В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лев Кузнецов: Развитие лесного комплекса - одно из приоритетных направлений развития экономики края Назад
Лев Кузнецов: Развитие лесного комплекса - одно из приоритетных направлений развития экономики края
(Эксклюзивное интервью первого заместителя Губернатора края Льва Владимировича Кузнецова Независимому Информационному Агентству)
Тема развития лесной отрасли является одной из основных в деятельности новой администрации края. На прошлой неделе прошла рабочая поездка первого заместителя Губернатора края Льва Кузнецова по `лесным` регионам края. О результатах этой поездки и перспективах развития лесной отрасли мы и беседуем с Львом Владимировичем Кузнецовым.
Вопрос: Существует ли на сегодняшний день программа развития лесной отрасли края, и с какой целью проходила поездка руководителей края в лесные регионы?
Лев Кузнецов:
Мы активно занимаемся подготовкой такой программы: собираем информацию, привлекаем к обсуждению все заинтересованные стороны, продумываем варианты. На сегодняшний день наша главная задача - определить, на чем будет базироваться новая концепция развития лесной отрасли, ее основные реперные точки, тот фундамент, который позволит максимально эффективно использовать весь экономический потенциал лесной отрасли.
Именно этой теме и была посвящена прошедшая поездка. В первую очередь, мы хотели на месте познакомиться с предприятиями, работающими сегодня в лесной отрасли, переговорить с людьми, получить информацию о наиболее актуальных проблемах `из первых рук`. Для этого были выбраны два района - Богучанский и Лесосибирский, в одном из которых сосредоточены заготовительные мощности, в другом - перерабатывающие. Не секрет, что одной из основных причин, тормозящих развитие лесной отрасли края, является тлеющий конфликт между переработчиками и заготовителями леса. И те, и другие считают, что противоположная сторона ущемляет их интересы. Доходит до смешного: когда мы приехали в Богучаны, то в ходе разговора даже звучали фразы: `Вот если бы вы приехали к нам без переработчиков, мы бы с вами разговаривали так, а раз здесь сидят переработчики, мы с вами будем разговаривать по-другому`. И это при том, что и те, и другие - звенья одной цепи, и их благополучие зависит от того, насколько эффективно они выстроят диалог друг с другом.
В целом, поездка была очень результативной с точки зрения получения новой информации. Посмотрели на все своими глазами. И на заготовительные конторы, где лежат только красавцы-брёвна, а всё остальное находится в тайге, на краны, работающие с нарушениями всех инструкций, на тупики, непонятно кому принадлежащих. Посмотрели сегодняшний объект инвестиций - это завод, который построен в Кодинске по современным технологиям. Пригласили к участию управленцев и собственников ЦБК, который также является важной составляющей лесоперерабатывающей цепочки. Но самое главное: составили максимально приближенную к реальности картину сегодняшней ситуации и основных проблем, чтобы учесть это при разработке программы развития лесной отрасли.
Вопрос: Как планируется решить проблему транспортных тарифов, ведь край значительно удален от границ, и западных и восточных?
Лев Кузнецов:
Эта тема обсуждается в двух направлениях.
Во-первых, в рамках визита господина Франка, как вы знаете, был подписан протокол по развитию Севморпути, согласно которому в дальнейшем предполагается не только снижение потонного сбора за ледовую проводку, но и снижение тарифов самих грузоперевозчиков, т.е. Енисейского речного пароходства, Мурманского морского и Северного морского пароходств.
Второй путь транспортировки леса - железнодорожный транспорт. Тарифы на ж/д перевозки, к сожалению, устанавливаются на федеральном уровне, и повлиять на ситуацию, с учетом идеологии, которая там существует, нам, конечно, сложнее. Но есть другой вариант решения этой проблемы - переход на более глубокую переработку леса, что соответственно, снизит транспортные расходы при ж/д перевозке. В этом на сегодня и заключается, по сути, главная задача, которую мы решаем: с одной стороны, решить проблему комплексной переработки сырья, с другой - минимизировать транспортные расходы.

Вопрос: Может ли в этой связи обрести новое дыхание Северный морской путь?
Лев Кузнецов:
Безусловно, об этом, в том числе, и шла речь во время визита г-на Франка. Министерство заинтересовано в увеличении объемов перевозок. Нам сказали: мы готовы снизить тарифы, если вы будете возить не только лес, но и алюминий, и нефть. Дадите объемы - будем рассматривать вопрос снижения тарифов. Поэтому в разработке и обсуждении этого протокола принимали участие все: и алюминщики, и нефтяники, и лесозаготовители, и переработчики.
Кроме того, учитывая, что железная дорога сегодня перегружена, и не только железная дорога, но и альтернативные порты - Новороссийск, Петербург - мы пришли к единому мнению о необходимости разработки альтернативной схемы транспортировки лесной продукции. Сегодня обсуждается вопрос о развитии порта Игарка, который должен иметь, с одной стороны, дополнительные мощности по переработке лесной продукции, что повысит ее конкурентноспособность, а с другой - стать воротами для судов Севморпути. Без этого Северный морской путь не сможет эффективно функционировать.

