В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Вайнер: Россияне не выдержали испытания деньгами Назад
Георгий Вайнер: Россияне не выдержали испытания деньгами
Мастер отечественного детективного жанра Георгий Вайнер не нуждается в представлении. Телесериал `Место встречи изменить нельзя` - один из бестселлеров, созданных им вместе с ныне покойным братом - до сих пор привлекает к экранам миллионы телезрителей. После длительного `молчания` он приехал в Москву, чтобы заключить договор с одним из российских издательств на выпуск нового детективного романа `Умножающий печали`. О своей новой книге посвященной `российскому олигарху` в интервью корреспонденту `Интерфакс Время` Геннадию Петрову рассказывает известный писатель.
- Эта книга, посвящена типологизированному российскому олигарху. Я постарался отойти от распространенных газетных клише, односторонне изображающих этих весьма неоднозначных, интересных, энергичных людей, которые в новом веке и тысячелетии, хотим мы того или нет, во многом будут определять направление развития российского общества.

Я собрал много информации на эту важную тему, в том числе и в штаб-квартире Интерпола в Лионе. В то же время не стремился к тому, чтобы в персонажах романа читатель узнавал, скажем, Березовского или Потанина. Хотя бы потому, что есть и немало других, не менее влиятельных магнатов, которые избегают публичной политики и практически неизвестны большинству россиян.

Олигархов породили реформы. Как вы считаете: выдержали ли наши люди - советские, а затем россияне - испытание деньгами?

- Что бы ни говорили, но главную роль в мироустройстве играют деньги. В Советском Союзе их фактически заменяли некие талоны, которые можно было отоварить определенным рационом продуктов питания и скверной одеждой. Теперь в России - настоящие деньги.

Это породило не только радость обладания ими, но и чудовищные проблемы. Наши люди не выдержали и не могли выдержать такого испытания, ведь резко изменилась вся среда их обитания.

Вообще я считаю, что в основе всей перестройки и демократической эволюции были вовсе не политические цели, а деньги. Власти предержащие не хотели больше быть заложниками правящего механизма, при котором они имели достаточно всего для безбедного существования, но в случае вылета со своих постов оказывались оборванцами, забытыми всеми.

Поэтому они решили принять надежные меры. В результате политическая элита провела `революцию сверху`. Но беда в том, что задуманное властью вышло из-под контроля и стало развиваться по совсем другому сценарию. А от жизни по законам денег сильнее всех пострадала интеллигенция. Сегодня это самая обиженная социальная группа, хотя при советской власти ей приходилось в основном работать не за деньги, а за идею. Теперь статус интеллигенции упал.

Деньги сильно повлияли на все наши понятия о жизни, любви, дружбе, вероломстве, долге, ответственности, преступности и т. п. Я как писатель считаю своим долгом разобраться в этом явлении.

А как американцы относятся к российским олигархам? Не боятся ли заокеанские магнаты, что эта молодая, но агрессивная поросль начнет наступать им на пятки в дележе мирового пирога?

- Пока не боятся. Прежде всего потому, что состояния американских и российских олигархов сейчас несопоставимы.

Но главное - статус магната в Америке стабилен, защищен государством и потому незыблем. Там в отличие от России вся политическая и экономическая система выстрадана в течение длительного периода времени. А любой наш олигарх понимает: завтра его могут взять за шкирку и бросить на бутырские или лефортовские нары. Показателен арест Анатолия Быкова в Венгрии. Кстати, как могло произойти, что учитель физкультуры всего за три года завладел имуществом, равным имуществу целого американского штата?

Но как же добиться искомых стабильности и демократии?

- В них нуждаются прежде всего олигархи. Но вообще-то, с моей точки зрения, демократия не существует нигде - ни в России, ни в США, ни в Северной Корее. Другое дело, что в Северной Корее порядок наводится и поддерживается сталинскими методами, а в Америке - хорошо оплачиваемой работой, социальной защитой, собственным домом, иномаркой. Спокойное поведение американцев в обществе куплено большими и малыми олигархами, которые вовсе не стремятся `кинуть и убечь`. Это очень серьезные люди, они сколотили свои состояния не за три месяца, а за три поколения. Они бьются за деньги, потому что презренный металл олицетворяет собой власть. А власть им нужна для ликвидации имеющихся, по их разумению, недостатков в обществе. Магнаты - рабы своего стремления к оптимизации социальной среды, и подавляющая масса людей при условии хорошей оплаты труда и социальном обеспечении не возражает против того, чтобы ими руководили и вели в этом направлении. А у магнатов, наверное, есть ощущение, что они работают на вечность.

