В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ И ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ - Как их понимает Елена Ханга Назад
ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ И ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ - Как их понимает Елена Ханга

ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ И ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ - Как их понимает Елена ХангаЕсли бы ее не было, ее надо было бы выдумать. Особенную, не такую как все. У нее два родных языка, два дома в разных концах света: один в Нью-Йорке, другой в Москве. И бабушка у нее - не в деревне, а в Африке, и свадьба ее справлялась не в `Праге` на Арбате, а на `Куин Мэри` в Лос-Анджелесе... По литературным канонам (и по жизненным реалиям) `белые вороны` бывают непонятыми, отторгнутыми, несчастными. Она счастливо реализовала себя и в работе, и в браке. Когда-то носившая строгие серые костюмы и прозвище Крупская, она вошла в историю российского телевидения тем, что впервые с экрана заговорила про `это`. За корректность, ум, обаяние Елену Хангу любят не только близкие, но и миллионы телезрителей.

- Елена, давайте начнем с вашей нынешней работы на ТВ. Ток-шоу `Принцип домино` - без сомнения, качественная передача. Но не длинновата ли она по времени - полтора часа? Возникает ощущение некой исследовательской академичности - это в ток-шоу-то!

- Если представить такую фантастическую ситуацию, что мы выходим без рекламы, - может, `Домино` было бы короче раза в два. В нашей передаче три рекламных блока. И нам ведь тоже не сладко приходится, когда чей-то монолог или спор прерывается: возникший было драйв падает, и мы в рекламной паузе занимаемся тем, что бегаем по студии, `зажигаем` публику. Но таковы реалии, это - данность. Рекламодатель хочет `отбить` свои деньги, это его право. Руководство не вторгается в дела творческие, мы соответственно не можем диктовать ему объем передачи или рекламную политику.

- У меня складывается ощущение, что вы в кадре не до конца используете свой потенциал. Что можете быть более раскрепощенной, искрометной, но почему-то не хотите. Демонстрируете лишь верх айсберга. Нет бы как коллега Соловьев - на всю катушку!

- Соловьева я считаю просто блистательным телеведущим. Да, он близок мне по темпераменту, хотя сравнение некорректное - у него авторская программа, а у нас с напарницей Еленой Ищеевой дневное ток-шоу. Вот когда у меня будет вечернее время - тогда посмотрим! А если серьезно, то я работаю на полутонах - у Володи же Соловьева лобовой стиль. Я редко когда высказываю свою точку зрения - другое дело, что вы можете ее считывать по моим вопросам, улыбке, междометиям.

Может, срабатывает и некий комплекс, полученный мной много лет назад в Америке. Я тогда собиралась работать на Си-эн-эн, провела у них в Атланте неделю. На последнем собеседовании меня спросили: `А чем бы вы хотели заниматься?` - `Я бы хотела рассказать американцам о России, которую знаю изнутри`, - ответствовала я. И услышала: `А с чего вы взяли, что нас интересует ваше мнение? Вы путаете журналистику с аналитикой, это другая профессия`. Я была поражена: в России как раз был период, когда каждый журналист выдавал свое мнение и все говорили: какой он классный. `С чего вы взяли, что нас интересует ваше мнение?` - эта фраза во мне сидит, она меня закомплексовала.

- А как вам другая телевизионная пара - Толстая и Смирнова?

- Мне нравится абсолютно все, что делает Татьяна Толстая. Большинство наших передач - кальки, содранные с американских и европейских оригиналов. Купленные или украденные игры, шоу. Такой передачи, как `Школа злословия`, еще не было ни у нас, ни на Западе, ведущие вместе с Юрием Богомоловым, который значится в титрах как автор идеи передачи, придумали нечто свое. Всеми любимая авторская программа Леонида Парфенова `Намедни` - тоже исконно российская.

- Итак, `Школу злословия` вы смотрите. Давно обратила внимание: писатели не читают своих коллег, режиссеры и актеры своих коллег не смотрят. Так что вы - приятное исключение. Что еще выделяете на ТВ?

- `Времена` Познера и `Намедни` Парфенова смотрю с огромным удовольствием, это мои учителя. Передачи блистательного, как уже было сказано, Соловьева: `К барьеру!` и `Апельсиновый сок`. `Дачники` Маши Шаховой - интересные истории о неординарных людях, рассказанные хорошим русским языком.

