В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Орешкин: Унитарную страну за три года не построить Назад
Дмитрий Орешкин: Унитарную страну за три года не построить

Дмитрий Орешкин: Унитарную страну за три года не построитьРегиональные элиты, по наблюдениям Дмитрия Орешкина, уже стягивают ресурсы для ползучего сопротивления

С каждым днем открываются все новые подробности плана по масштабному государственному переустройству России. Разъяснить, что происходит, мы попросили известного политэксперта, руководителя аналитической группы `Меркатор` Дмитрия Орешкина.

- Дмитрий Борисович, как вы полагаете, инициатива с назначением губернаторов - это отдельная политическая реформа или же начало более крупного проекта?



- Это всего-навсего первый шаг довольно простой двухходовки. Как только региональные элиты будут спеленуты по рукам и ногам, президентская администрация перейдет ко второму, более важному действию - изменению сетки административно-территориального деления РФ.



- В чем же будут заключаться эти изменения?



- В стране с советских времен остался целый ряд регионов, административные границы которых совпадают с границами этнического ареала. Это создает потенциальную угрозу сепаратизма. Я думаю, в плане действий администрации президента - перекройка административных границ таким образом, чтобы этнические границы не совпадали с административными. Скажем, объединить Кавказ в один-единственный Северо-Кавказский край.



- Произойдет упразднение национальных республик?



- Или их размывание. Но чтобы это сделать, надо преодолеть очень мощное сопротивление не только региональных элит, но и народов. Это в принципе небесполезно, потому что современные большие страны отходят от идеи прав этноса, заменяя его идеей прав гражданина. Но у нас в ближайшей перспективе такого не случится. Во-первых, в нас вколотили стереотип `права нации на самоопределение`. Во-вторых, пока Путин дождется реальной смены элит, пройдет несколько лет. И тогда, чтобы реализовать эту стратегию, ему придется продлить свои властные полномочия.



- И сколько, по-вашему, должно быть регионов?



- Меньше 70-75 вряд ли удастся сделать. Замах-то большой: Миронов считает, что 45, Рогозин - 30, но говорить легко, а организовать - тут, как выразился бы президент, пыль глотать замучаешься. Столько придется зубов повыбивать, нервов, времени и денег потратить. Это не пустое пространство, к нему привязаны мощные интересы. Путин хочет создать унитарное государство, имея в виду, что только оно может обеспечить равенство прав вне зависимости от национальности. Но получит не равенство прав, а равенство бесправия. Первоочередными будут права администратора, а не гражданина.



- А что вы думаете о возможном конституционном переустройстве России? Насколько реально превращение ее в парламентскую республику и перемещение Путина в кресло премьера?



- Президенту так или иначе придется перестраивать Конституцию, чтобы сохранить властные рычаги. Его проекты по протяженности не вписываются в формат 2008 года. Но базовая задача скорее всего окажется недостижимым миражом - чем-то вроде коммунизма, и сохранение власти превратится в самоцель. Формирование унитарной России требует минимум 3-5 лет. Быстрее не получится - уже полтора года власть бултыхается с объединением Пермского края. Я вижу два способа продления полномочий. Или к 2008 году должна быть территориально другая страна, с новой Конституцией и новым (старым) президентом - например, присоединение Южной Осетии, Абхазии или Приднестровья. Но более правдоподобен вариант с уходом де-юре и сохранением полномочий де-факто: из президентов в полновластные премьер-министры, используя ресурс управляемых Госдумы и Совета Федерации. Это `украинский вариант`, менее скандальный. Он анализируется в администрации президента, о нем давно говорят. Модель получится такая: ручной парламент назначает премьера, наделяет его дополнительными полномочиями, а президента превращает в декоративную фигуру. Команда Путина даже не переезжает из Кремля в Белый дом. Просто Кремль становится резиденцией премьер-министра. Который, кстати, управляет и регионами. Выстраивается замкнутая структура, которая сама себя воспроизводит, но все слабее связана с реальной жизнью. Нет кадрового пополнения снизу. Начинается застой: стабильность, управляемость, порядок и провинциализация.



- Как изменится в таком случае роль парламента?



- Речь идет о деградации всех политических институтов. Как в советские времена - у довольно узкого круга товарищей право единодушно голосовать и красная икра в буфете. Уже сейчас Госдума малоинтересна, а если ее сделают совсем ручной, о чем говорить?



- А как поведут себя заксобрания и национальные элиты?



