В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Материалы к рабочему совещанию Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (14 мая 2003 года) Назад
Материалы к рабочему совещанию Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (14 мая 2003 года)
Материалы к рабочему совещанию Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации
(14 мая 2003 года)

ИНФОРМАЦИЯ

ОБ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(IV квартал 2002 - I квартал 2003 года)

Москва
2003 год
Действующий в настоящее время состав Комиссии утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2002 года No 1208. Председателем Комиссии назначена Э.А. Памфилова.
В Комиссии 30 человек. Это представители авторитетных общественных организаций, науки, культуры и средств массовой информации. Все члены Комиссии, включая ее председателя, работают на общественных началах.
Деятельность Комиссии осуществляется по следующим основным направлениям:

1.Экспертиза законопроектов и правоприменительной практики, подготовка законопроектов, поправок и дополнений в действующее законодательство

1.1. Комиссией представлен проект федерального закона `О праве граждан на индивидуальные и коллективные обращения`. Концептуальная разработка и подготовка текста законопроекта осуществлена под руководством эксперта Комиссии, директора независимого института выборов А.И. Иванченко. Концепция проекта закона основана на статье 33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данная статья Конституции, призванная обеспечить возможность воздействия общества на власть, содействовать вовлечению граждан в управление делами государства, служить защите прав и свобод человека и гражданина, сегодня не подкреплена необходимыми законодательными гарантиями. В настоящее время порядок рассмотрения обращений граждан регулируется на федеральном уровне лишь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII `О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан` (в редакции от 4 марта 1980 года, с изменениями от 2 февраля 1988 года), действующим в части, не противоречащей Конституции РФ и законам. Положения данного документа в значительной части устарели, не обеспечивают должного правового регулирования указанных отношений.
1.2. С целью рассмотрения правовых последствий принятия законов `О гражданстве Российской Федерации` и `О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации`. 6 декабря 2002 г. Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации проведена `переговорная площадка` между представителями власти и правозащитных организаций по проблемам гражданства и миграции. Со стороны органов государственной власти в работе `переговорной площадки` приняли участие заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации В.П. Иванов, заместитель Председателя Верховного Суда В.М. Жуйков, Министр Российской Федерации В.Ю. Зорин, Председатель Комитета по государственному строительству Государственной Думы Российской Федерации В.В. Гребенников, заместитель Министра внутренних дел РФ А.Г. Черненко, начальник Департамента социального развития Аппарата Правительства Российской Федерации Е.Ш. Гонтмахер и другие. Позицию общественных правозащитных организации представили: председатель комитета `Гражданское содействие` С.А. Ганнушкина, председатель Исполкома переселенческих организаций Л.И. Графова, президент Международной правозащитной ассамблеи М.Г. Арутюнов, директор института прав человека В.М. Гефтер и многие другие известные правозащитники.
Были выделены и обсуждены наиболее важные проблемы и намечены пути ее решения на основе всестороннего мониторинга правоприменительной практики. По итогам переговорной площадки для формирования пакета конкретных предложений по решению поставленных проблем принято решение продолжить работу в рамках конкретных рабочих встреч.
1.3. Экспертами Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации в порядке общественного контроля за соблюдением прав человека подготовлены заключения на предмет соответствия нормам Конституции РФ, международного и федерального законодательства проектов федеральных конституционных законов `О внесении дополнений в Федеральный закон `О борьбе с терроризмом` и `О внесении дополнений в федеральный конституционный закон `О чрезвычайном положении`, а также проекта федерального закона `О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях`, подготовленный и представленный в Правительство РФ Минюстом России.
1.4. В апреле 2003 года Комиссия обратилась к Президенту Российской Федерации с просьбой поддержать проект федерального закона `Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений в их деятельности`. Законопроект имеет большое общественное значение, направлен на защиту прав личности от беззакония и произвола, внедрение эффективных механизмов взаимодействия гражданских организаций и правоохранительных органов, заинтересованно обсуждался на состоявшемся 21 - 22 ноября 2001 года Гражданском форуме. Отмечалась его решающая роль в деле становления в России гражданского общества, первостепенное значение для развития сотрудничества общественных и государственных структур.
1.5. 16 апреля 2003 г. Комиссия провела обсуждение проекта федерального закона `О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации` (ПФЗ), внесенного Президентом в Государственную Думу 13.03.03. В обсуждении приняли участие члены Комиссии, представители ГГПУ при Президенте РФ, МВД РФ, Министерства Юстиции РФ, депутаты Государственной Думы, члены Конституционного и Верховного Суда РФ, российских и зарубежных правозащитных организаций, независимые эксперты и др. Участники дискуссии в целом поддержали Президентский законопроект. Было отмечено, что его принятие создаст предпосылки для проведения более разумной и эффективной политики, сокращения численности заключенных. Но, по мнению правозащитных организаций и независимых экспертов, в ПФЗ есть ряд положений, противоречащих концепции законопроекта. По итогам обсуждения подготовлены проектные документы, которые будут направлены Д.Н. Козаку, в Комитет по законодательству Государственной Думы, отдельным депутатам.
1.6. Комиссия выступила с заявлением о необходимости внесения поправок и дополнений в текст 251-й статьи Налогового кодекса в связи с многочисленными заявлениями от представителей влиятельных общероссийских общественных организаций с просьбой защитить их права в связи с критической ситуацией, возникшей с 1 января 2003 г. после введения в действие названной статьи. Согласно этим предложениям, в список видов деятельности, освобождаемых от налога на прибыль, должно быть включено грантовое финансирование правозащитной деятельности.
1.7. Комиссия продолжает разработку концептуальных и практических проблем в сфере прав человека. Возобновлена работа над проектом Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека.

