В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АНДРЕЙ ШАРОНОВ: БЮДЖЕТ `ГАЗПРОМА` НУЖНО ПЕРЕСМАТРИВАТЬ Назад
АНДРЕЙ ШАРОНОВ: БЮДЖЕТ `ГАЗПРОМА` НУЖНО ПЕРЕСМАТРИВАТЬ
Интервью первого заместителя министра экономического развития и торговли РФ, члена совета директоров ОАО `Транснефтепродукт ` и РАО `Российские железные дороги` Андрея Шаронова корреспонденту журнала `Русский Фокус`
- Андрей Владимирович, в начале 2002 г. `Фокус` уже беседовал с вами о проблемах госзакупок. Тогда вы рассказывали о множестве недостатков как в теории, так и в практике. На заседании правительства, которое рассматривало вопрос госзакупок, вы в своем докладе практически повторили сказанное журналу два года назад. Неужели за это время дело налаживания механизма госзакупок так и не сдвинулось с места?

- Если говорить о формальной динамике, то объем госзакупок на конкурсной основе увеличивается. Как, впрочем, растет и объем всего государственного заказа. Так, ожидается, что закупки продукции для госнужд в 2003 г. составят 723,15 млрд руб. Из них 471,17 млрд руб. - стоимость заключенных контрактов на конкурсной основе. Это 123,8% к фактическому уровню 2002 г. В следующем году эта сумма вырастет до 885,35 млрд руб., или на 22,4% к уровню нынешнего года. Тем не менее доля госзакупок на конкурсной основе остается еще очень маленькой.
Я оцениваю очень позитивно сам факт проведения заседания правительства на эту тему. Минэкономразвития давно предлагало, чтобы прошло такое обсуждение в Белом доме. Мы регулярно направляли отчеты в правительство, но реакции никакой не следовало. Понятно, тема болезненная. И хорошо, что заседание правительства по госзакупкам наконец-то состоялось.

- Заседание правительства - это единственное хорошее событие, которое произошло за год в деле налаживания системы госзакупок?

- Если вы хотите, чтобы я сказал, что мы радикально наладили ситуацию, то я этого не сделаю. Кардинальных улучшений, к сожалению, не произошло. Более того, мы продолжаем работать в старом и ущербном правовом пространстве. Действующий закон о госзакупках регулирует только один вид закупок - конкурсные. Это очень усложняет ситуацию. На сегодняшний день правительство одобрило новый проект закона `О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд`. Я думаю, что мы его скоро внесем в новую Госдуму. Законопроект стал гораздо лучше по многим позициям. Кстати, премьер Михаил Касьянов после заседания кабинета министров по госзакупкам дал поручение, чтобы в режиме правовых актов правительства ускоренно решить вопросы, которые не разрешаются действующим законом. Это для того, чтобы не ждать принятия нового закона.

- Можете привести пример?

- Конечно. Неравное отношение к различным конкурсантам со стороны госзаказчиков, задержки в распространении информации о конкурсе и раздаче конкурсной документации или отказ публикации информации о результатах тендера. Мы уже подготовили постановление правительства, которое исключает возможность таких нарушений. Оно сейчас находится на согласовании в Минюсте. Таким образом, не дожидаясь закона, мы сузим пространство для тех, кто не любит выполнять конкурсные процедуры.

- В декабре прошлого года ваш министр Герман Греф жаловался, что Минэкономразвития завалили просьбами о проведении закупок без конкурса. Говорили даже, что основная причина накопления остатков на счетах бюджетополучателей состоит в том, что министерства и ведомства не способны и не заинтересованы проводить конкурсные торги. Как обстоят дела в этом году?

- В этом году мы решили действовать жестко. Раньше все заказчики пытались сделать вид, что поступившие в декабре на их счета деньги - неожиданные. Сейчас такие разговоры не проходят. Даже если мероприятие финансируется в декабре, но оно плановое, это не мешает заранее провести конкурс. Другое дело, если выпускается какое-то срочное решение правительства о дополнительном финансировании. А это происходит, как правило, в случаях стихийных бедствий. Такие ситуации случаются нередко. Когда сложности появляются не по вине госзаказчика, тогда мы можем разрешить произвести закупку у одного источника.

- А давайте составим рейтинг самых дисциплинированных государственных заказчиков и самых небрежных.

