В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рената Литвинова: Не люблю, когда без спроса лезут под одеяло Назад
Рената Литвинова: Не люблю, когда без спроса лезут под одеяло
Боги умеют не только завидовать, но и любить. Собственную версию того, как они это делают, недавно поведала Рената Литвинова, выпустив фильм "Богиня: как я полюбила".

По жанру это мистический триллер с философским налетом. В картине Рената выступает в качестве режиссера, сценариста, сопродюсера и исполнительницы главной роли - следователя Фаины

- Удивился, не обнаружив в фильме вашей дочери. Почему-то был уверен: найдете роль для Ульяны.

- Дочке только три годика, наверное, рановато нам пока думать про кино. Ей необязательно сниматься, хочу лишь, чтобы Ульяна была рядом, училась работать. Может, я радикал, но люблю трудоголиков и ненавижу бездельников. Перед глазами стоит образ - телевизор, диван, человек и кот. Последние двое составляют различные композиции: то перпендикулярно лягут, то параллельно, то в колечко свернутся... Во мне сразу поднимается дикий протест, жесткая осужденка! Наверное, меня специально создали в противовес. Никогда не буду так кататься, превращаясь в часть интерьера. Не улежу на диване, не сумею.

И сплю я мало. Вечно меня куда-то тянет, несет.

- На премьеры к коллегам заносит? Что последнее дегустировали?

- "Настройщика" Киры Муратовой. Ездила на Венецианский кинофестиваль, ходила на показ. Фильм потрясающий, шедевр, на мой взгляд. Итальянцы устроили картине овацию.

В Москве в кино давно не была. Смотрю все на кассетах. В этом смысле очень ценю видеопиратов. Качественно работают... Но на ум сейчас никакие названия не приходят. Значит, ничего потрясающего не увидела.

- Даже собравшее кучу призов "Возвращение"?

- Не успела посмотреть, хотя DVD купила. Осталось вставить диск в компьютер... Слышала массу отзывов о картине, но понимаю одно: теперь Андрею Звягинцеву будет гораздо сложнее снимать. Второй его фильм критики разберут по косточкам и вряд ли проявят при этом излишнюю доброжелательность. В кино много зависти, что скрывать. Ладно бы речь шла о работе, а то ведь часто без спроса лезут под одеяло.

- Удел знаменитостей всего мира...

- Да, на Западе тоже погружаются в "желтые" подробности личной жизни известных людей, но там это больше напоминает игру, проводимую с обоюдного согласия. Утомленные звезды в черных очках пробираются по черному ходу к себе домой, за ними крадутся... У нас же все как-то ненатурально. Наши знаменитости часто сами выдумывают сплетни о себе и готовы их каждому пересказывать, лишь бы о них не забывали. Я это все не уважаю, мне не хочется никого впускать в свой дом, говорить, что или кто у меня был и есть. Сочиняют всякие нелепицы... Никто ведь не напишет, что сейчас я отправляюсь в полуторамесячный тур по России с новым фильмом.

"Просилась к морю. Распределили в Мурманск"

- Хоть страну родную посмотрите.

- С чего вы взяли, будто я ее не знаю? Например, могу сообщить, что однажды провела в Мурманске сорок два дня. Как сейчас помню.

- Ужас?

- Впечатления остались сильные, это точно. Попросила после первого курса ВГИКа отправить меня на практику куда-нибудь к морю, и вот иду по коридору, а мне кричат: "Рената, ты едешь куда хотела!" Читаю в направлении: Мурманск... Даже не море, а целый океан. Северный Ледовитый. Приехала, поселилась в гостинице "Долина Уюта".

- Название поэтическое.

- Ну да... Выбитые стекла, два номера - мужской и женский... Каждый человек на шестьдесят, во всяком случае коек стояло не меньше. На мужской половине останавливались моряки, вернувшиеся из рейса, а в женской комнате оборону держали мы втроем - две приезжие массажистки и я. После шести вечера запирались на все замки. Одни моряки вежливо стучали или скреблись, другие интеллигентно взывали, предлагая познакомиться по-хорошему, но иногда все заканчивалось выломанными дверями. Туалет в конце коридора, до него тоже надо было как-то добраться...

- Что за практика у вас была в Мурманске?

- Стажировалась на областном телевидении. В редакции информации. Представляете, какой из меня информатор? Первым делом выдали служебный "рафик", оператора с камерой и сказали: "Сейчас в порт приезжает какой-то там пароход..." То есть мне сказали, какой именно, но я не запомнила. "Вы, Литвинова, должны встретить корабль и снять об этом событии репортаж". Мы отправились выполнять. Долго искали нужный причал. Я-то думала в порту будет толпа - родственники, оркестр, транспаранты. Ничего подобного. Стояли две грустные женщины, одна из них тут же принялась рассказывать мне, что у ее мужа простатит и неизвестно, в каком состоянии он вернется из полугодового плавания. Говорила долго и подробно. Я ждала корабль, а тот все не приходил и не приходил. Наконец приплыл. Мой толстый ленивый оператор, не поворачивая головы, стал снимать все подряд. Первым по трапу спустился кок, который тронулся умом в рейсе. За ним - остальные моряки. Вид у них тоже был слегка пришибленный. Мы это все аккуратно зафиксировали на пленку... Конечно, мой репортаж никуда не пошел. Меня строго раскритиковали на пятиминутке, сказали, что я сорвала важное задание.


