В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Бунин: Почему `граждане` превращаются в `подданных` Назад
Игорь Бунин: Почему `граждане` превращаются в `подданных`
На вопросы `МН` отвечает политолог, руководитель Центра политических технологий Игорь Бунин.
С чем связан конформизм, овладевший обществом?

- Психологически это вполне понятно. На протяжении десяти лет шел процесс `индивидуального испытания`: ТЫ должен был адаптироваться к новым экономическим условиям, ТЫ должен был поменять профессию, ТЫ должен был принять новые ценности... В то же время, хочешь не хочешь, приходилось вникать в подробности политических схваток, которые неизменно выносились на публику. Невероятно сложно постоянно нести бремя ответственности за себя и одновременно переживать по поводу общественных процессов. Люди устали. И значительная часть населения сегодня сложила с себя ответственность за то, что происходит в стране, делегировав эту ответственность верховной власти. `Граждан` - тех, кто готов активно участвовать в общественной жизни, - становится все меньше. `Подданных`, положившихся на власть, - все больше.

Перерождение активного гражданина в подданного случилось в одночасье?

- Нет, конечно. В отношениях `власть - общество` было три кризисных момента. Первый - когда российское руководство сделало ставку на компромисс с советской системой, проведя номенклатурную приватизацию. В результате `социальные актеры` - предприниматели, идеологи гражданского общества, партийные активисты, сыгравшие важную роль в конце 80-х - начале 90-х, обманутые в своих надеждах, - дистанцировались от власти. Второй кризис - выборы Ельцина в девяносто шестом. Пассивность власти, ее коррумпированность, несоответствие ожиданиям продвинутой части общества, болезнь президента, за которого проголосовали буквально `на последнем дыхании`. Третий - это кризис 98-го года. Разрушение либеральной идеологии, отторжение от Запада, отстранение либералов от реальной политики...

В конце концов население утратило интерес к тому, что происходит в верхах. Раньше в любом дворе знали суть конфликта Чубайса и Коржакова, сегодня активно интересуются политикой не более 5 процентов жителей России. Остальные устали разбираться в сложных идеологических схемах и предпочли конформизм. Их устраивает то, что платят зарплаты, не задерживают пенсии - в общем, подобие стабильности.

Более обеспеченные слои общества также переходят в категорию `подданных`? Их не волнует крах либеральных ценностей?

- После 1998 года, как я уже сказал, произошел кризис либеральной идеологии. Но вакуума не возникло: очень скоро появился Путин - лидер, который взял на себя роль отошедших в тень либералов. Этакий государственник, прагматичный западник. Так называемый средний класс не видит в нем угрозы своему благополучию.

Представители этого класса, яппи, интересуются карьерой, потреблением, развлечениями, личной адаптацией. В жизни страны произошла некая нормализация - и их больше не волнует политика. Кстати, и конфликт ТВ-6 их уже не может растревожить. Стилистика Киселева - критичность, оппозиционность, самоирония - сегодня просто никому не нужна, она бесполезна с точки зрения личного выживания.

Нашим яппи все равно, при какой системе существовать? Согласились бы и на возврат КПСС?

- Нет, конечно. Все они принимают идеал свободы в западном смысле слова. Другое дело, что этот идеал для них - абстракция. Исследования показывают: наших яппи волнует возможное отсутствие частного, свободного телевидения - но совершенное безразличие вызывают проблемы Киселева как личности. В понимании этих людей между их личной свободой и проблемами Киселева - огромная дистанция. Они не могут это связать. И не собираются воевать за конкретного Киселева.

А за Аксененко, Голдовского - не политиков, а хозяйственников - они готовы вступиться?

- Это вообще смешно. В глазах яппи абстрактная свобода предпринимательства - одно, а судьба конкретных хозяйственников - совсем другое.

Не понимают, что сами могут оказаться на их месте?

- Cчитают, что их потребности в личной самореализации удовлетворены. Можно поехать за границу. Читать что угодно. Что угодно смотреть. Для них открыто мировое спутниковое телевидение. А конфликты в высших эшелонах, как кажется яппи, к ним не имеют никакого отношения.

И долго будет торжествовать психология `подданничества`?

- До тех пор, пока не будут ущемляться личные интересы `подданных`. Многие из нынешних яппи были политизированы демократической волной конца 80-х - начала 90-х. А сейчас просто не чувствуют необходимости в политической активности. И если власть по-прежнему будет предоставлять этим людям некоторые необходимые для них свободы (а пока предоставляет), в ближайшее время никакого протеста с их стороны ожидать не стоит.

Что же должно произойти, чтобы яппи проснулись? Допустим, они не способны спроецировать судьбу Киселева и Голдовского на собственную судьбу. Но чего-то они все-таки боятся?

- Страх был на первом этапе правления Путина, когда он нес некую печать былой причастности к КГБ. Но после того, как Путин сделал выбор в пользу Европы, мировой интеграции, этот страх исчез.

Построение вертикали власти зародило возможность конфликта, связанного с неформальными ограничениями свобод. Но формальных ограничений, подчеркну, пока нет. Вот если начнутся - начнется политизация яппи.

А до тех пор они будут поддерживать `политику партии и правительства`?

- Они не `поддерживают политику`. Они, как и `рядовые подданные`, устали от психологических перегрузок и передали свои проблемы - политические и идеологические - Путину. Почему именно ему? Да потому, что просто не было других, альтернативных претендентов на эту ношу. И на ближайшие два года Путину обеспечен высокий рейтинг. Это не просто рейтинг президента, это рейтинг символического единства общества, рейтинг надежд.

Если некто персонифицирует надежды общества, является символом его единства, вся негативная информация об этом человеке просто не проникает в сознание. Она может проникнуть только в том случае, если появится альтернативная идеология, принятая обществом, альтернативный лидер, альтернативный институт. Но этого нет.

Возникновение `подданничества` - это все-таки позитив или негатив?

- Как политолог не могу сказать, позитивно это или негативно. Это процесс.

Беседовал Антон СЕРГЕЕВ


Московские новости, 12.02.2002http://nvolgatrade.ru/

Док. 212432
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 545

  • Бунин Игорь Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``