В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Резолюция Совета безопасности ООН по Ираку Назад
Резолюция Совета безопасности ООН по Ираку
Полный текст принятой 8 июня 2004 года резолюции
8 июня 2004 года Совет безопасности ООН утвредил резолюцию, одобрившую предложенный США план по передаче полномочий по управлению Ираком в руки местных властей. Резолюция была принята после продолжительной дискуссии. в результате которой в нее были внесены изменения, обещающие стать хотя бы какой-то гарантией получения Временным правительством контроля над вопросами безопасности. Vip.Lenta.Ru публикует перевод полного текста резолюции.


Резолюция 1546 (2004)
Совет безопасности:


приветствуя начало нового этапа перехода власти в Ираке в руки демократически избранного правительства и ожидая окончания оккупации и появления к 30 июня полностью суверенного и независимого Временного правительства Ирака, которое возьмет на себя все властные полномочия и полную ответственность за страну;
ссылаясь на все предыдущие резолюции Совета безопасности по Ираку;
вновь подтверждая независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Ирака;
вновь подтверждая право иракского народа на свободное политическое самоопределение и контроль над природными ресурсами страны;
признавая важность международной поддержки, особенно среди стран региона, соседей Ирака и региональных организаций, которая должна помочь народу Ирака в обеспечении безопасности и процветания страны, и отмечая, что успешное проведение этой резолюции в жизнь станет значительным вкладом в стабильность региона;
приветствуя усилия Специального советника генерального секретаря ООН по оказанию народу Ирака помощи в формировании Временного правительства Ирака, как изложено в письме Генерального секретаря 1/88 3/ от 8 июня 2004 года;
обращая внимание на роспуск Правительственного совета Ирака и приветствуя шаги, предпринятые в направлении реализации мер по смене политической власти в Ираке, указанных в резолюции 1511 (2003) от 16 октября 2003 года;
приветствуя данное Временным правительством Ирака обязательство работать над превращением Ирака в федеральное, демократическое, плюралистическое и единое государство, в котором будут уважаться политические свободы и права человека;
обращая внимание всех сторон на необходимость защищать археологическое, историческое, культурное и религиозное наследие Ирака, заявляя о важности власти закона, необходимости соблюдения прав человека, включая права женщин, уважения основных свобод и уважения демократических ценностей, включая свободные и справедливые выборы; Резолюция устанавливает:

- сроки и порядок передачи власти в руки иракцев

- взаимоотношения многонациональных сил и иракского правительства

- роль ООН, других государств и международных организаций в восстановлении Ирака

- экономические условия развития Ирака

ссылаясь на учреждение 14 августа 2003 года Миссии ООН по оказанию помощи Ираку и утверждая, что Объединенные нации должны играть ведущую роль в оказании помощи народу и правительству Ирака в формировании институтов представительской власти;
признавая, что помощь международного сообщества в восстановлении стабильности и безопасности необходима для обеспечения благосостояния народа Ирака, так же, как и способность всех заинтересованных сторон действовать в интересах иракского народа, и приветствуя вклад государств-членов в эту работу в соответствии с резолюцией 1483 (2003) от 22 мая 2003 года и резолюцией 1511 (2003);
ссылаясь на отчет об усилиях и успехах многонациональных сил, предоставленный Совету безопасности Соединенными Штатами 16 апреля 2004 года;
отдавая должное просьбе сохранить присутствие многонациональных сил, содержащейся в письме премьер-министра Временного правительства Ирака президенту Совета от 5 июня 2004 года, которое прилагается к данной резолюции;
признавая также важность согласия суверенного правительства Ирака на присутствие многонациональных сил и теcную координацию между многонациональными силами и этим правительством;
приветствуя готовность многонациональных сил прилагать усилия по обеспечению безопасности и стабильности в Ираке и поддержке процесса смены политической власти, особенно в преддверии выборов, и обеспечения безопасности присутствия ООН в Ираке, как заявлено в письме госсекретаря США президенту Совета от 5 июня 2004 года, которое прилагается к данной резолюции;
отмечая обязательство всех сторон, обеспечивающих безопасность и стабильность Ирака, действовать в соответствии с международным гуманитарным законодательством и сотрудничать с соответствующими гуманитарными организациями;
отмечая важность международной помощи для восстановления и развития иракской экономики;
признавая важность преимуществ, которые получит Ирак благодаря льготам и привилегиям, предоставленным его нефтяной промышленности, обеспечивающим поступления в Фонд развития Ирака и отмечая важность возвращения после роспуска Временной коалиционной администрации Временным правительством и его политическими наследниками полученных от этого фонда в виде ссуд средств;
утверждая, что ситуация в Ираке по-прежнему представляет угрозу для мира и международной безопасности;
действуя согласно Главе VII Устава Объединенных Наций:
1. Одобряет формирование суверенного Временного правительства Ирака, как о том было объявлено 1 июня 2004 года, которое к 30 июня 2004 года получит все властные полномочия и полную ответственность за управление Ираком, воздерживаясь при этом от любых действий, могущих повлиять на судьбу Ирака после ограниченного переходного периода, который продлится до того момента, как избранное Переходное правительство Ирака вступит в должность согласно параграфу 4 данного документа;

