В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марина Лаврова: Не сравнивайте меня с отцом! Назад
Марина Лаврова: Не сравнивайте меня с отцом!
ОБ ЭТОМ ПРОСИТ ДОЧЬ КИРИЛЛА ЛАВРОВА - ИЗВЕСТНАЯ АКТРИСА, КОТОРАЯ ИДЕТ В ИСКУССТВЕ СВОЕЙ ДОРОГОЙ

На профессиональной сцене Мария Лаврова уже полтора десятка лет. Работала в ТЮЗе. Затем перешла в БДТ, в прославленный товстоноговский коллектив, где у нее несколько главных ролей в спектаклях, собирающих аншлаги. А зрители и критики все не устают сравнивать: похожа или не похожа она на своего отца, народного артиста СССР Кирилла Лаврова, `отдыхает` или `не отдыхает` на ней природа, как это бывает с детьми великих?

- Наверное, до гробовой доски будут сравнивать меня с отцом, - вздыхает Мария Кирилловна. - Конечно, меня это задевает. Хотя стараюсь об этом не думать. В особенности когда работаю над ролью.

- А когда переходили в свое время в БДТ из ТЮЗа, никаких сомнений не испытывали? Ваш отец был тогда уже художественным руководителем театра, `доброжелатели` сразу зашептались: и жена его здесь работает, и дочь привел...

- Пригласил меня не он, а Адольф Шапиро, который ставил в БДТ `Вишневый сад`. Я играла в нем с блистательными актерами старшего поколения товстоноговцев - Евгением Лебедевым, Николаем Трофимовым, Олегом Басилашвили. До сих пор с огромным удовольствием вспоминаю ту работу. Переход в театр оказался очень естественным. Как бы хорошо ни работалось мне в ТЮЗе, все-таки я не `детская` актриса. А в БДТ всегда хотела работать. Он же мне с детства родной и близкий. Я ходила на премьерные спектакли родителей, бывала за кулисами, дома постоянно слышала разговоры мамы с отцом об их театральной жизни.

- Критиковали отца за те или иные его спектакли?

- Случалось, особенно в юности, со всем присущим этому возрасту максимализмом. Но больше `доставалось` ему за кинороли. Нам с мамой очень не нравился, например, его пьяница граф из фильма `Мой ласковый и нежный зверь`. Казалось, что это не папина роль.

- То есть вам нравится `правильный` Лавров, `герой`, играющий конструктора Королева, вождя мирового пролетариата Ленина?

- Мне нравится, когда его роль органично совпадает с его собственными личностными качествами.

- А для вас как для актрисы важно, кого играть, в каком спектакле, у какого режиссера?

- У меня такая профессия, что `оглядываться` на настроение нельзя - останешься без работы. Дают роль - изволь работать. Я первым делом стараюсь понять, чего хочет от меня режиссер. Соизмеряю это со своими ощущениями, переживаниями, жизненным опытом. Вот сейчас мы репетируем пьесу `Копенгаген`. Ее взялся ставить Тимур Чхеидзе. Мне поручена роль жены великого ученого Нильса Бора. Взяла в библиотеке книгу о нем. Узнала, в частности, что в юности он увлекался датским философом Киркегором. Прочла и того. Оказалось, целый мир, к которому я раньше не прикасалась - не было такой возможности. Меня это так увлекло!.. А ходить самой от режиссера к режиссеру, предлагать себя на какую-то роль - нет, это не для меня, в этом смысле я не боец. Как, кстати, и мои родители. Папа мог `биться` за других, помогал и знакомым, и незнакомым людям. Но никогда не хлопотал за себя и своих близких.

- Да, это видно хотя бы по тому, как сложилась жизнь в БДТ его жены и вашей матери талантливой актрисы Валентины Николаевой. Играла немного, чаще - не главные роли. В то время как Кирилл Юрьевич был ведущим актером.