Пример - известный россиянам американский кардиохирург, мультимиллионер Майкл Дебейки. У него большой бизнес, хотя ему уже 90 лет. Сейчас у него огромное количество финансовых проектов, рассчитанных на 20 лет. Это - образец мироощущения западных олигархов. Они строят свои династии, причем вопросы кровного родства для них не столь важны: достойным наследником для продолжения дела может оказаться и чужой человек.

Хотелось бы узнать из первых рук, чем живет сегодня `русская Америка`...

- Общей, средневзвешенной `русской Америки` не существует. Переселенцев из СНГ уже насчитывается около 2 млн. человек. Это очень разные люди. Среди них и малосимпатичные, довольные всем и вся и не желающие даже слышать о бывшей родине. Но огромное большинство продолжает жить интересами России, постоянно потребляет большое количество информации из русскоязычных газет, кстати, очень низкого пошиба, существующих в основном за счет воровства материалов.

В целом легче всех к жизни за океаном приспосабливаются молодые, образованные люди, в том числе получившие диплом в США. А вот среднее поколение даже в условиях сытости тоскует по России.

Вообще `русская Америка` не похожа ни на какую другую общину. Она живет обособленно, а главное - из многочисленных иммигрантов россияне быстрее всех добиваются высокого статуса, нередко даже выше среднеамериканского. Наши не имеют себе равных по культурной, научной, профессиональной подготовке, по способности адаптироваться к новым условиям.

Получается, что для подъема уровня жизни в нашей стране нужно лишь создать условия для приложения знаний и сил, как в Америке?

- Несомненно. Все, что способно развиваться, требует только стабильности и невмешательства. Сейчас дети нашей элиты учатся за границей. И мы сможем сказать, что дела в России пошли на поправку только тогда, когда президент США пришлет свою дочь на стажировку в МГУ. Или когда внуки Рокфеллера станут учиться в Питере.

Обладает ли `бывший наш народ` политическим весом в США?

- Большая загадка заключается в том, что самая динамичная и мощная община абсолютно безучастна к местной политической жизни. Русскоязычные переселенцы не стремятся лоббировать свои интересы, у них нет политических амбиций. При этом многие соотечественники активно ходят на выборы в российские консульства, игнорируя выборы в американские органы власти. В `большом Нью-Йорке`, где русскоязычные составляют уже 8-9 проц. всего населения, нет ни одного даже муниципального советника из числа наших соотечественников! Потому что если кто и выдвинет свою кандидатуру, то иммигранты вряд ли пойдут голосовать на избирательные участки.

Каким вам видится оттуда нынешнее состояние американо-российских отношений?

- Наступившее охлаждение все американские россияне воспринимают очень болезненно. Если проанализировать причину этого охлаждения, то оно было предопределено изначально истеричной `дружбой` лидеров двух стран. Эта `дружба` носила противоестественный характер, поскольку ничем не была подкреплена, кроме политических амбиций двух президентов и желанием народов иметь лучшие отношения.

Однако в этой сфере важную роль призваны играть магнаты, влиятельные богачи. Выясняется, что за годы взаимных признаний Кремля и Белого дома в дружбе ничего не было сделано для привлечения крупных инвестиций в Россию. Если бы наша страна, подобно Китаю, сумела привлечь в свою экономику 80 млрд. долл., а не занималась выклянчиванием помощи МВФ, то американская элита ни в коем случае не допустила бы ухудшения отношений и можно было бы даже запеть: `Русский с американцем - братья навек!` Я не оракул, но могу заключить пари: как только в России будут созданы условия для крупных инвестиций и они сюда придут, никто и никогда не сможет испортить американо-российские отношения.

Давайте займемся прогнозом на не столь отдаленное будущее. Как пойдут дела в двусторонних отношениях, если у нас президентом станет Владимир Путин, а у них - республиканец Джордж Буш-младший?

- От Буша мало что зависит. Правила игры заказываются в Москве, а не в Вашингтоне. Когда Михаил Горбачев протянул руку Рональду Рейгану, то даже этот самый ярый антисоветский политик не смог ее отвергнуть.

Буш-младший представляет интересы очень крупного капитала. Если, не приведи господь, финансовые отношения с Россией не будут улучшаться, а тем более начнут ухудшаться, то, конечно, в Америке появится немало противников сближения.

Но если Путин проявит волю и сможет переломить ситуацию, а в России возникнут надежные финансовые и социальные предпосылки для значительных инвестиций, что вполне реально, то отношения могут резко улучшиться. Мне представляется, что Владимир Владимирович, если станет президентом, как и Буш-младший, сможет найти с новым американским лидером общий язык. Но, подчеркну, главное и определяющее - создание в России условий для стабильного экономического роста.


` Интерфакс ВРЕМЯ ` 23.12.1999http://nvolgatrade.ru/

Док. 212524
Перв. публик.: 15.10.04
Последн. ред.: 15.06.09
Число обращений: 45

  • Вайнер Георгий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``