В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Делягин: `Замена льгот денежными компенсациями - подготовка социального геноцида`. Назад
Михаил Делягин: `Замена льгот денежными компенсациями - подготовка социального геноцида`.
Редакция четвертая, переработанная и дополненная.

1. Проект Федерального Закона с сознательно бессмысленным названием `О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов `О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон `Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации` и `Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации`` был рассмотрен правительством 29 апреля 2004 года и вызвал серьезную критику.
После доработки, включавшей увеличение выплат в 2-4 раза при откладывании на год замены деньгами льгот по оплате услуг ЖКХ, законопроект был внесен в Госдуму 28 мая. Изменения в нем - победа всего российского общества, в том числе ветеранов, которые в ответ на путинский призыв `купить себе чего-нибудь вкусненького` за счет издевательски грошовой прибавки стали в знак протеста направлять президенту денежные переводы и продуктовые посылки (как это уже было при разрекламированном повышении пенсий на ничтожные 35 руб.).
В первом чтении законопроект будет рассмотрен 2 июля. Правительство хочет обеспечить его принятие сразу во втором и третьем чтениях в начале августа (второе чтение намечено на 2 августа), когда обычно уже наступают парламентские каникулы.
Объем документа - около 600 страниц, что исключает возможность его тщательного изучения в столь сжатые сроки (на каждое чтение Госдуме отводится столько же времени, сколько у правительства ушло только на учет замечаний, высказанных при его рассмотрении!)
Принятие закона в политический `мертвый сезон` сделает его незаметным и внезапным для общества, спасет реформаторов от его широкого обсуждения.

Михаил Делягин
Принятие закона в политический `мертвый сезон` сделает его незаметным и внезапным для общества, спасет реформаторов от его широкого обсуждения. Принципиальная установка правительства - принятие законопроекта в трех чтениях до внесения в Госдуму проекта федерального бюджета на 2005 год, что, как можно понять, призвано скрыть от депутатов недостаточность финансирования регионов (надо около 70 млрд.руб.).

2. В социальной части законопроект предполагает отмену существующих льгот по бесплатному проезду на городском и пригородном железнодорожном транспорте, санаторно-курортному обслуживанию, предоставлению льготных лекарств, пользованию телефоном и выдачу различным категориям населения денежных компенсаций, пропорциональных объему полагающихся им льгот.


Размеры денежных выплат льготникам:

Наименование категорий Численность (человек)* Размер выплат, руб/мес Расходы* федеральн. бюджета (млрд.руб)
Инвалиды войны 966790 2 000 23,2

Участники Великой Отечественной войны 99 998 1 500 1,8
Ветераны боевых действий 147 289 1 100 1,9
Служившие не в действующей армии во время войны 90 783 600 0,7
Жители блокадного Ленинграда 252 000 1 100 3,3
Работавшие во время войны на объектах ПВО 19 234 600 0,1
Проработавшие в тылу с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года 952 9246 Устанавливаются регионами
Члены семей погибших инвалидов и участников войны 181 332 600 1,3
Ветераны труда 9 361 426 Устанавливаются регионами
Герои СССР, России, Социалистического труда, кавалеры ордена Славы 4 240 3 500 0,2
Инвалиды I группы 1 099 044 1 400 18,5
Инвалиды II группы 6 810 047 1000 81,7
Инвалиды III группы 1 000 556 800 19,2
Необоснованно репрессированные по политическим мотивам 1 802 898 Устанавливаются регионами
Облученные чернобыльцы 1 379 855 1 700 8,1

Почетные доноры России 577 639 500 3,5


*Могут быть уточнены в результате выверки пересекающихся категорий.
Источник: Правительство РФ

Каждая из отменяемых льгот получила денежную оценку, отличающуюся по регионам. Так, по заявлению Министра здравоохранения и социального развития М.Зурабова (которое, учитывая его личность, может оказаться ложным) для Москвы бесплатное получение лекарств `стоит` 500 руб., бесплатный проезд на городском транспорте - тоже 500 руб., бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте - 40 руб. в месяц. Бесплатное пользование санаторно-курортным лечением `оценено` для всей страны в 15 тыс.руб. за раз, а 50%-я льгота по пользованию телефоном (в среднем по России - 55 руб. в месяц) отменяется без какой-либо компенсации.
Льготник, получив выплаты, получит возможность выкупить у государства право пользования ранее имевшимися у него льготами.

