В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Вавилов: Отец умирал рядом, а мы об этом не знали... Назад
Юрий Вавилов: Отец умирал рядом, а мы об этом не знали...
Впервые рассекречены семь томов следственного дела одного из самых выдающихся ученых двадцатого века, погибшего в застенках НКВД
Перед лицом смерти, как гр-н СССР и как научный работник, считаю своим долгом перед родиной заявить... что я никогда не изменял своей родине и ни в помыслах, ни делом не причастен к каким-либо формам шпионской работы в пользу других государств...
Эти слова, адресованные заместителю Председателя Совета народных комиссаров СССР Лаврентию Берия, вывел в камере смертников приговоренный к расстрелу академик Николай Вавилов. И ниже: Умоляю смягчить мою участь...
Участь ему смягчили так, что великий ученый, по вздорному обвинению приговоренный к высшей мере наказания, умер в одиночной камере, истощенный мучительными допросами и пытками до полной дистрофии.
Об обстоятельствах его трагической гибели мы говорили с сыном Николая Ивановича доктором физико-математических наук, ведущим сотрудником Физического института им. П. Н. Лебедева Юрием Николаевичем Вавиловым. Поводом для встречи стала только что вышедшая в издательстве Академия книга Суд палача. Николай Вавилов в застенках НКВД .
Книга вышла микроскопическим тиражом - всего 500 экземпляров, но ценность ее огромна: впервые рассекречены семь томов следственного дела великого ученого.

Юрий Николаевич, как известно, академик Вавилов был арестован в результате закулисных интриг невежественного агронома Лысенко. Однако в следственных материалах дела его имя не встречается...

- А иначе и быть не могло. Лысенко - хитроумный организатор травли отца и всех генетиков. Но научные дискуссии - это одно, тут он оголтело кидался в атаку, а доносы - это совсем другое. Отец, в сущности, мог быть арестован гораздо раньше - еще в 29 - 30-х годах. Тогда наше сельское хозяйство рвалось по всем швам после коллективизации. Те, кто учинил эту разруху, и решили все свалить на мнимых вредителей. Были расстреляны такие видные ученые, как Н. Д. Кондратьев, Л. Н. Юровский и А. В. Чаянов. Отца не арестовали, потому что он был слишком широко известен за границей. Но для него это была только отсрочка. Сталин всегда к нему очень настороженно относился.

Они когда-нибудь встречались - Сталин и Вавилов?

- Много раз. Одна их встреча произошла весной 1931 года. Они случайно столкнулись в одном из кремлевских коридоров. Сталин был намного ниже Николая Ивановича и от неожиданности отпрянул, бросив испуганный взгляд на его огромный, набитый книгами портфель. Конечно, вряд ли сам Сталин верил в то, что Вавилов - вредитель и контрреволюционер. Однако людей, превосходивших его интеллектом, вождь всех народов органически не выносил.

Вы долгое время работали в архиве ФСБ. Нашли ли там что-нибудь новое, чего не знали об отце?

- Да. И эти документы меня потрясли. Впервые я прочитал все протоколы допросов и обысков. Они поразили меня больше всего. Благодаря им я вспомнил наконец, где я был во время обыска, - мне ведь тогда еще и тринадцати лет не было. Тот день теперь как бы выплыл из прошлого. После долгого обыска маму очень вежливо посадили в черную эмку и увезли, оставив дома меня одного. Я понимал, что случилась беда, только не представлял, что это катастрофа.

У вас был старший брат Олег, от первого брака отца. Что стало с ним?

- После защиты кандидатской диссертации в 46-м году в кругу друзей Олега кто-то спросил: А кто виноват в гибели твоего отца? И Олег, якобы посмотрев на висевший тут же портрет Сталина, кивнул: Вон, он . И это, возможно, решило его судьбу. Он поехал с друзьями на Кавказ, там было одно место недалеко от Теберды, которое любили горнолыжники. Приехали под вечер, и он с одним товарищем по фамилии Шнейдеров решили разок спуститься на лыжах. Когда стемнело, Шнейдеров вернулся один. Он сказал, что Олег упал, ударился головой о камень и погиб. И только на следующий день пошли за телом. Сначала решили, что и в самом деле - несчастный случай, но жена Олега обратила внимание на четкую рану от удара ледорубом. Шнейдерова арестовали, но вскоре выпустили.

Вы виделись с отцом после ареста?

