В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Богомолов: Аллилуйя русскому `авось` Назад
Юрий Богомолов: Аллилуйя русскому `авось`
По мере того как за окном желтеет осень, желтеет и телевизионный экран. Не как природа - за просто так. А за рейтинг и для пущего удовольствия. Это видно на примере и сугубо бытового ток-шоу `Принцип домино`, и глубоко интеллектуального зрелища `Пять вечеров`. Историческая документалистика тоже сбивается на нечто клубнично-эксклюзивное - `Три жены Буденного`.


По естественной надобности

Очевидно, у `Принципа домино` настолько неважны дела с рейтингом, что две миловидные дамы Елена Ханга и Елена Старостина рискнули в дневном эфире обсудить проблему не вполне естественного деторождения. Зрителям был предъявлен персонаж, торгующий своей спермой. После того, как он поделился опытом и информацией об условиях своей работы, расценках на нее, ведущие пригласили мужчину, предпочитающего зачинать детей старым дедовским способом. У него свое жизненное кредо: роняет он свое семя с добровольного согласия женщины, для собственного удовольствия и абсолютно бесплатно как для себя, так и для любимой. Ну, а засим завязалась довольно оживленная дискуссия, несколько напоминающая склоку в `Окнах` по такому же поводу.

И социально-популярная программа `Пять вечеров` (такой у нас теперь жанр обозначился) желтеет не по дням, а по часам. У нее тоже проблемы с рейтингом; она как несколько недель назад выпала из топ-десятки развлекательных передач, так все не может туда подтянуться. И вот уже в одном из последних ее выпусков, посвященном полным женщинам, мы видим дородную голую тетеньку со спины - у нее специалисты откачивают жировые отложения. Это на операционном столе. А на интеллектуальном подиуме идет нешуточный мозговой штурм проблемы с такими текстами: `Меня не интересует количество тела, меня интересует качество тела`, `У организма, помимо входа, есть еще и выход`.

Проблема `выхода из организма` и иных естественных надобностей настолько назрела, что господин Малахов затеял дискуссию о желтой прессе, в ходе которой выяснилось, что нет ни желтых, ни нежелтых изданий, а есть газеты интересные и неинтересные. Нет также ни клеветнических, ни правдивых статей, а есть то, что покупается, и то, что не покупается. Присутствовавший при этом нацбол господин Лимонов было нахмурился, вспомнив, как его товарищей по партии в одной передаче показали на фоне портрета Гитлера. На это ведущий пожал плечами: `Если бы меня показали рядом с Гитлером, мне было бы ни холодно, ни жарко`.

...Если ТВ желтеет, значит, это кому-то надо. Скажу радикальную вещь: это всем надо, поскольку все имеют `выход из организма`. Но дневной эфир федерального канала - не место общего пользования.

Рассчитались на первый-второй

Такой, казалось бы, по всем приметам нерейтинговый `продукт`, как `Штрафбат`, оказался на поверку жутко рейтинговым и вытолкнул на первую строчку в начале октября второй канал `Россия`. Сериал про батальон обреченных штрафников сделал то, что не по силам до этого было дикой дивизии отборных аншлаговцев.

`Первый` же перед `Штрафбатом` спасовал, даже имея такие ударные проекты, как `Фабрика звезд-5` и `Последний герой`.

Теперь все вернулось на круги своя. `Первый` - снова первый. А второй - опять `Россия`. Но опять же не потому, что в эфире `Первого` был показан убойный концерт `Новые русские бабки`, а скорее всего потому, что начал раскручиваться и набирать рейтинговые очки сериал `Московская сага` - телеэкранизация одноименного романа Василия Аксенова.

Зрительский успех `Саги` очевиден и показателен. Работают два фактора: мелодрама на фоне трагического прошлого с памятными историческими ньюсмейкерами Сталиным, Фрунзе, Берией, плюс широкая сюжетная даль, которая захватывает внимание зрителя по мере того, как она открывается и проясняется. Герои становятся если не членами семьи и не друзьями дома, то, по крайней мере, привычными соседями, жизнь которых, счастье и горе которых интересны сами по себе и в соотношении с собственным опытом.

Человеку свойственно загадывать на будущее и проецировать себя на экран давнего и недавнего прошлого. История не знает сослагательного наклонения, а растиражированное, расфасованное по жилищам частное лицо только тем и тешится, что прикидывает на себя те или иные ситуации, коллизии, характеры, судьбы... Потому оно (лицо) и клюет на `Сагу` и на `Штрафбат` с одной стороны, с другой - на `Фабрику звезд` и `Последнего героя`.

Парадокс современной культуры в том, что она играет одновременно и на повышение, и на понижение. А может, она всегда так делала, только не столь отчетливо, как сейчас, в эру телевидения?..

Игры на повышение

Все-таки рядом с развлекательной документалистикой `Три жены Буденного` мы видим документалистику аналитическую - `Исторические хроники` Николая Сванидзе, а также аналитические репортажи в эфире НТВ.

Мы стали заинтересованными свидетелями острых дискуссий о допинге в спорте (`Культурная революция`), о конспирологии (`Тем временем`), о церкви (`Времена`). Очередной выпуск `К барьеру!` оказался как всегда эмоциональным, но и по-своему полезным. Наконец-то, все смогли воочию убедиться, что стилистика Ирины Хакамады, красы и гордости правого электората, не многим интеллигентнее манер Виктора Ампилова, ветерана левого движения.

Когда показалось, что наши тележурналисты с государственных каналов совсем уж ничего не могут говорить, кроме как своими словами пересказывать заявления двух ветвей власти: представительной и исполнительной, они поделились со зрителями собственными соображениями о прошедшем референдуме в Белоруссии. Дума и правительство ему сказали твердое `да`, а оба государственных телеканала - столь же твердое `нет`. Устами Павла Шеремета в программе `Время` и Сергея Брилева в программе `Вести недели`.

Более того, вдруг завязалась перестрелка между двумя федеральными каналами `Россия` и ТВЦ. Алексей Пушков в `Постскриптуме` дал слово мэру Лужкову, который резко отозвался о деятельности Грефа и правительства, а Сергей Брилев в `Вестях недели` в свою очередь поиронизировал над решением Лужкова снести гостиницу `Москва` под `лужок`.

Уж не первые ли это раскаты новой информационной войны?

***

В жанре Владимира Познера позволю себе заключительное моралите.

К 60-летию Николая Караченцова `Культура` повторила телевизионную версию `Юноны и Авось` Марка Захарова.

Русский офицер Резанов плыл к берегам Америки не только на паруснике под названием `Авось`, но и с верой в авось.

Известно, что сюжет этого мюзикла аукнулся в сюжете его создания. Сколько раз и тот и другой парусники могли пойти ко дну... И оба доплыли. И оба оставили по себе актуальную память. Через десять лет уже целая страна, поменяв режим и название, вышла в открытое море рынка и демократии с убежденностью в то, что `авось` нас не подведет.

Резанова не подвело. Захарова не подвело. Так, может, Россия тоже выплывет... Если это случится, то для нас (не для нас, так для наших детей) тогда и наступят другие времена.

Юрий Богомолов
Дата публикации 26 октября 2004 г.

1998-2004 `Российская газета`http://nvolgatrade.ru/

Док. 213232
Опублик.: 26.10.04
Число обращений: 548

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``