В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Материалы общественных слушаний:О реальных возможностях пресечения и профилактики нарушений экономических прав граждан Назад
Материалы общественных слушаний:О реальных возможностях пресечения и профилактики нарушений экономических прав граждан
( НА ПРИМЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДОЛГОВ ГОСУДАРСТВА, СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФЕРТОВ И ПОДДЕРЖКИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ)


В принципе правильный курс на реалистичность и бездефицитность госбюджета на практике реализуется со значительными социальными, правовыми и, в конечном итоге, экономическими издержками.

Из года в год в жертву `реалистичности и бездефицитности` федерального бюджета приносятся законные права и неотложные, социально необходимые потребности граждан, регионов, и социально ориентированного сектора экономики. Одна из причин - фрагментарность и несогласованность социальной и экономической стратегий государства, корпоративно-ведомственный, келейный стиль разработки и реализации их взаимосвязанных и взаимозависимых составных частей: денежно-кредитной и долговой политики, пенсионной реформы и страховой медицины; промышленной, аграрной, налоговой, инвестиционной политики, мер по социальной поддержке и по увеличению доходов малообеспеченных граждан и т.д.

Известно, что эту причину `невидимая рука рынка` не устраняет.

Известны и действенные способы борьбы с ней: программно-целевое планирование, приоритет технологиям `двойного назначения` и др. варианты системного подхода. Однако Минфин и Бюджетный комитет Государственной Думы Российской Федерации уже не первый год немотивированно отвергают (или отправляют `под сукно`) экономические механизмы и финансовые технологии, позволяющие экономить бюджетные средства за счет их более эффективного, комплексного использования. С 1996 г. - программы реструктуризации и инфляционно-безопасного погашения задолженностей по государственным долговым товарным обязательствам и другим дореформенным (до 1992 г.) сбережениям граждан по схеме `Долги в обмен на инвестиции, товары и услуги отечественного происхождения`; с 1998 г. - проект `Бюджетные ассигнования двухадресного назначения` и другие бюджетосберегающие схемы.

Игнорируются не только `нетрадиционные` инициативы снизу - рекомендации и даже директивы Президента Российской Федерации. Например, девятилетнее уклонение Сбербанка и Центробанка РФ от исполнения Указа No 2297 от 24.12.93 г. (пункты 6а и 7, соответственно) привело к дополнительному приросту долга из-за ненадлежащего индексирования вкладов граждан в Сбербанке на сотни процентов.

С 2002 г. по стопам `уклонистов` пошел М.Ю.Зурабов, на словах поддержавший увязку Пенсионной реформы с решением проблемы долгов по дореформенным вкладам, а на деле - более года волокитящий рассмотрение концепции такой увязки.

Например, для обеспечения социально-экономической эффективности реформирования пенсионной системы страны, особенно в период одновременного осуществления существенных перемен в смежных областях внутренней политики государства, требуется четкая перманентная координация процессов законотворчества, правоприменения и ресурсного обеспечения как внутри `социального блока`, так и между ним и другими объектами и субъектами бюджетного процесса.

В частности, актуальными направлениями и задачами перестройки систем пенсионного обеспечения и медицинского страхования является их увязка между собой (что планируется, но не вполне корректно), а также с политикой в сфере госдолга на 2003-2005 годы и со среднесрочными программами развития социально ориентированного сектора отечественной экономики (чего пока не предусмотрено).

Другой пример - неполнота, декларативность и неубедительность предложенных 06.03.2003 г. Минфином РФ `Основных направлений политики Правительства РФ в сфере государственного долга на 2003-2005 годы и комплекса мер по ее реализации` в части роли и места на рынке госдолгов РФ средств накопительной пенсионной системы и других инвесторов-резидентов.

В `Основных направлениях ...` не учитывается, что по действующему законодательству (закон от 24.07.2002 г., No 111-ФЗ и др.) объекты инвестирования средств пенсионных накоплений выбирают не Пенсионный фонд РФ, не управляющие компании, а застрахованные лица. Видимо, поэтому Минфин РФ не ставит задачи восстановления и поддержания доверия большинства населения к государственным ценным бумагам и иным формам государственных долговых обязательств. Более того, предлагаемый им вариант `решения` проблемы дореформенных вкладов граждан (последний абзац п.2 доклада А.В.Улюкаева) дестабилизирует не только сферу госдолга - пенсионную, судебную и денежно-кредитную систему России. И приведет не к росту, а к обвалу кредитного рейтинга нашей страны.

