В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Спартак Мишулин: `Мама не знала, что я в тюрьме` Назад
Спартак Мишулин: `Мама не знала, что я в тюрьме`

Спартак Мишулин: `Мама не знала, что я в тюрьме`С любимцем ЧарликомМЫ встречались со Спартаком Мишулиным четыре раза... В первый раз нашу беседу в театральной гримерке прервал режиссер, приглашавший Мишулина сыграть в антрепризе. Во второй раз нагрянули телевизионщики, снимавшие фильм о 35-летнем юбилее `Кабачка 13 стульев`. Третья попытка прервалась из-за внезапно объявленной репетиции перед спектаклем. И только с четвертой встречи, проходившей на даче у Спартака Васильевича, интервью удалось закончить...

Встреча первая.
Воровство ламп, Сталин и `Золотой гроб`
- НУ И О ЧЕМ мы с вами будем говорить? - Мишулин пригласил меня сесть на маленький диванчик в его гримерке, а сам расположился на стуле. - О судьбе? Чьей? Моей? Отлично! Как раз собираюсь писать мемуары. Вот и начнем...

Моя судьба должна была сложиться вполне благополучно. Посудите сами: мама была заместителем наркома, ее родной брат и мой дядя Шура - ректором академии общественных наук при ЦК партии, личным другом Суслова. Жили мы в двух шагах от ул. Горького, в Настасьинском переулке. В общем, будущее предполагалось вполне устроенным. Но, наверное, нечто разрушающее сидело внутри меня...

- Как это проявлялось?

- Сбегал из дома, попадал в милицию... Когда вернулся из очередного побега обратно в Москву, уже шла война, и мама с дядей эвакуировались. Еду в трамвае и вижу - стоит курсант и чуть не плачет. `Нашу артспецшколу из Москвы в Анжеро-Судженск переводят`, - рыдает он. В общем, мама, папа, сопли, слюни... А я, сколько себя помню, всегда мечтал быть актером и не мог не обратить внимания на афишу: `Набор в артспецшколу`, которую расшифровал для себя как `артистическая специальная школа`. `Давай свою шинель, - говорю этому курсантику. - Как твоя фамилия? Где сбор?` И поехал вместо него. А на сборном пункте рады были каждому, и меня зачислили. Ну а то, что школа оказалась совсем не артистической, а артиллерийской, я узнал позже...

- Как артиллерист Мишулин стал заключенным Мишулиным?


Яшка Наконечников из к/ф `Только ты`- С малолетства, где бы я ни находился, всегда что-то творил: ставил сценки, спектакли, организовывал хор или танцы. В артиллерийской школе тоже затеял самодеятельность. Сейчас это город, а тогда было два небольших поселка-шахты: Анжерка и Судженка. Дом культуры в Анжерке был совсем заброшенным, даже не было ламп для освещения сцены. А мне поручили организовать праздничный концерт. Ну я и осуществил ночную вылазку за лампами в судженский (более приличный) очаг культуры - решил на время концерта их позаимствовать, а потом вернуть обратно... Воровство ламп понравилось, поэтому `оргвыводы` не последовали. Только я попался вновь. Дело в том, что с 13 лет я писал роман `Золотой гроб`. По сюжету мои герои попадают из-за границы в революционную Россию. Про революцию я ничего не знал, поэтому пошел в библиотеку и попросил взять на дом `Историю революции`. Мне отказали. Сидеть и читать в библиотеке было некогда, поэтому ночью снова пришел туда, аккуратно выставил окно и... Тут меня и схватили... А потом еще нашли исписанный моим мелким почерком портрет Сталина. Бумаги же тогда не было! Вот я и срывал по ночам на улицах разные плакаты и портреты вождей, а на обратной, чистой стороне писал свои романы, графоманствовал. За такие дела вообще могли под трибунал отдать. А мне присудили только полтора года.

Встреча вторая.
Мельница и `Мешок с костями`
- ПОЧЕМУ вам не помогли высокопоставленные мама с дядей? Не `отмазали`, как сказали бы сегодня?

