В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Зураб Церетели задал тон Всероссийской выставке в ЦДХ Назад
Зураб Церетели задал тон Всероссийской выставке в ЦДХ
Открывшаяся вчера в ЦДХ десятая юбилейная выставка Союза художников России должна показать все признанные таланты от Владивостока до Калининграда, от Архангельска до Астрахани. Между тем она показала, что главные арт-силы все еще обитают в Москве, именно они и диктуют остальным членам Союза свои вкусы и взгляды.

Афиша нынешнего смотра, занявшего почти все этажи безразмерного Дома художника, вызывает странные ассоциации. Выставка озаглавлена `Россия - Х`, и ее символом служит палитра, поверх которой красуется все тот же знак `Х`. Здесь могут быть как минимум три интерпретации-догадки. Скорее всего, организаторы имели в виду `художества`, для зрителей названием может звучать `Россия - Икс` (то есть та самая Россия, которую мы все еще не знаем). Наконец, `Россия Христианская`. Или что-то еще...

Сразу при входе в главный зал ЦДХ вас встречают три монументальные картины Зураба Церетели (две из цикла `Иерусалим` и одна - `Дядя Буба`). Рядом с ними художественная жизнь буквально кипела. Всяк проходящий мимо художник считал своим долгом облобызаться с гостеприимным хозяином и уже дальше осматривать работы коллег. Почти две трети всех площадей занимают произведения из Москвы и Питера. И, что совершенно удивительно, на выставке складывается впечатление, будто все они написаны одной семьей одного художника. Есть подозрение, что глава семьи - председатель Союза Валентин Сидоров - подобрал бесчисленные масляные артефакты в тон к своим `духовным пейзажам`: рядом с Церетели как раз выставлены полотна Сидорова, среди которых выделяется `Святая гора` (здесь и Россия, и церковь, и богомольцы).

Если говорить коротко, основной мотив практически всех `союзных` художников - деревня и церковь. Эдакое сентиментальное смакование патриархального быта с высоты столичной колокольни. Так и видишь перед собой живописца, выписывающего где-нибудь в центре Москвы в казенной мастерской бескрайние окские долины или русских красавиц в русской бане. Часть залов занимает современная иконопись, обсуждать которую (как и помещать рядом со светскими работами) по меньшей мере странно и глупо. После икон следуют светские вариации на церковные темы: монахи, колокола, целые иконостасы.

Правды ради нужно заметить, что отдельный закуток выделен под модернизм, где стоит радикальная скульптура `Грань`: с одной стороны ноги и все, что ниже пояса, с другой - металлическая сетка. Не беда, что `это` или по крайней мере `такое` нонконформисты уже делали-переделали.

Если выбирать реальный символ и знак нынешней `всероссийской` выставки, я бы выделил работу Коржева-Чувелева с непритязательным названием `Натюрморт`. На ней изображены серп и молот, положенные как на советском флаге, но только на этот раз они - часть деревенской жизни, простонародной России. Короче, совок в новом единороссовском качестве.

Сергей СОЛОВЬЕВ

`Новые Известия`.http://nvolgatrade.ru/

Док. 203948
Опублик.: 12.04.04
Число обращений: 414

  • Церетели Зураб Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``