- Я бы не стал сейчас это делать. Если захотеть, недостатки можно найти у всех. В начале этого года мы проводили конкурс на звание лучшего государственного заказчика. Среди федеральных ведомств победило Минпромнауки. Еще неплохо себя показало Министерство юстиции, которое делает много закупок в интересах ГУИНа. Недисциплинированные - это в том числе те закупщики, которые не представили в Госкомстат свои отчеты о тендерах. Всего таких - 15. Среди них, например, Госдума, Совет Федерации и Минфин. Среди естественных монополистов со знаком `плюс` я бы отметил РАО `ЕЭС России` и `Транснефть`. Худший - `Газпром`.

- Да, я помню эти цифры. За год `Газпром` провел лишь 22 конкурса, и все оказались закрытыми.

- Недавно правительство поручило представителям государства во всех АО рассмотреть вопросы о практике закупок товаров, услуг и работ в интересах акционерных компаний и внедрения конкурсных процедур. Так вот, в `Газпроме` такое обсуждение состоялось, и совет директоров принял решение считать неудовлетворительной организацию этой работы в компании. Так что это теперь мнение не только правительства, но и самого `Газпрома`.

- Вообще, конечно, кажется странным, что государство, имея большинство в совете директоров и даже его возглавляя, не может решить, казалось бы, технический вопрос - организовать конкурсные закупки.

- Очень уж увлекательное занятие - закупать вне конкурса. Вы же понимаете, что это небескорыстное дело. Так просто избавиться от этого бизнеса очень сложно. Если говорить не о естественных монополиях, а о госзаказчиках, то мы сейчас проходим, условно говоря, второй этап развития конкурсной системы, когда конкурсы уже проводят, но делают это таким образом, что побеждают нужные заказчику организации. Положение необходимо исправлять. Правительство должно сделать так, чтобы конкурс выявлял действительно лучшие предложения, а не любимые. Нужно ужесточать конкурсные процедуры, максимально их формализовывать. Кстати, новый закон приводит исчерпывающий перечень требований к подаваемой на конкурс документации. Заказчик не вправе требовать от подрядчика определенного разреза глаз или объема талии. В законе закреплены только те позиции, которые востребованы и могут быть реально оценены. С другой стороны, рынок сам обязан реагировать на все конкурсные недоразумения. Обиженные подрядчики должны обращаться в суд по поводу признания конкурса несостоявшимся.

- Не верю, что нормальный подрядчик пойдет жаловаться пусть даже на потенциального заказчика. Это просто невыгодно.

- Правда. Это вопрос на вырост, вопрос деловой этики. Хотя прецеденты уже есть. Результаты конкурса уже однажды были признаны недействительными через суд. Это касалось Госкомстата. И ему пришлось отменять результаты конкурса.

- Но, насколько я помню, ничего хорошего тот суд не дал. Подрядчиком все равно стала та организация, которая незаконно победила в этом конкурсе.

- Да, к сожалению, из-за срочности заказа, касавшегося переписи населения, нам пришлось обращаться к прежнему победителю. Но все равно - это прецедент.

- Давайте все-таки вернемся к естественным монополиям. Вроде бы правительство собиралось принимать жесткие меры по отношению к компаниям, которые не соблюдают процедуру конкурсов. В том числе говорили о том, что будут воздействовать на монополиста через тариф. Так принято или нет какое-то решение, обязывающее компании соблюдать регламент закупки?

- Радикального решения не получилось. Сначала предлагалось все закупки, проходящие за рамками процедуры, не принимать к зачету в издержках со стороны регулирующего органа - РЭКа или ФЭКа. Правительство на это не пошло, но, смягчив формулировку, предложило ФЭКу вместе с Минэкономразвития рассмотреть процедуру учета правильности закупок при установлении тарифов. Проблема состоит еще и в том, что сегодня мы еще не можем сказать, что корпоративные процедуры, которые утверждены или будут утверждены органами управления акционерных обществ, чисты и эффективны. С одной стороны, их надо улучшать. С другой стороны, регулятор должен иметь возможность отследить: все ли закупки (по крайней мере, крупные) сделаны с учетом требований этих процедур.

- Закупки товаров по импорту в `Газпроме` проводятся по указаниям председателя правления либо его заместителя. А что, государство через совет директоров не может поправить эти правила?