- Мама не знала, что я в тюрьме. Шла война, они были в эвакуации, а я боялся даже заикнуться о том, кто у меня родственники. Думал, их тут же снимут с должностей. А нашли они меня уже после того, как я вернулся из лагеря. Кстати, в лагере под Кемеровом я встретил Ваню - личного водителя дяди Шуры. Он был осужден по 58-й статье и работал начальником мельницы. Ваня взял меня к себе в подчиненные и, помню, так накормил в первый день работы, что я чуть не умер от заворота кишок. Я стал водовозом, возил на поля воду для осужденных. А потом мы с Ваней придумали вот какую штуку: наполняли бочку не водой, а... зерном. Заключенные же голодными работали, а зерно сваришь в котелке - и сыт. Поехал я так в очередной раз, а тут начальник лагерного пункта. `Дай, - говорит, - попить`. - `Да грязная у меня вода, на болоте взял`, - пытаюсь увильнуть. Он уже развернулся, а потом опять: `Не-е, пить очень хочется, дай воды`. Зачерпнул из бочки, а там вместо воды зерно... Так я еще полтора года заработал. Но в каком-то смысле я даже благодарен тюрьме. Она научила меня работать.

- И чуть не погубила...

- Да, я тогда работал прицепщиком на тракторе, вкалывал по 20 часов в сутки, уставал так, что на ходу засыпал. Тракторист как-то попросил меня принести воды для заправки радиатора, а сам пахать уехал. Я сел в борозду его дожидаться и не заметил, как заснул... Он не увидел меня и проехал прямо по той борозде, в которой я спал. Врачи потом рассказывали, как к ним `мешок с костями` привезли. Дыхание на зеркальце не обнаружилось, и меня едва в трупы не записали. Спасибо хирургам, вытащили с того света. На ноги я встал только через восемь месяцев. Иду обратно в лагерный пункт, а меня не пускают. Объясняю охране: `Я - расконвоированный Мишулин, возвращаюсь из больницы`. - `Мишулин давно умер. Иди отсюда`, - отвечают мне. Еле пустили обратно.

- Досталось вам...


Отец и дочь- Но на судьбу мне грех жаловаться, она за мной следит. Я ведь несколько раз мог погибнуть, ан нет. В детстве меня чуть сосед Юрка Емельянов не пристрелил. Заглядываю к нему в форточку (он жил на первом этаже): `Пошли в футбол играть!` - и вижу направленное на меня ружье. У него папа в НКВД работал, ружье дома висело, и Юрка решил меня попугать, не зная, что ружье заряжено. Я в какую-то долю секунды отпрянул обратно - и раздался выстрел. Я весь в крови - пуля лицо поцарапала, а могла бы и...

Встреча третья.
Папанов, МИиронов и ларек с водкой
- А КАК заключенный Мишулин стал актером Мишулиным?


Саид из к/ф `Белое солнце пустыни`- На втором сроке в лагере я организовал самодеятельность, создал оркестр народных инструментов, хор. Меня заметил один заключенный (он уже освобождался) и пригласил в поселок Брусово Калининской области, ныне Тверской, где его жена работала директором дома культуры. Приехав в Брусово, я стал художественным руководителем самодеятельности этого клуба. Выступали мы на полях, зарплату получали едой и ночлегом на сеновалах. Однажды с `гастролями` доехали до поселка Удомля той же Калининской области. Первый секретарь райкома посмотрел концерт и предложил: `А не хотели бы вы у нас работать?` Я согласился. Дом культуры в Брусово - это деревянный дом-пятистенок, а тут каменный, двухэтажный дворец, с кинозалом и концертным залом. В общем, настоящий очаг культуры.

Потом я прошел конкурс в Калининский театр, и тут-то меня нашел дядя...

Я приехал в Москву, сказал ему, что хочу быть только артистом и никем другим, и он решил помочь. Председателем комитета по делам искусств тогда был Храпченко, тоже какой-то наш дальний родственник. Дядя вместе с Храпченко организовали для меня прослушивание в ГИТИСе. Я читал много, но, наверное, плохо, по крайней мере лица экзаменаторов не выражали никакого восторга. Потом кто-то предложил: `Пусть сыграет этюды`. С этюдами я справился хорошо, меня уже было решили принять, как вдруг выяснилось, что я еще не закончил 10 классов. `Пошлите меня в Калинин`, - предложил я, и все облегченно вздохнули. Ну, мол, там и десятилетку окончит.