2. Содействие совершенствованию механизма обеспечения прав человека
2.1. С 5 по 23 августа 2002 года в Саратове
Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации совместно с Московской школой прав человека провели II Международную школу `Международные и внутренние механизмы защиты прав и свобод человека`. Занятия в школе проводят доктора, кандидаты наук из Поволжской академии госслужбы, Московской школы прав человека, специалисты из международных организаций, преподаватели из Германии, Великобритании и Польши. Главная задача школы - подготовить преподавательские кадры для постановки и чтения курсов по правам человека. Поэтому слушателями летней школы могут быть аспиранты, преподаватели вузов и институтов повышения квалификации, представители НПО, активисты в области прав человека.
2.2. В рамках постоянного направления работы по защите прав детей 25 марта 2003 года под эгидой Комиссии при участии неправительственных организаций `Международная тюремная реформа` (`Penal Reform International`) и `Центр содействия реформе уголовного правосудия` состоялся `круглый стол` по теме: `Социальное сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в местах лишения свободы`. Были выработаны предложения и рекомендации по вопросам социальной реабилитации несовершеннолетних.

2.3. При поддержке Комиссии и Московской Хельсинкской группы был организован Форум `Дети против фашизма, войны и терроризма` (26-27 марта 2003 года)`. В работе форума приняли участие известные общественные и политические деятели России, специалисты по проблемам фашизма, терроризма и ксенофобии. Были обсуждены проблемы: корни и проявления межнациональной напряженности, возрастающая активность ультраправых организаций, усиление националистических и ксенофобских настроений в стране. Лучшие работы детей по теме форума были отмечены призами и почетными дипломами.

2.4. В рамках постоянного направления работы Комиссии: `Защита прав детей` создана рабочая группа, в которую вошли представители десяти общественных организаций и независимые эксперты. В рамках этого направления проведены два семинара (24-25.12.02 и 24-25.03.03) по проблемам социальной реабилитации несовершеннолетних заключенных в местах лишения свободы. В них приняли участие руководители ВК и НПО из 40 субъектов федерации, представители министерств, Генеральной прокуратуры РФ, учебных заведений, независимые эксперты и др. 25 марта 2003 года Комиссия по правам человека при Президенте РФ провела `круглый стол` по теме `Социальное сопровождение несовершеннолетних, оказавшихся в местах лишения свободы`. Были подведены промежуточные итоги предыдущих дискуссий, выработаны предложения и рекомендации по вопросам социальной реабилитации несовершеннолетних.