- Может. Вот признали же неудовлетворительной в `Газпроме` состояние процедур закупок. Это заслуга представителей государства.

- И теперь импорт в `Газпроме` тоже будет закупаться по конкурсу?

- Когда мы говорим, что должно возникнуть новое положение о закупках, то имеем в виду, что оно должно касаться всех закупок вне зависимости от происхождения. Какая разница, вы тратите $1 млн, покупая у отечественного продавца или у заграничного. Главное, что это надо делать максимально эффективно и открыто.

- Раз мы заговорили о `Газпроме`, скажите, пожалуйста, 25 декабря, когда пройдет совет директоров этой компании, представители государства будут требовать сократить уже запланированный размер дивидендов?

- Вопрос на предстоящем совете директоров будет рассматриваться гораздо шире. Там будет обсуждаться финансовый план `Газпрома` на 2004 г., который включает в себя и дивиденды, и инвестиционную программу.

- И что же не нравится правительству?

- Многое. Но главное, `Газпром` впервые сформировал бюджет с вторичным дефицитом. Дефицит в размере 223 млрд руб. покрыт лишь 150 млрд руб. внешних заимствований и 30 млрд руб., ожидаемыми по результатам выполнения программы сокращения издержек. А 43 млрд руб. вообще ничем не покрыты. Поэтому бюджет необходимо пересматривать.

- А разве бюджет компании принимается не на совете директоров?

- На совете. Но на совете директоров этот бюджет еще только будет рассматриваться.

- Значит, 25 декабря госпредставители будут настаивать на изменениях бюджета?

- Да. Чтобы убрать дефицит в 43 млрд руб., надо уменьшить либо текущие, либо капитальные статьи. Например, мы предлагаем сократить выплаты `дочкам` за газ и его транспортировку. По нашим оценкам, `Газпром` в следующем году увеличит затраты на приобретение и транспортировку газа на 40% к уровню 2003 г. И это при том, что объем добычи и транспортировки увеличится с 530 млрд куб. м газа в 2003 г. только до 540 млрд куб. м в следующем. Возникает вопрос: почему настолько увеличивается плата? `Газпром` нам говорит: `Правительство повысило НДПИ, который как раз `дочки` платят`. Мы посчитали: чтобы покрыть НДПИ, нужно около 30 млрд руб. с учетом роста стоимости газа на собственные нужды, а не 140. `Газпром` завышает доходность дочерних компаний, что неправильно исходя из корпоративной культуры. Ведь каждый холдинг должен стремиться поднять прибыль в интересах своих акционеров. А когда прибыль оставляют в дочерних компаниях, не надо забывать, что функцию совета директоров `дочек` выполняет менеджмент `Газпрома`.

- 1 февраля Минэкономразвития снова будет пытаться представлять концепцию реструктуризации газовой отрасли в правительстве. Какова будет ваша стратегия?

- Все вопросы, которые озвучивались ранее, остаются актуальными. Но сейчас, мне кажется, вопрос уже не в стратегии, а в тактике. Возможно, что мы будем руководствоваться той же тактикой, что и осенью: составлять максимальное меню возможностей. Просчитывать риски и по радикальному варианту, и по косметическому.

- Это вы говорите о выделении газотранспортной компании?

- И о выделении газотранспортной компании, и о разделении добычи, и о продаже части газа по свободным ценам, и о либерализации рынка акций, и об изменении порядка определения доступа независимых производителей к трубе. Каждая мера сама по себе влияет либо на капитализацию `Газпрома`, либо на снижение издержек, либо на рост количества независимых производителей газа. Главная наша идея: отказ от изменений опасен. И так получается, что `Газпром` нас обвиняет ровно в том, что мы ему адресуем. Они говорят: `Так делать опасно`. А мы отвечаем: `Ничего не делать - еще опасней`.

- Ну и каковы реальные сроки проведения реформ?

- Безусловно, это конфликтный вопрос. И как показывает практика, любая реорганизация как минимум болезненна и несет определенные риски. Но для этого нужен политический ресурс, и очевидно, что лучше всего начинать эти процессы на новой волне, после президентских выборов.


журнал `Русский Фокус` 15.12.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 212383
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 477

  • Шаронов Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``