Потом я еще приезжал в Щукинское училище, а тогдашний ректор Захава очень не любил записки от властей и сказал, чтобы ближе, чем на три километра, я к училищу не подходил. Кстати, потом, когда я уже работал в Омском театре, Захава посмотрел один из наших спектаклей и отметил в газете работу одного молодого актера, то есть меня... Естественно, он не помнил, что хвалит человека, которого когда-то близко не подпускал к училищу.

- Как вы попали в московский Театр сатиры?


С дочкой Кариной- В Театр сатиры можно было пройти только по конкурсу. Я привез с собой из Омска десять актеров, чтобы они мне подыграли: оплатил им дорогу, проживание, рестораны. А главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек перенес смотр на неделю, и мы, чтобы не сидеть без дела, прошлись по другим московским театрам. Меня везде принимали. В Театр сатиры тоже взяли, и я тут же отправился вместе с ним на гастроли в Пермь. Помню, встретила меня в Перми Ольга Аросева на грузовике (кстати, ее сестра Лена Аросева до сих пор работает в Омске, очень хорошая актриса). А Плучек забронировал для меня комнату в общежитии на Малой Бронной.

- Карьера сразу пошла в гору?


С Первым президентом РФ Б. Ельциным. Вручение Государственной премии. (Фото ИТАР-ТАСС)- Первые вводы в спектакли были удачными, в Перми меня очень хорошо встретила публика, смеялась. А потом... Потом был провальный дебют. Театр сатиры поставил спектакль `Фунт лиха` по пьесе, которую написал известный тогда фельетонист из `Правды`, работавший на ЦК (только поэтому Плучек и решил ее поставить). Эта пьеса до сих пор мне снится. Помню, мы приехали на гастроли в Ленинград, дворец культуры на три тысячи мест заполнен, а к концу спектакля в зале осталось восемь человек. Народ уходил пачками, несмотря на то, что в спектакле играли и Анатолий Папанов, и Ольга Аросева, и Георгий Менглет. Но у меня-то главная роль! Я даже плакал тогда. А мой провал вызвал у некоторых улыбку и радость. Карьера, так и не начавшись, покатилась вниз. В следующей пьесе мне дали роль только в четвертом составе. Но после репетиций все перемещали, перемещали и, наконец, вывели в первый состав. Потом был `Женский монастырь` вместе с Андреем Мироновым, очень веселый спектакль `Проделки Скопена`, и обо мне заговорили. А известность на всю страну пришла, конечно же, после `Кабачка 13 стульев`, который просуществовал на экране 16 лет. Что тут говорить - великая сила телевидения! Я даже передать не могу, какая у нас была слава. Билеты в театр невозможно было достать, зрители по ночам жгли костры, караулили около касс, чтобы `живьем` увидеть пана Директора или пани Монику...


`Кабачок 13 стульев`- Как это отражалось на материальной стороне жизни актеров?

- За `Кабачок` я сначала получал немного, но со временем ставку повысили до максимальной - 15 руб. 50 коп. за день съемки `Кабачка`. Потом еще добавили за мастерство, за гастроли - в итоге получалось 89 рублей. При основной зарплате в 120 рублей совсем неплохо. Не скажу, что заработки были слишком шикарные, но они были выше доходов простого человека.

- А еще у вас случались заграничные гастроли...


С супругой Валентиной Константиновной и внучкой Кристиной- 70 процентов суточных у нас забирало посольство. Поэтому, чтобы сэкономить валюту, еду мы везли с собой. Помню, в Италии, когда Таня Васильева поставила свой чемодан в гондолу, лодка чуть ко дну не пошла. Итальянец как заорет с испугу! А на другой стороне канала Андрей Миронов с Шурой Ширвиндтом вдвоем еле подняли этот чемодан - и лодка просто выскочила из воды.