Михаил Делягин
Льготник, получив выплаты, получит возможность выкупить у государства право пользования ранее имевшимися у него льготами. Так, например, если он пользовался бесплатными лекарствами менее чем на 500 руб. в месяц, для него выгоднее платить за них деньгами, сэкономив часть компенсации и увеличив за счет нее свои доходы. Если же он пользовался бесплатными лекарствами более чем на 500 руб. в месяц, то, по мысли реформаторов, он ничего не потеряет, так как, отдав 500 руб. из своей компенсации, сохранит важную для него льготу.
Отдельно стоит вопрос о санаторно-курортном лечении: предполагается, что необходимые для пользования им 15 тыс.руб. бывший льготник сможет `накопить`, отказываясь от получения части компенсации и выкупа за ее счет права пользования другими льготами.

3. Простое сопоставление `стоимости` различных льгот с выплатами показывает, что люди, пользовавшиеся льготами в наименьшей степени, могут оказаться в выигрыше, однако те, кто действительно нуждается в льготах и использовали их достаточно широко, проиграют.
Так, в Москве почетные доноры могут сохранить либо бесплатный проезд на городском транспорте, либо бесплатное получение лекарств - но не обе льготы одновременно. Самая массовая часть льготников - инвалиды II группы - смогут бесплатно и ездить в городском транспорте, и получать лекарства. Но санаторно-курортное лечение, даже при жизненной необходимости, окажется для них недоступным. Наиболее пострадают те, кто больше пользуется льготами и больше зависит от них.

Михаил Делягин

В этих условиях поверить заверениям в достаточности выплат (да еще и из уст чиновников, говоривших это же о прошлых выплатах - в 2-4 раза меньших и заменявших еще и льготы по услугам ЖКХ) может только сумасшедший или профессиональный `обманутый вкладчик`.
Верить Зурабову - то же, что верить Чубайсу.
Наиболее пострадают те, кто больше пользуется льготами и больше зависит от них. Таким образом, либеральные фундаменталисты наносят удар по наиболее социально уязвимой части общества, внезапно снижая их и без того незначительный уровень жизни.
Характерно, что Зурабов категорически требует называть реформу не `отменой льгот` и не `заменой льгот денежными компенсациями`, а `изменением форм социальной помощи`. Эта формулировка призвана скрыть реальное сокращение масштабов социальной помощи.

4. Под дымовым прикрытием фраз о `замене` натуральных льгот на денежные выплаты намечена полная отмена многих видов социальной поддержки без компенсации. Так, полностью отменяются детские пособия (экономия них мизерна, как и они сами - от 70 до 140 руб. в месяц), 25%-я надбавка к зарплате бюджетников социальной сферы, работающих в сельской местности (что провоцирует уничтожение последних остатков системы образования, здравоохранения и культурного обеспечения села), северные надбавки (кроме занятых в федеральных госучреждениях), Единая тарифная сетка (что провоцирует резкое падение оплаты труда политически не влиятельной части бюджетников, оплачиваемых из бюджетов дотационных регионов). Под дымовым прикрытием фраз о `замене` натуральных льгот на денежные выплаты намечена полная отмена многих видов социальной поддержки без компенсации.

Михаил Делягин

Правительство уничтожает дифференцирование выплат чернобыльцам (сейчас их выделяется 12 категорий), рассматривая их как социальные льготы, хотя на самом деле это совершенно иная категория - компенсация государства за нанесенный им ущерб здоровью.
Да и в отношении остальных категорий правительство, говоря о `льготах`, сознательно вводит общество в заблуждение, так как сегодняшние льготы в условиях исключительно низкого уровня жизни являются неотъемлемой частью системы социального обеспечения.

5. Правительство обещает индексирование выплат льготникам одновременно с индексированием пенсий. Оно неизбежно отстает от роста цен, что принесет льготникам дополнительные потери. Кроме того, цены на льготируемые услуги растут быстрее индекса инфляции.

6. Если льготник беден, он потратит полученные деньги не на льготировавшиеся прежде услуги, а на то, чтобы, по завету Путина, `купить себе чего-нибудь вкусненького`. Он проест дополнительно выдаваемые деньги или купит одежду, а ездить будет `зайцем`.
Когда-то демократы ввели бесплатный проезд пенсионеров в городском транспорте не из жалости, а потому, что у стариков не было денег, и у контролеров не поднималась рука ссаживать их на остановках. Эта ситуация повторится, но, в отличие от контролеров, продавцы лекарств не будут милосердны - и многим старикам не хватит денег на жизненно необходимые лекарства просто потому, что они не такие хорошие финансовые менеджеры, как, например, гражданин Зурабов.

