Материалы общественных слушаний:О реальных возможностях пресечения и профилактики нарушений экономических прав гражданНазад
Материалы общественных слушаний:О реальных возможностях пресечения и профилактики нарушений экономических прав граждан
( НА ПРИМЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДОЛГОВ ГОСУДАРСТВА, СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФЕРТОВ И ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ)
В принципе правильный курс на реалистичность и бездефицитность госбюджета на практике реализуется со значительными социальными, правовыми и, в конечном итоге, экономическими издержками.
Из года в год в жертву `реалистичности и бездефицитности` федерального бюджета приносятся законные права и неотложные, социально необходимые потребности граждан, регионов, и социально ориентированного сектора экономики. Одна из причин - фрагментарность и несогласованность социальной и экономической стратегий государства, корпоративно-ведомственный, келейный стиль разработки и реализации их взаимосвязанных и взаимозависимых составных частей: денежно-кредитной и долговой политики, пенсионной реформы и страховой медицины; промышленной, аграрной, налоговой, инвестиционной политики, мер по социальной поддержке и по увеличению доходов малообеспеченных граждан и т.д.
Известно, что эту причину `невидимая рука рынка` не устраняет.
Известны и действенные способы борьбы с ней: программно-целевое планирование, приоритет технологиям `двойного назначения` и др. варианты системного подхода. Однако Минфин и Бюджетный комитет Государственной Думы Российской Федерации уже не первый год немотивированно отвергают (или отправляют `под сукно`) экономические механизмы и финансовые технологии, позволяющие экономить бюджетные средства за счет их более эффективного, комплексного использования. С 1996 г. - программы реструктуризации и инфляционно-безопасного погашения задолженностей по государственным долговым товарным обязательствам и другим дореформенным (до 1992 г.) сбережениям граждан по схеме `Долги в обмен на инвестиции, товары и услуги отечественного происхождения`; с 1998 г. - проект `Бюджетные ассигнования двухадресного назначения` и другие бюджетосберегающие схемы.
Игнорируются не только `нетрадиционные` инициативы снизу - рекомендации и даже директивы Президента Российской Федерации. Например, девятилетнее уклонение Сбербанка и Центробанка РФ от исполнения Указа No 2297 от 24.12.93 г. (пункты 6а и 7, соответственно) привело к дополнительному приросту долга из-за ненадлежащего индексирования вкладов граждан в Сбербанке на сотни процентов.
С 2002 г. по стопам `уклонистов` пошел М.Ю.Зурабов, на словах поддержавший увязку Пенсионной реформы с решением проблемы долгов по дореформенным вкладам, а на деле - более года волокитящий рассмотрение концепции такой увязки.
Например, для обеспечения социально-экономической эффективности реформирования пенсионной системы страны, особенно в период одновременного осуществления существенных перемен в смежных областях внутренней политики государства, требуется четкая перманентная координация процессов законотворчества, правоприменения и ресурсного обеспечения как внутри `социального блока`, так и между ним и другими объектами и субъектами бюджетного процесса.
В частности, актуальными направлениями и задачами перестройки систем пенсионного обеспечения и медицинского страхования является их увязка между собой (что планируется, но не вполне корректно), а также с политикой в сфере госдолга на 2003-2005 годы и со среднесрочными программами развития социально ориентированного сектора отечественной экономики (чего пока не предусмотрено).
Другой пример - неполнота, декларативность и неубедительность предложенных 06.03.2003 г. Минфином РФ `Основных направлений политики Правительства РФ в сфере государственного долга на 2003-2005 годы и комплекса мер по ее реализации` в части роли и места на рынке госдолгов РФ средств накопительной пенсионной системы и других инвесторов-резидентов.