- Александр Ширвиндт в своей книге написал, что за границей чуть ли не весь театр ходил на суп к Спартаку Мишулину. Рецептом не поделитесь?

- А его нет. Потому что я все туда складывал: и консервы, и супы из пакетиков. Почему-то вкусно получалось. А, может, просто голодные были? Все брали за границу кипятильники (и благодаря этому вырубали электричество в гостиницах), а я возил с собой охотничью керосиночку. Она маленькая, как портсигар, ее открываешь, разжигаешь в номере `костер`, и можно хоть кашу, хоть супчик в кастрюльке варить.

- Вы работали с любимцами публики - Анатолием Папановым, Андреем Мироновым, Татьяной Пельтцер... Если все-таки соберетесь издать мемуары, что напишете об этих людях?

- Я хочу написать правду, но борюсь сам с собой. Я же знал их не такими, какими их видели зрители.

- Думаю, будет интересна любая история, связанная с этими легендарными актерами.

- Папанов с Весником все время пытались бросить пить. В Ленинграде на гастролях я был у них судьей. Написали они на бумаге клятву о том, что бросают пить, подписали ее кровью (действительно порезали себе пальцы!) и отдали мне. Я лег спать и слышу сквозь сон, как в дверь стучат. `Отдай расписку! Слышишь? Отдай!` - кричит за дверью Папанов. На часах - пять утра.

- Вернули?

- Конечно. На следующий день они новую расписку написали, но я больше не стал ее брать. К тому же со временем они все-таки бросили пить. Очаровательные и талантливые люди. Папанову сначала не очень везло, но после выхода на экраны `Живых и мертвых` его признали. Однажды он потерял ключи, и мне пришлось через балкон соседей залезать к нему в квартиру. А было высоко - 8-й этаж.

- Согласны ли вы с тем, как описала Андрея Миронова Татьяна Егорова в своей книге?

- С некоторыми недостатками Миронова, описанными Егоровой, я согласен. Но все остальное - это ее личное воображение. Когда читаешь книгу, создается впечатление, что они с Андреем были вместе чуть ли не всю жизнь. А ведь их отношения продолжались только два года. Она пишет, что не сыграла Сюзанну в `Дон Жуане`. Но Миронов сам отказался с ней играть. Он мог выбирать себе партнерш.

- В одном из своих интервью Лариса Голубкина рассказала вот какую историю: `Андрей пришел домой совершенно потерянный и сказал обреченно: `Сегодня 25 лет с того дня, как я работаю в Театре сатиры. И никто об этом не вспомнил. Давай, Лариса, выпьем! Наверное, они меня не любят!` Неужели его действительно не любили коллеги?

- Нет, его очень любили коллеги и любят до сих пор. И тому доказательство - спектакль `Андрюша`, который был поставлен в честь Миронова. Вот Плучек в последние годы страшно ревновал Андрея, потому что видел в нем соперника на пост главного режиссера театра. Помню, Плучек подошел как-то ко мне и спросил: `Не сыграешь ли ты Фигаро вместо Миронова?` Странное предложение, поскольку вся страна по телевидению посмотрела в этой роли именно Андрея. Мне казалось, после рижских гастролей Миронов должен был занять место Плучека. Но не случилось.

- Сейчас вы активно заняты в театре, участвуете в антрепризах, редко, но все же снимаетесь в кино и сериалах. А правда ли, что было время, когда Спартак Мишулин торговал водкой в ларьке?

- Ну, было такое в начале девяностых. У меня тогда дача сгорела, деньги очень были нужны. Я считаю, мужчина должен содержать семью и обязан искать разные способы дохода, не стыдясь никакой работы. Моя `собачья будка` - я так прозвал свой ларек - стояла на Мосфильмовской улице. Об этом не роман, но повесть точно можно написать: какие кадры за бутылкой приходили, как милиция оброк собирала.

- Неужели вас никто не узнавал?

- Нет. Я наклеивал бороду с усами, да и этого особенно не требовалось - окошечко узкое, света мало, а ночная публика только бутылку и видит. Зато там хорошо платили, и хозяин меня не хотел отпускать - ему весело со мной было.

