В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
К проблеме налогообложения грантов Назад
К проблеме налогообложения грантов
В связи с масштабными изменениями, внесенными недавно в Налоговый кодекс Российской Федерации, членов СБОРа, а также их партнеров интересует вопрос налогообложения грантов, получаемых российскими юридическими лицами от иностранных и международных организаций.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 г. No 57-ФЗ) при определении налоговой базы налога на прибыль организаций не учитываются средства, полученные в виде целевого финансирования. Новая редакция статьи 251 Налогового кодекса РФ относит гранты к средствам целевого финансирования, которые должны удовлетворять следующим условиям:


гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;


гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;


гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Таким образом, чтобы грантополучатель не платил налог на прибыль организаций, получив грант от иностранной или международной организации, грантодатель должен быть в перечне, утвержденном Правительством РФ. В этом случае не избежать общения с Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации, образованной постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. No 1244. Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации был утвержден Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. No 1335 и изменен Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2001 г. No 691.

Грантополучателям необходимо учитывать, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В противном случае указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Кроме того, средства целевого финансирования должны использоваться по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования.

Чтобы избежать длительной процедуры включения организации-донора в перечень Правительства РФ, на наш взгляд, можно воспользоваться другими положениями налогового законодательства, которые также позволяют избежать налога на прибыль. Так, согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Как видим, законодатель на разграничивает российских и зарубежных лиц, предоставляющих в целевом порядке средства или имущество на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны так же, как и грантополучатели, вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся пожертвования, которые в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса РФ могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям. Перечень получателей пожертвований хотя и закрыт, но включает в себя достаточно большой спектр организационно-правовых форм юридических лиц.

Для принятия пожертвования не требуется чьего-либо разрешения, согласия или включения жертвователя в особый список (перечень). При этом жертвователь не обязан обуславливать использование пожертвования по определенному назначению. Если же он определил условия использования пожертвования, то лицо, принимающее пожертвование обязано вести, как и грантополучатель, обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Правда, пожертвование может быть отменено в случае, если оно используется получателем пожертвования не в соответствии с указанным жертвователем назначением. При этом требовать отмены пожертвования вправе не только жертвователь, но и его правопреемники.

В любом случае потенциальному грантополучателю или получателю пожертвования неплохо было бы заручиться письменным ответом из Управления Министерства по налогам и сборам РФ, на территории которого находится налогоплательщик (если в Москве, то - УМНС по городу Москве). Вопрос в УМНС можно сформулировать следующим образом: `Возникает ли база для обложения налогом на прибыль организаций, если некоммерческая организация, созданная в форме (указывается организационно-правовая форма юридического лица, например, общественная организация, благотворительное учреждение и т.п.), получает в рамках целевого финансирования гранты, пожертвования и иные средства от физических и юридических лиц, в том числе из-за рубежа?` Письменный ответ налогового органа будет служить налогоплательщику самым главным аргументом при общении с налоговым инспектором. В запросе необходимо указать ИНН налогоплательщика.

И последнее. Поскольку статья 251 Налогового кодекса РФ содержит в отношении пожертвований отсылочную норму к Гражданскому кодексу, то, может быть, стоит членам СБОРа объяснить своим зарубежным партнерам, что пожертвования являются более распространенной формой помощи в Российской Федерации в отличие от грантов, и гражданское законодательство России в связи с этим дает легальное толкование именно пожертвованию, а не гранту. В то же время Налоговый кодекс установил очень жесткие требования к грантам. И в связи с этим получатели зарубежной помощи быстрее (не дожидаясь включения донора в перечень Правительства РФ) получат целенаправленное пожертвование, нежели грант.


Елена Седых-Бондаренко

директор правового департамента

Союза благотворительных организаций России

ИСТОЧНИК: http://www.sbornet.ru/16/16_2_grants_comment_sbor.htmhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 194172
Опублик.: 02.09.03
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``