7. Потребность в льготе, например, в бесплатных лекарствах, может возникнуть внезапно. Если льготник внезапно заболеет, у него просто не окажется денег на закупку необходимых лекарств, - а на оформление необходимых для покупки права пользоваться бесплатными лекарствами справок у него может не оказаться не только времени, но и сил. Тогда замена льгот выплатами может, как и многие другие либеральные реформы, обернуться простым и обыденным убийством.

8. Для выкупа отмененных льгот надо будет идти в собесы. По опыту `информационной блокады` населения, устроенной при пенсионной реформы Пенсионным фондом, возглавлявшимся Зурабовым, можно предположить, что льготники так и не узнают о своих правах. Даже если правительство выделит для этого средства, возглавляемая Зурабовым структура может предпочесть `сэкономить` их, как прошлый раз (после чего Зурабов был поощрен - стал Министром).
Если люди все же узнают о возможности сохранения льгот, в собесах возникнут дикие очереди, к чему не готовы ни помещения, ни их руководители, не могущие нанять работников на `пиковые` месяц-два. (РАО `РЖД`, например, ждет дополнительного притока в кассы 13 млн. льготников, пользующихся пригородными электричками, и пребывает от этого в растерянности, хотя и ведет необходимую подготовку). Очередная затея либеральных фундаменталистов обернется новым надругательством над пенсионерами, ветеранами и инвалидами.

Михаил Делягин
Очередная затея либеральных фундаменталистов обернется новым надругательством над пенсионерами, ветеранами и инвалидами.

9. Право выкупа льгот будет введено только с 2006 года - ранее Минздрав, как было заявлено, не успеет напечатать извещения. До этого люди смогут выкупить только проезд пригородными электричками. Если вспомнить рассылку пенсионных извещений, прозванных по аналогии с почтовым мошенничеством периода `застоя` `письмами счастья`, сроки которой срывались неоднократно, возникают сомнения, сможет ли ведомство Зурабова подготовить извещения и через год.
Но наиболее негативные последствия этого наступят уже в 2005 году из-за заведомой недостаточности денежных компенсаций для тех, кто в наибольшей степени зависит от льгот.
По оценкам властей Москвы, расходы на одного льготника - 3800 руб. в месяц, что выше даже максимального уровня выплат, предполагаемого правительством. Да, сегодня эти средства используются неэффективно, - но введение платы за доступ к льготам и не предусматривает усилий по повышению эффективности использования льгот.
По оценкам О.Дмитриевой (депутат Госдумы, ранее Министр социальной защиты) инвалид войны в Санкт-Петербурге получает льгот на 1000-4800 руб. в месяц, а правительство `компенсирует` их 2000 руб.. Дети-инвалиды получают льготных услуг на 1160-4660 руб., а выплачивать им будут по 1000 руб. в месяц - `ниже нижнего` уровня - ведь они наиболее бесправны и в принципе не способны отстаивать свои права (в отличие, например, от тех же ветеранов). По мнению О.Дмитриевой, `компенсация идет по нижней границе от стоимости услуг, и поэтому от одной трети до половины льготники потеряют`.

10. Нанесение удара по наименее нуждающейся в социальной поддержке части общества наносится в условиях снижения реальных доходов населения, которое идет на протяжении всего 2004 года.
Официально рост реальных доходов населения, в 2003 году составивший 13.7%, с февраля по апрель 2004 года снизился с 9,9 до 8.5%, а в мае рухнул до 3,8% - минимума за три года. Но официальная статистика считает доходом населения продажу им валюты. С учетом этой погрешности, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в 2003 году рост реальных доходов населения составил чуть менее 10%, а в 2004 наблюдается устойчивое снижение реальных доходов: в первом квартале по отношению к прошлому месяцу с исключением влияния сезонного и календарного фактора оно составило в среднем 0,2% в месяц, а в апреле-мае - 0,4%.

11. Сама идея замены льгот деньгами несправедлива в принципе. Ведь разные люди, даже одной социальной группы, испытывают разные потребности в льготах.