2. Приветствует также окончание 30 июня 2004 года оккупации, роспуск Временной коалиционной администрации и восстановление полного суверенитета Ирака;

3. Вновь подтверждает право иракского народа на самостоятельное определение своего политического будущего и на обладание всеми властными полномочиями и контролем над природными и финансовыми ресурсами страны;

4. Одобряет предложенный график передачи власти в Ираке демократическому правительству, включая: (a) формирование суверенного Временного правительства, которое получит все властные полномочия и возьмет на себя полную ответственность за управление Ираком к 30 июня 2004 года; (б) созыв национальной конференции, состав которой будет отражать наличие различных групп в иракском обществе; и (в) организацию к 31 декабря 2004 года, если это будет возможным, и, в любом случае, не позже 31 января 2005 года, прямых демократических выборов в Переходное национальное собрание, которое будет нести ответственность за формирование Переходного правительства Ирака и подготовку проекта постоянной конституции Ирака, что приведет к конституционному избранию правительства Ирака к 31 декабря 2005 года;

5. Призывает правительство Ирака задуматься о том, как организация международной конференции может способствовать вышеописанному процессу и отмечает, что будет приветствовать организацию такой конференции в поддержку смены политической власти в Ираке и восстановления Ирака на благо иракского народа и в интересах стабильности в регионе.

6. Призывает иракцев осуществлять вышеописанные мероприятия мирным путем, а все государства и имеющие отношение к происходящему в Ираке организации - поддерживать осуществление этих мероприятий

7. Предписывает Специальному представителю генерального секретаря ООН и Миссии ООН по оказанию поддержки Ираку, которые реализуют мандат на оказание помощи иракскому народу и правительству Ирака по просьбе правительства: (a) играть ведущую роль в: (1) оказании помощи в созыве в июле 2004 года национальной конференции для выборов Консультативного совета; (2) оказании Временному правительству Ирака, Независимой избирательной комиссии Ирака и Переходному национальному собранию содействия и предоставлении им консультаций в процессе организации выборов; (3) развитии национального диалога и достижении консенсуса в процессе подготовки народом Ирака проекта национальной конституции;

(б) а также: (1) консультировать правительство Ирака по вопросам формирования эффективных гражданских и социальных служб; (2) делать вклад в координацию и осуществление реконструкции и развития и оказание гуманитарной помощи; (3) содействовать защите прав человека, достижению национального согласия, судебной реформе и реформе законодательства с целью укрепления власти закона в Ираке; (4) консультировать правительство Ирака и оказывать ему помощь во время первоначального планирования и последующего проведения всеобъемлющей переписи населения

8. Приветствует усилия, которые Временное правительство предпринимает для развития иракских служб безопасности, включая иракские вооруженные силы, которые подчиняются Временному правительству Ирака и его преемникам, будут играть все более важную роль в поддержании безопасности и, в конце концов, возьмут на себя полную ответственность за безопасность и стабильность Ирака;

9. Принимая во внимание письма, прилагаемые к данной резолюции, отмечает, что многонациональные силы присутствуют в Ираке по просьбе начинающего свою работу Временного правительства и, следовательно, вновь подтверждает мандат многонациональных сил под объединенным командованием, как указано в резолюции 1511 (2003).

10. Предоставляет многонациональным силам полномочия на принятие любых мер, необходимых для поддержания безопасности и стабильности в Ираке согласно письмам, прилагаемым к данной резолюции и содержащим, среди прочего, просьбу иракского правительства сохранить присутствие многонациональных сил и описание задач этих сил, включая профилактику терроризма и борьбу с ним, так что, кроме всего прочего, Объединенные нации смогут выполнить свою миссию оказания помощи народу Ирака как описано выше в параграфе 7, и народ Ирака получит возможность свободно и не чувствуя никакой угрозы соблюсти график и программу развития политического процесса и воспользоваться плодами реконструкции и восстановления страны;

