В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Орджоникидзе: переход от `холодной войны` к новому миропорядку непозволительно затянулся Назад
Сергей Орджоникидзе: переход от `холодной войны` к новому миропорядку непозволительно затянулся
В Нью-Йорке продолжает работу 58-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Как заявил недавно Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, `еще никогда прогнозы по поводу будущего организации не были столь мрачными`. Что думают по этому поводу в Женевском отделении ООН - колыбели, где зарождалась Лига Наций? Об этом в эксклюзивном интервью нашей газете рассказывает заместитель Генерального секретаря ООН, генеральный директор Европейского отделения ООН Сергей Орджоникидзе.



- Мир становится все более нестабильным и опасным. Значит ли это, что ООН больше не справляется с ситуацией?

- Действительно, такие события, как, например, иракский кризис, показали: переход от `холодной войны` к новому миропорядку непозволительно затянулся. Это привело к напряженности и росту нестабильности в различных регионах мира. Сегодня мировому сообществу приходится одновременно решать целый ряд региональных проблем, представляющих угрозу международной безопасности.

Страны сами наделяют ООН все новыми функциями - от операций по поддержанию мира и безопасности до решения гуманитарных кризисов и постконфликтного восстановления экономики.

Совершенно очевидно, что больше нельзя просто реагировать на возникающие кризисы, пора учиться их предупреждать, пора строить международный порядок, который гарантировал бы глобальную стабильность на больших пространствах и на длительных отрезках времени. Глубоко уверен, что сделать это может только единственная в мире универсальная организация - ООН.

- Многие считают, что для этого ООН должна реформироваться.

- Проходящая сейчас в Нью-Йорке 58-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН активно ищет пути реформирования Организации. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан объявил о создании `совета мудрецов`, который должен подготовить глобальные предложения о том, как ООН должна эффективно бороться с новыми вызовами и угрозами. На мой взгляд, важно, чтобы реформа не проводилась ради реформы, а тем более - проформы. Цель у реформы может быть только одна - повысить эффективность работы ООН.

Другая важная задача - ликвидировать разрыв между политическими решениями ООН и тем, как они выполняются. Такие решения принимаются государствами-членами ООН, и на них лежит главная обязанность их выполнять.

- И все-таки ООН уходит из `слишком сложных` регионов, от `слишком тяжелых` ситуаций или старается держать позиции?

- ООН не только не уходит из `слишком сложных регионов`, но постоянно наращивает свою вовлеченность в урегулирование `тяжелых ситуаций`. Только один пример. Еще лет 10 назад ООН не участвовала ни в одной миссии, опасной для ее персонала. Сегодня таких миссий в различных уголках планеты - 91, в них занято более 40 тысяч сотрудников ООН. Зачем же ООН так рискует? Ответ простой: сейчас ООН работает практически везде, и без ее участия не решается ни одна серьезная проблема в мире. Это происходит потому, что страны сами наделяют ООН все новыми функциями - от операций по поддержанию международного мира и безопасности до решения гуманитарных кризисов и постконфликтного восстановления экономики.

- Усиление роли ООН - одно из следствий глобализации, так получается?

- Глобализация, безусловно, способствует мировому прогрессу. Однако есть и негатив. Задача ООН видится в том, чтобы максимально использовать позитивные стороны глобализации и минимизировать ее негативные последствия.

- Ситуация в Ираке - это ваша победа или неудача?

- Я бы не стал окрашивать сложные проблемы в черно-белые цвета. В Ираке ООН выдержала очередное испытание на прочность, хотя и дорого заплатила за это. Я имею в виду, к примеру, террористический акт в Багдаде 19 августа, который унес жизни десятков наших коллег, в том числе жизнь моего близкого друга и коллеги Верховного комиссара по правам человека Сержиу Виейра ди Мело. Сегодня необходимо найти такое решение иракской проблемы, которое отвечало бы интересам прежде всего самого Ирака, а также интересам стабильности в регионе в целом. Иракский народ должен увидеть ясную и четкую перспективу в восстановлении суверенитета своей страны, понять, что на повестке дня - передача власти его законным представителям. Без этого невозможно ни обеспечить безопасность, ни восстановить экономику.

- В заключение хотелось бы расспросить вас о Европейском отделении ООН в Женеве. Сказывается ли на вас усиление роли Европы в мировой политике? Чувствуете ли вы себя в авангарде борьбы за `многополярный мир`?

- Отделение ООН в Женеве по числу сотрудников стоит на втором месте после штаб-квартиры в Нью-Йорке, а по количеству мероприятий лишь немного уступает. Мы занимаемся всем спектром ооновских проблем - тут и политика, и экономика, и разоружение, и права человека, и проблемы беженцев, и экологические проблемы, и масса других. В последние годы роль Женевы в решении этих проблем неуклонно возрастает. Вспомним хотя бы, что в сентябре по инициативе Генерального секретаря ООН К. Аннана в этих стенах встретились министры иностранных дел стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН для обсуждения проблем Ирака. Эта встреча оказалась не просто `очередным этапом` - она придала столь необходимый импульс всему процессу урегулирования. В итоге, как вы знаете, Совету Безопасности удалось единогласно принять новую резолюцию по Ираку. Это не только продвинуло иракское урегулирование, но и улучшило отношения между государствами - членами Совета, а также способствовало повышению эффективности его работы.

Далее, Женева - место, где работает форум `три плюс`. На этом форуме обсуждаются самые острые проблемы (предотвращение конфликтов, обустройство стран после конфликтов, борьба с терроризмом, наркотрафиком, торговлей людьми и другие), причем обсуждаются в сугубо практическом ключе. Он называется `три плюс`, потому что начинался когда-то с участия ООН, ОБСЕ и Совета Европы, а теперь к нему присоединяются Евросоюз, Международный Комитет Красного Креста, Международная организация по миграции и ряд других организаций.

Особо хотел бы отметить, что сегодняшняя Женева реально занимается решением насущных проблем, которые волнуют и государства, и частный сектор, и простых граждан. Это разработка и контроль за выполнением международных стандартов в промышленности и сельском хозяйстве, в области трудовых отношений, интеллектуальной собственности, метеорологии, распределении теле- и радиочастот и многих других. Я уже не говорю о незаменимой роли таких широко известных организаций, как Управление Верховного комиссара по правам человека и Управление Верховного комиссара по делам беженцев. На решение насущных проблем здоровья людей направлена деятельность Всемирной организации здравоохранения.

А вообще Европейское отделение ООН исторически `обречено` играть особую роль: именно здесь, в Женеве, в этом самом здании зарождался прообраз всемирной универсальной организации. Именно здесь была предпринята первая, пускай неудачная, попытка объединить государства в Лигу Наций, которая исчезла в пучине Второй мировой войны.

Помогают нам не только стены Дворца наций: правительство Швейцарии, безусловно, много делает для поддержки ООН и других международных организаций. Уверен, что роль и место `европейской ООН` будут только возрастать вместе с новой ролью Европы.http://nvolgatrade.ru/

Док. 199248
Перв. публик.: 27.02.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 153


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``