Михаил Делягин
Сама идея замены льгот деньгами несправедлива в принципе. Ведь разные люди, даже одной социальной группы, испытывают разные потребности в льготах. При выдаче им одинаковых компенсаций, даже достаточных `в среднем`, кто-то получит больше, а кому-то будет остро не хватать денег на жизненно необходимое - и ему отнюдь не будет легче от того, что у соседа появились дополнительные доходы.
Ведь социальные льготы - принципиально нерыночный механизм, исходящий из потребностей, а не спроса, и применение к нему стандартных рыночных процедур не имеет оправдания.

12. Вопрос о выплатах ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным `сброшен` реформаторами на региональный уровень. Эти категории объединяют 11,8 млн.чел. - 46,5% от 25,4 млн., затрагиваемых реформой. Регионы могут устанавливать им меры поддержки по своему усмотрению, либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньгами. Руководители Москвы и Новосибирской области уже заявили о сохранении натуральных льгот.
В силу различной бюджетной обеспеченности различных регионов уровень обеспеченности льготников в них будет различен. Всякая попытка обеспечить одинаковый уровень льгот (а сегодня на губернаторов оказывают давление для принуждения их к замене льгот выплатами) в условиях, когда подготавливаемый Минфином проект бюджета на 2005 год не содержит соответствующего увеличения финансовой помощи регионам (по данным Минфина, их расходы без всякой компенсации должны вырасти почти в 4 раза - более чем на 70 млрд.руб.), приведет к острой нехватке денег в бюджетах последних.
Покрытие нехватки будет, как в ходе предвыборного повышения зарплат бюджетникам в 2002 году (когда вице-премьер Матвиенко заявила, что дело центра - повысить зарплаты, а искать средства должны губернаторы), идти за счет единственного резерва дотационных регионов - расходов на ЖКХ и подготовку к зиме. Это вызовет коммунальную катастрофу, как зимой 2002/2003 годов, когда из-за вынужденной переориентации средств с ЖКХ на зарплату (что потом признало даже правительство) число людей, оставшихся без тепла или света более чем на сутки, выросло более чем в 20 раз - со 116 тыс. до свыше 2,1 млн..
Планируемый с начала 2005 года перевод исполнения бюджетов регионов в Федеральное Казначейство лишит их доходов от размещения средств в банках, не позволит использовать остатки средств на счетах бюджета в качестве инструмента развития, создаст новые проблемы, характерные для Федерального Казначейства (неравномерное финансирование, принудительное ограничение доступа к имеющимся средствам в форме усложнения документооборота и т.д.).

13. При сохранении льгот в регионах возможно получение и денег, и льгот. Так, инвалид II группы - москвич, являющийся одновременно ветераном труда, может как инвалид получать 1000 руб. в месяц, а как ветеран труда - пользоваться сохраняемыми льготами.
Чтобы избежать этого, намечена `перепись` всех льготников - `внесение в реестр`. Она может обернуться новыми чудовищными очередями в собесах, но главное - придется `вслепую`, не имея информации, выбирать между категориями, финансируемыми регионом и центром. В экономически сильных регионах финансово разумное поведение может быть морально неприемлемым: ветерану войны - москвичу будет выгоднее записаться как `ветеран труда`, так как московская социальная политика при всех недостатках человечнее федеральной.
Так либеральные фундаменталисты поздравляют ветеранов войны с 60-летием Победы.

14. В чем же смысл очередной реформаторской вакханалии?
О повышении уровня жизни нет и речи - реформаторы утверждают, что замена льгот деньгами устранит несправедливость: имея право на одинаковый набор льгот, люди в разных регионах получают их в разных объемах. Но правительство не пытается предоставить необходимую помощь тем, кто ее лишен - например, обеспечить доступность лекарств для жителей сел, в которых нет аптек. Оно плодит еще большую несправедливость: Решение вопроса о льготах 11,8 млн.чел. `сброшено` на регионы, из которых 71 дотационен.

Михаил Делягин
решение вопроса о льготах 11,8 млн.чел. `сброшено` на регионы, из которых 71 дотационен. При неминуемой нехватке денег в региональных бюджетах эти люди лишатся даже прав на льготы, которые у них были, даже надежды их получить, даже возможности отстоять свои права в суде. Сначала отобрав у людей достойную жизнь, теперь реформаторы отбирают и право на нее.

