В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Элла Памфилова обратилась к Президенту РФ с просьбой поддержать проект федерального закона об общественном контроле... Назад
Элла Памфилова обратилась к Президенту РФ с просьбой поддержать проект федерального закона об общественном контроле...
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ: ЭЛЛА ПАМФИЛОВА ОБРАТИЛАСЬ К ПРЕЗИДЕНТУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРОСЬБОЙ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ
ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
СОДЕРЖАНИЯ

В обращении, в частности, говориться следующее.
На протяжении нескольких лет в Государственной Думе ведется работа над
проектом федерального закона `Об общественном контроле за обеспечением прав
человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных
объединений в их деятельности`, внесенным в 2000 году группой депутатов
Государственной Думы.
Законопроект имеет большое общественное значение, направлен на защиту прав
личности от беззакония и произвола, внедрение эффективных механизмов
взаимодействия гражданских организаций и правоохранительных органов.
Известно, насколько тяжелые условия сложились в российских следственных
изоляторах. Также известно, сколь широко распространены и как сложно
выявляются грубые нарушения прав задержанных в органах внутренних дел.
Находящаяся в сложном материальном положении уголовно-исполнительная система
крайне заинтересована в основанном на законе взаимодействии с общественными
организациями. Очевидно, что сложнейшие проблемы, связанные с соблюдением
прав человека в местах изоляции, не могут быть решены самостоятельно
государственными ведомствами, они должны решаться всем обществом.
Еще Государственной Думой второго созыва Федеральный закон, регулирующий
отношения, связанные с осуществлением общественного контроля, был принят в
трех чтениях, однако отклонен затем Советом Федерации. В 2000 году, в
редакции согласительной комиссии закон не был поддержан Государственной
Думой, в связи с чем снят с рассмотрения, а вместо него внесен существенно
измененный новый вариант.
В его разработке принимали участие ведущие специалисты в области
уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права (проф. С.Е.Вицин,
проф. А.С.Михлин, проф. В.И.Селиверстов), официальные представители МВД
России, Минюста России, Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации, ведущие эксперты неправительственных организаций.
Законопроект заинтересованно обсуждался на состоявшемся 21 - 22 ноября 2001
года Гражданском форуме. Участники профильных дискуссий Форума призвали к
скорейшему принятию закона об общественном контроле. Отмечалась его решающая
роль в деле становления в России гражданского общества, первостепенное
значение для развития сотрудничества общественных и государственных
структур.
Трудности, с которыми столкнулись авторы законопроекта в процессе его
обсуждения в федеральных инстанциях, рассматривались 13 - 16 мая 2002 года в
Женеве при обсуждении Комитетом ООН против пыток третьего периодического
доклада Российской Федерации. Комитет рекомендовал России создать программу
внезапных проверок мест предварительного содержания и иных мест заключения
независимыми инспекторами, рассмотреть возможность создания независимого
органа для инспектирования тюрем (п. 8 d, е Заключений и рекомендаций).
Официальная российская делегация заверила Комитет против пыток в том, что
закон об общественном контроле будет поддержан.
В согласованной редакции, представленной в настоящее время к первому чтению,
учтены все основные замечания заинтересованных ведомств. Субъектами
осуществления общественного контроля в проекте определены только
общественные наблюдательные комиссии, образуемые в установленном законом
порядке в субъектах Российской Федерации. Содержавшаяся в первоначальном
тексте модель индивидуального контроля со стороны общественных инспекторов
исключена. Тем самым были сняты возражения о недопустимости неорганизованной
деятельности инспекторов. Уточнено, что мероприятия общественного контроля
осуществляются не менее чем двумя членами наблюдательной комиссии согласно
ранее утвержденному плану. Введено требование предварительного согласования
плана мероприятий с органами прокуратуры. Контрольная деятельность
дифференцирована в зависимости от вида посещаемых учреждений. Полномочия
членов наблюдательных комиссий при осуществлении ими контрольных мероприятий
приведены в соответствие с требованиями процессуального,
уголовно-исполнительного законодательства, Федерального закона `О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений`. Внесенные
изменения сделали законопроект реалистичным и исполнимым.
Правительством Российской Федерации на законопроект представлен
положительный официальный отзыв. Однако включенный в повестку дня пленарного
заседания 14 февраля с.г. законопроект был из порядка работы исключен.
В связи с этим Председатель Комиссии по правам человека при Президенте
Российской Федерации Элла Памфилова обратилась к Главе государства с
просьбой сделать решающий шаг в деле совершенствования правовой защиты прав
граждан и поддержать названный проект федерального закона.http://nvolgatrade.ru/

Док. 185284
Перв. публик.: 12.05.03
Последн. ред.: 13.05.03
Число обращений: 172


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``