В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ярослав Романчук: `Лукашенко очень сильно напуган` Назад
Ярослав Романчук: `Лукашенко очень сильно напуган`
В Москве во вторник ожидали прибытия с рабочим визитом премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского, который собирался обсудить с председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым ключевые проблемы сотрудничества двух союзных стран в экономической сфере. По информации белорусского посольства в Москве, главными на переговорах будут вопросы топливно-энергетического баланса и поставок в Белоруссию российских энергоресурсов. Страна.Ru попросила прокомментировать текущее состояние отношений Москвы и Минска ведущего эксперта белорусского аналитического центра `Стратегия` Ярослава Романчука.

- На прошлой неделе президент Александр Лукашенко, выступая с посланием перед парламентом страны, подверг жесткой критике Россию за `оскорбительное для белорусского народа` предложение о включении Белоруссии в ее состав и отключение газа. К чему может привести очередное обострение отношений между Москвой и Минском, которые при этом продолжают говорить о необходимости развития Союзного государства?

- На самом деле, в этом послании не было ничего нового. Гораздо более жесткие заявления Лукашенко уже сделал ранее, когда говорил о том, что президент России - террорист, что Россия ведет газовую войну и смотрит на Белоруссию `через прицел газовой трубы`. Стоит отметить, что никакой адекватной реакции со стороны России на эти высказывания не было. В своем послании Лукашенко фактически констатировал то, о чем уже давно говорят, - что никакого Таможенного союза, Союзного государства, даже зоны свободной торговли между двумя странами на самом деле не существует.

Недавно Минэкономразвития России заявило, что Минск использует против российских товаров 13 способов протекционизма и это тоже ставит Белоруссию в разряд стран, проводящих наиболее недружелюбную политику в торговле с Россией. Очевидно, что партнер по Таможенному союзу и тем более по Союзному государству так себя не ведет. Официальный Минск не выполнил своих обещаний по приватизации `Белтрансгаза` и созданию совместного предприятия, был практически сорван проект по введению единой валюты. Более того, понятно возмущение российского посла в Белоруссии в связи с тем, что огромное количество товаров, принадлежащих российским компаниям, было фактически конфисковано под надуманным предлогом.

Мы видим, что экономическая политика Белоруссии по отношению к России очень сильно отличается от той, которую должно проводить государство, заключившее партнерские отношения.

- Критикуя Россию, Лукашенко ставил ей в пример Евросоюз. Означает ли это, что Минск может, отвернувшись от России, начать налаживать контакты с Европой?

- В послании к парламенту президент Белоруссии действительно сделал ряд реверансов в отношении Евросоюза, но при этом, если проанализировать те действия, которые официальный Минск предпринимает в отношении Европы, - то иллюзий по поводу того, что критикуя Россию, Лукашенко разворачивается лицом к Европе, попросту не будет. И недавнее заявление Евросоюза по поводу ситуации в Белоруссии это только подтверждает. Недавно в Минске была высокопоставленная делегация чиновников ЕС и США, и опять стороны не смогли найти общих точек соприкосновения. Удивительно, но официальный Минск во время этих встреч больше заигрывал с США, чем с Европой, говоря с последней в очень резких тонах.

Очевидно, там предвидят, что на предстоящей сессии ПАСЕ будет обсуждаться вопрос исчезнувших в Белоруссии политиков и журналистов, в частности, Дмитрия Завадского, а также ситуация со средствами массовой информации в нашей стране. Это может быть достаточно жесткий документ, и официальный Минск, вместо того чтобы признать очевидные нарушения прав человека, несоответствие базовым европейским стандартам, - просто опять-таки откровенно идет на конфликт. А все эти реверансы в послании, они обращены в адрес Москвы, а не Брюсселя. Это такой шантаж - если Россия не будет сговорчивее в отношении Белоруссии, а именно, если Россия будет требовать возврата долгов и перестанет давать дешевый газ, закрывая глаза на то, что он перепродается на очень выгодных условиях, - то тогда мы бросимся в объятия Евросоюза, НАТО и так далее. Само по себе это выглядит абсурдно.

Поэтому бояться того, что Лукашенко развернет свою политику на Запад, нет оснований. Более того, реакция, которая последовала в субботу, когда белорусскими властями были отключены новостной выпуск телеканала `Россия` и программа Николая Сванидзе `Зеркало`, говорит о том, что Лукашенко очень сильно напуган, и испугался он реальной общественной дискуссии. Президент потерял те ориентиры, на которых он основывал свою политику на протяжении десяти последних лет, и выдает несвязные, нелогичные и не имеющие под собой никакого основания тезисы.

- Вместе с тем, Лукашенко призвал белорусское правительство более активно проводить работу по диверсификации поставок энергоносителей в страну. Означает ли это, что Минск может вообще отказаться от российского газа? И где он тогда, собственно, будет брать топливо?

- Если пошутить, то можно сказать, что в Белоруссии очень много лесов и можно топить древесиной и торфом. Если говорить о реалиях, Польша, к примеру, уже проходила диверсификацию импорта энергоносителей, тоже пытаясь найти альтернативу российскому газу. Все это закончилось тем, что в Польше не нашлось потребителей, которые согласились бы покупать норвежский газ по цене на тридцать процентов дороже, чем была у `Газпрома`. Так что это пустые угрозы, рассчитанные на доверчивую публику, в том числе и в России. Это легкомысленно и экономически невыгодно.

Тут можно сказать еще вот о чем: на прошлой неделе Минск ввел запрет на ввоз из России молока, мяса и шерсти, мотивируя это вспышкой ящура в Амурской области, что само по себе выглядит интересно. Белорусские власти до сих пор думают, что на Россию можно повлиять подобными мерами, забывая, что более 90 процентов всех мясомолочных продуктов, сто процентов сахара, которые экспортирует Белоруссия, покупает именно Россия.

- Чего же Лукашенко добивается от России? Какой будет судьба Союзного государства, если никто не пойдет на уступки?

- Думаю, Лукашенко резко поменял бы свою позицию и стал бы называть руководство России лучшими друзьями, если бы, например, правительство Фрадкова пошло на то, чтобы `Газпром` продавал Белоруссии газ по внутрироссийским ценам и сказало бы, что не претендует на `Белтрансгаз`. Когда этих уступок нет, когда Конституционный акт Союзного государства, который Лукашенко успешно продвигал с Бородиным и Селезневым, полностью провалился, - тогда и начинаются все эти стенания о предательстве Москвы, газовом шантаже и так далее.

На самом деле, угроза российско-белорусским отношениям уже реально существует. И она происходит оттого, что Москва проводит диалог исключительно с одним человеком - Александром Лукашенко. При этом игнорируются десятки других возможностей для продвижения интеграции. Абсолютно выключены из контекста диалога гражданское общество, независимые аналитические центры. Просто очень долго думали, что Лукашенко - это единственный и неповторимый друг России, который один в состоянии привести нас к единому государству. В итоге эта персонификация диалога привела к тому, что число людей, которые считают российское руководство враждебным, в Белоруссии растет.

Вместе с тем, я не думаю, что Лукашенко может пойти на окончательный разрыв отношений с Россией. Однако уже замороженная `двойка` Россия-Белоруссия будет использоваться Лукашенко как повод заморозить любые другие интеграционные попытки в рамках `четверки` (Россия - Белоруссия - Украина - Казахстан). А это проект, который куда больше интересует Москву, чем отношения с Минском.

Евгений Евдокимов
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 204208
Опублик.: 21.04.04
Число обращений: 142


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``