- Когда-то с легкой руки Леонида Парфенова ваша жизнь круто изменилась, не так ли?

- Так. Хотя если говорить про появление на телеэкране как таковое - то даже не с его, а `с рук` `взглядовцев` Листьева, Любимова, Захарова. Я тогда трудилась в `Московских новостях` и вернулась из Бостона, где работала три месяца по обмену.

Они позвонили мне: `Не могли бы вы прийти к нам в студию, рассказать об американской журналистике?` Я пришла и рассказала. В это время во `Взгляде` то ли стажировался, то ли проходил практику Леонид Парфенов, формально мы не были с ним знакомы. Мы даже никогда не разговаривали! И вот спустя 10 лет, когда Парфенов задумал передачу `Про это`, - он решил, что ему нужна именно я. Ну и память, что называется. Ладно, решил, но человек давно уехал в другую страну. Как бы стал рассуждать любой другой на его месте? Жаль, не судьба и... искать варианты. Но не таков Леня! Он раздобыл мои координаты и принялся названивать в Штаты. Я ему всякий раз терпеливо объясняла: я давно уже на другой планете, все отрезано, я учусь здесь в университете на психотерапевта... Кончилось тем, что Парфенов прилетел на сутки с билетом на самолет для меня и словами: `Поехали, через год я сделаю из вас звезду`.

- Так вы - дипломированный психотерапевт?

- Увы, мне оставался год учебы, когда Леня меня `дернул`. Но я ни в коем случае не жалею об этом. Забавно вышло: в университете я ничего не сказала, и декан узнал, увидев в `Нью-Йорк таймс` мою фотографию - я с микрофоном. И попросил передать через моего педагога, чтобы, закончив телевизионный проект, я возвращалась: он засчитает мне этот год как психотерапевтическую практику. Что было бы недалеко от истины.

- Как вы относитесь к утверждению, что телевидение - это зло?

- Обижаться на телевидение - это как обижаться на снег. Оно есть, и ничего с этим не поделаешь. Чего на ТВ пенять, коли... Кроме того, это трибуна, ближайший путь к людям, если у тебя накипело, единственный способ достучаться до большинства. Вот самое лучшее (и мое любимое) радио `Эхо Москвы` - до кого докричишься? До аудитории `Эха Москвы`. А до остальных?.. Поэтому, когда мне говорят: `ящика` в доме не держу, презираю, - я всегда думаю: ну и зря, сам лишаешь себя многого. Никто ведь не заставляет смотреть `пургу` - есть выбор. Хотя бы тот же самый канал `Культура`. Другое дело, что на телевидении хотелось бы видеть побольше людей, продвигающих благородные идеи. Потому что телевидением можно пользоваться по-разному, в том числе с его помощью и `чувства добрые пробуждать`.

- Вы что-то конкретное имеете в виду?

- Я летаю в Нью-Йорк рейсом `Дельта` и вижу американцев, которые летят в Россию с кучей игрушек, детских вещичек, и обратно их же - с детьми, у которых заячья губа, волчья пасть, на инвалидных колясках... Спрашиваешь: что, у вас нет детей? Что вы, отвечают, у нас трое, нам Бог послал счастливую жизнь, и мы считаем, что обязаны сделать счастливым вот и его тоже.

Ребята, у нас уже есть средний класс, вместо того чтобы рассказывать, на каких пятизвездочных курортах вы отдыхали, или показывать, как вы ставите в храме свечку, - помогите сиротам, вы же можете себе это позволить. Если не хотите взять к себе в дом - берите на выходные, помогайте материально. Мне кажется, надо больше показывать и рассказывать об этом, а то многим россиянам такое просто в голову не приходит. В России уже есть люди, которые начинают брать детей. Я делала передачу про семью Норкиных, надеюсь, видевшие ее задумались. Стараюсь, чтобы на четыре передачи про похудение, длину юбок, как вернуть любимого или разобраться в магии, одна была бы про усыновление или пересадку органов, или еще на какую-то болевую тему. Считаю это своим гражданским долгом. Но темы эти идут плохо, и рейтинг у таких передач - низкий.

- Почему?

