Никита Михалков наконец закончил работу над сценарием `Утомленных солнцем 2`. Все те куски, которые он прочитал в прошлом году на кинофестивале `Окно в Европу`, где состоялась презентация проекта, в будущую картину войдут, но за время работы сценарий очень разросся, теперь режиссер планирует снять два больших фильма -- по примеру Квентина Тарантино с его `Убить Билла`. В продолжении истории комдива Котова (который чудом остался жив и принял участие в Отечественной войне, воюя в штрафном батальоне) главной героиней станет его выросшая дочка Надя (ее сыграет Надежда Михалкова). Именно ради этого проекта Михалков отказался от исполнения функций режиссера в `Статском советнике`, фильме, съемки которого уже завершены и рабочий материал которого вчера должен был быть представлен руководству ОРТ.
Об этих картинах и своих планах Никита МИХАЛКОВ рассказал вчера в эфире радио `Культура`. В передаче принимала участие обозреватель `Времени новостей` Алена СОЛНЦЕВА, у которой была возможность задать ему несколько вопросов.
-- Кто помогал вам работать над сценарием?
-- У нас была довольно большая компания: начинали мы с Рудиком Тюриным, покойным, потом над сценарием работал Глеб Панфилов. Мы перелопатили много материала, хроники посмотрели часов сорок... Тяжелая штука выбираться из-под материала, с одной стороны давит стереотип, с другой -- фактология. Когда ты видишь эту хронику и думаешь, как же можно было эту войну выиграть, с этими неоснащенными, непонимающими, растерянными людьми без командования -- я имею в виду 41-й год, -- это страшное ощущение.
Еще очень недолго работали с Эдиком Володарским, и, наконец, появились Володя Моисенко и Саша Новотоцкий, которые писали сценарий `Возвращения` (фильм Андрея Звягинцева. -- Ред.). Я нашел замечательных друзей, профессиональных, работать с которыми величайшее счастье. У меня так было с Рустамом Ибрагимбековым, с Александром Адабашьяном, это ощущение необязательности объяснений... когда понимание бежит впереди слов... Я счастлив, что мы нашли друг друга.
-- На кого вы рассчитываете, какого зрителя ждете?
-- Ветераны, на мой взгляд, уже имеют свое кино об этой войне. Все-таки мне хочется теперь рассказать об этом молодым. И моя задача, чтобы молодой человек, придя на фильм, не ушел после десяти минут фильма. Я тешу себя надеждой, что если он 20 минут посидит, то он уже не уйдет.
-- Два фильма -- это масштабный исторический проект, нужны батальные сцены. Картина должна быть очень дорогой?
-- В принципе она должна стоить ровно столько, сколько стоил бы `Сибирский цирюльник`, если бы он не субсидировался нашими французскими партнерами, которые безумное количество денег потратили впустую, предполагая, что контролируют их, поскольку русским деньги давать нельзя. Они потратили 43 млн... Я хочу развеять сложившийся миф: картина стоила 43 млн долл., из них З2 млн -- не русские деньги, а деньги наших западных партнеров; один миллион дало Госкино; и 10 млн Черномырдин распорядился выдать из индийского долга, это внебюджетные деньги, из них мы 1 млн 200 тыс. заплатили в налог, миллион -- МЧС, армии и МВД, и сто тысяч потратили на реставрацию колокольни Ивана Великого, на которой нам за это разрешили снимать. Сами мы тогда могли бы снять картину за 17 млн долл., но они потратили в два, почти в три раза больше.
Картина `Утомленные солнцем 2`, включая все батальные сцены и компьютерную графику, будет стоить где-то между 20 и 22 млн -- если мы хотим, чтобы это было качественно. Я очень рассчитываю на партнерство со стороны Германии, потому что в картине большое значение имеют немецкие персонажи, и я надеюсь, что Германия войдет в копродукцию с нами, и не деньгами даже, но технологией, техникой, костюмами и так далее. И в этом случае с нашей стороны стоимость картины будет 12--15 млн долларов.
