В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ ДАГЕСТАНА МУХУ АЛИЕВ: ДАГЕСТАН НИКОГДА НЕ ВЫЙДЕТ ИЗ СОСТАВА РОССИИ Назад
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ ДАГЕСТАНА МУХУ АЛИЕВ: ДАГЕСТАН НИКОГДА НЕ ВЫЙДЕТ ИЗ СОСТАВА РОССИИ
События в Дагестане на границе с Чечней стали в последние дни одной из главных тем средств массовой информации. Нет недостатка в различных комментариях и прогнозах: от благодушных до самых мрачных. Но как ситуацию видят в самой республике? Об этом и пошел вчера наш разговор с председателем Народного собрания Дагестана Муху АЛИЕВЫМ.
- В Москве звучит достаточно много противоречивых оценок нынешней ситуации в республике. На ваш взгляд, что же все-таки соответствует истине?

- Когда на меня обрушивается поток столь противоречивых и тенденциозных, если не сказать больше, мнений, то, честно говоря, начинаю теряться, а в Дагестане ли я живу? Поэтому вопреки всем оценкам, замечу, что обстановка в республике контролируется, хотя по-прежнему остается сложной. Так как в любой момент может обостриться. Ведь мы имеем дело с хорошо обученным, отлично вооруженным и хитрым противником.

- Судя по реакции руководителей республики, развитие событий по ботлихскому варианту застало вас врасплох?

- Это не совсем так. События в Дагестане нельзя рассматривать в отрыве от тех событий, которые происходили и происходят в Чечне. С первых дней чеченского конфликта существуют силы, которые сперва хотели бы втянуть Дагестан в войну с Россией, а затем столкнуть его с Чечней, чтобы на развалинах создать общее исламское государство. Так что захват сел в Ботлихском и Цумадинском районах - звено одной цепи провокаций, которые происходят уже в течение нескольких лет. Другое дело, бандформирования не остановлены на границе. Многие решения принимались с опозданием, несмотря на то, что сил в республике было достаточно.

- В прессе были и такие сообщения: бандиты входили в населенные пункты парадным маршем...

- Да, были еще и сообщения о 500 милиционерах, которые якобы не стали оказывать сопротивление бандитам и вернулись в Махачкалу... Все эти сообщения относятся к мифотворчеству, а точнее, к пропагандистским трюкам, которые хорошо отработаны еще в ходе чеченской войны. Ничего общего с истинным положением дел они не имеют. И рассчитаны на то, чтобы посеять смуту и панику.
Люди покидают села, которые заняли бандиты. Они требуют сегодня от властей Дагестана принятия всех мер, чтобы очистить их землю от непрошеных гостей, которые растоптали их достоинство, наконец, законы гостеприимства. Отношение к пришельцам крайне враждебное.
Что касается милиционеров, не пожелавших воевать с бандитами, то такой случай в Ботлихском районе был. Но было не 500 человек, а восемь. Бандиты под покровом густого тумана просто обошли их пост, не вступив с ними даже в бой. А вот о другом случае СМИ почему-то молчат. Когда банда попыталась захватить селение Агвали - райцентр Цумадинского района, то путь им преградила небольшая группа дагестанских милиционеров. И несмотря на жестокий бой (три человека были убиты и несколько ранены), она выстояла. В райцентр бандиты так и не вошли. Беженцы и жители республики требуют от властей принять все меры для уничтожения бандитов.

- Но тем не менее все средства массовой информации обошло сообщение о том, что исламская Шура Дагестана объявила о `восстановлении независимого исламского государства Дагестан`...

- Когда вам говорили, что в день солнечного затмения наступит конец света, вы тоже верили? Вот... улыбаетесь. И у нас в республике, когда услышали о такой организации, как исламская Шура, то недоуменно пожали плечами. О существовании такой организации никому не известно. Дагестанские мусульмане и официальные религиозные структуры не имеют к ней никакого отношения, если даже она и существует где-то на территории Чечни. Речь идет исключительно о планомерной, повторю, политике по распространению слухов.
Поэтому, кстати, с 10 августа в целях объективного и достоверного освещения происходящих на территории республики событий у нас начал работать координационный центр по информационному обеспечению. Он создан решением Государственного Совета Дагестана. Центр по информационному обеспечению имеет свой сайт в системе Интернет. И отныне каждый пользователь этой связи может получить информацию `из первых рук`. Наберите только: WWW Makhachkala Ru. Так что не верьте слухам, обращайтесь по этому адресу.

