В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Задорнов: `Отступление от рыночной экономики не невозможно` Назад
Михаил Задорнов: `Отступление от рыночной экономики не невозможно`
Интервью депутата Думы всех созывов, бывшего министра финансов Михаила Задорнова корреспонденту `Коммерсантъ-Daily`
-- Как вы оцениваете экономические итоги 2003 года?

-- 2003 год для российской экономики и для граждан удачный. Лучше прошлого и позапрошлого. Он сравним с 2000 годом по темпам роста, приросту инвестиций и росту реальных доходов. Инфляция снижается, реальные доходы населения выросли более чем на 10%, хотя, конечно, рост этот неравномерный, наименее обеспеченные слои не подтягиваются. Рост ВВП будет больше чем 6,5%. И главное -- за этот год рост инвестиций составит около 12%. Если говорить о причинах, то внешняя конъюнктура вновь оказала сильнейшее влияние. Экспорт в этом году -- под $130 млрд, такого еще не было в российской истории (в прошлом году -- $115 млрд). Но растет не только экспорт нефти. Выросли цены на газ и никель. Платина сейчас вдвое дороже, чем золото,-- $770 за тройскую унцию. Золото преодолело исторический и психологический барьер в $400 за унцию. А Россия -- экспортер платины, палладия, золота и алмазов. В 2003 году весь сырьевой экспорт был чрезвычайно удачным. Но это не единственная причина, почему уходящий год можно назвать удачным. Доходы растут, за ними растут и отрасли, работающие на конечный рынок: пищевая промышленность, сфера услуг. Здесь рост опережал рост ВВП.
Таким образом, как и в 2000 году, двигателем экономического роста в 2003 году были чистый экспорт и конечное потребление граждан. Рост инвестиций я бы отнес к результатам деятельности правительства и Думы. Помните рассуждения: из-за отмены инвестиционной льготы по налогу на прибыль инвестиций не будет? А мы наблюдаем довольно большой рост инвестиций в этом году благодаря предсказуемости экономической и политической ситуации.

-- На рост инвестиций оказала влияние только налоговая политика?

-- Экономическая политика в целом. Например, иностранцы считают, что судебная система стала эффективнее, чем три-четыре года назад, определенные хозяйственные споры в нашей судебной системе решать можно. Конечно, мы понимаем, что не во всех случаях это срабатывает...

-- Есть ли качественные изменения в экономике?

-- Принципиальная особенность 2003 года -- впервые рубль номинально укрепился. Население в значительной мере обратило доллары в рубли или инвестировало доллары в недвижимость и землю. По данным ЦБ, население принесло около $5-6 млрд в банковскую систему. Еще примерно столько же вложено в жилье и земельные участки. Это тоже было определенным толчком для роста экономики -- население фактически создало пассивы банкам и подстегнуло индивидуальное и массовое жилищное строительство.

-- Но номинальное укрепление рубля снижает конкурентоспособность российских товаров.

-- Укрепление рубля позволяет увеличить покупательную способность населения, увеличивается доступность некоторых импортных товаров. Конечно, это не касается товаров из зоны евро. Доллар стал дешевле на 7% только номинально, а в реальном выражении он потерял с начала года 14%. Еще один стимул для экономики -- низкий уровень процентных ставок. Реально они уже отрицательные, а это значит, что предприятия могут привлечь достаточно дешевые рублевые кредиты.

-- Что сделано в этом году для развития экономики?

-- Либерализовано валютное регулирование. Я абсолютно не согласен с точкой зрения, что этот закон является препятствием для бизнеса. Наоборот, мы совершили шаг, значение которого еще до конца не осознано. Несмотря на сохраняющиеся ограничения -- а от них нельзя отказываться, пока экономика не является полностью устойчивой,-- гарантируется устойчивость валютного режима для граждан и предприятий. Ограничительные меры в виде резервирования не являются препятствием для совершения операций. Главное, мы ушли от разрешительной процедуры к ясным правилам игры, закрепленным в законе.
Практически завершена отстройка налоговой системы и анонсировано два принципиальных решения: будет снижен социальный налог с 2005 года и, скорее всего, единая ставка НДС до 15%.
Еще один принципиальный момент: принят закон о страховании вкладов. Он не только дает гарантии гражданам, но и вручил ЦБ инструмент для тотальной инспекции банковской системы. За следующие полтора года ЦБ обязан проверить все 1200 российских банков, имеющих доступ к счетам населения. Так что с точки зрения усиления банковского надзора, консолидации банковской системы, увеличения ее капитализации этот закон важен. Это как бы `спусковой крючок` для банковской реформы.
Правда, остались и нерешенные вопросы, в частности, о спецсчетах по НДС, а борьба с олигархами выльется в увеличение налогового бремени на сырьевые отрасли. Но думаю, что это увеличение не будет значительным -- порядка 10-15% на конкретные отрасли.

-- Что необходимо сделать в 2004 году?

-- Несмотря на предстоящие политические дебаты -- выборы президента, смену правительства, Дума должна обсудить два принципиальных вопроса: спецсчета НДС и поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам, которые должны закрепить структуру полномочий и доходные источники всех уровней власти.
По моему мнению, в первые месяцы 2004 года будет иметь принципиальное значение то, какие идеи, какие проекты будут готовиться под следующий `президентский` цикл. Группа Шувалова сосредоточилась на подготовке блоков по ипотеке, на изменениях системы обязательного медицинского страхования, на административной реформе. Прежде всего именно ипотека очень перспективна с точки зрения темпов экономического роста. В какой степени эти вопросы будут подготовлены к апрелю 2004 года, будет иметь значение не столько для 2004 года, сколько для всего следующего президентского цикла.

-- Означает ли все это, что уже нет пути назад от рыночной экономики?

-- К сожалению, не означает. Не хватает нескольких принципиальных элементов. Во-первых, не решен окончательно вопрос с собственностью, политическими отношениями бизнеса и власти. Эта тема должна быть закрыта, иначе не будет стабильности для инвесторов, прежде всего для российских.
Второй вопрос, которому не уделяется достаточно внимания,-- социальное расслоение. Пока в стране доходы 10% наиболее обеспеченных превышают доходы 10% наименее обеспеченных в 13 раз, говорить о политической стабильности -- это просто отрываться от действительности. А 2004 год эту проблему никак не решает -- доходы бюджетников замораживаются. Не исключено, что Госдума в середине 2004 года вернется к индексации зарплат и детских пособий.
Наконец, есть третий нерешенный вопрос, который, я думаю, будет ключевым для следующего цикла: механизм расходования бюджетных средств. За четыре года в реформировании бюджетной сферы мало что сделано, и дело не только в деньгах -- система не ориентирована на эффективное использование этих денег. Прежде чем увеличивать финансирование, надо изменить его механизм.


`Коммерсантъ-Daily` 19.12.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 214309
Опублик.: 16.11.04
Число обращений: 391

  • Задорнов Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``