Сегодня очень часто слышу, как мужики плачутся, что не могут заработать на жизнь. Я их не понимаю. Ну, может быть, в отдельных регионах это сложно. С другой стороны, там есть земля, а это картошка, капуста - прокормиться всегда можно. А уж в городах грех голодать. Я артист, и вроде даже неплохой, а когда нужда заставила, пошел подрабатывать по ночам в ларек, продавать всякие баночки с консервами, шоколадки, водку, хлеб. Я считаю, никогда нельзя опускать руки.

Встреча четвертая, заключительная.
На даче
ЧТОБЫ познакомиться с дружным семейством Мишулиных, `Суперзвезды` отправились на дачу к актеру в подмосковное Ново-Архангельское. Нас встретили хозяин, его супруга Наталья Константиновна, дочь Карина, восьмимесячная внучка Кристина и такса Чарли. Муж Карины в это время находился на гастролях.


На крыльце своего нового домаК двухэтажному дому, возведенному в том числе и на деньги, заработанные Мишулиным в том самом ларьке, вела аллея из причудливых деревьев. Оказывается, прошлым летом здесь побывал со своей программой Павел Лобков, который и посадил диковинные деревца. К сожалению, парочка из них не выжила и превратилась в сухостой, но Спартак Васильевич пока не вырубает их и надеется на счастливое воскрешение. Так же трепетно актер относится к юным дубкам, появившимся рядом с растущими на участке столетними дубами. Он огородил их заборчиками, чтобы случайно не затоптать. Несколько лет назад семья выращивала в парнике огурцы, и их было так много, что Мишулин потом делился урожаем с актерами родного театра. Но с огородничеством решил завязать. Овощи и на рынке стоят недорого. Теперь вокруг дома - деревья и травка, по которой носится такса Чарли и скоро будет делать первые шаги внучка. Кстати, мы стали свидетелями знакомства малышки Кристины с Карлсоном. Спартак Васильевич надел костюм своего героя и взял на руки внучку. Кристиночка была несказанно рада большой живой игрушке и все пыталась откусить деду-Карлсону нос.


Эти диковинные деревья на участке посадил Павел Лобков- Когда я женился, а потом родилась Карина, мы снимали на лето разные дачи, - рассказал Мишулин. - Потом один мой знакомый решил уехать в Израиль и продал мне эту дачу. Домик был старенький, 30-х годов постройки, зато участок большой - 25 соток. Зимой мы на даче не жили, поэтому я согласился, чтобы здесь пожил мой друг, который развелся со своей женой. Он и стал виновником пожара. Многие знакомые обещали помочь, но никто ничего не сделал, кроме Евгения Петросяна, который играл концерты в мою пользу. Остальные лишь обещали.


Первое знакомство Кристины с КарлсономДача сгорела. Но нет худа без добра, как говорит моя жена. Вместо лачужки мы построили хороший блочный дом. Его строили одной богатой даме, но дом ей не понравился. В течение двух-трех лет дом мы осилили и с долгами расквитались. Но здесь всегда надо что-то делать. Колотить, пилить, подрезать. Дачная жизнь - это не отдых. Я лично вообще не понимаю, что такое отдых. За всю свою жизнь только один раз съездил с женой в санаторий `Актер` в Сочи. `Отдых` там заключался в том, что надо было до 12 часов лежать на пляже, потом обедать, спать, опять жариться на пляже и слушать актерские сплетни, а вечером вместе со всеми ходить-бродить вдоль берега или сидеть в душном зале и смотреть кино. Ужас какой-то! Я не выдержал, нанялся в филармонию, вечерами играл в санатории и кое-как дотянул до окончания путевки. А здесь, на даче, хорошо. Конечно, приходится работать, но ведь движение - это жизнь, правда?




Татьяна БОГДАНОВА

фото Геннадия УСОЕВА, Рифата ЮНИСОВА
1997-2004 ЗАО `Аргументы и Факты`http://nvolgatrade.ru/

Док. 209242
Опублик.: 09.09.04
Число обращений: 77

  • Мишулин Спартак Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``