- Какова численность бандформирований, проникших на территорию Дагестана? Говорилось о двух-трех тысячах человек.

- Их количество точно никто не знает: по головам же посчитать невозможно. Они действуют небольшими группами - 10-15 человек. Объединяются и тут же распадаются. Кроме того, граница с Чечней открыта. В любое время через нее может пройти сколько угодно боевиков.

- Как утверждает лидер Чечни Аслан Масхадов, в Дагестане `воюют только дагестанцы`. И этим все объясняется?

- Это всего-навсего дипломатическая игра руководителя республики, который не хочет признать, что он не полностью контролирует ситуацию на своей территории. Сегодня доподлинно ясно, что спровоцировали ситуацию в Дагестане определенные силы Чечни, использующие исламских экстремистов. Среди боевиков около 80 процентов арабов, выходцев из Средней Азии и Афганистана, которые участвовали в чеченской войне и сражались в рядах афганских моджахедов. Есть, конечно, чеченцы и дагестанцы. Не без этого. Однако представлять, что это якобы внутренние проблемы Дагестана, нельзя.
Эту карту пытаются разыграть сегодня многие политики. И я вынужден кое-что напомнить. При всем том, что было в российско-дагестанских отношениях хорошего и плохого, судьба Дагестана в следующем веке должна быть связана с Россией. Он должен находиться в культурном, правовом, экономическом поле Российского государства. Это не означает, что мы автоматически присоединяемся ко всему тому, что делается федеральным руководством сегодня. Мы хотели бы, чтобы многое изменилось в лучшую сторону. Но при этом дагестанцы не собираются менять страну. 90 процентов жителей республики считают, что они должны быть с Россией. Потому, заметьте, бандиты `не находят` для себя `питательную среду` среди населения Дагестана.
Руководство республики свои ошибки осознает. Но дело не в поисках виноватых и правых. Сегодня речь идет о том, чтобы совместными действиями потушить пожар новой войны. А для этого надо точно обозначить, кто и что должен делать. Ведь от многих наших предложений в Москве просто отмахнулись в свое время. Мы просили об укреплении границы с Чечней, нас успокаивали, дескать, все будет нормально. Была пограничная застава и был расквартирован батальон внутренних войск в горах того же Ботлихского района - их неожиданно снимают. Наши возражения никто не услышал... Или приняли за последние годы десятки решений о развитии экономики республики. Всем известно, что в связи с событиями в Чечне с 1990 года объем промышленного производства у нас в Дагестане упал в 6 раз, в химической отрасли - в 40 раз, в легкой промышленности - в 26 раз. Около 30 процентов активного населения практически не работает. И большинство из них - молодежь в возрасте до 29 лет. Порох! Поднеси спичку - все вспыхнет. На это и рассчитывают экстремисты. И тем не менее ни одно из постановлений не выполняется более чем на четверть. Но так же, нельзя.

- Какие меры принимает сегодня Махачкала для борьбы с бандитами?

- В республике мы не бездействуем. У нас сегодня формируются отряды для помощи правоохранительным органам. Отряд в 300 человек уже отправлен в Ботлихский район. Столь нетрадиционные меры продиктованы нынешней ситуацией. Каждый из нас сегодня должен быть готов с оружием в руках встать на защиту чести и достоинства нашей республики. Создаются отряды самообороны во многих населенных пунктах. И они остановили, кстати, продвижение бандитов в глубь республики.

- В столице звучали и такие прогнозы, что, пожалуй, мы действительно можем потерять Дагестан. Насколько точен такой прогноз?

- Думаю, что даже если федеральные войска не будут вмешиваться в разгоревшийся конфликт, народ Дагестана не позволит никому, чтобы территорию республики занял кто-либо другой. И второй Чечни у нас не будет.
Тем более в Правительстве уже намечены меры по обеспечению безопасности и правопорядка на территории республики. Они касаются военной помощи, координации совместных действий войск министров обороны и внутренних войск с силами правопорядка Дагестана. А также финансовой помощи. Словом, обстановка будет развиваться с учетом мер, которые примут Правительство РФ и руководство Дагестана.

Вел беседу Александр ШИНКИН


`Российская газета` , 12.08.1999http://nvolgatrade.ru/

Док. 210762
Опублик.: 06.10.04
Число обращений: 565

  • Алиев Муху Гимбатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``