В `Основных направлениях ...` не учитывается, что по действующему законодательству (закон от 24.07.2002 г., No 111-ФЗ и др.) объекты инвестирования средств пенсионных накоплений выбирают не Пенсионный фонд РФ, не управляющие компании, а застрахованные лица. Видимо, поэтому Минфин РФ не ставит задачи восстановления и поддержания доверия большинства населения к государственным ценным бумагам и иным формам государственных долговых обязательств. Более того, предлагаемый им вариант `решения` проблемы дореформенных вкладов граждан (последний абзац п.2 доклада А.В.Улюкаева) дестабилизирует не только сферу госдолга - пенсионную, судебную и денежно-кредитную систему России. И приведет не к росту, а к обвалу кредитного рейтинга нашей страны.
Вызывает недоумение и вряд ли повысит доверие внутренних инвесторов и кредиторов РФ также то обстоятельство, что, провозглашая и обосновывая приоритет внутренних заимствований государства перед внешними, авторы `Основных направлений ...` главное внимание уделяют принципам и задачам управления внешним госдолгом (раздел 4 доклада) и крайне скупо, расплывчато и малоубедительно излагают содержание и способы решения важнейших (по их мнению) задач по развитию внутреннего рынка заимствований (формирование Национальной системы сбережений, использование индексируемых ценных бумаг и др.).
Учитывая изложенное, целесообразно:
1. Предложить Пенсионному фонду РФ:
а) при проведении эксперимента по участию фонда в медицинском страховании совместно с Минфином, Минздравом РФ и Минтруда РФ проработать и апробировать вариант новации долговых обязательств РФ по дореформенным сбережениям граждан в договоры на оказание дополнительных медицинских и санаторно-курортных услуг, в том числе - согласно Концепции, предложенной Российским Союзом дореформенных вкладчиков и группой депутатов Государственной Думы РФ;
б) предусмотреть в составе информации, рассылаемой в текущем году во исполнение статей 26, 31, 41 и глав 10, 11 Федерального закона от 24 июля 2002 г. No 111-ФЗ, вариант инвестирования в целевые долговые обязательства РФ, предусмотренные Федеральным законом от 12 июля 1999 г. No 162-ФЗ.
2. Рекомендовать Минфину РФ и Правительству РФ:
а) включить в число государственных ценных бумаг РФ, выпускаемых во исполнение подпункта 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2002 г. No 111-ФЗ, целевые долговые обязательства РФ, предусмотренные Федеральным законом от 10.05.95 г. No 73-ФЗ, или иные ценные бумаги, гарантированно защищенные от инфляционного обесценивания;
б) дополнить `Основные направления политики Правительства РФ в сфере государственного долга на 2003-2005 годы и комплекс мер по ее реализации` разделом `Задачи, принципы, механизмы и порядок управления государственным внутренним долгом РФ`. Предусмотреть в вышеуказанном разделе координацию долговой политики государства с решением задач реформирования систем пенсионного обеспечения и медицинского страхования граждан, включая вопросы инвентаризации, реструктуризации и санационного погашения госдолгов по дореформенным сбережениям населения с использованием схемы `Долги в обмен на инвестиции, товары и услуги отечественного происхождения`.
3. Просить Президента Российской Федерации обратить внимание Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
а) на недоиспользование ими реальных возможностей (источников и механизмов) для исполнения экономических обязательств государства перед гражданами. В частности, возможностей повышения доходов консолидированного бюджета - за счет более полной, в пределах разумной достаточности, реализации прав на распределение прибылей подконтрольных акционерных обществ и более эффективного использования бюджетных средств - по схеме `Долги в обмен на инвестиции, товары и услуги отечественного происхождения` для реструктуризации и погашения внутренних долгов;
б) на необходимость неукоснительного выполнения международных обязательств России по соблюдению и защите имущественных прав граждан: ст. 1 Протокола No 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, международного Соглашения от 13.03.92г. `О принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР` и др.;
в) на недопустимость дальнейшей дискриминации граждан-кредиторов государства, Сбербанка Российской Федерации и Росгосстраха по долгам, принятым Россией от СССР, по отношению к иным кредиторам, внутренним и внешним. И на персональную ответственность за уклонение от оформления и надлежащего исполнения долговых обязательств перед указанными гражданами согласно законодательству Российской Федерации.