- В какой-то момент мама сама сделала выбор, пожертвовав театральной карьерой в пользу семьи. Из двух актеров в одном доме кто-то должен уйти `в тень`. Я у них - достаточно поздний ребенок. Плюс еще мой старший брат. И мама `кинула` себя на нас. А театр такого не прощает. Ему нужно отдаваться целиком. Когда я поступила в театральный институт, мама ходила на мои студенческие спектакли. Очень боялась, что я окажусь профнепригодной. Когда поступала туда, все знали, что я дочь `того самого Лаврова`. Это угнетало и меня, и моих родителей. Но за профнепригодность отчислили бы непременно, тут уж никакое `кровное родство` не помогло бы. Да отец никогда не участвовал в моих студенческих, театральных делах. У него на нас времени не было. Он появлялся дома редко, как ясное солнышко зимой. Посветит, приласкает, и опять уедет на гастроли или съемки.

- Осознавали, что рядом с вами - великий актер?

- Папа сам никогда не относился и до сих пор не относится к себе как к великому актеру. Он даже `лучшим среди равных` себя не считает. Работает удачно - да, старается. Вот и все. Всегда удивляется, когда его хвалят за какую-то роль. И мы к нему всегда так относились. Что знали наверняка - так это то, что папа у нас очень обаятельный.

- Он по дому что-то делает?

- Любит мастерить, мечтает поработать на даче. Но у него не хватает времени ни на дом, ни дачу. А сейчас, когда мы остались без мамы - и желания, кажется, такого уже нет.

- Ваша дочь, внучка Кирилла Лаврова, 13-летняя Ольга играет вместе с вами и дедом в спектакле `Перед заходом солнца`. Чья идея была дать ей роль в этом не детском, сложном спектакле?

- Режиссера Григория Козлова. Там участвуют дети и других актеров. Оля в театре с малых лет. Постоянно беру ее с собой - сначала оставить было не с кем, потом она сама стала проситься. Уже `заболела` театром. Когда подрастет, выскажу ей, наверное, все резкие доводы против профессии артистки. `Давить` на ее выбор не буду, но предупрежу, что многого будет лишена, если выберет сцену. В частности, покоя, душевного равновесия. Если бы мои родители со мной об этом поговорили, может, я и задумалась бы: идти ли по их стопам?

- Отец помогает вам в театральной работе?

- Как худрук, он никогда не вмешивается в действия режиссеров. А как отец может помочь, подсказать что-то.

- У Кирилла Юрьевича Лаврова и в театре, и особенно в кино роли все больше героические, положительные. У Марии Кирилловны Лавровой роли философские, с длинными глубокомысленными диалогами. Не боитесь так и остаться в этом жанре `на веки вечные`?

- Хорошо бы, конечно, сыграть роль `с превращениями`, заявить о себе в чем-то неожиданном. Характерные роли дают массу возможностей исполнителю. Они выигрышные. Я и пострадать люблю, и попеть. Танцую хорошо - в детстве занималась хореографией. Но актер, как известно, профессия зависимая. Нас выбирают. Нам предлагают. Пока, слава Богу, нет отторжения ни от какой из сыгранных и предлагаемых ролей. Театр всегда привлекал меня как коллектив единомышленников, где категорически неприемлемо `тянуть одеяло на себя`. Для меня важно на сцене, чтобы завораживало само действие, а не собственная игра или то, что играешь рядом со `звездой`.

- Но сейчас как раз время индивидуальностей. И Театр Товстоногова, видимо, совсем иной, чем был при самом Товстоногове?

- Как театр может быть `его`, если Георгия Александровича уже больше 10 лет нет на свете? Время другое, да. Атмосфера в театре иная. Но остались привитые Товстоноговым традиции, культура сценического бытия, этика взаимоотношений на сцене и вне. И, надеюсь, останутся надолго.

Беседу вела

Безрукова Людмила, соб. корр. `Труда`.

Труд Nо051 за 20.03.2004http://nvolgatrade.ru/

Док. 201746
Опублик.: 25.03.04
Число обращений: 176

  • Лавров Кирилл Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``