11. Приветствует в связи с этим письма, которые прилагаются к данной резолюции и содержат, кроме всего прочего, заявления о достижении договоренностей о партнерстве многонациональных сил и суверенного правительства Ирака в сфере безопасности и координации их действий, а также гарантии того, что иракские силы безопасности подчиняются соответствующему иракскому министерству, что правительство Ирака обладает полномочиями предписывать иракским силам безопасности присоединяться к многонациональным силам для участия в их операциях, и что в них описаны механизмы обеспечения безопасности, которые позволят многонациональным силам и правительству Ирака достичь договоренностей по полному спектру фундаментальных вопросов, включая политику проведения наступательных операций в деликатных ситуациях, и станут основой для полноценного партнерства между иракскими и многонациональными силами, которое выразится в тесном сотрудничестве и консультациях;

12. Постановляет, что мандат многонациональных сил будет пересмотрен по запросу правительства Ирака или спустя 12 месяцев после принятия данной резолюции, и что срок действия мандат истечет по завершении политического процесса, описанного выше в параграфе четыре, и заявляет, что лишит многонациональные силы мандата, если от иракского правительства поступит соответствующая просьба;

13. Отмечает заявленное в прилагаемом к данной резолюции письме Госсекретаря США намерение создать под объединенным командованием многонациональных сил отдельную структуру, которая будет обеспечивать безопасность сотрудников ООН в Ираке, признает, что принятие мер для обеспечения безопасности сотрудников системы ООН в Ираке потребует значительных ресурсов, и призывает государства-члены обеспечить эти ресурсы, включая кадровое формирование подобной структуры;

14. Признает, что многонациональные силы будут также оказывать содействие в развитии возможностей иракских сил безопасности и связанных с ними институтов, с помощью организации программы набора служащих, их обучения, оснащения, а также последующего наставничества и мониторинга их деятельности;

15. Призывает государства-члены сделать вклад в помощь многонациональным силам, включая вооруженные силы, как согласовано с правительством Ирака, с целью удовлетворения нужд народа Ирака в безопасности и стабильности, а также принять участие в оказании гуманитарной помощи и помощи в реконструкции страны и поддержать усилия Миссии ООН по оказанию помощи Ираку;

Сайты по теме:
ООН

Временная коалиционная администрация

16. Подчеркивает важность создания эффективных иракских полицейской и пограничной службы, а также Службы защиты объектов под руководством Министерства внутренних дел Ирака и, в случае Службы защиты объектов, других иракских министерств, с целью обеспечения законности, порядка и безопасности, включая борьбу с терроризмом, и просит членов Совета безопасности и международные организации оказать правительству Ирака содействие в развитии этих иракских институтов

17. Осуждает любые террористические акты, вновь подтверждая обязательства, взятые членами Совета согласно резолюциям 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года, 1267 (1999) от 15 октября 1999 года, 1333 (2000) от 19 сентября 2000 года, 1390 (2002) от 16 января 2002 года, 1455 (2003) от 17 января 2003 года, и 1526 (2004) от 30 января 2004 года, и другие связанные с этой проблемой международные обязательства относящиеся, кроме всего прочего, к террористической деятельности на территории Ирака и деятельности террористических групп, базирующихся в Ираке, а также терактам, направленным против жителей Ирака, и повторно обращается к членам Совета безопасности с просьбой предотвращать проезд террористов в Ирак и из него, перевозку оружия для нужд терроризма и движение финансовых потоков, которые могут использоваться для поддержки терроризма, и вновь подчеркивает важность сотрудничества стран ближневосточного региона, особенно соседей Ирака, в вопросах борьбы с терроризмом;

18. Признает, что Временное правительство Ирака будет играть ведущую роль в координации программ международной помощи;

19. Приветствует желание государств-членов и международных организаций ответить на просьбу Временного правительства Ирака о техническом и экспертном содействии процессу восстановления административной системы Ирака;

20. Повторно просит государств-членов, международные финансовые институты и другие организации приложить дополнительные усилия для содействия народу Ирака в восстановлении и развитии иракской экономики, включая предоставление Ираку услуг международных экспертов и необходимых ресурсов в рамках программы донорской помощи;

21. Постановляет, что запрет на поставки в Ирак оружия и связанных с ним материалов, принятый в ряде предыдущих резолюций, не распространяется на оружие и связанные с ним материалы, просьба о поставках которых поступает от правительства Ирака или многонациональных сил и связана с достижением целей, указанных в данной резолюции, подчеркивает необходимость строго соблюдения этих запретов всеми государствами, отмечает особую роль, которую в этом вопросе играют соседи Ирака, и призывает правительство Ирака и многонациональные силы обеспечить соответствующие процедуры, необходимые для соблюдения данных запретов;