15. Реальная цель реформы - повышение эффективности системы социальной защиты, но не для людей, а для бюджета. Порождающая чудовищные злоупотребления (например, при распределении бесплатных лекарств) система распределения льгот не меняется, а вот бюджет существенно сокращает свои обязательства - около 2,8 трлн.руб. в год; реальные расходы, по оценке, не превышают 500 млрд.руб.. После `монетизации льгот` расходы федерального бюджета составят 171 млрд.руб., региональных - около 100 млрд.руб.. Таким образом, реальные расходы на социальную помощь льготникам сократятся в 1,85 раза, а федерального - еще больше (так как часть его расходов перебрасывается на регионы). Это не вызвано нехваткой средств: неиспользуемые остатки только федерального бюджета (включая так называемый Стабилизационный фонд) превышают эквивалент 13 млрд.долл..
Существенно, что социальные расходы бюджета непрозрачны. Так, из 319 млрд.руб. ассигнований на социальную политику в 2004 году 108,4 млрд.руб. - 33,8% от общей суммы! - намечены на не раскрываемые `прочие мероприятия в области социальной политики`. Еще 40 млрд.руб. - 12,5% - пошли на финансирование самих учреждений социального обеспечения и служб занятости.
При этом заявления официальных лиц об изменении финансовых потоков часто откровенно нелепы. Так, заместитель Министра финансов Т.Голикова заявила в Совете Федерации, что расходы региональных бюджетов на льготы ветеранам, составляющие в 2003 году 14,3 млрд.руб., вырастут в 25,9 раз, а на льготы инвалидам, равные 13,1 млрд.руб., - в 8,9 раза. Несложно посчитать, что при таком увеличении расходов только на ветеранов и инвалидов (без учета, например, репрессированных) и только региональные бюджеты должны будут тратить в 2005 году 487 млрд.руб. - что почти вдвое выше совокупного финансирования из федерального и региональных бюджетов, которое, по официальным заявлениям, составит немногим более 270 млрд.руб..
На этом фоне официальные заявления о том, что федеральный бюджет в настоящее время тратит на социальные льготы 40 млрд.руб., выглядят странно. По-видимому, в этой оценке учитываются только расходы, прямо направляемые на обеспечение льгот, и игнорируются проводимые по другим статьям расходов. Иначе нельзя объяснить, почему при якобы четырехкратном увеличении расходов на социальные льготы общие масштабы расходов на социальную политику и финансовую помощь регионам, в рамках которых финансируются льготы, в 2005 году заметно сокращаются. В бюджете 2004 года их суммарная величина составляла 979,1 млрд.руб., а в проекте бюджета на 2005 год - 1023,6 млрд.руб.. Их доля в расходах бюджета сократилась с 36,8 до 35.1%, в ВВП - с 6,4 до 5.7%, а величина в реальном выражении, с учетом прогнозируемой инфляции, уменьшилась на 3,2%.
Кроме того, разговоры о четырехкратном увеличении расходов федерального бюджета в связи с `монетизацией льгот` явно не учитывают экономии его расходов из-за безвозмездной отмены многих льгот и видов социальной помощи (детских пособий, 25%- надбавки бюджетникам, работающим в сельской местности, 100 руб. на покупку методической литературы учителям, протезирования зубов чернобыльцам, северных надбавок, отмены Единой тарифной сетки и т.д.).
Интересно высказывание Путина, который 28 июня 2004 года заявил на совещании с членами правительства: `Ветеранам Великой Отечественной войны из федерального бюджета средства будут выделяться в огромных объемах, в таких, в каких раньше никогда еще не выделялись. Это не в два, не в три и не в пять раз больше. В двадцать раз! Инвалидам - в десять раз`. Исходя из официальных заверени й, что предусмотренные пенсионерам и ветеранам выплаты (см. табл. стр.1) равны их сегодняшним льготам, получим, что президентское увеличение расходов обойдется федеральному бюджету в 243 млрд.руб.. Интересно, откуда возьмет их Минфин, уже сверставший основы бюджета на три года вперед? Или это громкое заявление президента ждет судьба, уготованная другим его спонтанным заявлениям - об удвоении ВВП, резком сокращении бедности, доведения инфляции до 3% в год?
Наиболее емко о цене реформаторской пропаганды и реальном значении замены льгот деньгами свидетельствует обещание того же Путина сохранить прежний механизм предоставления льгот военным.

