В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Задорнов: Рубль полностью привязан к доллару Назад
Михаил Задорнов: Рубль полностью привязан к доллару
Интервью заместителя председателя бюджетного комитета Госдумы РФ Михаила Задорнова ведущему программы `Герой дня` Савику Шустеру (НТВ).
Шустер: Сегодня возобновила работу Нью-йоркская торговая биржа, и она нам показала, что в принципе американская экономика выстояла. Правда, есть сомнения в финансовых кругах, что возможен экономический спад. Но еще одна деталь - война объявлена. Неизвестно только, когда она начнется и неизвестно, что будет с долларом, и что будет с ценами на нефть, а это уже имеет прямое отношение к России. И вот эти вопросы мы будем обсуждать с Михаилом Задорновым.
Здравствуйте, Михаил Михайлович. Скажите, сейчас специалисты призывают к спокойствию, они утверждают, что курс доллара будет стабилен, но эта ответная операция, некий день `Х`. Это может повлиять на курс доллара?

Задорнов: Вы знаете, сама по себе операция вряд ли повлияет на курс доллара и тем более мы должны четко отделить доллар пот отношению к евро и к йене - к основным мировым валютам и соотношение рубля и доллара. Я хочу, чтобы телезрители четко понимали, что доллар действительно после этого ужасного теракта в США немножко снизился по отношению к евро, затем почти восстановил позиции, но в пятницу еще на 2 % к евро снизился. Это отражает неуверенность инвесторов к ситуации в американской экономике. Ту же самую угрозу спада, о которой вы говорите. Я просто поясню в двух словах. Экономика США держалась последние месяцы только на потреблении людей. Специалисты считают, что люди, напуганные этими событиями, начнут меньше покупать всего: продовольствия, домов, автомобилей и экономика США будет серьезно падать, тогда доллар снижается по отношению к другим валютам - евро, йене. Это потенциально возможно, хотя прогнозировать сейчас достаточно сложно. Вторая сторона вопроса - это рубль и доллар. Рубль полностью привязан к доллару. Т.е. курс образования рубля идет только через доллар к другим валютам.

Шустер: Другими словами, вы говорите, что колебания не затронут рубль?

Задорнов: Колебания на нашем внутреннем валютном рынке не будет. Рубль будет также меняться к доллару, как он менялся в предыдущие девять месяцев этого года. И мы можем быть внутри страны абсолютно спокойны в том, что касается долларовых сбережений граждан, не надо бежать продавать валюту.

Шустер: Михаил Михайлович, а я видел такой заголовок, в одной из газет: `На Россию прольется золотой дождь`. Что-то в этом роде. Я понимаю циничность постановки данного вопроса, но с другой стороны речь идет о ценах на нефть. Как высчитаете, можно предсказать стабильные высокие цены на нефть при любом развитии ситуации?

Задорнов: Да, я думаю, что здесь авторы, может быть, немного преувеличивают, но правы они в одном - пока мир ощущает возможность конфликта между США и любой страной на Ближнем Востоке, в Центральной Азии... вот это ожидание конфликта поощряет трейдеров повышать цены на нефть. И эта повышательная тенденция или просто высокие цены на нефть могут держать и месяц, и два. Тем более, Буш заявил о том, что война будет, может быть, достаточно длительной и американцы должны подготовиться именно к затяжной войне. Правда, пока не понятно с кем.

Шустер: Михаил Михайлович, а на западе некоторые эксперты считают, что страны - экспортеры нефти воспользуются этой ситуацией и поднимут цены на нефть, а сами представители ОПЕК говорят, что им не выгодны, чтобы цены были высокими. Вот вы, как прогнозируете?

Задорнов: Поясню, что ОПЕК держит цены в коридоре от 22 до 28 долларов за баррель именно американской нефти брент, наиболее распространенной, наша чуть-чуть дешевле на, примерно, полтора доллара. И они считают, что если зашкалит за верхнюю границу, это так же плохо, если нефть падает ниже 22 долларов. Потому что за всяким резким подъемом следует спад. И экспортеры, страны ОПЕК будут пытаться держать нефть в цене не дороже 28 долларов за баррель. Однако, сравните за первые 7 месяцев текущего года экспортная цена на российскую нефть составляла всего на всего 24.5 доллара за баррель. Т.е. даже если ОПЕК будет держать верхней границей своего коридора - 28, это существенно больше, чем в среднем за текущий год. Для России это все равно достаточно выгодная цена на нефть, больше любых ожиданий до этого теракта.

Шустер: Михаил Михайлович, а ваш коллега Александр Шохин, я его процитирую, сказал, что `если цены на нефть сохранятся на уровне прошлой недели, то добавки в бюджет будут исчисляться миллиардами долларов`. Это так?

Задорнов: Он преувеличивает. Экспортная пошлина на нефть, а с помощью нее снимаются основные доходы, она составляет за весь текущий год примерно 4 млрд. долларов. Квартал, это, значит, примерно, можно говорить о 1 млрд. или 1.5 млрд. долларов. Это максимально возможное увеличение доходов бюджета от цены на нефть.

Шустер: Но доходы в бюджет, они увеличились в текущем году, благодаря экспорту нефти.