22. Отмечает, что предыдущий параграф никаким образом не влияет на запреты, наложенные на государства-члены и обязательства, взятые государствами-членами на основании параграфов 8 и 12 резолюции 687 (1991) от 3 апреля 1991 года и на мероприятия, изложенные в параграфе 3(6) резолюции 707 (1991) от 15 августа 1991 года, и подтверждает намерение Комиссии ООН по мониторингу, проверке и инспекции и Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) воспользоваться своими мандатами;

23. Призывает членов Совета-безопасности и международные организации ответить на просьбу о помощи по интеграции ветеранов иракской армии и бывших членов милиции в иракское общество;

24. Отмечает, что после роспуска Временной коалиционной администрации, средства Фонда развития Ирака будут распределяться исключительно иракским правительством, и постановляет, что при использовании этих средств должна быть обеспечена прозрачность и беспристрастность, что средства будут поступать в бюджет Ирака, что будут предприняты меры для последующего возвращения выплат Фонду развития Ирака, что правила принятые в параграфе 20 резолюции 1483 (2003), касающиеся размещения доходов от экспортных продаж нефти, нефтепродуктов и природного газа, останутся в силе, что Международный совет по консультациям и мониторингу продолжит свою деятельность по наблюдению за Фондом развития Ирака и введет в свой состав квалифицированного специалиста с полным правом голоса, назначенного правительством Ирака. Кроме этого, будут достигнуты договоренности, благодаря которым доходы, указанные в параграфе 21 резолюции 1483 (2003), будут размещаться прежним образом;

25. Постановляет также, что инструкции по размещению доходов в Фонд развития Ирака и роль Международного совета по консультациям и мониторингу будут пересмотрены по запросу Переходного правительства Ирака или спустя двенадцать месяцев после принятия данной резолюции, а срок их действия истечет после завершения политического процесса, описанного выше в параграфе четыре;

26. Постановляет, что, после роспуска Временной коалиционной администрации, Временное правительство Ирака и его преемники получают права, обязанности и обязательства, связанные с реализацией программы `Нефть в обмен на продовольствие`, которые некогда были переданы администрации, включая ответственность за все операции, осуществляемые в рамках программы и все обязательства администрации, связанные с этой ответственностью, а также ответственность за обеспечение независимого подтверждения доставки товаров, а также постановляет, что, по истечении 120-дневного переходного периода после принятия этой резолюции Временное правительство Ирака и его преемники возьмут на себя ответственность за подтверждение доставки товаров по контрактам, обозначенным этой резолюцией как приоритетные, и что такое подтверждение будет считаться независимой сертификацией, достаточной для перечисления средств по данным контрактам, при этом Временное правительство будет по необходимости проводить консультации, чтобы обеспечить исполнение этих постановлений;

27. Также постановляет, что правила, обозначенные в параграфе 22 резолюции 1484 (2003) остаются в силе, однако указанные там льготы и привилегии не распространяются на решения, основанные на обязательствах по контрактам, которые Ирак заключит после 30 июня 2004 года;

28. Приветствует взятые кредиторами Ирака, включая Парижский клуб, обязательства выработать механизмы для значительного сокращения иракского государственного долга и призывает государства-члены и международные и региональные организации поддержать стремление Ирака к восстановлению, призывает международные финансовые институты и двусторонних доноров немедленно предпринять меры для предоставления Ираку всякого рода ссуд и другой финансовой помощи, признает, что Временное правительство Ирака имеет полномочия для заключения подобного рода соглашений и принятия других необходимых для этого решений, и просит кредиторов, организации и доноров считать эти проблемы приоритетными и работать в этом направлении с Временным правительством Ирака и его преемниками;

29. Напоминает государствам-членам об их обязательствах заморозить и перечислить в Фонд развития Ирака определенные денежные средства, активы и экономические ресурсы согласно параграфам 19 и 23 резолюции 1483 (2003) и резолюции 1518 (2003) от 24 ноября 2003 года.

30. Просит генерального секретаря ООН доложить Совету безопасности о деятельности Миссии ООН по оказанию помощи Ираку через три месяца после принятия данной резолюции и в последствие ежеквартально докладывать о действиях, предпринимаемых Миссией ООН по оказанию помощи Ираку в связи с организацией национальных выборов и выполнением своих обязанностей;

31. Просит США, от имени многонациональных сил, доложить Совету Безопасности о действиях и успехах этих сил спустя три месяца после принятия данной резолюции и в последствие готовить такие доклады ежеквартально;

32. Постановляет продолжить активно заниматься данным вопросом


URL: http://vip.lenta.ru/doc/2004/06/09/resolution/http://nvolgatrade.ru/

Док. 205376
Опублик.: 01.07.04
Число обращений: 111


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``