- Потому что это - правда жизни. А зритель наш в большинстве своем предпочитает два прихлопа - три притопа, и чтобы подводка - шутка. Опять же сколько угодно можно возмущаться, но в конце дня прибывает так называемое `послание дураков дуракам` - рейтинг, ознакомившись с которым рекламодатель может захотеть переметнуться в передачу повеселее, с большей аудиторией. Поэтому приходится соблюдать баланс. Кроме того, ежедневное ток-шоу - это конвейер, за качеством которого не всегда успеваешь следить. Помню, коллега Дибров рассказал анекдот на эту тему. Ведущий жизнерадостно: `Как дела, как поживает ваша тетя?` Гость: `К сожалению, она вчера умерла`. Ведущий жизнерадостно: `Правда? А где она сейчас работает?`

- А с темой благотворительности как обстоит дело?

- Тут рейтинг не просто нулевой, а устойчиво нулевой. Смотрите, кто из VIР`ов говорит о благотворительности? Кобзон да Бородин. Еще, знаю, Анита Цой собирает деньги для детей-инвалидов. Большинство народа ведь как рассуждает? Когда показывают очевидно богатых людей - `Ну когда у меня будет столько денег...` - вместо `Когда я достигну такого гражданского сознания`. На Западе у уважаемых обществом артистов, певцов есть гражданская позиция. Вот если бы и наши любимцы публики - не важно, футболисты или шоу-звезды - призывали с экрана: `Есть материальная возможность - создай благотворительный фонд!` Представляете, если бы с этим вышли суперзвезды?! Скажем, представил бы кто-нибудь из них на своем концерте семью среднего достатка, усыновившую ребенка, - это бы заняло две минуты от концерта, а отношение общества к проблеме изменилось бы.

Наши VIР`ы не понимают, каким влиянием на общество они обладают. Не понимают, что они могли бы изменить мир. Стать рупором идей, если бы захотели. Повторяю, не обязательно усыновлять ребенка - пусть по мере комфорта своего: шефство, патронаж, материальная помощь детдомам... В конце концов хотя бы ходите и пропагандируйте!

- Есть какие-то советские реалии, по которым вы скучаете?

- Теплые человеческие отношения. Помню, поначалу в Америке меня несказанно удивили иные отношения. Я же приехала из Союза, где были приняты бесконечные интеллигентские кухонные посиделки, где подруга могла позвонить в два часа ночи со словами: `Слушай, я такого парня встретила!` Попробуй позвони американской подруге - деловой женщине в два часа ночи с подобным. Нет, если действительно нужна помощь, - американка примчится и в два, и в пять, но посвистеть ни о чем, потратить ее время, да в неурочный час, она тебе не позволит. Или звонишь приятельнице, предлагаешь: давай встретимся, поболтаем, кофе попьем. С удовольствием, отвечает та, я сейчас переключу на секретаршу, она запишет тебя карандашом. Последнее меня особенно обижало, если не сказать, травмировало - записать карандашом означает, что не так уж важна предполагаемая встреча, можно стереть и вписать другую, понужнее.

Или - долгие проводы, мы в Союзе привыкли провожать друзей и любимых, что называется, до предела, бессмысленно махая рукой вслед поезду или самолету. На Западе приезжаешь - о`кей, я пришлю за тобой машину. - Как, а встретить?.. - Зачем я потрачу два часа времени в один конец, когда час моей работы с клиентом стоит столько-то, - слушай, давай увидимся вечером. Если подумать - это правильно. И все же приятно, когда тебя встречают с цветами. Так что, можно сказать, я скучаю по бессмысленным совковым красивым жестам. Еще скучаю по готовке. Я люблю готовить, в свое время даже закончила кулинарные курсы. Тетрадка смешная сохранилась - с одной стороны в ней законспектированы тезисы марксизма-ленинизма, с другой - таинство приготовления рыбы под маринадом. Но сейчас я не готовлю - не могу заставить себя после двух эфиров встать к плите. А в советские времена стояла с удовольствием, с работы даже отпрашивалась, если собиралась соорудить нечто грандиозное... Время, наверное, другое.

- Или статус другой. А сильно отличаются западные мужчины от наших?

