В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
МАРК ЗАХАРОВ: ТЕАТР - ЭТО ЕЩЕ И БИЗНЕС. ИНОГДА - РИСКОВАННЫЙ Назад
МАРК ЗАХАРОВ: ТЕАТР - ЭТО ЕЩЕ И БИЗНЕС. ИНОГДА - РИСКОВАННЫЙ

МАРК ЗАХАРОВ: ТЕАТР - ЭТО ЕЩЕ И БИЗНЕС. ИНОГДА - РИСКОВАННЫЙ`ЛЕНКОМ` ВНОВЬ РАСПАХНУЛ СВОИ ДВЕРИ

Театр, как известно, начинается с вешалки. Но ведь по пути в гардероб надо еще зайти в театральную кассу. И тут-то театр для вас может кончиться. Вниманию зрителей предлагаются новые и старые спектакли, билеты на которые стоят от 150 до 400 рублей. Это, конечно, в кассе театра, не у перекупщиков, поэтому зрители торопятся их приобрести заранее, надеясь, что постановки, идущие здесь много лет, не `развалились` и звезды по-прежнему в них блистают. К счастью, ни один артист ленкомовской команды не покинул родной коллектив, наоборот, он пополнился пятью выпускниками театральных вузов. Возобновились репетиции `Последней жертвы` Островского.



Так что у зрителей скоро появится возможность сравнить новый спектакль Марка Захарова с уже нашумевшей премьерой по этой же пьесе во МХАТе имени Чехова.

На сборе труппы отдохнувший за лето Марк Анатольевич пообещал коллегам встречу с Милошем Форманом, который согласился курировать театральный проект по киносценарию `Пролетая над гнездом кукушки`. Будучи человеком осторожным, Захаров не захотел рассказывать о новых постановках, зато охотно согласился побеседовать о будущем нашего театра.

- Марк Анатольевич, вы составляете планы на будущее?

- К сожалению, я не умею планировать свою жизнь дальше, чем на несколько месяцев вперед. Поэтому завидую своим зарубежным коллегам, которые знают, что у них будет через три года, например, в феврале.

- А чем дышит ваша публика, вы, наверное, точно знаете?

- Догадываюсь, хотя и могу ошибаться. Я и мои коллеги стремимся создавать спектакли, которые бы объединяли разных зрителей, то есть были бы одинаково интересны как театральным гурманам, так и тем, кто впервые пришел к нам. Для меня очень важна эмоциональная заразительность спектаклей, будут ли они держать внимание публики или после антракта зал наполовину опустеет.

- А нынешняя коммерциализация искусства вас волнует?

- Меня волнует другое: как бы мы опять не пошли своим исключительным путем, который приведет страну к краху. Слава Богу, пока мы движемся в сторону демократического общества с рыночной экономикой, что бы там ни говорили об усилении централизации, вертикали власти. Что же касается нынешнего театрального искусства, то мы получили то, о чем мечтали, - свободу выбора. Этого, полагаю, уже не отнять. И это большая ответственность - когда надо спрашивать прежде всего с себя и не надеяться, что кто-нибудь станет возиться с тобой. Думаю, в ближайшем будущем у нас останутся театры, которые будут содержаться на средства госбюджета, но будут и такие, в судьбе которых государство если и примет, то чисто символическое участие.

- А если здания театров будут продавать богатым людям или крупным фирмам?

- Для этих случаев должны создаваться специальные контрольные советы при федеральных, региональных и муниципальных органах.

- Вы можете представить, что некоторые театры передадут коммерческим структурам?

- Могу. Только вот каким структурам? Если, к примеру, это будет организатор московского фестиваля `Черешневый лес` Михаил Куснирович и он станет моим продюсером, то меня это совершенно не страшит, наоборот - радует. Я считаю, что такой человек, с таким уровнем культуры, имеет право на вмешательство в творческий процесс. И если он, например, скажет, что надо сейчас ставить не `Фауста`, а комедию, то я соглашусь.

Сегодня театр, как сказали бы деловые люди, становится рискованным бизнесом, здесь все заранее надо просчитывать. Своим студентам на режиссерском факультете в РАТИ я постоянно говорю: `Вы занимаетесь опасным делом, поэтому заранее взвесьте все радости и горести этой профессии, а потом уже решайте, стоит ли ей посвящать свою жизнь`.

- Вы их готовите к тому, что ими станут руководить менеджеры?

- А почему нет, если эти менеджеры будут обладать качествами Немировича-Данченко, который вместе со Станиславским создал Художественный театр? Ну а если копнуть театральную историю глубже, то можно вспомнить, как наши предки, посмотрев `Грозу` Островского, потом наслаждались водевилем. И грех их за это осуждать. Смех и слезы в русском театре всегда соседствовали и дополняли друг друга.

- А вот раньше в театре новые спектакли показывали каждую неделю...

- Да, Татьяна Ивановна Пельтцер намекала мне на это: `Хорошо бы, как у Корша, иметь каждую пятницу по премьере`. Я отшучивался, а если серьезно, то каждую неделю невозможно показывать премьеры, да и не нужно.

- А театр-дом надо сохранять?

- Возможно, если у театра есть сильный лидер, со своей идеей и художественной программой. Но это штучный `товар` и достаточно редкий. Я думаю, в ближайшее время появятся театры больших и малых форм, уличные театры, как на Западе, клубные. Пугаться этого не надо, надо только не терять русскую школу актерского мастерства, постоянно совершенствовать ее и открывать новые художественные формы. Ну а поскольку будущее отечественного театра будет по-прежнему произрастать из нашей ментальности и наших страданий, то, надеюсь, мы сохраним свое творческое лицо и поймем, как нам жить дальше.

Лебедина Любовь,
Перминова Наталья.

Труд No191 за 08.10.2004http://nvolgatrade.ru/

Док. 211047
Опублик.: 08.10.04
Число обращений: 428

  • Захаров Марк Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``