16. Либеральные фундаменталисты стремятся всемерно урезать расходы бюджета, чтобы снизить налоги на бизнес.

Михаил Делягин
Либеральные фундаменталисты стремятся всемерно урезать расходы бюджета, чтобы снизить налоги на бизнес. Формально служа обществу в лице государства, они считают обязанными выражать интересы только бизнеса, той части общества, которая зарабатывает деньги, - и, возможно, готова делиться с ними.
А бизнес, даже получая больше денег, при незащищенности собственности все равно не модернизирует производство. Средства, сэкономленные на пенсионерах, ветеранах и инвалидах, пойдут не на инвестиции, а на увеличение потребления и так головокружительно богатых бизнесменов либо будут изъяты у них коррумпированными чиновниками либо `силовыми олигархами` и пойдут уже на их потребление...

17. Либеральные фундаменталисты меняют на деньги только льготы политически незащищенных социальных групп (исключение - предложение отменить бесплатный проезд в городском транспорте депутатов, сенаторов и их помощников). Никто не рассматривает стоимость социального пакета чиновника или депутата, который по сути является той же льготой. И сегодня Зурабов отрицает само наличие льгот у госчиновников, создавая тем самым заведомо ложное впечатление отсутствия у них соцпакета как такового.

18. Замена льгот выплатами имеет и политическое значение. Либеральные фундаменталисты стараются сконцентрировать массовое недовольство на своих противниках, отвечающих за экономическую политику - Фрадкове и Жукове, чтобы добиться их замены на своих представителей - вероятно, Кудрина и Грефа. Неизбежное при этом ослабление президента Путина (его рейтинг упал за апрель-май, по данным близкого к власти ФОМа, с 40 до 30%) усилит позиции самых разнообразных `групп влияния`, в первую очередь, разумеется, либеральных фундаменталистов.

19. Чувствуя изложенное, россияне выступают против реформы. По опросам `РОМИР-мониторинг`, лишь 16% одобряют замену льгот на выплаты, и еще 20% готовы согласиться с этим при определенных условиях. Категорически против реформы 38% россиян, 21% `скорее не одобряет` ее, а 5% затруднились с ответом. Люди отрицают реформу, несмотря на неэффективность существующей системы льгот: 44% имеет право на получение различных видов помощи от государства, но не всегда могут его реализовать: 52% назвали получение положенных льгот `сложным` или `очень сложным`.

20. Реформаторы не могут не отдавать себе отчет в том, что Резкое сокращение масштабов социальной поддержки наиболее зависимой от нее части общества приведет к ее ускоренному вымиранию.

михаил Делягин
резкое сокращение масштабов социальной поддержки наиболее зависимой от нее части общества приведет к ее ускоренному вымиранию. Возможно, подлинной целью реформы является именно форсированное вымирание основных потребителей социальной помощи с соответствующей `разгрузкой` пенсионной и социальной систем. Таким образом, подготовка замены льгот на выплаты может рассматриваться как подготовка социального геноцида.
Геноцид - преступление против человечества, не имеющее срока давности. Когда в России будет создано честное, ответственное перед народом государство, все лица, причастные к подготовке нынешней социальной реформы, понесут за это ответственность за это на новом судебном процессе, аналогичном Нюрнбергском, как за причастность к подготовке преступления против человечества.
Либеральные фундаменталисты должны ответить за свои преступления. Реформы последних 15 лет должны быть расследованы, а виновные - понести заслуженное наказание.
И дело не в мести, не во всегда запоздалом восстановлении справедливости, а в том, что безнаказанное преступление повторяется. Если бы Примаков, возглавивший в сентябре 1998 года правительство `политических вегетарианцев`, не простил сознательных организаторов дефолта, заработавших на трагедии страны огромные деньги инсайдеров, сегодня мы были бы гарантированы от разрушительных новаций, исходящих от тех же самых лиц. Наказание, даже символическое, - единственный способ защитить себя и своих детей от будущих нападений либеральных фундаменталистов.
Именно поэтому


Председатель Президиума Института проблем глобализации. Доктор экономических наук, публицист. Академик РАЕН.

2003-2004 `Родина`http://nvolgatrade.ru/

Док. 208871
Опублик.: 31.08.04
Число обращений: 569

  • Делягин Михаил Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``