- Надо понимать существенную разницу между публичным поведением и тихим саботажем. Поскольку плетью обуха не перешибешь, региональные элиты будут голосовать как надо, брать под козырек и есть глазами начальство. А на практике федеральный Центр будет встречать растущее сопротивление - безличное, вязкое. Приказ получил, рапорт отослал, а на самом деле - трава не расти. На местах - политика кукиша в кармане. Если до сих пор не получается разобраться с Северным Кавказом, куда брошены лучшие ресурсы административной системы, то с чего ожидать, что в других местах будет лучше? Региональные элиты уже стягивают ресурсы для ползучего сопротивления. Резко выросла конкуренция за места в заксобраниях, потому что каждый мандат там может быть эффективно использован для политического торга. Плюс к этому разбухнет теневая сфера региональной политики. Поторговавшись, заксобрание раньше или позже примет кандидатуру, внесенную президентом, но что этот назначенный губернатор потом будет делать, не очень понятно. Реально ему в приказном порядке может подчиняться в лучшем случае силовая составляющая. А бизнес по приказу работать не будет. То есть возрождение советской системы: вы делаете вид, что работаете, мы делаем вид, что платим. Стопроцентная стабильность. Белоруссия.



- Насколько вероятен роспуск Думы?



- Роспуск возможен за год-два до истечения срока действующей Думы, пока ситуация полностью под контролем. Но это будет очень болезненный удар по депутатам: они, как 450 пуделей, верно служат хозяину, а он их посылает в аут и начинает формировать новую команду, причем ни у кого нет гарантии, кроме самых верхов ЕР, что они опять попадут в свои кресла. Место в Думе становится декоративным, бизнес вкладываться в эти выборы уже не будет - какой прок иметь лоббиста, от которого ничего не зависит и который берет под козырек при любой команде из Кремля? У президента будет ослаблена поддержка в регионах, в партийных элитах, в СМИ, утрачено доверие бизнеса, который уже сейчас от страха сидит на корточках и лопушком прикрывается. Есть риск утратить и поддержку значительной части избирателей, которые болезненно реагируют на не совсем честную игру. У нас люди острее всего обижаются не на ошибки или экономические беды, а когда власть их держит за дураков. Безусловно верными останутся только силовики, и это еще теснее свяжет президенту руки. Корпорация силовиков сможет диктовать условия, потому что больше ему за помощью идти некуда. Это очень опасная игра - для президента в первую очередь, для страны - во вторую.



- Правомерно ли сравнение сегодняшней России с воюющей державой?



- Это функциональная черта советского мотивационного механизма. Вам предлагают пушки вместо масла, говорят, что предстоят жертвы, а жертвы лучше всего объясняются внешней угрозой. Советский Союз 70 лет провел в войнах, в подготовке к войнам, в восстановлении после войн. В промежутках люди были заняты войной с внутренним врагом. В результате вопрос о том, почему народ-победитель, народ - строитель коммунизма, народ самой богатой ресурсами страны живет в коммуналке и по утрам стоит в очереди в общий сортир, тогда как проигравшие народы ездят на личных авто, как-то не возникал. Потому что война!

Власть испытывает естественное желание эту простую технологию реанимировать. Она, эта технология, оправдывает все глупости и преступления. Если есть ощущение остервенелого милитаризма и гонки вооружений, то не до демократии, свободы совести и слова. Кто не с нами, тот против нас. Собственно, в этом пафос выступления Суркова. Или вы строитесь нам в хвост, или вы пятая колонна. Или вам нравится Филипп Киркоров, или титьки госпожи Ароян. Черно-белое кино в эпоху цветного. Неоднократно мы все это проходили. По меньшей мере 5-7 лет будут потеряны Россией как псевдовоенное безвременье. Думаю, ястребы сами искренне верят, что сейчас необходимо страну подморозить, но эти рельсы так устроены, что гладкого съезда с них не будет. Будет крушение.



- Почему власти до сих пор терпят оппозиционные печатные СМИ?



- Путин много времени провел в Германии, у него есть определенная система человеческих ценностей, он рационален и старается не идти дальше, чем это технологически необходимо для достижения цели. Он умнее своих ястребов. Но все сильнее от них зависит. На сегодня достаточно контролировать ТВ и федеральное радио. Но скоро этого будет мало. Придется и газеты поприжать, и до интернета добраться. Саморазворачивающийся лавинообразный процесс. Телевизор `построили`, политический класс уходит в интернет и газеты. Получается, ТВ работает вхолостую и глупо тратить большие деньги на контроль над ним. Приходят советники, говорят, нехорошо, рейтинг новостей на Первом канале падает, а в интернете уже 15 миллионов человек, а там у нас непорядок. То же и с газетами. Как далеко по этому пути зайдет администрация, зависит от способности общества сопротивляться.



- Каковы шансы оппозиции? Не воспользуется ли она новыми непопулярными законами?



- Шансы невелики, потому что Явлинского с СПС может заставить объединиться только реальная угроза прямой посадки на нары. Но чем грубее будет вести себя власть, тем неизбежней объединение не верхушечных людей, а общества. Уже сейчас 20-25% населения, ориентированных на западную систему ценностей, начинают нервничать и пытаются консолидироваться. Они догадываются, что, когда дело дойдет до белорусского состояния, метаться будет поздно.