Вопрос: Ведутся ли переговоры с потенциальными инвесторами по глубокой переработке, и если да, то с какими, российскими или зарубежными?
Лев Кузнецов:
Инвестор, безусловно, нужен, поле для вложений есть и довольно серьезное. Сравните сами: за прошлый год в крае вырублено 9 млн. кубометров леса, а в глубокой переработке только 4-4,5 млн. кубометров. Причем, для нас не имеет принципиального значения, иностранные это будут компании или российские. Главное требование: добросовестность и долгосрочность сотрудничества.
Основная проблема на сегодня состоит в том, что глубокая переработка должна касаться, в первую очередь, отходов. Это то, что называется баланс. Мы стоим на распутье: у нас есть наш ЦБК, но он не может так увеличить объемы производства, чтобы поставить глубокую переработку отходов `на поток`. В Кодинске сегодня практически весь баланс оставляют в лесах. На ЛДК-3 есть технологии, позволяющие почти 100 процентов продукции вовлекать в переработку, за исключением щепы и опилок. Там требуются небольшие инвестиционные вложения - около 5 миллионов долларов, есть проект и на 20 млн., также быстро окупаемый. Эту программу, в принципе, можно реализовать.
Но как кардинально решить вопрос: что делать с балансом или, так называемыми дровами - пока единого понимания нет. Но даже если мы сможем организовать первую часть программы глубокой переработки, это будет уже серьезный шаг вперед.
Отдельно стоит проблема легализации экспорта. Для этого, в первую очередь, необходимо понять, насколько конкурентноспособна наша продукция и, если нет, то почему. Я уверен, что наш лес может конкурировать на внешнем рынке и в количестве, и в качестве, и это направление развития лесной отрасли имеет право на жизнь.

Вопрос: Существует ли `китайский вопрос` в лесной теме?
Лев Кузнецов:
Я бы не говорил о `китайском вопросе`. Хотя некий, не совсем понятный миф на эту тему и витает над Красноярским краем, на самом деле, проблема лежит, на мой взгляд, в плоскости грамотной организации сбытовой политики. Если окажется, что китайские покупатели для нас - выгодные партнеры, и мы выстроим с ними четкие, прозрачные, цивилизованные отношения, - почему нет? Китай - это большой серьезный рынок сбыта, и не только для лесной продукции, но и для нашей нефти и газа.
В целом политика российского государства сегодня ориентирована на Китай, как на одного из потребителей с широкой номенклатурой товаров, поэтому не вижу ничего страшного в том, чтобы мы выстраивали с ними отношения. Как - это отдельный вопрос.

Вопрос: Что делать с фирмами однодневками, которые губят леса?
Лев Кузнецов:
Надо бороться не с фирмами-однодневками, которые покупают лес, а с фирмами-однодневками, которые его реализуют. Это мы планируем делать через лицензионную политику, конкурсы, договора аренды. Кроме того, необходимо будет наладить четкий учет продукции, которую производят наши изготовители.
Если он продает и продает по цене не ниже рыночной, при этом, платит налоги, - пожалуйста. Если же продает за бесценок, не будучи даже толком зарегистрированным, - тогда совсем другое дело. С такими будем бороться.

Вопрос: Как будет строиться система лицензирования?
Лев Кузнецов:
Вся необходимая система лицензирования уже создана. Должна быть выработана соответствующая лицензионная политика: кому, и на какой период давать лицензии.
Сейчас стоит вопрос об аренде сроком на 49 лет. Это понимают, в том числе и переработчики, потому что с 2004 года капитализация компании, её сертификация будет производиться с учётом базы лесного фонда, который они имеют у себя на долгосрочной основе. Вы, может быть, слышали, сегодня некоторые жалуются на то, что мы не даём сейчас аренду на длительный срок. Это вызвано тем, что мы не хотим рисковать: необходимо предварительно разобраться, посмотреть, и если уж сдаем в аренду, то действительно серьезной компании, с историей и опытом работы, и главное, умеющей выстраивать цивилизованные отношения с краем. Ведь 49 лет - немалый срок, за это время можно многое сделать - построить дороги, инфраструктуру. И наши партнеры должны быть готовы к такому сотрудничеству.

Вопрос: К какому сроку предполагается подготовить концепцию развития лесной отрасли края?
Лев Кузнецов:
Губернатором обозначен срок - май этого года. Я думаю, к этому времени у нас уже будет готова идеология. С учётом значимости этой отрасли для нашего региона, возможно, мы даже поднимем это направление в более высокий уровень в структуре администрации. Охрана лесов и все мероприятия по воспроизводству леса останутся за управлением природопользования, а лес, как одна из приоритетных отраслей хозяйства, возможно, получит своё управление, но это только в планах.

Независимое Информационное Агентствоhttp://nvolgatrade.ru/

14 апр 2004
Красноярский край

Док. 204023
Опублик.: 14.04.04
Число обращений: 591

  • Кузнецов Лев Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``