-- Самый успешный проект года `Ночной дозор` получил в прокате ошеломительную сумму -- 16 млн, хотя минимум половина из них доля кинотеатров. Вы рассчитываете, что ваш новый фильм вернет затраченные на него деньги?
-- Если бы я выпускал `Сибирского цирюльника` сегодня, я бы собрал 29 млн. На момент его выхода в стране было всего 36 современных кинотеатров, а сегодня их более 700. Умные люди, которые вложились в строительство кинотеатров, понимали, с какой невероятной скоростью, как на дрожжах, будет расти кинопрокат России. Если все будет благополучно, я тешу себя надеждой, что через два года количество кинотеатров вырастет до 1000--1200, и картина, которая правильно прорекламирована, правильно позиционирована и правильно вышла -- большим количеством копий -- будет окупаться за два уикенда.
-- Известно уже, кто будет участвовать в съемках фильма?
-- Актеры те же, Олег Меньшиков, надеюсь, Володя Ильин, Дапкунайте, и выросшая Надя, будет много молодых актеров, я надеюсь, что будет сниматься Ефремов Миша. Оператора пока не знаю. Паши Лебешева нет на свете, к сожалению. В этой картине, военной, нужно придумать изображение, потому что не должно быть то военное кино, документальное, к которому мы привыкли. И я не представляю себе цветной войны -- второй мировой. Я вел переговоры с великим оператором Витторио Стораро (трижды оскаровский лауреат за фильмы `Апокалипсис сегодня` Френсиса Копполы, `Красные` Уоренна Битти, `Последний император` Бернардо Бертолуччи. -- Ред.), ему понравилась идея, но пока сценарий ему не посылал. Я бы очень хотел найти оператора здесь, у нас в отечестве, но для того, чтобы снимать эту картину, ему придется подробно и довольно быстро учиться тем новым технологиям, которые существуют в мире.
-- Как обстоят дела у картины `Статский советник`, художественным руководителем которой вы являетесь?
-- Она закончена, съемки завершены, практически закончен монтаж киноверсии, пять серий телевизионной версии будут готовить параллельно, прокат назначен на конец апреля.
-- Какова ее стоимость?
-- Около пяти с половиной миллионов долларов
-- Куда входят и затраты на рекламу?
-- Да конечно.
-- Почему вы не стали снимать этот фильм как режиссер?
-- Перегорел. И потом у меня уже возникло настоятельное желание снимать скорее `Утомленные солнцем`, и я не жалею об этом, потому что иначе я потерял бы еще два года, и Надя была бы уже тетушкой...
-- В результате фильм снимал Филипп Янковский под вашим руководством. Насколько он был самостоятелен?
-- Он был абсолютно самостоятелен, я актер очень дисциплинированный, как артист я могу задавать вопросы, на которые режиссер должен ответить, разъяснить мне обстоятельства, почему мой герой поступает так или иначе. Но художественное руководство я понимаю как создание режиссеру атмосферы и условий, чтобы он мог выражать свое, иначе проще снимать самому.
-- На днях вы едете в Нижний Новгород сниматься в фильме Алексея Балабанова `Жмурки`. Как вам сценарий?
-- Это такой русский Тарантино, кроваво, смешно, весело и со смыслом. Я люблю Балабанова, считаю его человеком одаренным и глубоким. Он очень образован и очень хорошо технически вооружен.
-- У вас есть ощущение, что вам с молодыми легче, чем с вашими старыми товарищами, с которыми, как с Ибрагимбековым, у вас осложнились отношения в связи с Киноцентром...
-- Они не осложнились. Я до сих пор считаю, что Рустам меньше всех виноват, его обманули непорядочные люди, но это другой разговор. Но с молодыми -- да легче...
Беседовала Алена СОЛНЦЕВА
ИД `Время`
03.11.2004http://nvolgatrade.ru/
Док. 213743 Опублик.: 04.11.04 Число обращений: 392
Михалков Никита Сергеевич
|