Задорнов: Да, сейчас наша оценка и Минфин с такой оценкой согласен в последние дни, дополнительные сверх бюджета доходы в текущем году составят примерно 350, даже, может быть, чуть больше миллиардов рублей, т.е. 11 - 12 млрд. долларов не были предусмотрены в бюджете. И, конечно, мы их получили во многом, благодаря более высокой цене на нефть и на газ. Напомню, в бюджет было заложено, примерно, 21 доллар за баррель.

Шустер: В текущем году.

Задорнов: Уже в текущем году.

Шустер: А в следующем году, тоже, наверное, будет больше денег, чем предусматривало правительство.

Задорнов: Я только что приехал сюда с заседания бюджетного комитета, где мы впервые официально рассматривали бюджет, докладывал министр финансов Алексей Кудрин. И мы предложили, бюджетный комитет, правительству уточнить основные параметры бюджета по нашей оценке. Их и в следующем году может быть больше, примерно, на 120 - 160 млрд. рублей, т.е. на 4-5 млрд. долларов.

Шустер: А правительство согласно с вашими оценками?

Задорнов: Правительство взяло паузу. 2-3 дня на изучение предложений Думы.

Шустер: Скажите, вот еще одна цитата, потом я все же хочу понять, почему вы оцениваете доходы так, правительство иначе. Что, правительство скрывает разве? Это же не так, наверное.

Задорнов: Давайте возьмем просто опыт текущего года. Если вы помните, ровно год назад, ну, может быть, помнят специалисты, те, кто следил за бюджетными перипетиями прошлого года. Мы говорили, что доходов будет 150 - 200 млрд. дополнительно. Правительство отказывалось это признавать. Результат этого года - 350. Сейчас правительство уже согласно. По тем же самым методикам мы рассчитываем доходы будущего года и говорим правительству: `Посмотрите, мы дали все расчеты, доходов будет больше. И, исходя из этого, давайте мы сразу, на начальной стадии`...

Шустер: В этом плане правительство консервативно, в принципе, оно не хочет увеличивать суммы доходов.

Задорнов: Правительство, конечно, хочет, как можно показать доходы более низкие, с тем, чтобы сохранить для себя возможность маневра к трате этих денег.

Шустер: Так вот о маневрах. Сегодня премьер-министр Михаил Касьянов сказал следующее: `Правительство должно учитывать возможные риски, связанные с внешнеполитической ситуацией России`. Что это означает?

Задорнов: По всей видимости, как раз это означает абсолютную непредсказуемость ситуации возможного конфликта, т.е. может быть, как повышение цен на нефть, а может быть, как после какого-то достаточно серьезного конфликта и обратные последствия, скажем, резкое снижение цен на нефть после исчерпания конфликта.

Шустер: Но вы согласны с такой постановкой вопроса?

Задорнов: Я согласен, прежде всего, с тем, что последние дни усилились ожидания или опасения спада мировой экономики, поскольку американцы, еще раз, будут меньше тратить. Спад мировой экономики - ниже цены на все наши товары. Какая тенденция возобладает, предсказать сложно, но ситуация стала, конечно, более неустойчивой. Тем не менее, тот прогноз, который даем мы, он диктуется нашим опытом последних двух - трех лет. И мы не сомневаемся в верности своего прогноза, чтобы на мировых рынках и в мире не происходило.

Шустер: Скажите, с вашей точки зрения, эти дополнительные доходы, куда их надо направить?

Задорнов: Вы знаете, сегодня мы обсуждали их главный приоритет - это зарплата бюджетникам. Дело в том, что президент, премьер провозгласили увеличение зарплат в 2 раза. Для федеральных бюджетников: военных и тех, кто финансируется из Москвы, на самом деле, в бюджете предусмотрено на 40 -50 % увеличение. Но в регионах и на это нет денег, и мы чрезвычайно опасаемся, что с 1 января зарплаты будут провозглашены, но выплачивать в регионах не смогут. Поэтому, если будут увеличены параметры бюджета, основной задачей станет дополнительная поддержка регионов на выплату увеличенной заработной платы.

Шустер: И вот здесь правительство решило взять паузу. На эту тему надо подумать...

Задорнов: Фактически, правительство сегодня признало, что дырка в бюджетах регионов есть. И оно взяло паузу для того, чтобы подумать над нашими предложениями.

Шустер: А этих дополнительных денег достаточно для того, чтобы...

Задорнов: Вполне достаточно для того, чтобы на 40- 50 % в среднем по России увеличить оплату труда.

Шустер: А если правительство не пойдет на эти ваши предложения?

Задорнов: Образуется задолженность по заработной плате, начиная во многих регионах буквально с февраля 2002 года.

Шустер: То есть мы опять заговорим о невыплате зарплат.

Задорнов: И мы опять заговорим о невыплатах заработной платы, о том, кто в этом виноват. Центры или регионы, хорошие или плохие губернаторы, т.е. мы опять будем провоцировать социальную напряженность в стране, хотелось бы этого избежать.

Шустер: Спасибо.



17.09.2001

1994-2004, Национальная
служба новостейhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 214313
Опублик.: 16.11.04
Число обращений: 421

  • Задорнов Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``