В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Калягин уверен, что пришло время собрать гражданский форум в поддержку театра Назад
Александр Калягин уверен, что пришло время собрать гражданский форум в поддержку театра
В этот понедельник Александр Калягин призвал народ защищать репертуарный театр. Агрессором, от которого - по идее Союза театральных деятелей - нужно спасать наше культурное достояние, по традиции является государство.

Что, собственно, произошло? Почему взволновались столь достойные люди, как Марк Захаров, Константин Райкин, Генриетта Яновская, Геннадий Хазанов, Кирилл Лавров, и другие? Дело - в проекте закона `Принципы реструктуризации бюджетного сектора`. А российский репертуарный театр в бюджетный сектор как раз и входит, как входят туда организации здравоохранения, к примеру, или образования.

Согласно новой схеме учреждения будут поделены по трем группам, и уж в соответствии с принадлежностью к каждой из них распределятся дотации. А, как вы понимаете, здесь рождается механизм давления на театры.

С одной стороны, понять государство можно: если оно дает деньги, оно хочет за это что-то получать. Тут уже и про попечительские советы заговорили, и про перераспределение прибыли одного успешного театра на нужды других. С другой стороны, понять страх культурных деятелей еще проще. Главные режиссеры в Москве в большинстве своем люди тертые, прекрасно помнящие, как чиновники-партийцы запрещали спектакли и вносили актеров да постановщиков в `черные списки`.

Конечно, легко прийти к выводу, что хитрые театры хотят получить бесплатный сыр без мышеловки: сохранить госфинансирование и ни перед кем не отчитываться. Но проблема сложнее, здесь обе стороны хороши - в проекте закона достаточно ловушек и для тех, кто способен найти спон-сора на стороне. Они также не освобождены от попечителей сверху.

То, что государство называет контролем, снизу воспринимается как цензура. Искусство в советской стране, если верить лозунгам, принадлежало народу. Именем народа и прикрывались, громя `непонятное` и `чуждое`. Сегодня необязательно что-то громить: достаточно просто не дать денег. И выживут тогда без госрубля лишь те, кто, ставя спектакль, будет думать не столько об искусстве, сколько о коммерции. К этому готовы мобильные антрепризки, разъезжающие по стране с тремя стульями для четырех актеров, с пьесами про то, как Вася поскользнулся, упал на Машу, а тут пришел ее муж.

Репертуарный театр на этом фоне - как слон посреди мышей. Мышки пропитание найдут, а вот слона надо кормить, и еды ему требуется много. Тут и приходит дрессировщик с морковкой в одной руке, с хлыстом - в другой.

Пока, конечно, этот хлыст существует лишь в воображении театральных режиссеров. Но, как учит история, там, где появляются люди, определяющие, кого кормить, а кого не стоит, там и кончается свобода. Кто в конце концов будет определять правила игры? Кто сочтет, что один режиссер достоин дотаций, а другой - нет?

Может, нынче и кажется, что вопрос это второстепенный, касающийся лишь театралов. До поры, когда мы заглянем в причесанные по-новому театры. И в каждом будет идти одна и та же утвержденная сверху пьеса.

Валентина ЛЬВОВА 24 ноября 2004 г.

ЗАО ИД `Комсомольская правда`, 2004http://nvolgatrade.ru/

Док. 214873
Опублик.: 25.11.04
Число обращений: 536

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``