Критика литвиновскую Раневскую не оценила. В отличие от зрителей.


После этого перекинули на культуру, давая готовить сюжеты о празднике детского рисунка в Апатитах, фестивале народного творчества. Еще, помню, снимала соревнование дельтапланеристов. Но и за этот репортаж мне досталось. Сказали: у Литвиновой невыносимый голос - сексуально-провоцирующий. Ничего такого в нем я не чуяла, хотя признаю: мои интонации плохо подходили для репортажей редакции информации. Я многому в Мурманске научилась. Штампами пользоваться стала, легко выдавала фразу: "Сытно встретили зиму коровы совхоза имени Ленина..." Помню, меня спросили: "Почему только коровы? А люди?" Словом, ту первую практику я запомнила.

- Будет что рассказать на творческом вечере в Мурманске...

- Мне кажется, людям интереснее слушать не только про прошлое, но и про сейчас.

- Что ответите, если спросят о судьбе вашего телепроекта на НТВ?

- Скажу, что эксперимент закончился, и нет смысла его обсуждать. Было и ушло. Это все не для меня.

"Перед каждым спектаклем испытываю чудовищную панику"

- А с театром как? Прежде вы его определенно недолюбливали.

- Да, относилась негативно. Не считала и не считаю себя театральной актрисой. Это особый мир, в котором надо жить. Но теперь во мне появились понимание и любовь. Раньше удивлялась артистам, которые просили перенести съемки или пробы, ссылаясь на репетицию спектакля. Искренне недоумевала: какой еще театр, когда есть кино? Во мне не было пиетета перед сценой, понимания, сколь много она значит в жизни актера. Теперь все испытала на себе, вдохнула запах кулис, прикоснулась рукой к мхатовской "Чайке"...

- Может, вы и прониклись театральной атмосферой, но критика вашу Раневскую в "Вишневом саде" не оценила.

- А билетов в кассах нет, премьера идет с аншлагом... Конечно, перед каждым спектаклем испытываю чудовищную панику. Это так мучительно! Даже спрашивала у опытного театрала Суханова, долго ли будет продолжаться нервическое состояние. Макс ответил, что удовольствие от своей игры начинаешь получать после десятого спектакля.

- А вы сколько отстояли?

- Премьер шесть, наверное. Еще долго... Что касается критики, давно научилась на нее не реагировать. Так было и со всеми моими картинами. Пишущие делятся на два лагеря: одни с упоением превозносят, другие с такой же страстью уничтожают. Есть люди, чье мнение слушаю, чьи слова укрепляют.

А какие претензии за спектакль мне предъявляют? Вы же наверняка все негативные рецензии перечитали.

- И говорите вы, Рената, тихо, и сценическим опытом не обладаете...

- Серьезно? Я-то наивно думала, будто меня слышно по всему залу...

- Писали, что Табаков не успел посмотреть спектакль до премьеры, а увидев, ужаснулся и решил снять из репертуара.

- Глупости! Олег Павлович присутствовал на всех прогонах. Я стенала и жаловалась, а Табаков поддержал после премьеры. "Вишневый сад" будет идти и дальше.

- Значит, на этом театральные опыты вы не закончите?

- Ничего нового пока не планирую, но загадывать глупо. Конечно, стараюсь не совершать необдуманных поступков, но, с другой стороны, не люблю тех, кто тщательно отслеживает, рассчитывает каждый шаг. Боязнь ошибки - тот же тормоз. Жизнь не может состоять из одних взлетов, падения тоже полезны. Они обогащают. Специально не пытаюсь споткнуться, но, если такое случается, принимаю и это с любовью. Так легче сохранить состояние адекватности. Самое некрасивое, когда человек начинает звездить. К сожалению, таких людей много. Впрочем, не люблю судить других. Я привыкла отвечать за себя. И отвечу.



ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Рената Муратовна Литвинова родилась в Москве 12 января 1967 года. Училась на сценарном факультете ВГИКа. Известность пришла после фильма Киры Муратовой "Увлеченья", где Рената сыграла полубезумную медсестру (она сама написала все монологи своей героини). Также снялась у Муратовой в "Трех историях" и недавнем "Настройщике".

В 2000 году сериал "Граница: таежный роман" принес Госпремию и популярность. В том же году она выпустила документальный фильм "Нет смерти для меня", составленный из интервью с актрисами сталинской поры.

В 2003 году вышел фильм "Небо. Самолет. Девушка", новая версия пьесы Эдварда Радзинского "104 страницы про любовь". Рената писала сценарий и сыграла главную роль (в предыдущей экранизации роль исполняла Татьяна Доронина). А несколько дней назад вышел фильм "Богиня" - режиссерский дебют Литвиновой.

Одно время вела на НТВ передачу "Стиль от Ренаты Литвиновой". Замужем, воспитывает дочь Ульяну.

Андрей ВАНДЕНКО
Фото Михаила ГУТЕРМАНА. 04 октября 2004 г.http://nvolgatrade.ru/

Док. 210425
Перв. публик.: 04.10.04
Последн. ред.: 03.10.07
Число обращений: 356

  • Литвинова Рената Муратовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``