2.5. 8 апреля 2003 года Комиссия по правам человека при Президенте РФ провела `переговорную площадку` `О порядке реализации прав граждан, предусмотренных законодательством о системе накопительного пенсионного страхования`. Предметом переговоров в рамках мандата Комиссии по правам человека при Президенте РФ были аспекты перехода к накопительной пенсионной системе, затрагивающие права граждан. В работе переговорной площадки приняли участие Члены Комиссии про правам человека при Президенте РФ, а также представители Правительства РФ: Гонтмахер Е.Ш.- Начальник департамента социального развития Аппарата Правительства РФ, Златкис Б.И.-Заместитель министра, Руководитель Департамента управления государственным внутренним долгом Министерства финансов РФ, Люблин Ю.З.- Первый заместитель Министра труда и социального развития РФ, Зурабов М.Ю. - Председатель Правления Пенсионного фонда РФ.

    2.6. 25 апреля 2003 года в Санкт-Петербурге под эгидой Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации состоялись Общественные слушания `Трудовые права в России ХХI века`.
    Участниками Общественных Слушаний стали члены Комиссии по правам человека при Президенте РФ, представители Федеральных и региональных органов власти, лидеры общественных организаций, эксперты - всего свыше 100 человек, в том числе представители регионов нашей страны. В итоговом документе участники Общественных Слушаний `Трудовые права в России ХХI века` обратились к обществу и власти с призывом объединить усилия с целью реализации в России общепризнанных трудовых прав. Для обеспечения и реализации декларированного в Конституции приоритета прав и свобод участники Общественных слушаний предложили:
- внести изменения и дополнения в Трудовой Кодекс, необходимые для ратификации Европейской Социальной Хартии, одновременно начав разработку принципиально нового, базирующегося на трудовых правах, Трудового Кодекса, а также Трудового процессуального Кодекса;
- поднять минимальную зарплату до прожиточного минимума;
- обеспечить государственные гарантии на достойную зарплату бюджетникам - учителям, врачам и всем тем, кто готовит образованную и здоровую смену;
- создать систему гражданского контроля за соблюдением трудовых прав, основанную на принципах социального партнерства и взаимной ответственности.
2.7. Общественные Слушания `Права человека и стратегия экономического развития России` состоялись 24 апреля под эгидой Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Участниками Общественных Слушаний стали члены Комиссии по правам человека при Президенте РФ, представители Федеральных органов исполнительной власти, лидеры общественных объединений, эксперты, заинтересованные лица - всего более 200 человек, из которых не менее 60 - представители регионов нашей страны. В итоговом документе участники общественных слушаний `Права человека и стратегия экономического развития России`, в год 10-летия Конституции России, в год 55-летия Всеобщей декларации прав человека обращаются с призывом объединить усилия гражданского общества и власти с целью формирования такой программы экономического развития России, которая позволила бы реально обеспечить:
- право на достойную жизнь в безопасной стране;
- право на свободу личности в правовом государстве;
- право на обеспеченное будущее в благополучной России.
Кроме того, участники слушаний призвали Президента России `вернуть доверие общества к власти: осуществить реальную административную и антикоррупционную реформу - отправить в отставку скомпрометировавших себя чиновников, прекратить круговую ротацию имеющихся номенклатурных кадров, а также провести ревизию правительственных инструкций, ведомственных, подзаконных актов и отменить те из них, которые умаляют права и свободы человека и гражданина`.
2.8. С участием Комиссии прошел ряд общественно значимых мероприятий: Форум общественности `Реализация права на свободу передвижения на территории России` - г. Калининград, `Окружная ярмарка социальных и культурных проектов` - г. Тольятти, Москва, конференция `Роль вооруженных сил в процессе разрешения немеждународных вооруженных конфликтов` - г. Рязань.