- Когда мы с мамой после ареста отца и начала войны эвакуировались в Саратов, где жила родная сестра мамы - это было в конце июля 41-го года, мы не знали, что в этом же городе томится в тюрьме отец. Более того, мы жили в полукилометре от этой тюрьмы, а мама продолжала посылать отцу продовольственные посылки в Москву... Так вот, Олег приехал к нам в 43-м году и сказал: Возможно, отец здесь, в Саратове . Мы с ним пошли в приемную НКВД, а нам ответили, что им ничего неизвестно о судьбе Вавилова и что нам надо обращаться в Москву. А он умирал здесь, в двух шагах от нас, и мы не знали этого...

О зловещей роли Лысенко вы уже сказали. А известно ли сегодня, кто из ближайшего окружения Вавилова писал на него доносы?

- Конечно. Лысенко сплел вокруг него паутину из своих людей. Он их просто назначал на должности в Институт растениеводства. Особенно изощрялся в эпистолярном творчестве - доносах в НКВД - некий кандидат наук Г. Н. Шлыков.
Вот выдержка из одного только его донесения в НКВД: Просто трудно представить, чтобы реставраторы капитализма прошли мимо такой фигуры, как Вавилов... И еще: ...я уже докладывал о фашистском содержании концепции Вавилова... А речь-то шла - о генетике! Кроме него, изрядно потрудился на ниве доносов назначенный Лысенко С. Н. Шунденко, майор НКВД, вице-президент ВАСХНИЛ Бондаренко и секретарь парткома Климов. Это самые активные доносчики.

Вы знаете, какова их судьба?

- Бондаренко, представьте, был расстрелян. А Шунденко, назначенный к Вавилову в институт замом по науке, вопреки воле отца, после войны уже был на какой-то ответственной должности в посольстве СССР в США. Может, и жив еще. Шлыкова после краха Лысенко отправили на Сухумскую станцию растениеводства. Но это случилось уже после свержения Хрущева, который Лысенко очень поддерживал.

Вернемся к Николаю Ивановичу. Известно, что его дело вел следователь Александр Григорьевич Хват. Что это был за человек?

- Окончил девять классов школы, был простым рабочим, потом стал комсомольским работником. В 1938 году был мобилизован в органы НКВД. Какое-то время занимался агентурно-оперативной работой, анализировал доносы осведомителей. Потом стал следователем в Лефортовской тюрьме. Ему было 33 года, когда ему поручили дело отца. По натуре - садист. В числе его жертв были жена всесоюзного старосты М. И. Калинина, председатель Совнаркома Кабардино-Балкарии Хагуров и многие другие известные люди.

Но сам-то Хват впоследствии, уже в семидесятые годы, утверждал, что у него с Николаем Ивановичем были хорошие отношения и что пытали, издевались над ним другие следователи.

- Но вы же не ожидали, что он во всем сознается? Хотя были и в самом деле еще два следователя, по признанию самого Хвата, - мучители Вавилова. Настоящие изуверы-инквизиторы - Л. Шварцман, помощник Берия, и С. Албогачиев.

Знаете, на что я обратил внимание? На то, что допросы длились по 7 - 8 часов, иногда даже и 9, а протокол после них оставался в полторы-две странички текста. Что происходило все остальное время?

- Догадаться нетрудно. Все остальное время отца пытали.

Юрий Николаевич, а вас как сына врага народа преследовали?

- Представьте, нет. Меня спас, можно сказать, Сергей Иванович, брат отца. В 49-м году я поступал на отделение ядерной физики ЛГУ, и меня, конечно, не приняли. Принимали только с безупречной биографией, а у меня - сами понимаете... Так вот, Сергей Иванович, крупный академик, написал Берия письмо с просьбой помочь. Меня немедленно приняли. И вскоре даже дали первую форму секретности - высшую в советское время.

Не думаю, что Берия совесть заела...

- Не знаю. Возможно, он хотел показать, что он ничего не имеет против Сергея Ивановича, кстати сказать, президента Академии наук СССР.

Юрий Николаевич, у Николая Ивановича есть внуки?

- Две внучки: Елена и Мария. И одна правнучка - Сашенька, ей шесть с половиной лет.

Они знают, что их дед был великим ученым и что он погиб трагически?

- Знать-то знают, конечно... Но ведь жизнь-то какая сейчас? Все мы озабочены борьбой за хлеб насущный...

Беседу вел Леонид РЕПИН.

`Комсомольская правда`, 17.01.2000
Viperson http://nvolgatrade.ru/

Док. 212522
Перв. публик.: 15.10.04
Последн. ред.: 04.02.13
Число обращений: 60

  • Берия Лаврентий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``