Вызывает недоумение и вряд ли повысит доверие внутренних инвесторов и кредиторов РФ также то обстоятельство, что, провозглашая и обосновывая приоритет внутренних заимствований государства перед внешними, авторы `Основных направлений ...` главное внимание уделяют принципам и задачам управления внешним госдолгом (раздел 4 доклада) и крайне скупо, расплывчато и малоубедительно излагают содержание и способы решения важнейших (по их мнению) задач по развитию внутреннего рынка заимствований (формирование Национальной системы сбережений, использование индексируемых ценных бумаг и др.).

Учитывая изложенное, целесообразно:

1. Предложить Пенсионному фонду РФ:

а) при проведении эксперимента по участию фонда в медицинском страховании совместно с Минфином, Минздравом РФ и Минтруда РФ проработать и апробировать вариант новации долговых обязательств РФ по дореформенным сбережениям граждан в договоры на оказание дополнительных медицинских и санаторно-курортных услуг, в том числе - согласно Концепции, предложенной Российским Союзом дореформенных вкладчиков и группой депутатов Государственной Думы РФ;

б) предусмотреть в составе информации, рассылаемой в текущем году во исполнение статей 26, 31, 41 и глав 10, 11 Федерального закона от 24 июля 2002 г. No 111-ФЗ, вариант инвестирования в целевые долговые обязательства РФ, предусмотренные Федеральным законом от 12 июля 1999 г. No 162-ФЗ.

2. Рекомендовать Минфину РФ и Правительству РФ:

а) включить в число государственных ценных бумаг РФ, выпускаемых во исполнение подпункта 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2002 г. No 111-ФЗ, целевые долговые обязательства РФ, предусмотренные Федеральным законом от 10.05.95 г. No 73-ФЗ, или иные ценные бумаги, гарантированно защищенные от инфляционного обесценивания;

б) дополнить `Основные направления политики Правительства РФ в сфере государственного долга на 2003-2005 годы и комплекс мер по ее реализации` разделом `Задачи, принципы, механизмы и порядок управления государственным внутренним долгом РФ`. Предусмотреть в вышеуказанном разделе координацию долговой политики государства с решением задач реформирования систем пенсионного обеспечения и медицинского страхования граждан, включая вопросы инвентаризации, реструктуризации и санационного погашения госдолгов по дореформенным сбережениям населения с использованием схемы `Долги в обмен на инвестиции, товары и услуги отечественного происхождения`.

3. Просить Президента Российской Федерации обратить внимание Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

а) на недоиспользование ими реальных возможностей (источников и механизмов) для исполнения экономических обязательств государства перед гражданами. В частности, возможностей повышения доходов консолидированного бюджета - за счет более полной, в пределах разумной достаточности, реализации прав на распределение прибылей подконтрольных акционерных обществ и более эффективного использования бюджетных средств - по схеме `Долги в обмен на инвестиции, товары и услуги отечественного происхождения` для реструктуризации и погашения внутренних долгов;

б) на необходимость неукоснительного выполнения международных обязательств России по соблюдению и защите имущественных прав граждан: ст. 1 Протокола No 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, международного Соглашения от 13.03.92г. `О принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР` и др.;

в) на недопустимость дальнейшей дискриминации граждан-кредиторов государства, Сбербанка Российской Федерации и Росгосстраха по долгам, принятым Россией от СССР, по отношению к иным кредиторам, внутренним и внешним. И на персональную ответственность за уклонение от оформления и надлежащего исполнения долговых обязательств перед указанными гражданами согласно законодательству Российской Федерации.


Депутаты Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Беляев Л.А., Буткеев В.А., Иванов А.С.,

Колесников С.И., Чекис А.В., Швыряев Я.М.,

Шелищ П.Б. и заместитель председателя

Российского Союза дореформенных вкладчиков

Экслер А.А.http://nvolgatrade.ru/

Док. 182885
Опублик.: 23.04.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``