2.9. Общественные слушания по проблемам взаимоотношений правозащитных организаций и властей в Краснодарском крае, организованные Московской Хельсинкской группой и Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, состоялись 29 апреля 2003 года в Москве. В слушаниях приняли участие члены Комиссии по правам человека, заместитель начальника департамента Минюста по делам общественных и религиозных объединений Ирина Рождествина, лидеры краснодарских общественных организаций, заместитель главы администрации Краснодарского края Мурат Ахеджак. Участники слушаний согласились с тем, что проблемы во взаимоотношениях между краевыми властями и правозащитниками в значительной степени являются следствием взаимной недостаточной информированности и накопившихся мифов, и развеивание этих мифов - реальная база для организации диалога власти и общества. Кроме того, Члены Комиссии по правам человека при Президенте РФ заявили, что Комиссия и МХГ предпримут совместные усилия, включая поездку в Краснодарский край, направленные на содействие налаживанию конструктивного взаимодействия между НПО и администрацией Краснодарского края, прекращения практики предъявления необоснованных претензий и применения санкций к краевым НПО.
2.10. 10 декабря 2002 года в День прав человека прошло рабочее заседание Комиссии с участием Президента Российской Федерации. По итогам встречи подготовлен Перечень поручений Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми подготовлены предложения:
- о совершенствовании законодательного обеспечения прав граждан на индивидуальные и коллективные обращения;
    - об урегулировании правового статуса граждан бывшего СССР, въехавших в Россию до 1 января 2001 г. в порядке, не требовавшем получения визы, а также иммигрантов из Исламского Государства Афганистан, прибывших на территорию СССР с целью получения политического убежища в связи с прекращением существования Демократической Республики Афганистан и проживающих в настоящее время на территории Российской Федерации;
    - о целесообразности создания Федерального органа исполнительной власти в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды;
    - о специализации судей по делам несовершеннолетних в судах общей юрисдикции.
2.11. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данным на встрече с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации 10 декабря 2002 года, рабочая группа, сформированная из числа членов Комиссии (Алексеева Л.М., Ганнушкина С.А., Памфилова Э.А.), дважды (26 - 29 декабря 2002 г. и 7 - 8 февраля 2003 г.) выезжала в Чеченскую Республику и Республику Ингушетия с целью ознакомления с ситуацией в местах временного размещения внутриперемещенных лиц (ВПЛ) из Чеченской Республики. Непосредственное участие в работе группы приняли Министр Российской Федерации С.В. Ильясов, Первый заместитель начальника ФМС России И.Б. Юнаш, ответственный секретарь Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации М.А. Лесков. По итогам работы группой подготовлен совместный согласованный доклад Президенту Российской Федерации, в котором содержатся конкретные предложения по решению этой проблемы.
2.12. В марте 2003 года Комиссия направила обращение Председателю Правительства России с просьбой внести изменения в Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий от 3 мая 1994 г. No 419. По действующему Положению оплата проезда реабилитированным лицам производится при предъявлении проездных билетов по месту их постоянного жительства органам, назначившим пенсию. Учитывая, что во многих случаях расходы на приобретение билетов превышают размеры пенсионного обеспечения указанной категории граждан, реабилитированные лица лишаются возможности реализовать свои права, предусмотренные ст. 16 Закона Российской Федерации `О реабилитации жертв политических репрессий`. Фактически такой порядок представляет собой скрытую форму кредитования льготной категорией граждан обязательств государства перед ними и нарушает статью 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.
2.13. По инициативе члена Комиссии С.Р. Борисова Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства `ОПОРА России` создано Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Разветвленная сеть Бюро во всех субъектах Российской Федерации позволит получать самую достоверную информацию о положении малого и среднего предпринимательства в нашей стране, анализ которой поможет выявить не только проблемы, стоящие перед деловым сообществом России, но и разработать реальные механизмы изменения ситуации к лучшему.
2.14. Комиссия уделяет большое внимание работе по методическому обеспечению деятельности комиссий по правам человека при главах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и содействия в создании комиссий (советов) по правам человека при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах.