- Смотря какие. Например, мужчина-совок - дите до 40 лет. На западе ребенка лет в 17 после окончания школы выкидывают из дома. Если его не выпихнули в этом возрасте - значит с ним что-то не в порядке или существуют серьезные проблемы в семье. Наш совок всегда жил в квартире с мамочкой, и даже невесту себе подбирал такую, чтобы понравилась маме, ведь им вместе жить. В итоге - неестественные, нездоровые отношения. Еще инфантильность, лень. О чем все русские народные сказки? Сидел на печи да кумекал, как бы взять за себя царскую дочку. На Марье-искуснице тоже неплохо жениться - рукавом махнет, все исполнит, самому делать ничего не надо.

Кстати, расскажу о русских женщинах в эмиграции. Они выносливее мужчин. Приезжает пара - скажем, врач и юрист. Врачу в 45 лет сдать квалификационный экзамен, чтобы получить разрешение на практику в Америке, - маловероятно. Чтобы стать юристом, вообще лучше там родиться. И что им делать - жить-то надо? Она идет в уборщицы, встает на карачки, вылизывает дом за домом и приносит в семью вполне нормальные деньги. Что делает он? Он ложится на диван, впадает в депрессию, то и дело поминая, кем он был в России. Пьет, ругает американцев, чтобы развеять грусть-тоску ходит налево, даже побивает жену. В результате она поступает в колледж и года через четыре становится на ноги. Он - или виснет на ее шее, или спивается. Женщине легче перенести смену статуса, она более гибкая. В ней заложено: пойду в няньки, в посудомойки, куда угодно, поскольку надо кормить ребенка, тянуть семью.

- А почему вы после 15 лет жизни в Америке вернулись? У вас-то с адаптацией все сложилось.

- Я подошла к некоему рубежу, когда пришло понимание: карьера - это прекрасно, путешествия - это замечательно, но жизнь проходит, а без ребенка она довольно бессмысленна. Можно написать еще одну книгу, можно снять кино и даже, наверное, в Голливуде. Прочесть не тысячу лекций, а две тысячи двести - дальше что? Из вариантов: просто родить себе ребенка, усыновить, прожить без ребенка вообще - я выбрала родить ребенка от любимого человека. Поняв, что моя жизнь перейдет в качественно иное течение, когда я это сделаю. Так оно и случилось. Специфика работы моего любимого человека, моего мужа, такова, что он может реализоваться только в России. Важнее всего на свете для меня стали семья и дом - поэтому я здесь.

- Карьера ваша - на виду, книга ваша `Про все` - разошлась, ее уже нет на прилавках. Вот про замечательные путешествия ничего не знаю, расскажите.

- Наш с мужем любимый отдых - отправиться в какую-нибудь экзотическую страну, причем ни тура не купив, ни гостиницы не заказав. Не жалуем мы традиционные туристические точки - откладываем их на потом, когда песок посыплется. Обычно берем машину в аэропорту, покупаем карту - и осматривать старинные церкви, соборы, развалины... Очень бывают острые ощущения во время такого экстремального отдыха - помню, летели на `кукурузнике` ровеснике века, и нас ветром сносило чуть ли не за границу той страны. Или - уж не помню где, в Африке, Латинской Америке, - спешили мы на джипе на паром: стадо диких быков особей эдак в сто пересекало дорогу и чуть нас не затоптало. На паром мы, понятное дело, опоздали, у нас ломались все планы, и мы были вынуждены воспользоваться услугами контрабандистов, очень, кстати, элегантных и вежливых. Они перевезли нас на лодке на другой берег, где нас и арестовали. Ненадолго, правда, потому что как только выяснилось, что мы - туристы, арестовавшие сказали: `Добро пожаловать!` и даже довезли до гостиницы. В Сенегал как-то прилетели без виз - человек, который обещал их нам на месте, не объявился. Представляете, положеньице: следующий самолет обратно - через неделю. Переговариваемся между собой, вдруг к нам кто-то кидается: `Наши?!` Через пять минут была и виза, и приют... Это были африканские ребята, которые учились у нас в Союзе и привезли с собой русских жен. Да и русский язык советского времени, и манеру общения - я тогда услышала от одного из них классную фразу: `Какую Россию мы потеряли!`. Через несколько дней нас отправили на Острова Зеленого Мыса - `Наши вас там уже ждут`. `Наши`, представляете.


материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 199824
Опублик.: 12.03.04
Число обращений: 453

  • Ханга Елена

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``