- Являются ли тенденцией успехи `Родины` и СПС и относительные неудачи `Единой России` на выборах в региональные парламенты?



- ЕР - это предвыборный муляж, значительную часть популярности которого обеспечивает лично Путин. На региональных выборах отблеск личной славы президента уходит на второй план, а вперед выходит чиновное барство: люди чрезвычайно гламурные, прочно сидящие в креслах, ничего не делают, только обеспечивают поддержку президенту. Им это автоматически дает 20-30% конформистски настроенного электората. Но избиратели все больше готовы поддерживать и национал-социалистические тенденции `Родины`. У нее неплохой потенциал на выборах - в принципе левопатриотические ценности разделяют до 35% избирателей. 15-20% взять из них - вполне реально. А 6-7% СПС - признак запоздалого продвижения демократической волны в провинцию: только сейчас начали появляться в региональных элитах группы, всерьез готовые ориентироваться на правые ценности. С другой стороны, это признак того, что СПС пытается выйти за пределы Садового кольца, тренируется, чтобы в 2007 году 7-процентный барьер преодолевать.



- В последнее время оживилась `Единая Россия`, агитируя чиновников вступать в ее ряды. С другой стороны, кое-кто уходит из партии в `Родину`. Что это значит?



- Эта партия, как и КПСС, чиновничья: не получишь партбилет, не можешь руководить отраслью. И человек, который потратил огромное время и энергию, чтобы подняться по административной лестнице, при намеке, что неплохо бы вступить в ЕР, естественно, вступает. Но это верхушечные игры. А те, кто к креслу пока не имееют допуска, но имееют амбиции, считают, что лучше перейти в `Родину` и вместе с ней с ходу проскочить вверх на два-три этажа. `Единая Россия` сейчас уже дряхлая, неинтересная и трусливая. Дальновидный карьерист с ней связываться не будет.



- Собирается ли Кремль и впредь стимулировать возникновение партий сверху?



- Зачем? Эта фаза уже пройдена, Сурков все хорошо смоделировал. Сейчас решаются задачи ограничения количества партий, чтобы оставить три-четыре. Все идет в сторону компактности, подотчетности, дисциплины. Главное охвачено - есть ручные патриоты, левые, центристы. В принципе неплохо бы иметь в парламенте и послушную правую партию, но не получилось. Хотя не исключено, что ЕР развалится на две составляющие.



- Как вы думаете, отмена выборов мэров тоже неизбежна?



- Это вопрос понимания сущности России. Наши законы списывались с Запада, где город - воплощение самоуправляемости и не подчиняется никаким вертикалям. Россия же исторически строила города как крепости, опорные точки державы. Де-факто сегодня наш город стал европейским, окном экономической и культурной активности, центром инноваций. А де-юре его хотят опять сделать державно-милитаристским, передвигающимся в строю. Это прямо противоречит конституционным основам РФ, где указано, что городское самоуправление не входит в систему исполнительной власти государства. Есть два объяснения этого шага. Первое - откупное региональным начальникам. Губернатор в обмен на поражение в правах получает возможность назначать мэров в своей губернии. Второе - власти нужен человек, который реализует интересы `вертикали` на данной территории. Это возвращение к советской системе, когда были секретари ЦК КПСС, обкомов, горкомов, и никому в голову не приходило, что они каким-то образом зависят от населения. Центр сегодня искренне верит, что мэр и есть нижняя точка в пирамиде власти. Сиди, мобилизуйся, выполняй приказы сверху. Когда будет нужно, тебя наградят или накажут. В европейской же модели мэр избирается горожанами, чтобы обеспечивать их интересы, спорить с королем или с феодалом, а не лизать ему руку.

Назначение мэров - возврат к ситуации, когда администратор - винтик в едином боевом государственном механизме, решающем крупную стратегическую задачу. Проблема в том, что раньше мы как бы строили коммунизм и несли миру светоч свободы. Сегодня нет такой глобальной задачи. И поэтому все понарошку: псевдовертикаль, псевдогеополитические игры, псевдоединство перед всевдоврагом.

Или мы строим современное общество ради благополучия людей - и тогда не надо их водить строем и развлекать пушками вместо масла. Или мы строим могучее государство и обязаны приносить ему в жертву все самое дорогое. Путинская команда исповедует вторую религию. Как, кстати, и большинство населения. В теории. Есть лишь два комментария. Во-первых, еще Маркс сказал, что государство - частная собственность бюрократа. Во-вторых, остается неясным, какая сверхзадача стоит перед нашим гипотетическим сверхгосударством.

Кира Латухина
материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 213237
Опублик.: 26.10.04
Число обращений: 683

  • Орешкин Дмитрий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``