3. Международное сотрудничество
3.1. Переговоры и рабочие встречи состоялись с Президентом Федеративной Республики Германии, послами США, Финляндии, ФРГ, Греции, Португалии и ряда других иностранных государств, Главой Европейской Комиссии, делегациями Европейского Парламента, Парламента Великобритании, `Международной Амнистии`, `Врачи без границ`, `Хьюман Райтс Вотч`, ЕКПП и другими.
3.2. Члены Комиссии приняли участие в организованном бюро ЮНЕСКО в Москве совместно с отделом по правам человека и борьбе против дискриминации штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже совещании европейских экспертов по вопросам борьбы с расизмом, ксенофобией, дискриминацией и связанной с ними нетерпимостью в Европе (20 по 21 марта 2003 года). Данное мероприятие проводится в развитие прошедшей в 2001 году в Дурбане (Южная Африка) Всемирной Конференции ООН по борьбе против расизма. Целью данного Совещания является разработка европейского регионального плана действий, который станет частью общей стратегии ЮНЕСКО по борьбе с расизмом, дискриминацией, ксенофобией, нетерпимостью и социальной дезинтеграцией.
3.3. Председатель Комиссии Э.А. Памфилова и член Комиссии С.А. Ганнушкина приняли участие в работе Комиссии по правам человека Организации Объединенных Наций (апрель 2003г., Женева).
3.4. В связи с агрессией США в Ираке Комиссия выступила с требованием обеспечить `зеленый коридор` для вывоза раненых и, в первую очередь, детей с территории Ирака. Комиссия также высказалась за допуск в Ирак, помимо Красного Креста, других международных гуманитарных организаций.


4. Информационно-аналитическая деятельность
4.1. Важнейшим средством обратной связи, предоставляющим объективную информацию о том, насколько эффективно ведется работа по каждому из названных выше направлений является рассмотрение обращений граждан. Ежемесячно в Комиссию обращается более 6 тысяч человек, непосредственно в адрес Председателя Комиссии - свыше 1500 человек в месяц, что в 10 раз превышает количество обращений, поступавших в Комиссию до изменения ее состава.
4.2. С 26 ноября прошлого года работает Общественная приемная Комиссии. Прием населения в установленное время вместе с членами Комиссии проводят опытные юристы Межрегионального общественного учреждения `Объединенная общественная приемная` (МОУ `ООП`). Руководитель Общественной приемной - заслуженный юрист Российской Федерации Дегтярев Н.Ф.
С 1 января 2003 г. в Общественной приемной Комиссии побывало 562 посетителя, из которых 211 оставили свои письменные обращения. 302 человека получили устные консультации, разъяснения по различным вопросам права, в том числе и по компетенции Комиссии.
Из общего числа обратившихся 2/3 составляют пенсионеры, из них каждый восьмой являлся инвалидом или участником ВОВ. Каждый четвертый, побывавший на приеме, ставил вопросы, связанные с опротестованием судебных постановлений по гражданским делам, каждый девятый обращался по поводу несовершенства законодательства о приобретении гражданства Российской Федерации. Около 48% граждан обратились по поводу нарушений жилищного, трудового законодательства, а также закона `О ветеранах`.
Значительное число граждан (более 16%) жаловались на действия работников предварительного следствия и дознания, особенно по поводам нарушений законодательства допускаемые при расследовании уголовных дел, а также при рассмотрении их судами различных инстанций.
Не меньшее количества жалоб и на результаты рассмотрения гражданских дел в судах. В связи с этим, сотрудники приемной обстоятельно разъясняют таким гражданам об отсутствии у Комиссии права вмешиваться в деятельность суда, как одной из независимых ветвей власти. Вместе с тем все материалы по этим обращениям анализируются и систематизируются сотрудниками приёмной, а гражданам разъясняются права по опротестованию решений судов и оказывается помощь в подготовке соответствующих жалоб, исков и заявлений.
В связи с увеличивающимся количеством обращений граждан из различных регионов России принято решение об организации филиалов Общественной приемной Комиссии в федеральных округах. Организация филиалов возложена на председателя правления МОУ `ООП` Божкова А.А.
4.3. Комиссия активно взаимодействует с отечественными и иностранными средствами массовой информации. Деятельность Комиссии отражена в нескольких сотнях публикаций в прессе и на телевидении.
4.4 Создано и успешно развивается представительство Комиссии в международной компьютерной сети `Интернет` (www.h-rights.ru).Материалы сайта ежедневно обновляются, число посетителей из разных стран мира превышает сто человек в день.http://nvolgatrade.ru/

Док. 188058
Опублик.: 26.05.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``