
В большинстве субъектов Федерации гарантами соблюдения и защиты прав человека и гражданина выступают президенты республик, губернаторы или главы администраций. Эта государственная обязанность закрепляется, как правило, в присягах при вступлении в должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Федеральным законом `Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации` предусмотрена ответственность органов государственной власти вплоть до досрочного прекращения ими полномочий за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, в том числе и путем принятия противоречащих им нормативных правовых актов, повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина или иные негативные последствия, указанные в этом законе. Никто не имеет права ущемлять права и свободы человека, зафиксированные в Конституции страны и федеральном законодательстве.
Поэтому так важно, чтобы в стране работала единая, четко скоординированная система правовых механизмов контроля и процедур обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина,

Проведенный анализ деятельности комиссий по правам человека, действующих в 61 субъекте Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что комиссии осуществляют только им присущими методами и формами работы контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защиту его конституционных прав и законных интересов, содействуют налаживанию конструктивного взаимодействия между общественными и государственными правозащитными институтами, становлению гражданского общества и формированию правового государства.
Анализ работы комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации также показывает, что ими накоплен ценный опыт в деле защиты и восстановления прав человека и гражданина.

С целью дальнейшего повышения эффективности деятельности комиссий по правам человека в субъектах Российской Федерации следует осуществить следующие меры, касающиеся совершенствования работы комиссий, а также их форм и методов.
1. Учредить комиссии по правам человека в тех субъектах Российской Федерации, где они пока еще не созданы и активизировать их деятельность в тех регионах страны, где избраны уполномоченные по правам человека.

2. Образовать комиссии по правам человека в федеральных округах, по примеру комиссий в Центральном и Приволжском федеральных округах, в составе которых председатели комиссий по правам человека и уполномоченные по правам человека субъектов Федерации, входящих в федеральный округ. Эти комиссии должны взять на себя функции сбора, изучения и анализа информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в федеральном округе для принятия мер по улучшению ситуации с правами человека; координации деятельности и организации взаимодействия комиссий по правам человека и уполномоченных по правам человека в субъектах округа; оказания методической и консультативной помощи; проведения экспертизы законодательства, касающегося прав человека.
3. С целью более оперативного решения создания вышеуказанных комиссий следует обратиться к Президенту Российской Федерации или Руководителю Администрации Президента Российской Федерации с просьбой направить в федеральные округа и субъекты Российской Федерации соответствующие рекомендации.
4. Укрепить материальную базу комиссий по правам человека (выделение помещения, средств связи и оргтехники, определенного числа освобожденных штатных сотрудников).
5. Организовать комиссиями по правам человека постоянный прием граждан, а также принятие заявлений граждан по телефону, номер которого должен быть в городских справочниках.
6. Организовать (по примеру некоторых комиссий) юридические консультации, с привлечением к их работе студентов старших курсов юридических факультетов для оказания бесплатной правовой помощи гражданам.

7. Улучшить взаимодействие с органами государственной власти и органами самоуправления субъекта Российской Федерации.
8. Добиваться укрепления сотрудничества с неправительственными правозащитными организациями, осуществлять его на постоянной основе, включать наиболее известных и авторитетных лидеров правозащитного движения в состав комиссий по правам человека.
9. Активно вести правовое просвещение населения, привлекая к этой работе ученых-юристов, преподавателей высших учебных заведений, депутатов законодательных органов, специалистов исполнительных органов власти, должностных лиц органов прокуратуры.
10. Активно участвовать в организации и проведении научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов) с привлечением широкого круга участников и средств массовой информации с целью выявления, обсуждения и выработки путей решения наиболее острых ситуаций в области обеспечения и соблюдения прав человека.
11. Организовать постоянное взаимодействие комиссий по правам человека и уполномоченных по правам человека в каждом из федеральных округов, обмениваться опытом работы по решению насущных проблем обеспечения и защиты прав человека.
12. Оказывать содействие соответствующим органам власти по контролю за соответствием Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Федерации, региональным законам, муниципальному законодательству в сфере прав человека.

13. Проводить совместно с неправительственными правозащитными организациями мониторинг прав человека на территории субъекта Федерации, с использованием его результатов в последующей работе, в том числе для доклада руководителям органов государственной власти.
14. Участвовать в контроле за обеспечением программ государственных гарантий по бесплатной медицинской помощи, образования, а также программ помощи инвалидам, пенсионерам, детям, вынужденным переселенцам и другим наименее социально защищенным группам населения.
15. Оказывать содействие в организации благотворительных общественных фондов для оказания помощи наиболее нуждающимся людям.
16. Инициировать подготовку концепций и программ по обеспечению и защите прав граждан на территории субъекта Российской Федерации.
17. Постоянно повышать уровень правозащитной работы комиссий. В целях обучения их наиболее продуктивным приемам и методам работы проводить ежегодно в каждом федеральном округе семинары с участием председателей и членов комиссий, а также уполномоченных по правам человека.
18. Повышать профессионализм членов комиссий по правам человека и сотрудников их аппаратов. В этих целях создать и постоянно обновлять библиотеки по правам человека.
19. Добиваться выделения средств из бюджета для улучшения деятельности комиссий и повышения эффективности их работы.

Одним из направлений в деятельности комиссий по правам человека может стать работа по содействию в учреждении и создании конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, образование которых предусмотрено Федеральным конституционным законом `О судебной системе Российской Федерации`. Практика работы таких судов (они функционируют в тринадцати субъектах) показывает, что они вносят значительный вклад в обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

Центр содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира

129515, г.Москва, ул. Академика Королева, 8-2-509
тел/факс (095) 216 41 95, e-mail: alex_kop@avallon.ru

Президент Центра профессор Карташкин Владимир Алексеевич
Директор Центра Копылов Александр Терентьевич

Руководитель авторского коллектива
Копылов А.Т.
Ответственный редактор
профессор Карташкин В.А.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 1

ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3

СТАНОВЛЕНИЕ КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ И ЧЛЕНСКОМ СОСТАВЕ
КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 21

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 24

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ 36

СОТРУДНИЧЕСТВО КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА С
УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ПРАВОЗАЩИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 40

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ 47

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 56

ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Анкета, разосланная в региональные комиссии 63
2. Графическое изображение результатов анкетирования 70


Москва
декабрь 2001

1 дек 2001

Док. 152322
Перв. публик.: 22.01.03
Последн. ред.: 23.01.03
Число обращений: 17


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``