В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Делягин: А кому не нравится - нехай переезжает на другую сторону улицы Назад
Михаил Делягин: А кому не нравится - нехай переезжает на другую сторону улицы
Михаил Геннадьевич, Президент Путин отправился в поездку по странам Азии. Сегодня он участвует в `Исламской конференции`. Буквально за несколько дней до этого переговоры России с ВТО зашли в тупик. Не является ли попытка сближения со странами-участниками `Исламской конференции` своеобразным ответом Евросоюзу?

Конечно, кто-то где-то может так искренне думать, но ясно, что выбор между ВТО и `Исламской конференцией` не существует, потому что это организации, которые находятся в двух совершенно разных плоскостях. Даже с чисто экономической точки зрения выбора между Европой и странами, входящими в ОИК, для России просто теоретически не существует, слишком различны они по своему потенциалу и по своим перспективам.
Мне кажется, что интерес к ОИК вызван поиском нового места России в мире. Он может быть связан с тем, что Россия может использовать свое положение страны, очень близкой к растущей зоне нестабильности, которую сейчас уже наши специалисты Совета по Внешней оборонной политике называют зоной большого Ближнего Востока, она практически совпадает с зоной исламской нестабильности, от нашей Средней Азии, включая Ближний и Средний Восток и часть Африки. Это зона, где происходит слишком быстрый рост населения, и где он сопровождается даже не падением уровня жизни, а созданием угрозы утраты управляемости. Эта зона может стать главной проблемой человечества, по крайней мере, проблемой развитых стран на ближайшие годы. Поскольку Россия имеет исторически достаточно нормальные, хорошие отношения с рядом стран этой зоны, она ближе к ним, чем развитые страны и лучше понимает их, то она может сыграть роль посредника. То, что не удалось сделать в отношении Ирака и Ирана, может быть, удастся сделать по отношению к этому глобальному региону в целом. И визит Путина - это не только шаг к решению наших внутренних проблем, связанных с исламом, это шаг, нащупывающий новую позицию России. Потому что мы можем стать страной, если, конечно, воспользуемся шансом, и если этот шанс, действительно существует, которая могла бы серьезно влиять на позиции развитых стран именно по отношению к этому региону, которая могла бы поставить перед развитыми странами проблемы этого региона и серьезно способствовать их решению. Мы могли бы стать, с одной стороны, представителями этого региона, с другой стороны, заводчиками политики в отношении него по нейтрализации тех бед, которые этот регион переживает сейчас и будет переживать в будущем.
Не думаю, что это такой жест: ах, вы нас в ВТО не пускаете, ну тогда мы сейчас будем дружить с ОИК. Тем более, что решение о дружбе с этой организацией, о вступлении в нее, было принято достаточно давно.

А такая активность России относительно азиатских стран устроит Европу и США?

Это тот случай, когда им придется `умыться`, если им что-то не нравится. Думаю, что это устроит США, потому что у них сейчас проявляется линия на ограничение своего влияния в мире, и Россию могут признать страной, которая будет на себя брать часть ответственности за происходящее в азиатских странах. То есть, думаю, здесь не будет политических проблем. Более того, они будут рады, если наше растущее национальное самосознание будет канализировано в этом относительно безобидном русле.
С европейцами тяжелее, потому что Европа сегодня практически неуправляема. У нас с ними неприятности не потому, что они нас не любят, а потому, что они внутри себя не могут создать нормальную систему управления, работоспособную. Так что, со стороны Европы возможно проявление недовольства. Но у нас сейчас не настолько хорошие отношения с Европой, чтобы недовольство с их стороны могло нас пугать. Потому что после позиции Европы по Калининграду, по ВТО, есть еще другие ситуации, где тоже позиция России игнорировалась... Собственно, а чем они нам могут грозить? Они полностью игнорируют нашу позицию. Когда вы полностью игнорируете позицию вашего партнера, у вас нет оснований для конструктивной переговорной позиции, вы не можете ничем пригрозить ему в ходе переговоров. Думаю, что, во-первых, и недовольства со стороны европейцев не будет, слишком артикулированного, во-вторых, даже если они и будут чем-то недовольны, то это будет не столь значимо, и в конечном счете для нас не страшно.

Но если у Европы нет позиции для переговорного процесса, то есть рычаги экономического давления, все-таки они - наш основной экономический партнер.

Они не покупают у нас товары, от которых они могут отказаться. Они покупают сырье. Европейский рынок для российской обрабатывающей промышленности по-прежнему закрыт. То, что они объявят бойкот российской нефти и газу, весьма сомнительно. Тут даже поляки отказались закупать норвежский газ, хотя им предлагалось компенсировать разницу, чтобы они не покупали российский газ. Чехи покупают часть газа в Норвегии, получая за это дотацию со стороны американского правительства. Но поляки от этой комбинации отказались. Даже поляки, которые уж так стремятся во все западные организации и к нам не очень хорошо относятся, кстати. Так что, я думаю, что из-за того, что Путин будет участвовать в `Исламской конференции`, Европа не объявит России торговую войну.http://nvolgatrade.ru/

Док. 199504
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 22.04.04
Число обращений: 495

  • Делягин Михаил Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``